Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)
Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)
Вопрос 1 (не весь)
В конце 19 века Струбе в своей работе введение в
философию обосновал концепцию: философия должна познать себя. Он предложил
программу изучения философии в следующем порядке:
1.
предмет
2.
задачи
3.
черты
4.
связь с др. Предметами
5.
изучение ее метода и
средств познания
До него эта попытка была осуществлена Кеппеном. В его
труде «Философия философии» он взял в центр философские системы и их
сопоставление.
Современная философия соединила позиции этих ученых и
взяла исходной в изучении этой науки функцию философии:
1.
это способ действия
2.
способ проявления
активности системы (философии)
3.
общий тип решаемых задач
Возникновение философии относится к тому периоду человечества,
когда человек почувствовал недостаточность эмпирического познания.
Объективными предпосылками возникновения философии
были:
1.
переход
от доцивилизационной первобытности к цивилизации, где помимо разделения труда
физического и умственного, появился слой, представители которого занимались
философией.
2.
разложение
первобытнообщинного строя и формирование первых классовых обществ привело к
усложнению общественной жизни и расширению социально-исторической практики
людей, которая обеспечила развитие их способностей к абстрагированию и формированию
на этой основе научного знания.
Карляспера характеризуя этот период ввел понятие
«осевого времени», т.е. столетие когда осуществлялся переход от иррационального
мышления к научно-филосовскому осмыслению окружающего мира и места человека в
нем.
Этот период охватывает 800-200 лет до н.э.В этот период
в Китае и Индии, и на Западе формировались философские воззрения.
Конфуций и Лау Джи, Мао Дзи, Чжуадзы, Будда и Затуста.
В Греции: Гомер, Парменид, Гераклит, Платон.
Научные представления о мире дифференцировались в конкретных
познаниях.
Вопрос 2
Научные
представления о мире дифференцировались в конкретных познаниях.
Источники
уровней познания:
·
мифологизированное
Мифология
и первобытная религия в них не было места вере, обычая, традиции, а были
размышления, которые противоборствовали с религиозно-мифологическими знаниями.
· религиозное
осмысление мира
Пыталось
осмыслить окружающий мир с позиции единобожия. Это были 2 этапа:
1.
с одной стороны - осмысливание стихии природной (космогонические мотивы,
без которых не возможна человеческая жизнь (вода, воздух, огонь)).
2.
с другой стороны - формируется мнение об изменчивости и превращенности
вещей.
· переход от
наследнообразного к абстрактному мышлению к выработке собственного философского
подхода мы усматриваем в Лейской школе - Зенон, Пифагор.
Произошли
изменения в самой структуре философского знания, большую роль стали играть
формальная логика, этика, эстетика.
Сегодня
структура философского знания включает:
1.
онтологию - учение о бытие
2.
гносеологию - учение о познании
3.
концепции взаимосвязи и взаиморазвития (соц. Философия)
4.
логика - учение о формах мышления
Вывод: в
основе генезиса философского познания лежит концепция идей как смысл всех
явлений (Сократ, Платон).
Философия — мировоззренческая форма
сознания. Однако не всякое мировоззрение можно
назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на
протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы
в особом мире грез и фантазий. Эти верования II представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением
исторической памяти, регулятивом их социальной
организации. Ушли ли мифы
и мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Не осталось ли
реликтов мифотворчества в современном сознании и культуре? В наше
«просвещенное» время, пожалуй, уже никто не
верит в «трех китов», на которых держится
Земля, либо в змия-искусителя, ввергшего в смертный грех прародителей
человечества. Но зато в широком сознании масс
творятся н живут иные, не менее, а может быть, и более иллюзорные идеи (с
полным основанием их следует признать идеями мировоззренческими): о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических
партий н бесконечной мудрости их вождей, о коммунизме, к которому ведут «все
дороги», и пр. Мифологическим мировоззрением —
независимо от того, к далекому прошлому или
сегодняшнему дню оно относится — мы назовем
такое мировоззрение
(или такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека),
которое основанонее на теоретиче-ских доводах и рассуждениях, а либо
на художественно-эмоци-ональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных
неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных
процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих
его от науки, заключается в том, что миф
объясняет «все», ибо
для него нет непознанного
и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для
современного сознания — архаичной формой мировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и отличным
от него стало религиозное мировоззрение, развившееся
из недр еще не 'расчлененного, не дифференцированного
общественного сознания. Как и мифология,
религия апеллирует к фантазии и чувствам (это
могут быть и очень высокие чувства — любви,
веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием).
Однако в отличие от мифа религия не «смешивает» земное н сакральное, а глубочайшим иI необратимым образом разводит
их на два противоположных полюса. Творческая
всемогущая сила — Бог — стоит над природой и вне природы.
