рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

·формальные знания. К ним неопозитивисты относили логику и математику, т.к. они не несут никакой информации о мире, но представляют возможность преобразовать знания имеющиеся о нем. Предложения, которыми пользуются эти науки являются аналитическими. Они истинны при любом фактическом положении вещей. Иначе говоря, истинность определяется принятыми правилами языка.

Для определения имеет ли предложение смысл, логические позитивисты разработали специальный прием - верификацию. Его суть в том, чтобы сравнить предложение с фактами, т.е. указать конкретно эмпирическую ситуацию, в которой оно оказывается истинным или ложным.

Представители венского кружка с помощью верификации устанавливают не только истинность или ложность предложения, но и устанавливают его смысл. Основой их концепции был принцип «знание предложения заключается в методе его проверки». Т.о. осмысленность суждений определялась возможностью точно указать эмпирические условия его истинности.

Представители логического позитивизма (2-ое направление) попытались преодолеть не только метафизические предложения, но и этические и эстетические суждения они объявили бессмысленными. В этот разряд попали и теоретические предложения. Это было вызвано тем, что они напрямую не были связаны с чувственным содержанием или не имели отношения к конечному числу фактов. В связи с этим неопозитивисты этого направления  пошли на ослабление принципа верификации, заменив понятие верификация - верифицированностью. После этого они использовали понятие подтвержденность, т.е. возможность хотя бы частичного эмпирического подтверждения. Но они не смогли определить сущность не подтвержденности, не обнаруживающей возможности. И они верифицированность дополнили новым принципом когеренции, т.е. связанности и не противоречивости теоретической научной системы. В соответствии с ним логическая конструкция или система предложений должна была строиться по определенным логическим правилам.

Карнас ввел принцип терпимости, с помощью которого можно было определить чистоту логических правил и построения логических конструкций.

Принимаемые в аспекте принципы терпимости, аксиомы и гипотезы могли выбираться произвольно, но с соблюдением принципа их внутренней непротиворечивости. В таком случае истинность определялась и проверялась согласованность предложений с условиями принятыми  правилами построения системы, с принятой терминологией и возможностью сведения предложений с элементарными предложениями.

3-ий этап - семантический позитивизм. Важным этапом стала теория языковых каркасов, разработанная Карнасом, который обосновывал правомерность высказываний об абстрактных объектах, без которых не могла обойтись наука, и которые не могли быть сведены к элементарным или протокольным предложениям.

Понятие “языковой каркас” было подчинено особым правилам и представляло собой языковую систему, позволяющую говорить о тех или иных предметах.

В связи с тем, что семантический позитивизм решал только проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять требованиям философии неопозитивизма.

4-ое направление. И эту функцию решено взять на себя философии лингвистического анализа. Основы этой философии начал разрабатывать Вингенштейн. Он выдвинул идею идеального языка, содержащего высказывания только о фактах и исключающий возможность языковой путаницы. Позднее в дополнение идеи идеального языка была введена мысль о мудрости обыденного языка, который связан с деятельностью людей и отражает тысячелетнюю мудрость человека. Истинную философскую деятельность Вингенштейн усматривает в анализе языка, в выделении и описании многих способов употребления слов и выражений в различных “языковых играх”. Все существующие до сих пор философские суждения Вангейштейм определил как языковые игры. Мир у него представляет человеческий опыт. Он выступает в различных видах и формах, принимает различные очертания, сочетания в зависимости от того, как о нем думают, т.е. в зависимости, что о нем говорят.

В отличии от сторонников логического позитивизма, которые стояли в стороне от большинства философских проблем, представители аналитической философии пытаются их анализировать и обсуждать. Особый акцент они делают на сферу морали. Если логический позитивизм этические высказывания воспринимает как высказывания не о фактах, а только об эмоциональном состоянии субъекта, то сторонники философии лингвистического анализа приоритет отдают через слова чувственно-эмоциональному состоянию субъекта. На почве логического позитивизма выросло особое этическое суждение (течение) - метаэтика (эмотивизм, эмотивиская этика); основоположники Альтер и Стивенсон. Согласно эмотивизму функции моральных высказываний есть способность выражать эмоции говорящего и одновременно оказывать определенное эмоционально-психологическое воздействие на слушающего, чтобы побудить его к совершению рекомендованных действий или поступков.

Данное положение сближало логических позитивистов, сближало мораль с пропагандой и другие способы воздействия на людей. Под напором тоталитарной идеологии фашизма эмотивизм уступил место аналитическое этики. Ее ярким представителем был Хаар. Это не нормативная этика, задачей ее было - лингвинистический анализ языка морали, понятий справедливость, добро, долг. Представители аналитической этики отрицали моральные нормы в связи с тем, что они не могли быть научно обоснованы.

