рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Само понятие гражданское общество было введено в 17 веке, в трудах Гоббса и Локка. В 18 веке это понятие использовали Руссо и Монтескье. Во всех трудах основная мысль сводилась к тому, что законно то правительство, которое существует. Гоббс: законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому согласны все граждане. Локк, говоря о взглядах Гоббса, утверждал, что абсолютная власть не может считаться гражданской, т.к. она не совместима с чаяниями народа, как рабство не совместимо с собственностью. Руссо принципами гражданского демократизма считал народный суверенитет, верховенство и полновластие народа во всем государстве. Общественный договор, который он отстаивал, учитывал интересы граждан, но право на свободу действий не давал.

Гумбольт развивал теорию гражданского общества, выделяя три главных различия общества и государства:

1.                 систему национальных общественных учреждений, формируемых снизу индивидами, и систему государственных институтов;

2.                 естественное право, общее право и право государства;

3.                 человек и гражданин.

По мнению Гумбольта  государственный строй есть средство для развития человека.

Гегель поддержал Гоббса в его концепции гражданского общества , он считал, что индивиды не могут существовать вне группового общества. В центр он поставил индивидуальный интерес, который должен был подавить общественный. Условием гражданского общества он считает частный интерес, вне которого нет свободы личности.

По Марксу, гражданское общество, в котором частной собственности принадлежит решающая роль порождает государство, политическую систему управления, которая  отстаивает частный интерес.

Грандиш, исследуя явление гражданского общества, пришел к выводу, что общество, где охраняется общественный порядок и соблюдаются законы, без идеологической надстройки не существует. Таким образом, развитие гражданского общества, по-мнению Грандиша, шло в преодолении рамок сословно-феодального строя, оно находилось во взаимодействии с историческими формами государства. В рамках формирования гражданского общества человек превращался в гражданина, но гражданское общество с помощью механизма власти становилось рычагом давления на сознание людей.

В последнее время политологи Гавел, Грудс ввели понятие "социалистическое гражданское общество", стремясь расширить традиционное понимание гражданского общества, зафиксировав, тем самым, определенные успехи советского строя.

Кин дает толкование гражданского общества с общецивилизационных позиций, выходя, тем самым, за рамки одной формации. С этих позиций он решает вопросы свободы и подчинения индивида обществу. Становление нового типа свободы рассматривается как сознательно контролируемое и упорядоченное политическим разумом состояние.

Соотечественник Мигронян под гражданским обществом понимает всю совокупность политических отношений, включая экономику, религиозно-нравственные отношения, национальные и другие.

Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы, потребности членов общества. Если говорить о политической жизни то таким гражданским институтом является депутатский корпус. В социальной жизни - благотворительные учреждения. В экономике - это различные ассоциации.

Одним из типов организации является государство - это крупная социальная общность, институт власти, политическая организация, поэтому вопрос о власти затрагивает коренные жизненные интересы различных социальных групп и индивидов. В функциональной роли государства отражаются отношения между социальными группами, которые проявляются в деятельности официальных учреждений и организаций. Государство является имманентным структурным элементом общества. Платон заметил, что в обществе с противоположными классовыми интересами создаются две системы политики:

1.                 правительство - субъект власти, защищающий права господствующего класса;

2.                 народные массы - тоже субъект, но борьбы против власти.

Взаимодействие этих двух сил представляет собой естественно-исторический прогресс, протекающий по законам функционирования общества. Уровень борьбы определяется развитием производственных сил и, соответствующих им, базисных и духовных отношений. В этих пределах развивается и функционирует государство. В классовом обществе власть в ее структурно-функциональном измерении - это политические отношения, в институциональном отношении - это господство государства в форме власти с конкретной правовой регламентацией. Право выступает в качестве формы принудительного подчинения интересу государственной власти и, с другой стороны, как общие правила, регулирующие типичные общественные отношения. Таким образом, выделяются следующие функции государства:

1.                 сформировать социальную среду, которая обеспечит развитие конкретных общественных отношений и самого класса собственников;

2.                 с помощью институциональных норм установить господство и подчинение одного социального слоя над другим;

3.                 утвердить в сознании масс принципы и идеалы определенной идеологии.

Таким образом, государство - это всеобщая общественная организация, политическая оболочка общества и орган приоритетности интересов одного класса. Государство, как социально-политический феномен, имеет конкретный исторический тип, форму и режим. Различаются по формам правления следующие типы государств:

—              республика;

—              монархия;

—              советы;

—              народная демократия.

По формам устройства:

—              простое;

—              унитарное;

—              федеративное;

—              конфедеративное.

По политическому режиму:

—              демократический;

—              теократический;

—              реакционный;

—              террористический;

—              фашистский.

Государству, как наиболее общей форме социальной организации отношений людей, противостоит такая форма социальной организации, как гражданское общество.



