рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

§                    для философского обоснования сверх человека как субъекта новой морали, основанной на врожденном благородстве, аристократичности и врожденном здоровье.

Человек должен быть ближе к природе и поэтому необходимо воспитать сильных личностей, способных повести за собой людей. И смыслом каждого человека должно быть - «Живи опасно». Понятие жизнь у Ницше  заменено понятие бытие. Ибо в первом был вложен смысл движения и становления, во втором статическое состояние. Ницше писал: «Нет бытия есть только становление». Он выступал против того, чтобы положить в основу понятия становления первооснову, которая могла бы быть устойчивой. Жизнь у Ницше это: с одной стороны - человеческая жизнь и основы бытия, с другой стороны определенные отношения человека к основе бытия. Он утверждал, что каждый человек чувствует, осознает и познает ее на основе переживания, сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличии от Шопенгауэра Ницше придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. И выбранная им категория центр его концепции «воля к власти. Наиболее значимый критерий любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошо все то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.

Вывод Ницше: рациональная деятельность не способствует повышению воли к власти, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя деятельность рассуждениями. Именно это легло в основу отрицания Ницше  христианской морали, которая проповедуя любовь к ближнему подрывает волю к власти. Воля к власти рассматривается им как основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и их нормативных установок. Таким правом должен воспользоваться человек во всех сферах своей жизни. Аналогичным образом Ницше оценивает демократию, где масса составляет оппозицию власти. Из права сильного воля к власти выведены все основания морали Ницше. Он считал, что понятия добра  и зла, которые существуют в иудео-христианской морали, которая препятствует полному самовыражению человека и он предлагал произвести переоценку ценностей и упразднить результаты «восстания рабов» в морали и возродить мораль господ.

Субъект морали господ сверх человек, «белокурая бестия». Наряду с генетической характеристикой человека, как сверх человека и именно арийской расы с определенным нордическим типом, Ницше проповедовал двойную мораль. По отношению к ближнему забота и внимание; по отношению к дальнему, чужим - необузданность зверя, в основе должен лежать инстинкт. Познание по Ницше работает как орудие власти, поэтому истина:

- не должна простираться далее того, что нужно для осуществления воли;

- она должна быть направлена не на познание мира, а на овладение им;

- и цель познания может быть понята, как полезное заблуждение.

Ницше отрицал различие жизни и познания, теории и практики. В основе не различности по его мнению лежат инстинкты «чистых теоретиков» и не более того. Познание в таком случае слепая игра инстинктов и субъективных желаний, и осуществление не воли к истине, а воли к власти.

Истину он призывал доказывать чувством повышенной власти и выгодой. Если все предыдущие умозаключения Ницше можно оспаривать, то сводить истину к чувству не правомерно. Ницше был против господства массового сознания мелкой буржуазии, его сверх человек совершенен, с высокими интеллектуальными качествами.

Заратустра - это своеобразный мост между «навозом» и сверх человеком.

Сверх людей он отождествляет с богами, они заняли в философии Ницше место бога.

Бергсон - французский иррационалист, основную цель в философии видел в «преодолении точки познания разума».Он отвергал рациональные пути познания жизни и стремился обосновать иной, интуитивный способ ее постижения. Пре6дпосылка его философии как и всей «философии жизни» отождествление ее с переживаниями. Наиболее достоверным и неоспоримым фактом он считал наше существование, которое проявляется в непрерывной смене ощущений, эмоций, желаний, т.е. в изменении нашей психики.

Его философия жизни - это жизнь переживаний. Этот поток переживаний образуют по нему подлинную реальность и поэтому составляет предмет философии. В отличии от традиционного иррационализма, который превращает сознание в самостоятельную сущность и выделяет в нем рациональное, познавательные моменты, иррационализм Бергсона строится на той стороне познания, которая никоем образом не связана с познавательной деятельностью. Сознание в таком случае не соединяет человека с миром, а оставляет его в кругу представлений субъективного содержания, имеющего лишь психологическое значение. Это состояние индивидуального сознания Бергсон  считает сущностным содержанием бытия. Постоянно изменяющееся оно выносится за пределы индивидуального сознания, проецируется во вне, в результате чего приобретает вселенское значение. Изменчивость не свойство сознания, ни черта бытия и действительности, а сама действительность как таковая.

