Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)
Само понятие
гражданское общество было введено в 17 веке, в трудах Гоббса и Локка. В 18 веке
это понятие использовали Руссо и Монтескье. Во всех трудах основная мысль
сводилась к тому, что законно то правительство, которое существует. Гоббс:
законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому согласны все
граждане. Локк, говоря о взглядах Гоббса, утверждал, что абсолютная власть не
может считаться гражданской, т.к. она не совместима с чаяниями народа, как
рабство не совместимо с собственностью. Руссо принципами гражданского
демократизма считал народный суверенитет, верховенство и полновластие народа во
всем государстве. Общественный договор, который он отстаивал, учитывал интересы
граждан, но право на свободу действий не давал.
Гумбольт развивал
теорию гражданского общества, выделяя три главных различия общества и
государства:
1.
систему национальных общественных учреждений, формируемых снизу
индивидами, и систему государственных институтов;
2.
естественное право, общее право и право государства;
3.
человек и гражданин.
По мнению
Гумбольта государственный строй есть средство для развития человека.
Гегель поддержал
Гоббса в его концепции гражданского общества , он считал, что индивиды не могут
существовать вне группового общества. В центр он поставил индивидуальный
интерес, который должен был подавить общественный. Условием гражданского общества
он считает частный интерес, вне которого нет свободы личности.
По Марксу,
гражданское общество, в котором частной собственности принадлежит решающая роль
порождает государство, политическую систему управления, которая отстаивает
частный интерес.
Грандиш, исследуя
явление гражданского общества, пришел к выводу, что общество, где охраняется
общественный порядок и соблюдаются законы, без идеологической надстройки не
существует. Таким образом, развитие гражданского общества, по-мнению Грандиша,
шло в преодолении рамок сословно-феодального строя, оно находилось во
взаимодействии с историческими формами государства. В рамках формирования
гражданского общества человек превращался в гражданина, но гражданское общество
с помощью механизма власти становилось рычагом давления на сознание людей.
В последнее время
политологи Гавел, Грудс ввели понятие "социалистическое гражданское
общество", стремясь расширить традиционное понимание гражданского
общества, зафиксировав, тем самым, определенные успехи советского строя.
Кин дает
толкование гражданского общества с общецивилизационных позиций, выходя, тем
самым, за рамки одной формации. С этих позиций он решает вопросы свободы и
подчинения индивида обществу. Становление нового типа свободы рассматривается
как сознательно контролируемое и упорядоченное политическим разумом состояние.
Соотечественник
Мигронян под гражданским обществом понимает всю совокупность политических
отношений, включая экономику, религиозно-нравственные отношения, национальные и
другие.
Гражданское
общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и
институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы, потребности членов
общества. Если говорить о политической жизни то таким гражданским институтом
является депутатский корпус. В социальной жизни - благотворительные учреждения.
В экономике - это различные ассоциации.
Одним из
типов организации является государство - это крупная социальная общность,
институт власти, политическая организация, поэтому вопрос о власти затрагивает
коренные жизненные интересы различных социальных групп и индивидов. В
функциональной роли государства отражаются отношения между социальными
группами, которые проявляются в деятельности официальных учреждений и
организаций. Государство является имманентным структурным элементом общества.
Платон заметил, что в обществе с противоположными классовыми интересами
создаются две системы политики:
1.
правительство - субъект власти, защищающий права господствующего класса;
2.
народные массы - тоже субъект, но борьбы против власти.
Взаимодействие
этих двух сил представляет собой естественно-исторический прогресс, протекающий
по законам функционирования общества. Уровень борьбы определяется развитием
производственных сил и, соответствующих им, базисных и духовных отношений. В этих
пределах развивается и функционирует государство. В классовом обществе власть в
ее структурно-функциональном измерении - это политические отношения, в
институциональном отношении - это господство государства в форме власти с
конкретной правовой регламентацией. Право выступает в качестве формы
принудительного подчинения интересу государственной власти и, с другой стороны,
как общие правила, регулирующие типичные общественные отношения. Таким образом,
выделяются следующие функции государства:
1.
сформировать социальную среду, которая обеспечит развитие конкретных
общественных отношений и самого класса собственников;
2.
с помощью институциональных норм установить господство и подчинение
одного социального слоя над другим;
3.
утвердить в сознании масс принципы и идеалы определенной идеологии.
Таким
образом, государство - это всеобщая общественная организация, политическая
оболочка общества и орган приоритетности интересов одного класса. Государство,
как социально-политический феномен, имеет конкретный исторический тип, форму и
режим. Различаются по формам правления следующие типы государств:
—
республика;
—
монархия;
—
советы;
—
народная демократия.
По формам
устройства:
—
простое;
—
унитарное;
—
федеративное;
—
конфедеративное.