Бытие Бога переживается
человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что
за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Религия, религиозное
сознание, религиозное
отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования
культуры, развивались, приобретали
многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех
их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения
стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни,
и то, что и эти ценности, и ведущий к ним
жизненный путь переносится в трансцендентную,
потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела н поступки
человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или
порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи
обеим формам сознания. Однако есть н различие.
Религия — сознание массовое. Философия — сознание
теоретическое. Религия не требует
доказательства, разумного обоснования своих
положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия
— всегда теоретизирование, всегда работа мысли. По отношению
к философскому мировоззрению дофило-софские (дорациональные)
мировоззренческие формы и исторически и
логически оказываются их необходимым, есте-ственным предшествием. Мифологическое сознание было
сознанием глубокой,
интимной связи
человека и природы
в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической
стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства
человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной
целостности бытия. За долгие века своего
существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, выработала свой императив
личного и социального поведения.
Христианство всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею — эсхатологическую: идею
«второго пришествия», конца света, конца
истории. В буддизме (возник в древней Мидии в середине 1 тыс. до н. э.) центральная идея
— «нирвана", означающая
«угасание», «затухание» жизни иI стремления к ней. Угасание жизни, прекращение желаний есть,
согласно учению этой религии, единственный путь н к прекращению страданий, ибо
жизнь н страдание всегда неразрывно связаны между собой, не отделимы друг от
друга. В человеческой культуре нет такого другого примера космического пессимизма. Третья мировая
религия — ислам (возник в VII в. н. э. в Аравии) — признает
абсолютную власть над миром единого Бога, воля
которого навечно предопределила судьбу каждого. Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века (и
на Западе, и на мусульманском Востоке), когда духовная власть религии (н основанная
на ней политическая власть церкви) над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль «служанки» богословия.
В Новое время, особенно в эпоху Просвещения (XVIII В.),
философия заявила о своей
«эмансипации»
от религии, а затем — в лице наиболее радикальных атеистов — предприняла настоящую атаку на
религию и ее догматы. В XIX в. великий
философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов (он
был протестант-лютеранин) , в иерархии форм
духа религию н философию
отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину
пирамиды поставил
понятийное мышление, т. е. философию, а религии «присудил»
лишь второе место. Настоящий ренессанс
религия (и основывавшаяся
на ней религиозная философия) пережили в России во второй половине XIX в.(Вл. Соловьев) и в первые два десятилетия XX в., известные как
«серебряный век» русской культуры.
Вопрос 3
Философия - это индикатор
человеческой мудрости. Это вера в свое бытие, истину мира и стремление к
осмысленной целенаправленной деятельности.
Философия утверждает
рефлективное в духовной культуре человечества . Философия - это особый тип
мышления. Философское осмысление жизни фиксируется общественным сознанием.
Философия
имеет свой предмет исследования - это область духовной деятельности людей, в
основании которой лежит рефлексия, над самой этой деятельностью, над ее
смыслом, целью и формами в которых заложен смысл сущностных отношений человека
к миру.
1.
Философия в отличии от мифологии как форма духовной
2.
активности переносит основное внимание с идеи бога на человека, который
преобразует и творит окружающий мир.
3.
на человека познающего и исполняющего или опратистовывающего
божественную идею. Т.о. философия как наука и как философский эмоциональный
настрой система мировоззренческих чувств.
Философское
творчество - это попытка разумного обоснования бытия, человечески значимого
существования. С другой стороны это не только рефлективно-творческая система,
дающая представление о мире, но и система принципов, помогающая жить
нравственно, эстетически и интеллектуально. В основе отношения человека с
миром есть и структура философского знания. Это учение о бытие (онтологический
аспект - сущее), учение о познании (гносеологический аспект - эпистемология),
учение о формах мышления.
Сам процесс
познания предполагает наличие двух систем, познающего субъекта и объекта. В
ходе познания особенности объекта воспроизводятся через субъект. Субъектом
познания является сложная иерархия носителя знания.
В целом общество,
как высший производитель знания, народы, а также социальные группы
специализируются на воспроизводстве знаний. Субъект познания имеет не только
гносеологическую сущность - это живая личность с ее страстями, потребностями,
характером и т.д.
Объект познания - фрагмент бытия, на который
направлена мысль субъекта, обусловленная потребностями человека,
заинтересованного либо в улучшении своего бытия, либо в развитии науки. Одни
ученые считают, что объектом познания нельзя считать всю объективную
реальность, а лишь то, что входит в сферу деятельности человека. Их принцип:
нет объекта без субъекта. Другое направление в философии наоборот отождествляет
объект познания со всей объективной реальностью. Тот, кто отдает предпочтение
эмпиризму в познавательном процессе (Локк) делает вывод: субъект пассивен, т.к.
в ощущениях отпечатываются черты объекта. Однако ценностное отношение субъекта
к объекту свидетельствует об активности первого, т.к. объект всег+
-***да соотносится с каким-то эталоном, нормой и к
ним постоянно стремится субъект.