Бергсон делает вывод: изменчивость субстанция вещей, это поток сознания, но именно он является первоосновой действительности. Две способности сознания соответствующие двум возможным отношения к внешнему миру (созерцательному - пассивному, активному - действенному). Интуитивное т.о. он связывает с созерцательной стороной, а интеллект с действенной стороной. Две способности сознания обеспечивают две стороны изменчивости:

1). Материальную - где существует механическое передвижение твердых тел, они образуют материю, где господствует механический детерминизм и где невозможно быть новому.

2). Духовная - это духовная жизнь, где идет непрерывный процесс  возникновения нового в сознании.

Т.о. материальное есть предмет позиции интеллекта, понятия - тени тел, знаки, символы, но не образцы.

Логика - это совокупность правил, которым нужно следовать при работе с символами, изменчивость неподвластна интеллекту, жизнь постигается интуицией, но если у Декарта интуиция была основой всего рационального, то у Бергсона интуиция некая таинственная рациональность и одновременно способность проникновения в иррациональную сущность жизни - это есть врожденное знание жизни, поднявшееся до созерцания.

Не нуждающийся в понятиях интуитивного знания и есть по Бергсону - знание философское или метафизическое, при этом интуиция должна быть незаинтересованной, во вторых не напряжена по отношению к воле и противиться по интеллектуальному отношению к миру. В итоге Бергсон определяет интуицию как сущность воли созерцающей саму себя и ставил неким комическим усилиям движущим началом жизни, это жизненное начало. Есть сознание или сверх сознание, которое и есть бог. Это непрерывающаяся жизнь и действие свободы. Через единый жизненный порыв, через возникновение в нем 2-х ветвей эволюции, приспособление организмов к окружающему миру, и инстинкт у животных и интеллект у человека. Для интеллигенции философии Бергсона стала откровением. Творческая интеллигенция представила в форме потока сознания не только духовную жизнь, но и свое творчество как таковое. И это поток сознания выражается хаотической сменой переживаний.



ВОПРОС 36

Одним из направления философии в зарубежной литературе можно назвать прагматизм, который сложился в 70-х годах 20 века, благодаря деятельности трех ученых: Пирса - «Закрепление верования, «Как сделать ясными наши идеи»; Джеймса - «Закономерность веры от воли», «Прагматизм - начало психологии»; Дьюн - «Принципы психологии», «Опыт и природа», «Психология и педагогика мышления».

Сегодня прагматизм в США является господствующим философским течением. Прагматизм подчинил себе философию образования, сделался полуофициальной философией американского образа жизни.

Формирование концепции прагматизма американцы сравнивали с «каперникайским переворотом», полной реконструкцией философии, считая, что прагматизм идеальный ключ к решению извечных проблем философии.

Центральная задача прагматизма - опустить абстрактные философские понятия на землю и искать смысл философских проблем в их отношении к человеческой жизни. Именно те философские проблемы значимы, которые имеют прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться  в терминах человеческого действия и его успешности.

По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно - это общее понятие этой теории.

В прагматизме выделяются 3 направления:

- Пирс - он выделяет 2 доктрины:

а). «Теория сомнения веры»

б). «Теория значения»

«Теория сомнения веры», согласно ей - это не отражает реальность в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т.е. биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать на окружающие условия, - эта привычка составляет верование. А достижение устойчивого верования - есть единственная цель мышления. Движение идет не от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому верованию, которое является основной функцией познающего мышления. Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета - опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма - общие верования, обоснованные безличными доопытными началами.

Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым обеспечивается единство и всеобщность.

«Теория сомнения веры» обосновывает отказ от понимания познавательной деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность, которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т.о. достижение веры влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера с точки зрения прагматика - это привычка действовать.

«Теория значения»- Пирс решал задачу установить значение понятий не в словарном смысле, а в практических действиях человека, т.е. понять идею какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с человеком. Без этого нельзя говорить о «значении» в философском смысле. Значение - это, что содержание понятия значит для человека как сообщества людей, т.е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с практическими последствиями действий.

Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по его мнению - это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т.е. разделяться всеми заинтересованными в нем.

Джемс - в центр философии ставит человека, а значение всех философских проблем оценивается по той роли, которую они могут играть в жизни индивида.

Философа должно интересовать не устройство мира, а какое значение он имеет для человека, что следует для него из его знания. Склоняемся мы к тому или иному философскому направлению не из-за его истинности, а потому, что оно в наибольшей степени соответствует нашему умонастроению, эмоциональному состоянию, нашим интересам. Истина по Джемсу - полезность или успех, а прониатизм, и есть метод улаживания споров. Сознание человека - это избирательная активность, направленная на отбор того, что отвечает целям индивида, их чувствам, настроениям и эмоциям.