Аналитическая этика занималась проблемами не сущего, а должного. Принятие норм Хаар считал разумным актом, который должен быть рациональным и осознанным. Философы должны помочь людям в свою очередь определить их нравственную позицию.

Аналитическая этика имеет императивный характер моральных норм, т.е. все моральные требования были рассчитаны на человека, поэтому этические императивы были названы универсалиями, используя их человек избирает угодную ему норму поведения.

Кантовский категорический императив Хаар дополнил и соединил с элементами утилитаризма, т.е. аналитическая этика имела не чисто лингвинистический характер, а заключала в себе содержательные императивы иного характера.



ВОПРОС 38

Философия неопозитивизма стремилась объективировать дух и реакции, на это явилась философия экзенстенциалистов. Они отвергли науку вообще и научный метод исследования рассматривали как скольжение по поверхности бытия. Цель их философии - заменить научный метод экзенстенциальной аналитической бытия, который рассматривает реальность в ее подлинности. Экзенстенциалисты не скрывают иррационалистических мотивов свое философии. Экзенстанционализм - философия существования. Он представлен несколькими направлениями и школами. В основе их типологии различные признаки. В частности: по социокультурному признаку (немецкая, французская, русская, японская и другие школы); по отношению к сверхъестественному (религиозные и иные школы).

Экзенстанционализм сформировался в Западной Европе в период между 2-мя мировыми войнами. Он опирался на антрополого-персоналискую  традицию, которая имеет свои истоки у Сократа и софистов. Позднее на нее оказали влияние Русерль, но родоначальниками движения Хайдеггер, Ясперс, французы Сартр, Камю.

Экзенстанционализм в российской философии - выражение глубоких потрясений, постигших цивилизацию в современных условиях. Некоторые ученые экзенстанционализм  называют философией кризиса. Это учение возникшее в период кризиса разума и гуманности. Это направление протестует против капитуляции личности перед кризисом, т.к. это проявление не только индивидуального, но и человеческого бытия. Индивид в этой ситуации должен сосредоточить внимание на духовной выдержке во враждебном ему мире. Человек не субъект, а объект, свободное, самодеятельное и ответственное бытие. Призыв этой философии «Человек пробудись».

Рационализм представляет человека, как представителя рода человеческого, экзенстационалисты  считают индивида неповторимой личностью, отсюда вывод: бытие индивидуальности - смысл жизни человека, мир духовности и субъективности.

Установка экзенстанционалистом - противопоставление социального и  индивидуального бытия, радикальная их разорванность.

Экзенстационалисты утверждают, что человек не имеет сущности, имеет значение лишь существования, которое присутствует, которое предшествует сущности. Хайдеггер характеризует человека, как историческое существо, которое пребывает здесь и теперь. Он предлагал исследовать его с позиций сиюминутного переживания и опыта времени. Основой новой антологии должна быть по Хайдеггеру «тут бытие».

Экзенстенция, которая определяет конечность человека, его положение в мире, коммуникацию с другими людьми. Смерть человека самоочевидна - абсолютная граница любых человеческих начинаний. Человек это должен осознавать. Эта концепция в экзенстационализме получила название  «о пограничных ситуациях», т.е. предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность и ситуация перед лицом смерти - ничто.

Прагматичные ситуации служат для выбора поведения и ценности. В религиозной экзенстациональной философии  момент выбора связан с формой самореализации личности «за бога», т.е. в пути веры, любви и смирения.

«Против бога» - отречение от него и божественная кара. В секулярном экзенстационализме все определяется в самореализации личности, фактом случайности человеческого бытия, в заброшенности индивида в этот мир.

Вывод: человек никем не создан и не сотворен, появляется в мире по воле случая. Ему не на что опереться, бога нет, бог умер. Выбирая человека, близкого себе, индивид утверждает ценности, отсюда его тревога за будущее человечества.

Фундаментальным основанием человека является свобода, как духовно-нравственная позиция. Деятельность человека зависит от внутренних побуждений. Люди свободны в выборе средств для достижения конкретной цели.

Экзенстанционализм имеет слабости:

§                    не учитывается влияние на человека социальной среды;

§                    свобода не связана с ответственностью, но это ничто по сравнению с тем, что экзенстанционализм  утверждает и формирует активную жизненную позицию личности.