Что же является предметом философии? Предмет
философского знания, подобно предмету' любой науки,
вычленяется из
совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей,
причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные
потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их
взаимоотношений. Предметом филосо^ши
явмется всеобщее в системе "мир—человек ". Эта
система при первичном подразделении распадается на две относительно
противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — "мир" и
"человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни,
а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический,
познавательный, аксиологический, духовно-практический. Это можно представить схемой:
М — мир, материя, объективная реальность; Ч — человек, сознание; ООМЧ — онтологические
отношения материи и человека; ПСОО — познавательные
субъектто-объскпше отношения;
АСОО — аксио-логические
субъектно-объектные отношения; ДПСОО — духовно-практические субъектно-объектные отношения.
В предмет философии входит всеобщее в материальном бьпии
и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных
наук — по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук,
изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой
отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть),
такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.
Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным
отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии.
Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже
изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень,
часть) предмета фияософии. Ими являются
эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального,
истины и заблуждения и т. д. Все эти моменты
(формы, закономерности познания) присущи любым
отраслям знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех
отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами
основные законы диалектики" (Б. М. Кедров). Сталь же общие (или всеобщие)
характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию,
поведению, практике. К основным понятиям философии относятся
"Истина", "Красога",
"Добро", "Действие", а не только "Мир" и
"Человек". Предмет философии в материальном бытии составляет не
всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением
к нему человека. Философски всеобщее имеет важный
признак: в нем выражен факт раскола мира на
материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии
входит только то из материально-всеобщего,
что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его
понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи
всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве
элемента для формирования мировоззрения.
Философия
— это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Каковы же
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей?
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ
ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир,
позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека
сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним
общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель
справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.
КУЛЬТУРОГЕННАЯ
ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии
культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные,
художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие
понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В
области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она
вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и
служит генератором принципиально новых идей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и
основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий
метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса
познания в каждой отдельной области знания.
ИНТЕГРАЦИОННАЯ
ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные
области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту
видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей,
мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать
ее.
Осуществление
перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого
общества.
Основной вопрос
философии. Понятие материи.
Философский
анализ направлен во вне человека - на все мироздание и внутрь - на самого человека.
Философия исследует мир внешний по отношению к человеку и мир внутренний
(духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными
словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая
другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все философские
проблемы так или иначе затрагивают самый общий вопрос - о соотношении материи
и сознания. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И СОСТОИТ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ.
Он имеет две стороны: что является первичным - материя или сознание, а также
верно или нет сознание человека познает материальный мир.
Органическое
соединение в философии двух начал – научно-теоретического и
практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы
сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории- в реальном процессе
наследования, развития идейного содержания философских учений, которые
исторически во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом.
Все они – лишь грани, моменты единого целого.
Вопрос 4
Теория познания (гносеология)
сформировалась в качестве фундаментального раздела философии. Знание сущности
вещей, процессов окружающего мира позволяют человеку использовать их в соответствии
со своими потребностями и интересами. В этом случае знания выступают связующим
звеном между природой, человеческим духом и практической деятельностью. В ходе
познания осуществляется процесс избирательно активного действования, отрицания
и преемственности.
Знания существуют в различных формах:
— до научной;
— житейской;
— художественной;
— научной.
Базируются знания либо на разуме, как
наука, на здравом смысле (эмпирический уровень) и на обыденном сознании.
Осмысливая факты, человек формирует высший уровень научного знания и на этой
основе осуществляет научное прогнозирование, планирование и проектирование. В
системе научного познания особое место принадлежит научной рациональности. В
первой половине 20 века этой проблемой занимались Бергсон, Хайдеггер, Ясперс,
Гуггер, Вебер, потому что в ней отражено взаимодействие науки и общества, его
сущность и роль в развитии цивилизации. Однако против соединения науки и
рационализма выступил Фейерабенд. Он считал, что в этом альянсе заложен
источник империалистического шовинизма в науке. Было замечено, что научная
рациональность, проникающая в социокультурные процессы, экономическое развитие
цивилизации предопределено трансформацией в сознании. Рационализм в своем
развитии прошел три этапа, начиная с 17 века. Классический - при теоретическом
объяснении и описании объекта шло абстрагирование от всего, что относится к
субъекту (17 - 18 века). Неклассический тип научной рациональности (конец
19-середина 20 века). В этот период наблюдается зависимость исследования от
характера, средств и специфики операций, к которым прибегает ученый.
Постнеклассический тип рациональности (конец 20 века). Учитывая исследования
сверхсложных, саморазвивающихся систем, ученые соотносят результаты полученного
анализа со своей ценностно-целевой ориентацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|