По мнению Джемса необходимо отдать предпочтение не доводам разума, а верить в любую гипотезу и идти на риск. В центре его концепции стоит воля к вере: с одной стороны вера настраивает на убеждения, в совершенную иррациональность и непознаваемость окружающего мира, с другой - помогает комфортно жить в хаосе не связанных событий, плюралистической вселенной. Воля к вере определяет успех человека в теории и практике. Т.к. объекты веры - суть, единственные реальности, о которых можно говорить, но объектами они становятся лишь тогда когда в той или иной вере подвергаются напряжениям или усилиям воли в опыте. Опыт характеризуется как некая совокупность ощущений, эмоций, переживаний. В опыте мы не имеем дело с реальностью, поэтому понятие идеи, теории, созданные в процессе опыта лишены объективного содержания и должны оцениваться прагматически, т.е. с точки зрения практических последствий, поэтому истинность понятий и идей в их полезности.

Систематизировал и превратил в универсальное учение, охватившее педагогику, этику, социологию, историю - это был Дьюи. Осуществил он это на основе науки и демократии. Он разработал логику науки, теорию научного исследования и применил созданный им научный метод к человеческим проблемам во всех сферах общественной жизни. Критикуя, существующую до него философию Дьюи настаивал на том, что единственный путь к решению социальных, практических и теоретических проблем состоит в методе разума и науки, который в отношении к природе и технологии дал уже всем известные блестящие результаты. Он рассматривал научный метод ни как метод познания, а как метод, обеспечивающий успешное поведение человека в мире, объективное знание, которое невозможно. Научный метод Дьюи не признает объективную реальность, как предмет исследования. Он утверждает, что она возникает в процессе познания, поэтому знания о предмете расцениваются как создание реальности. С его точки зрения быть объектом научного исследования. Научное исследование ставит человека в проблематические неопределенные ситуации, задача философии состоит в том, чтобы преобразовать неопределенную ситуацию в определенную, нерешенную проблему в решенную. С этой целью и создаются понятия, идеи, законы, которые имеют инструментальное значение. Наука - это комплекс инструментов, которые используются в тех или иных обстоятельствах, поэтому некоторые ученые прагматизм Дьюи называли инструментализмом. Он включает 5 ступеней исследования:

1. чувства затруднения

2. осознание проблемы

3. пометки ее решения (выдвижение ее гипотезы)

4. развитие идеи, решение ее до имперических последствий

5. наблюдение и эксперимент, которые осуществляются ради решения проблемы

Дьюи вывод: истинным является то решение, которое  в наибольшей степени обеспечивает успешность действий человека. Дьюи понимает истину как другие представители прагматизма Пирс и Джеймс.



ВОПРОС 37

Неопозитивизм сложился как 3-я историческая форма позитивизма.

Первым этапом позитивизма был классический позитивизм. Он был основан Кантом в 19 веке. В его трудах “Курс позитивной философии”, “Дух позитивной философии”. Позитивизм как понятие имеет несколько толкований:

- как совокупность взглядов Канта и его последователей 30-40-хх годов 19 века

- как совокупность концепций всех позитивистов 19 века (Миль, Спенсер)

- все позитивистские течения 19-20 века

- как метод широко проникший в теорию познания, логику, историю, социологию, этику

- Вторым этапом позитивизма был махизм  или эмпириокрицизм (Авенариус).

Третьим этапом был неопозитивизм. Его основателем считается ШЛИК. Программа позитивизма выглядит:

1. Познание должно быть освобожденным от всякой философской интерпретации.

2. Предшествующая позитивизму философия (традиционная), рассматривается как метафизическая. В связи с этим позитивисты предлагают упразднить или разработать такую науку, которая включает в себя философию и экономический обзор системы знаний, либо заменить учением о соотношении между науками и о языке.

3. В центр новой философии положить новый путь, который должен преодолеть метафизику, возвыситься над противоположностями (материализмом, идеализмом). И этот средний путь должен представить 3-е нейтральное философское направление.

Важнейшим положением концепции Канта и его учеников: Роберти, Лаврова, Михайловского, является прогресс в рамках порядка. Важнейшим механизмом осуществления его они считали религию, как орудия объединения людей. Позитивистское отношение к религии характерно для многих позитивистов. Спенсер в религии видел ответ на необъяснимые загадки бытия, для некоторых - форма удовлетворения потребностей человека.