ВОПРОС 39

Новейшим направлением в современной западной философии является герменевтика, оформившаяся в 60 - 70 гг. 20 века, благодаря работе Гадамера «Истина и метод», хотя многие положения этой науки корнями уходят в древность. Название герменевтика происходит от имени бога Гермеса, который в древнегреческой литературе мифологического направления выполнял роль посланника богов и толкователя их воли. Ему было поручено доводит волю богов до людей. В христианском учении герменевтика - это искусство  и метод толкования священного писания, который необходим для объяснения иносказаний, неясных слов, различных противоречий. Непосредственными истоками герменевтики явились философия жизни Дильтея и экзистенциализм Хайдеггера. В философии жизни герменевтику привлек метод анализа культуры в истории, благодаря которому предполагалась элиминация, т.е. влияние личности интерпретатора и временного периода, отделяющих текст от исторической ситуации, в которой и осуществлялась интерпретация. Дильтей полагал, что влияние нынешней исторической ситуации может иметь только негативное значение для исследователя. Экзистенциализм, в лице Хайдеггера, оказал влияние на герменевтику через метод проникновения в феномены индивидуального человеческого существования. Некоторые ученые отождествляют два этих учения, но делать это неправомерно.

Гадамер заявлял - бытие - есть время. Он отверг представления об истинном бытие как о вне временном, ибо оно представляет объективное понимание событий независимо от исторических традиций. Фактически бытие оказывается субъективным, реальное познание, по Гадамеру, замыкается в своеобразном герменевтическом круге, т.е., изучая историю, исследователь сам всегда движется вместе с ней, находится постоянно в ее круге.

Предметом философского знания в герменевтике является мир человека, понимаемый как область человеческого общения. Именно в ней протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности, образуются формы человеческих взаимоотношений, складываются нормы права и принципы научного и философского обсуждения. Цель герменевтики - понять человека и его мир, раскрыть ситуацию всеобщего непонимания  и отчуждения людей. Иначе, назначение герменевтики состоит в том, чтобы дать людям возможность достигнуть понимания друг друга, а также понимание культурных явлений, социальных институтов, исторических событий.

Герменевтика имеет дело с объяснениями или интерпретацией и доведением до сознания различных смыслов. Таким образом, предметом герменевтики выступает человеческий культурный мир, с его историей и современной культурой. Философия герменевтики приобретает характер некоторой культурологии, которую интересуют не факты, как таковые, а интерпретация, установление и прояснение смысла. Центром герменевтики является язык. Выражение "бытие - есть язык" означает утверждение о лингвистическом строении мира. Гадамер утверждает, что мир в его непосредственной первозданности нам не доступен, мы имеем дело с миром оформленным в языке". В связи с этим, Гадамер приоритет отдавал интерпретации, как сфере человеческого общения и культуры. Он призывал интерпретатора обращать взор к тексту, а не к тому, что хотел сказать его автор. Интерпретация текста или культурного бытия происходит в конкретных условиях сегодняшнего дня, но на нее действует определенная традиция, порвать с которой невозможно. Отсюда понимание прошлого и настоящего зависит от интерпретатора и традиций страны. Методы герменевтики имеют большое значение в этнических и культурно-исторических исследованиях.



ВОПРОС40

В связи с тем, что семантический позитивизм решал только проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять требованиям философии неопозитивизма.

4-ое направление. И эту функцию решено взять на себя философии лингвистического анализа. Основы этой философии начал разрабатывать Вингенштейн. Он выдвинул идею идеального языка, содержащего высказывания только о фактах и исключающий возможность языковой путаницы. Позднее в дополнение идеи идеального языка была введена мысль о мудрости обыденного языка, который связан с деятельностью людей и отражает тысячелетнюю мудрость человека. Истинную философскую деятельность Вингенштейн усматривает в анализе языка, в выделении и описании многих способов употребления слов и выражений в различных “языковых играх”. Все существующие до сих пор философские суждения Вангейштейм определил как языковые игры. Мир у него представляет человеческий опыт. Он выступает в различных видах и формах, принимает различные очертания, сочетания в зависимости от того, как о нем думают, т.е. в зависимости, что о нем говорят.

В отличии от сторонников логического позитивизма, которые стояли в стороне от большинства философских проблем, представители аналитической философии пытаются их анализировать и обсуждать. Особый акцент они делают на сферу морали. Если логический позитивизм этические высказывания воспринимает как высказывания не о фактах, а только об эмоциональном состоянии субъекта, то сторонники философии лингвистического анализа приоритет отдают через слова чувственно-эмоциональному состоянию субъекта. На почве логического позитивизма выросло особое этическое суждение (течение) - метаэтика (эмотивизм, эмотивиская этика); основоположники Альтер и Стивенсон. Согласно эмотивизму функции моральных высказываний есть способность выражать эмоции говорящего и одновременно оказывать определенное эмоционально-психологическое воздействие на слушающего, чтобы побудить его к совершению рекомендованных действий или поступков.

