рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

§                    высший слой интеллигенции;

§                    аристократия рабочего класса;

§                    интеллигенция, в которую включены управленцы среднего звена;

§                    "белые воротнички" - разного рода служащие;

§                     преуспевающие крестьяне из колхозов-миллионеров;

§                    средние и малоквалифицированные рабочие;

§                    средний слой крестьянства;

§                    люди трудовых колоний.

Заславская выделила 79 социальных страт, т.е. каждый профессиональный слой разделила на квалифицированные и малоквалифицированные.

Венгерские ученые предложили проводить социальную стратификацию с введением индексов, куда включаются культурные различия и места проживания людей.



ВОПРОС 61

Говоря об обществе, мы подчеркиваем наличие в нем системообразующего компонента,

Который предопределяет деятельность людей и их взаимодействие. Материальное производство, или производство средств существования, является источниковой базой истории человечества - это его первый исторический акт. В связи с этим мы должны уяснить:

1.                 материальное производство нетождественно общественному производству, в общественное производство входят процесс как производства, так и воспроизводства непосредственной жизни и самого человека, а вместе с этим, и общественных отношений;

2.                 в структуру материального производства входят две взаимоопосредованные системы:

§                    технологический способ производства - это способы взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда;

§                    экономический способ производства - это тот общественный способ взаимодействия, который позволяет обществу нормально функционировать в определенный конкретно-исторический период.

Вычленение в материальном производстве технологического и экономического способов производства - вопрос спорный, дискуссионный. Вызвано это тем, что экономический способ производства, как способ производства материальных благ, включает в себя и технологический способ. Экономическая сфера жизни общества изучается многими дисциплинами. Это сегодня так, но исторически подобная концепция формировалась на протяжении двух столетий.

В первой половине 18 века Татищев рассматривал историю страны как историю судеб ее государственного строя. Щербатов, Карамзин, Погодин историю самодержавия рассматривали вместе с историей российского дворянства. Кавелин, Чичерин историю государства анализировали в связи с историей народа. Все три направления отдавали приоритет в изучении государственности, а не экономике.

Впервые роль экономического фактора в истории общества выделили Гиляровский, Рожков.

Начиная с 20-х годов приоритетной стала концепция противоречий между производственными силами, между производственными отношениями в ходе изучения истории. Тем не менее, в этот период историки Покровский (в качестве движущей силы прогресса считал торговый капитал и сферу обмена), Греков, Дружинин (рассматривали экономическую историю России, как самостоятельную в ее цивилизационном прогрессе), не были признаны.

Технико-технологические и экономические отношения взаимопроникают, создавая экономику страны. В 1977г. Каппа обосновал понятие техники как социального феномена. Он делает  вывод: в технике человек материализует свое мышление, опредмечивает его. Отношение к технике как материализму мышления идет с античности. В Древней Греции техника для человека - средство возвышения; в средние века - богохульство; Новое время, эпоха Возрождения и Просвещения - техника рассматривалась как материальная основа желаемого общества. Этот вывод основывается на философских размышлениях Коперника, Ньютона, Бекона.

20-й век технику рассматривает как феномен разрушающий культуру. В последнее десятилетие 20 века НТР характеризуется как гносеологический процесс, определяющий социальные и экономические последствия. В основе технологического оптимизма и пессимизма техника рассматривается как вершина судеб человека, т.е. она возводится в абсолют, как относительно самостоятельный феномен. Отношение общества и техники сегодня рассматривается как отношение любого компонента системы с его частью. Философы рассматривают технику как базис и продукт цивилизации, использование которого зависит от культуры. Речь идет о технических революциях, которые явились толчком  для создания материально-технической базы и, которые  создают конфликты между производственными силами и производственными отношениями в обществе.

В социальной философии выделены две категории:

1.                 экономическая революция - это переворот в экономическом способе производства;

2.                 техническая революция - переход всей социальной системы на более высокую историческую горизонталь, что приводит к смене господствующего технологического способа производства.

С этой точки зрения выделяются четыре способа производства:

1.                 присваивающий;

2.                 аграрно-ремесленный;

3.                 индустриальный;

4.                 информационно-компьютерный.

Каждый из способов производства представляет собой единство материально-технической основы и, соответствующих ей технологических отношений. Средства труда на каждом этапе развития материального производства меняются. Присваивающее хозяйство требует от человека мускульной силы. В аграрно-ремесленный период необходим человек как главная механическая сила. Индустриальное общество характерным типом личности считает мобильность переключения на управление. Информационно-компьютерное общество формирует человека как контролирующий элемент производства. Экономический способ производства имеет две стороны:

§                    производственные силы – это отношение общества к природе и степень овладения ею, включает средства и предметы, орудия труда;

§                    производственные экономические отношения, которые выражают общественные взаимосвязи и взаимодействия людей в процессе производства.