Классический позитивизм пытался вывести изучение общественной жизни из под влияния философии. Негативно относились к философии истории.

В связи с этим Кант выдвинул учение о 3-х стадиях общественного развития в зависимости от изменения умонастроения людей: теологическая (господство религиозного учения); философская (метафизическая, с представлениями о бытие, первооснове и первопричине мира); позитивная (отрицающая предшествующую философию).

В сфере этики классический позитивизм придерживался альтруистического принципа, который был сформулирован Кантом: “Жить для других”.

Спенсер утверждал, что чувства социальности передаются по наследству.

Второй этап позитивизма - эмпириокрицизм (“Критика опыта”). Этот этап развития позитивизма связан с именами Авенариуса “О предмете психологии”, “Философия как мышление о мире”.

Маха “Познание и заблуждение”, “Анализ ощущения и отношения физического к критическому”.

Эмпириокритики занимались критикой опыта, стремились очистить его от всего, что могло быть истолковано как признание факта объективности, независимости от наших ощущений, какой бы то ни было реальности.

Эмпириокрицизм исходил из субъективно идеалистической предпосылки  о неразрывности связи объекта и субъекта. Опыт у них очищен от объективного, его элементами являются ощущения. Именно они и есть источники всего содержания познания, следовательно, все существующее - это ощущения или их сочетание.

Неопозитивизм - это 3-ий этап позитивизма, пришел на смену чисто опыта эмпириократиков в 20-е годы 20 века.

В истории неопозитивизма выделяются 4 направления:

1.логический атомизм, который провозглашает тождественность структуры мира и структуры математической логики;

2.логический позитивизм венского кружка с принципом «верификации»: проверки как средства отличия научных высказываний от метафизических и философских. Представители: Шлик, Карнат, Франт. В 30 - 40-е годы 20 века образовалось еще 2 направления позитивизма:

3.семантический позитивизм, который решает проблему слов, терминов и выражений (Тарский, Морис)

4.философия лингвистического анализа, исследование философских проблем с позиции лингвистики: Альтер, Айдукевич, Остин. Кое какими воззрениями к ним примыкали Гарский, Вингенштейн.

Неопозитивизм возник как течение борющееся за подлинную философию. Этот подход они объясняли тем, что классическая философия допускает неяс7ность рассуждения, усложненность языка и оперирование мистическими понятиями типа «чистый разум». Неопозитивисты стремились применить в философии данные естествознания и математики.

Философский атомизм или математическая логика - направления занимались исследованием структурных отношений в любом материале. И тем не менее представители данного направления вскрыли такие отношения и связи, которые существуют как в сфере мышления так и во внешнем мире. Они сделали вывод, что все противоречия в развитии наук, включая и философию имеют чисто формально-логическую природу.

Так Рассел усмотрел корни этих противоречий в несовершенстве языка и предложил ряд правил, ограничивающих пользование им. Он разработал систему математической логики, язык которой полностью исключал возникновение парадоксов через использование логических средств. Не менее категоричен вывод Рассела, что метод логического анализа способствует разрешению философских проблем. Логику он объявил сущностью философии. И делает вывод: Философия - это не теория, а деятельность, состоящая в анализе языка науки и имеющая цель устранить  из него все метафизические высказывания и термины. Именно те понятия и термины, которые характеризуют объективность знаний о мире, объясняют как он существует и, что он независим от человеческого сознания. Эту концепцию Рассел назвал логическим атомизмом. В ней признана возможность наличия идеального языка, причем логическая структура идеального языка объявляется Витгенштейном тождественной логической структуре мира. Идеальный язык состоит из атомарных предложений, которые описывают простейшие чувственные впечатления, рассматриваемые как точные предложения атомарных фактов.

Традиционные философы не могут рассуждать как атомисты. Рассел объяснил это тем, что все их рассуждения основаны на неправильном пользовании языком, поэтому их язык выражен не ясно. На этом основании все заключения традиционной философии объяснялись бессмысленными, ошибочными, т.е. не истинными и не ложными. По мнению логического анализа заслуживают внимания лишь эмпирические предложения, которые доступны проверке. Т.е. логические атомисты или неопозитивисты 1-го направления одной из задач логического анализа считали необходимость отделения предложений имеющих смысл от тех, которые не имели смысла. Таким путем они стремились очистить науку от бессмыслицы или от метафизики. Они считали вслед за Витгенштейном, что существует 2 принципиально отличных вида знаний:

·фактуальное или эмпирическое, дающее знание о мире, суждения фактуальных наук имеют систематический характер

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.