Данное положение сближало логических позитивистов, сближало мораль с пропагандой и другие способы воздействия на людей. Под напором тоталитарной идеологии фашизма эмотивизм уступил место аналитическое этики. Ее ярким представителем был Хаар. Это не нормативная этика, задачей ее было - лингвинистический анализ языка морали, понятий справедливость, добро, долг. Представители аналитической этики отрицали моральные нормы в связи с тем, что они не могли быть научно обоснованы.

Аналитическая этика занималась проблемами не сущего, а должного. Принятие норм Хаар считал разумным актом, который должен быть рациональным и осознанным. Философы должны помочь людям в свою очередь определить их нравственную позицию.

Аналитическая этика имеет императивный характер моральных норм, т.е. все моральные требования были рассчитаны на человека, поэтому этические императивы были названы универсалиями, используя их человек избирает угодную ему норму поведения.

Кантовский категорический императив Хаар дополнил и соединил с элементами утилитаризма, т.е. аналитическая этика имела не чисто лингвинистический характер, а заключала в себе содержательные императивы иного характера.

Вопрос 40

ВИТГЕНШТЕИН  Людвиг  (1889— 1951)—философ и логик, один из соз­дателей  аналитической  философии. Родился в Вене. В «Логико-философ­ском трактате» (1921) выдвинул кон­цепцию «логически совершенного», или «идеального», языка, прообразом которого для него является язык математи­ческой логики, как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта кон­цепция есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Ло­гико-гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обосно­вание в виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схе­му «идеального» языка,— традицион­ная философия, этика и т. д.— объяв­ляется В. лишенным научного смысла; философия   признается   возможной лишь как «критика языка». Отвергая постановку вопроса об объективной реальности, существующей независимо от «языка», от сознания, В. приходит к солипсизму. Идеи «Логико-философ­ского трактата» были восприняты ло­гическим позитивизмом. Ряд логиче­ских идей В. (применение табличного, или матричного, метода определения значения истинности, взгляды на ве­роятность и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в работе «Философские исследования* (1953), оказали воздей­ствие на лингвистическую философию.



ВОПРОС 41

Социальная философия продолжает в структурном плане философию и представляет собой концепции взаимосвязи и развития. Социальная философия позволяет дополнить общие представления о мире в целом, об его универсальных законах существования и развития. Социальная философия - это обществоведческий срез философского знания, в целом, и большинства его структурных элементов, в отдельности, т.е. бытия экономического, социального, политического, экологического, духовного и т.д.

Одной из важных категорий социальной философии является понятие эволюция или социальная динамика, которая фиксирует развитие социокультуры и взаимодействие людей в тот или иной период прогресса. Ученые неоднозначно оценивают социальную динамику. Первые защищают в социальной динамике линейность, это означает, что любое общество, последовательно развиваясь, проходит одни и те же этапы развития, идентичные другим обществам. Другие ученые отстаивают цикличность социальной динамики и утверждают, что каждый социальный прогресс имеет фазы зарождения, расцвета, упадка. Эту точку зрения поддерживают ученые, которые рассматривают цивилизацию как последовательную смену культур. Третьи обосновывают спиралеобразность социальной динамики. Здесь приоритет отдается качественным показателям изменения и развития социальной динамики. Четвертые, социальную динамику рассматривают с позиции соотношения революционного и эволюционного в общественном прогрессе. Социальное познание предполагает анализ общественного сознания, использование при изучении социальных явлений и процессов общенаучных методов и форм знаний.

Социальная философия, как и иные формы познания, имеет две функции:

- мировоззренческую - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем;

- методологическую - это система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности.

Если говорить в целом о социально-философском познании, то мы должны признать, что в основе методологии лежат приемы и способы познания:

- всеобщий философский метод, как система принципов, законов и категорий диалектики;

- методы, имеющие общенаучный характер;

- специальные методы частных наук.

В истории философии есть два основных философских метода: диалектика и метафизика. Оба дают представление о мире, но имеют свою специфику:

1.                 диалектика признает универсальную взаимосвязь явлений и процессов; метафизика отстаивает только случайные связи, возводя их в абсолют, автономность, самостоятельность;

2.                 диалектика основывается на принципе развития, на качественных изменениях явлений и процессов; метафизика наоборот не учитывает качественных изменений и сосредотачивает внимание только на количественных;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.