|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т. д., относящихся к основному институту религии. Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти. Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения. Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты — это частные социальные практики либо обычаи. Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь, определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу (к примеру, институт представителей президента России или институт наставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаметальную потребность. Так, важнейший институт — собственность — Т. Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству [1]. Общая черта тех и других — выполняемые функции. функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово «функционирование» означает очень простую вещь — приносить обществу пользу. Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус. Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы или функции укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т. е. дисфункции, его расшатывают. В 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. Понятно, в чем конкретно он выражается: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэффективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Их нетрудно представить. Сделаем вывод: у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред). Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда [2, р.713]. Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны я не абсолютны Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства. В таком случае пересечение функций. дисфункций. явных и латентных функции можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 33). Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкциям. Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется. Мы закончили рассмотрение крупного тематического блока. Надо систематизировать полученные знания, сосредоточив внимание на ключевых понятиях: | ||||||||||||||||||||||||||||||||
фундаментальные потребности |
явные функции |
|||||||||||||||||||||||||||||||
общества |
латентные функции |
|||||||||||||||||||||||||||||||
социальные институты |
функции института |
|||||||||||||||||||||||||||||||
главные институты |
дисфункции института |
|||||||||||||||||||||||||||||||
неглавные институты |
социальные практики |
ЛИЧНОСТЬ
1. Человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Научное понимание Л. опирается на марксистское определение сущности человека как совокупности общественных отношений. Отсюда вытекает, что свойства, присущие Л., не могут быть врожденными, а в конечном счете определяются исторически данным строем об-ва. Об-во, основанное на частной собственности на средства производства, подавляет и уродует развитие Л. С ликвидацией капитализма и утверждением социализма открывается дорога к всестороннему, целостному развитию личности. На основе создания материально-технической базы коммунизма, развития коммунистических общественных отношений и осуществления культурной революции формируется новая человеческая Л., гармонически сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
2. В психологии — каждый отдельный человек с присущими ему индивидуальными особенностями характера, интеллекта, эмоциональной сферы. К психологическим свойствам Л. относятся характер, темперамент, способности человека, а также особенности протекания психических процессов. При непрерывном изменении психических состояний (переживаний, мотивов поведения и т. п.) психологический склад или облик Л. остается в известной мере постоянным, что связано с относительным постоянством условий жизни, с типологическими особенностями нервной системы индивида. Изменения психологического склада Л.— следствие тех изменений, к-рые происходят в бытии человека, следствие процесса общественного воспитания. Л.— это связная совокупность внутренних черт и особенностей человека, через к-рые преломляются все внешние воздействия. Источником активности Л. являются многообразные личные и общественные потребности человека. Субъективное в Л. (переживания, сознание, потребности) неотделимо от объективных отношений, складывающихся между человеком и окружающей действительностью. Уровень развития Л. зависит от того, насколько исторически прогрессивны эти отношения. Л. советского человека формируется в условиях социалистического об-ва в соответствии с требованиями коммунистической морали.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. Взаимоотношение Л. и о. различно в разные исторические эпохи, т. к. нет «об-ва вообще», а реально существуют определенные общественно-экономические формации, и нет «личности вообще», ибо Л. есть всегда продукт исторически данного общественного строя. Ложная теория о якобы вечном антагонизме личного и общественного выдает за «вечное» лишь то, что характерно в особенности для капитализма и имеет исторически преходящий характер. В условиях социализма взаимоотношение личного и общественного характеризуется новой закономерностью, сочетанием личных и общественных интересов, в конечной тенденции — их гармонией. При социализме и коммунизме совпадают источник удовлетворения, общая направленность личных и общественных интересов. Как О. в целом, так и каждый член его заинтересованы в научно-техническом прогрессе, в постоянном росте производительности труда, в растущем удовлетворении материальных нужд и культурных запросов членов О. Это совпадение интересов О. и Л. по коренным вопросам их жизни не исключает отдельных частичных и временных противоречий, когда, напр., требуется личное подчинить общественному. Правильное сочетание общественных и личных интересов зависит, с одной стороны, от роста общественного богатства, от деятельности руководящих организаций, от последовательного проведения ими в жизнь лозунга партии «Все во имя человека, для блага человека», с др. стороны — от каждого члена О., от его сознательного служения общественному интересу. Создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, дальнейшее развертывание социалистического демократизма, неуклонный подъем материального и культурного благосостояния народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда—таковы необходимые предпосылки для достижения полной гармонии личного и общественного важнейшие средства на пути к ассоциации, в к-рой, говоря словами Маркса и Энгельса, свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.