Научно-техническая революция на повестку дня поставила следующую проблему: в информационно-компьютерном обществе непосредственной производственной силой является наука, проникающая в средства, орудия и предметы труда. Это в свою очередь выводит на новый качественный уровень производителей материальных благ. Производственные отношения включают в себя две стороны:

1.                 материальное производство, где есть сферы производства, распределения и обмена:

2.                 сфера непосредственного производства, где есть материальное производство и, одновременно, не решенные социо-культурные проблемы.

Таким образом, производственные отношения есть экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе непосредственного производства и распределения, обмена и потребления. Экономические отношения – это система, системообразующим фактором которой являются отношения собственности на средства производства. Экономические отношения имеют исторический характер. При капитализме есть капиталистическая собственность, собственность крупных землевладельцев, мелкая собственность, коллективные формы различной собственности. Это находит выражение в совокупном общественном прибавочном продукте, за счет которого идет капитализация и развивается общество. Эта теория была положена в основу конкретизации исторически известных типов производственных отношений (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический). Разработанная Марксом концепция роли и места отношений собственности в обществе признана всеми, но государство, используя тот или иной вид материальных отношений, трансформировало тип производственных отношений, который в философии называется всеобщей формой организации хозяйства.

История знает три формы организации общественного хозяйства:

1.                 натуральная, куда относятся все докапиталистические общественные отношения;

2.                 товарная – собственно капитализм;

3.                 плановая, регулируемая.

В момент расцвета любой из этих форм зарождаются новые формы организации общественного хозяйства, которые, в свою очередь, являются исходными моментами для формирования новых производственных отношений.



ВОПРОС 62

Понятие общественное сознание принадлежит к фундаментальным категориям общественных теорий. Жизнь общества, по сути своей, практическая, но целенаправленность человеческой жизни придают идеи, взгляды, ценности, целевые установки и теоретические концепции. Осознание бытия является основой для изменения жизнедеятельности людей. В социальной философии общественное бытие рассматривается как объективная общественная реальность, своего рода социальная материя. Общественное сознание - это осознание обществом самого себя и общественного бытия. Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания является детерминированным основанием, т.е. одно зависит от другого. Общественное сознание отражает реальные противоречия бытия и объективную необходимость его практического преобразования. Таким образом, общественное сознание мы рассматриваем в двух родах отношений: сознание и объективная действительность - это гносеологические характеристики. Сознание и социальные установки, т.е. материальная деятельность, общественная практика - это социально-философская характеристика. В соответствии с марксистской теорией общественное сознание рассматривается  в качестве продукта для определенных общественных отношений, т.е. как необходимый элемент самой связи людей и общества. Иначе, материальное отражается в идеальном, по терминологии Гегеля "свое - другое". В таком случае сознание выступает как идеализированная объективная форма общественного бытия. Человек предстает с одной стороны как идейная сторона субъективного фактора, в которой сосредоточены социальные интересы, с другой стороны, как объективная характеристика истоического прогресса духовной жизни общества. В обществе это раздвоение предстает с точки зрения сознания и духовности:

§                    сознание как отражение;

§                    сознание как деятельность и активность.

Это послужило тому, что сознание в концепции двух подходов рассматривается:

§                    сознание - философская категория;

§                    сознание - феномен общественно-экономической практики.

Некоторые ученые не соглашаются с такой трактовкой, они считают, что сознание - это функция человеческой деятельности, которая выходит на конкретные формы такие как философия, история, религия, правосознание. Общественное сознание - это генетическая категория, оно невозможно без мыслящей материи. Человек понимается как социально-исторический субъект детерминации. Общественное сознание - это деятельность людей в форме отношений, которые формируют объект и субъект.

Известный ученый Лекторский занимался проблемами общественного сознания. Он выделил два направления в изучении общественного сознания:

§                    как функционирование систем коллективной деятельности;

§                    как функция любой человеческой деятельности.

Мы будем рассматривать категорию общественного сознания как бытие в ином. В сознании формируется не то, что есть в субъективных мыслительных действиях индивида, что характеризует его внутренний мир, глубоко личное состояние, а то, что представляет собой объективное проявление сущности сознания, которое адаптируется и социализируется в ходе общественной деятельности. Социальные философы считают, что общественное сознание обусловлено безусловным, поэтому оно - это снятая форма реальности, она объективна, но не материальна. Идеи, сформировавшиеся с помощью общественного сознания, проникают в систему индивидуализированного, коллективного, нелинейного. Если бы это было так, то мы бы меняли в своем сознании общественные и духовно-нравственные представления, автоматически реагировали на изменение общественных условий, и связь человека с обществом осуществлялась ан уровне алгоритмов социально-исторических условий, минуя интересы и потребности личности. Общественное сознание всю смыслообразующую деятельность человека представляет в чистом виде. Связь общественного сознания и общественного бытия проявляется:

1.                 в форме взаимодействия людей через детерминацию их интересов;

2.                 в форме взаимодействия, которое преобразует сознание и самого носителя.