По
политическому режиму:
—
демократический;
—
теократический;
—
реакционный;
—
террористический;
—
фашистский.
Государству,
как наиболее общей форме социальной организации отношений людей, противостоит
такая форма социальной организации, как гражданское общество.
ВОПРОС 58
Общественные
отношения - это способ существования, развития и самовыражения
людей, где они проявляют свою сущность. Важным признаком общества является
целостность и системность. Исторический прогресс с точки зрения исторической
конкретности являет собой картину бесконечного многообразия, уникальности и
определенности систем. Системность общества в истории представлена сферами его
жизнедеятельности, которые органически вплетены в логику истории, общества и
конкретную среду конкретной страны. История - развивающийся процесс, который
важен не только с точки зрения всего человечества, но и для прогнозирования
развития социальных отношений. Социальное движение осуществляется по кругу, по
спирали, циклично. Определяющим в этом процессе являются три сферы
жизнедеятельности человека: социально-экономическая, социально-демографическая,
социально-культурная. Эти три сферы формируют три типа социальности:
1.
отношение личной зависимости. Происходит полное слияние индивида и
общества, человек становится частью общества через принуждение социальных
структур;
2.
отношение вещной зависимости при личной независимости. Отношение
индивида и общества строятся на основе купли-продажи с помощью социальной формы
связи - денег;
3.
отношение свободных индивидуальностей. Отношение единства "Я"
и общества, свобода - главный собственник всех сфер производства.
Общество, находясь
в постоянном движении, меняет характер взаимосвязи, функциональную структуру и
отношения между ними. В ходе этого процесса возникают или исчезают определенные
элементы, трансформируются как внешние, так и внутренние связи. Специфика
социальных изменений состоит в том, что социальные общности, институты,
организации переходят из одного состояния в другое, т.е. осуществляется их
развитие, как направление изменения материальных и идеальных объектов.
Социальные
философы выделяют различные типы механизмов социальных изменений: эволюционный
и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.
Социальные изменения обусловлены развитием связей, которые возникают в недрах
общества и которые находятся в постоянном противоречии, конфликтах,
дезорганизации. Именно они побуждают людей к общественным преобразованиям в
социальных общностях. В результате происходит переход системы из одного
состояния в другое, или даже смена качества элементов системы.
Марксистская
концепция общественного развития использует изменения на качественном уровне
для обоснования формационных процессов. Формация - это определенные
производственные отношения, соответствующие определенной социальной структуре
общества. Определенной социально-классовой структуре соответствует определенная
политическая организация общества, с конкретной системой госвласти, институтов,
учреждений, регулирующих политические взаимоотношения между классами, нациями,
государством. Всему этому соответствует определенное общественное сознание,
психология, идеология. Такой подход к обществу позволил Марксу и Энгельсу
выработать понятие общественно-экономической формации, т.е. характеристики
общества в целом, во всей его многогранности и целостности. Формация предполагает
социальную определенность и историческую конкретность. В
общественно-экономической формации в качестве главных выделяют материальные
отношения, они подчинены объективным законам развития общества. Используя
формационный подход и историю человечества, Маркс и Энгельс:
§
установили повторяемость этапов исторического развития во всей цивилизации;
§
показали общее, особенное и специфическое в истории отдельных стран и
народов;
§
разработали модель общей тенденции развития человечества.
Развитие
каждой формации осуществляется на основе конкретного способа производства
материальных благ. Смена формаций, переход от одной к другой, рассматривается
как процесс объективный и прогрессивный, однако не учитывался тот фактор, что
любая формация прогрессивна до определенного периода после чего начинается
упадок или регресс. Теория общественно-экономических формаций обеспечивает
понимание и изучение человечества как ступеньки единого, закономерного во всей
противоречивости прогресса. Формация представляет естественно-исторический
процесс, как неравномерное и прямолинейное восходящее движение. Формация - это
различия внутри цивилизации. Цивилизация включает в себя:
§
всю преобразованную человеком социокультурную и историческую природу;
§
средства этого преобразования и человека, усвоившего способы жизнедеятельности
и способного жить в окультуренной среде.
Таким
образом, цивилизация - это совокупность общественных отношений, как форм
организации социокультуры, обеспечивающих продолжение и существование
социокультурных образований. Серьезным упущением в теории Маркса является то,
что из формационных знаний мы не получали познание человека. Приоритет
отдавался общественному, по сравнению, с индивидуальным. Цивилизационный подход
не исключает деление исторического развития человека на эпохи, на
социокультурные образования ( Маркс, Тойнби), на деление общества по сущностным
признакам (конкретно-технологическая цивилизация Виннера). Главное, что
цивилизационные процессы идут, и в центр будет поставлен человек. Оба подхода -
формационный и цивилизационный - имеют право на существование при анализе
истории, все зависит от того, какую мы ставим цель и какие результаты мы хотим
получить.