Относительная личная свобода предполагает ответственность личности перед другими. Проблема свободы личности напрямую связана с проблемой отчуждения. Отчуждение появляется с возникновением парцилярной собственности. Теоретически отчуждение получило свое развитие с теорией общественного договора, обосновывающего передачу индивидами части своих прав государству (Гоббс, Локк, Руссо). Гегель рассмотрел отчуждение с позиции духовного идеального, как отчуждение политических прав и духа. Возникшая частная собственность одновременно являлась продуктом и средством отчуждения труда. Таким образом, отчуждение представляет собой механизм всеобщей связи индивидов и интеграции общества и, одновременно, способ развития цивилизации, т.к. этот механизм заложен в акте производства и производственной деятельности, в создании продукта, его распределении, обмене и потребления в процессе взаимодействия собственных средств производства и собственника рабочей силы. В этом случае, труд не становится сущностью как производителя продукта, так и верхов, которые присваивают их. Парадокс состоит в том, что отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из под контроля, и представляют собой силу, господствующую над обществом. У отчуждения есть конкретное начало, этот феномен принадлежит общественным отношениям имманентно, поэтому он историчен. Разделение труда в любом обществе невозможно преодолеть, как и нельзя исключить отчуждение из общественного прогресса. На отчуждение влияют социокультура и психологические факторы. Чтобы сократить масштабы разрушающего влияния отчуждения на общество необходимо органичное сочетание социально-экономических реформ с целенаправленным воздействием на общественное сознание, чтобы смягчить ощущение индивидом своей отчужденности. Таким образом, задача состоит не в том, чтобы преодолеть отчуждение и вывести его из общественных отношений, а смягчить его последствия для людей.
ОТЧУЖДЕНИЕ—понятие, характеризующее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности (как практической — продукты труда, деньги, общественные отношения и т. д., так и теоретической), а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними: во-вторых, превращение к.-л. явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Истоки идея О. можно найти у представителей фр. (Руссо) и нем. (Гёте, Шиллер) Просвещения. Объективно эта идея выражала протест против антигуманистического характера частнособственнических отношений. Проблема О. разрабатывалась далее в нем. классической философии. Уже у Фихте полагание чистым «Я» предмета (не-Я) выступает как О. Идеалистическую интерпретацию О. наиболее полно развил Гегель, у к-рого весь объективный мир выступает как «отчужденный дух». Задача развития, по Гегелю, состоит в том, чтобы снять в процессе познания это О. Вместе с тем в понимании О. у Гегеля содержатся рациональные догадки о некоторых особенностях труда в условиях антагонистического об-ва. Фейербах рассматривал религию как О. человеческой сущности, а идеализм — как О. разума. Однако, сводя О. только к явлениям сознания, он не нашел реальных путей его ликвидации, т. к, видел их лишь в теоретической критике. В совр. буржуазной философии, а также в ревизионистской литературе О. характеризуется как фатально-неизбежное явление, порожденное либо техническим и научным прогрессом, либо внеисторическими особенностями человеческой деятельности. Теоретической основой такой концепции является отождествление О. с опредмечиванием (Опредмечивание и распредмечивание), а по своей социальной сущности она исполняет апологетические функции. Маркс, к-рый уделил анализу О. большое внимание особенно в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», «Немецкой идеологии» ив экономических рукописях 1857—59, исходит из того, что О. выражает противоречия определенной ступени развития об-ва. Оно порождено антагонистическим разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общественные отношения формируются стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и социальных групп и выступают как навязанные либо др. людьми, либо сверхъестественными силами. В центре внимания Ма.ркса — анализ О. труда, при помощи к-рого он характеризует систему капиталистических отношений и положение пролетариата. Признание О. труда в качестве основы всех др., в т. ч. и идеологических, форм О. давало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной общественной жизни. Т. обр., устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации О. путем коммунистического переустройства об-ва. В дальнейшем в своих классических произв. («Капитале») Маркс вычленяет различные аспекты О. и обосновывает методологическую "роль этой категории для анализа функционирования и развития всей системы общественных отношений капитализма (Фетишизм).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.