Сами категории общественное бытие и общественное сознание абстрактны, они дают представления о бытие человека на социальном уровне. Общественное бытие - это вся совокупность материальных отношений, в которых протекает процесс жизнедеятельности людей. Общественное сознание - это вся совокупность материальных отношений, в которых протекает конкретный процесс жизнедеятельности людей. Общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, привычек, которые отражают общественное бытие людей.

Точно определить адекватность отражения в общественном сознании общественного бытия сложно, поэтому Сен-Симон использовал понятие общественное сознание в качестве основы общественного прогресса. В соответствии с этим он выделил три фазы развития:

1.                 теологическая (господство религии, рабовладельческий строй, феодализм);

2.                 метафизическая (крушение теологической системы);

3.                 позитивистская (общественный строй, основанный на науке).

Кьеркегор определяет общественное сознание как бытийная, онтологическая структура личности. Гусер ввел понятие "феноменологическая реакция" - выдвижение на первый план смысловой связи сознания и мира. Пишвара сопоставлял различные сферы бытия для построения теологической картины мира с помощью сознания, идеального. Общественное сознание трансцендентально - это утверждает Меритян и Корет. Можно оспаривать, что первично, но остается связь общественного бытия и общественного сознания.

Экзистенциалисты назвали общественное сознание разумным основанием мира, которое по Шопенгауэру, подменяется иррациональной волей. По Ницше - имморальным произволом субъекта. В обоих случаях установка на общественное бытие подменяется рационализацией воли. Прав был Фихте, который говорил: "Философия такова, каков сам по себе философ". Общественное сознание получает такие определения: Шпенглер - коллективная душа, Юнг - коллективное бессознательное, Хайдеггер - бытие.

Таким образом, общественное сознание как объект социальной философии превратилось в "феномен движения воли к власти".

С одной стороны, общественное сознание обращено к объективной действительности, с другой, непосредственно к субъекту. Сознательность является одним из оснований самой жизни и сознания. Ученые делают вывод, что осознание бытия вырабатывается обществом в целом, и неотделимо от многогранной деятельности людей. Это одна из сфер или подсистем общественной жизни и ее функция.

Общественное сознание имеет свою структуру (сферы, уровни):

1.                 психологический;

2.                 идеологический;

3.                 научно-теоретический.

В зависимости от трех форм связи индивида с обществом выделяются три формы освоения мира: природно личная, вещная, действительно-социальная форма общности. Все эти три формы обеспечивают духовное освоение реальности, они историчны, беспрерывно видоизменяются и в своих рамках сохраняют устойчивость общих форм сознания: политика, право, искусство, мораль, религия. Всем этим формам в структуре общественного сознания выделяются конкретные области:

§                    обыденное сознание;

§                    общественная психология;

§                    идеология;

§                    массовое сознание;

§                    научное сознание.

Обыденное сознание является источником общественого сознания, постепенно превращалось в осознанную повседневную потребность людей. Энгельс характеризовал его как "здравый рассудок". Гегель к нему добавил понятие "несчастное сознание". Обыденное сознание фиксирует внешние связи и отношения общественной жизни на уровне явлений, не проникая в сущность вещей. В нем обнаруживают себя все формы знаний и заблуждений (предрассудки и суеверия, связанные с повседневной деятельностью).

Массовое сознание признается не всеми философами. Вебер и Бессонов выделяют в структуре общественного сознания только те элементы, которые несут в себе ценностный аспект, и только те, которые утверждают правоту действий конкретных субъектов. Массовое сознание может быть: ценностно-рациональным и полностью иррациональным. Оно влияет на ценностные установки людей в форме межличностного общения, в ходе которого вырабатываются стереотипы и внешние образцы поведения. В этом аспекте массовое сознание изучают Вунт, Паретте, Сенелли.

Отечественные ученые массовое сознание отождествляют с общественным мнением, как реакцию на факт или событие.

Теоретическое сознание или наука. В массовом сознании научный элемент, как и в обыденном, чаще всего не присутствует, но их взаимодействие дает основание для формирования теоретического сознания, которое способно видоизменять, модифицировать. Теоретическое сознание интеллектуализирует обыденное и массовое сознания. Теоретическое, массовое и обыденное сознания составляют гносеологическую сторону природы общественного сознания.

Идеология - система взглядов и идей, которые могут быть истинными или ложными, научными или иллюзорными, но отражают реальные связи и отношения между людьми. Марксисты считают, что идеология представляет собой систему принципов и идей, оперирующих преимущественно этическими, социальными представлениями, вне связи с конкретной оценкой действительности. Маркс назвал идеологию ложной, искаженной, превращенной формой сознания. Идеология защищает интересы конкретного социального слоя и поэтому Поппер, Арон, Бел выдыинули идею отсутствия идеологии в странах зрелого индустриального общества. Идеологию они перенесли в сферу социальных конфликтов. Любой политик может сформулировать любую идеологию. Функции идеологии они передали науке и доказали, что сегодня любое воззрение политиков может быть обосновано какой-то одной из наук.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.