ВОПРОС 59
Социальное
- это проблема сознания, это то, что способствует формированию специфического
способа организации жизнедеятельности. Проблема социального напрямую связана с
потребностями человека и общества, и с системой социального творчества, и
социальными сообществами. С этим положением согласны все, но категориальный
аппарат, сущность подходов к этой проблеме у многих ученых различны. Если
говорить о современной социальной философии, то в западной школе социальное
отождествляется с понятием "социетальное" (общественное). Социальная
сфера характеризуется такими параметрами как:
1.
удовлетворение прямых жизненных потребностей членов общества;
2.
их взаимодействие, различающиеся возрастом, имущественным положением,
национальными признаками.
В основе подхода к
использованию разных категорий лежат концепции ученых, которые они пытаются
осмыслить отношения людей. Одной из первых категорий и наиболее большим
философским направлением считается понятие "социальное действие",
сюда входят ученые:
1.
Макс Вебер - его сущностный фактор социального действия;
2.
Парсонс - единичное действие;
3.
Дюркгейм - социальный факт.
Второй подход - "социальная
связь", иначе - интеракция. Представители:
1.
Хомас - концепция "теория обмена" - каждый хочет максимального
вознаграждения и минимальных затрат;
2.
Кант - личностная целесообразность - поступай по отношению к другим так,
как бы хотел ты, чтобы они к тебе поступали.
Третий подход -
"социальная регуляция". Представители:
1.
Парсонс - концепция "система ценностей", основой которой
являются деньги, власть, закон;
2.
Дюркгейм - социальный стандарт поведения, нормы, принципы;
3.
Спенсер - "социальный контроль".
Второй подход
связан с марксистской теорией, где социальная сфера предстает социальными
общностями и их взаимосвязями. В основе марксистского подхода лежит
совокупность мотивов и целей общества, "система смыслов". Эту часть
марксистской теории, "целерациональность и ценностная
рациональность", признавал Вебер. Вторую часть - социальная деятельность
людей зависит от характера взаимодействия производительных и сил
производственных отношений - признано только марксистами, другие течения эти
взгляды не разделяют. Происходит это в связи с тем, что социальные действия
типизируют конкретный тип личности, без учета его мотивов и целей бытия. Тем не
менее оба направления предполагают наличие социальных институтов, которые
представляют собой институализированную форму социальных взаимодействий. В
социальные институты включаются такие сущностные характеристики:
1.
социальное регулирование взаимоотношений;
2.
распределение функций, прав и обязанностей членов общества;
3.
обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность
института и, одновременно, его относительная независимость и способность к самовозобновлению;
4.
выполнение круга определенных обязанностей;
5.
наличие учреждений, которые организуют деятельность людей, осуществляют
контроль и обладают необходимыми средствами и ресурсами для управления.
Социальные
институты различаются по типам потребностей, задач, целей, которые они решают.
Ученые считают, что это: экономические, политические, институты культуры и
социализации. Социальная общность представляет собой интегративную
системообразующую целостность - это реально существующая совокупность
индивидов, имеющая не только целостность, но и самостоятельность субъектов
социального действия и поведения. Характерные черты социальной общности:
1.
это социальное явление реальной действительности;
2.
это целостность, имеющая все черты целостных систем;
3.
это объект социального взаимодействия, т.е. источник своего развития и
самодвижения (связи, отношения, взаимодействия).
Социальные
общности, в зависимости от своих источников, бывают конкретно-историческими и
ситуативно обусловленными. К конкретно-историческим относят: род, племя,
народность, нация. Ситуативно обусловленные по своим видам и форме бывают
такими: толпа, публика, элита, маргиналы и т.д. В любой из общности есть базовый
признак, который создает условия для общественной жизни людей. Факторами
социальных общностей являются не только потребности, ценностные ориентации,
психологические чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или
коллективистских устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы - это
связано с тем, что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и
осознаются каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена
информацией, ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются
духовно-сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах
определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от другой.
Социальные
общности могут быть массовыми - это структурно не расчлененные аморфные
образования (масса людей на стадионе). Групповые общности имеют общий
социальный признак, выполняют общественно необходимую функцию в структуре
общественного разделения труда и деятельности.
Мертон,
занимающийся проблемами групповых общностей, выделил три основные их черты:
-
взаимодействия (устойчивы, прочны, стабильны);
-
членство (высокая степень сплочения);
-
единство (наличие признаков, присущих всем).
Групповые общности
могут быть первичными. Этой проблемой занимался Кулли. В малых общностях
(первичных) происходит социализация личности, освоение образцов поведения,
социальных норм, ценностей и идеалов. Малые общности обладают высоким уровнем
эмоциональности (семья). Малые группы представляют собой связующее звено между
обществом и личностью, в них осознается социальная роль, статус и
принадлежность к социальной группе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|