ВОПРОС 58

Общественные отношения - это способ существования, развития и самовыражения людей, где они проявляют свою сущность. Важным признаком общества является целостность и системность. Исторический прогресс с точки зрения исторической конкретности являет собой картину бесконечного многообразия, уникальности и определенности систем. Системность общества в истории представлена сферами его жизнедеятельности, которые органически вплетены в логику истории, общества и конкретную среду конкретной страны. История - развивающийся процесс, который важен не только с точки зрения всего человечества, но и для прогнозирования развития социальных отношений. Социальное движение осуществляется по кругу, по спирали, циклично. Определяющим в этом процессе являются три сферы жизнедеятельности человека: социально-экономическая, социально-демографическая, социально-культурная. Эти три сферы формируют три типа социальности:

1.                 отношение личной зависимости. Происходит полное слияние индивида и общества, человек становится частью общества через принуждение социальных структур;

2.                 отношение вещной зависимости при личной независимости. Отношение индивида и общества строятся на основе купли-продажи с помощью социальной формы связи - денег;

3.                 отношение свободных индивидуальностей. Отношение единства "Я" и общества, свобода - главный собственник всех сфер производства.

Общество, находясь в постоянном движении, меняет характер взаимосвязи, функциональную структуру и отношения между ними. В ходе этого процесса возникают или исчезают определенные элементы, трансформируются как внешние, так и внутренние связи. Специфика социальных изменений состоит в том, что социальные общности, институты, организации переходят из одного состояния в другое, т.е. осуществляется их развитие, как направление изменения материальных и идеальных объектов.

Социальные философы выделяют различные типы механизмов социальных изменений: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. Социальные изменения обусловлены развитием связей, которые возникают в недрах общества и которые находятся в постоянном противоречии, конфликтах, дезорганизации. Именно они побуждают людей к общественным преобразованиям в социальных общностях. В результате происходит переход системы из одного состояния в другое, или даже смена качества элементов системы.

Марксистская концепция общественного развития использует изменения на качественном уровне для обоснования формационных процессов. Формация - это определенные производственные отношения, соответствующие определенной социальной структуре общества. Определенной социально-классовой структуре соответствует определенная политическая организация общества, с конкретной системой госвласти, институтов, учреждений, регулирующих политические взаимоотношения между классами, нациями, государством. Всему этому соответствует определенное общественное сознание, психология, идеология. Такой подход к обществу позволил Марксу и Энгельсу выработать понятие общественно-экономической формации, т.е. характеристики общества в целом, во всей его многогранности и целостности. Формация предполагает социальную определенность и историческую конкретность. В общественно-экономической формации в качестве главных выделяют материальные отношения, они подчинены объективным законам развития общества. Используя формационный подход и историю человечества, Маркс и Энгельс:

§                    установили повторяемость этапов исторического развития во всей цивилизации;

§                    показали общее, особенное и специфическое в истории отдельных стран и народов;

§                    разработали модель общей тенденции развития человечества.

Развитие каждой формации осуществляется на основе конкретного способа производства материальных благ. Смена формаций, переход от одной к другой, рассматривается как процесс объективный и прогрессивный, однако не учитывался тот фактор, что любая формация прогрессивна до определенного периода после чего начинается упадок или регресс. Теория общественно-экономических формаций обеспечивает понимание и изучение человечества как ступеньки единого, закономерного во всей противоречивости прогресса. Формация представляет естественно-исторический процесс, как неравномерное и прямолинейное восходящее движение. Формация - это различия внутри цивилизации. Цивилизация включает в себя:

§                    всю преобразованную человеком социокультурную и историческую природу;

§                    средства этого преобразования и человека, усвоившего способы жизнедеятельности и способного жить в окультуренной среде.

Таким образом, цивилизация - это совокупность общественных отношений, как форм организации социокультуры, обеспечивающих продолжение и существование социокультурных образований. Серьезным упущением в теории Маркса является то, что из формационных знаний мы не получали познание человека. Приоритет отдавался общественному, по сравнению, с индивидуальным. Цивилизационный подход не исключает деление исторического развития человека на эпохи, на социокультурные образования ( Маркс, Тойнби), на деление общества по сущностным признакам (конкретно-технологическая цивилизация Виннера). Главное, что цивилизационные процессы идут, и в центр будет поставлен человек. Оба подхода - формационный и цивилизационный - имеют право на существование при анализе истории, все зависит от того, какую мы ставим цель и какие результаты мы хотим получить.



ВОПРОС 59

Социальное - это проблема сознания, это то, что способствует формированию специфического способа организации жизнедеятельности. Проблема социального напрямую связана с потребностями человека и общества, и с системой социального творчества, и социальными сообществами. С этим положением согласны все, но категориальный аппарат, сущность подходов к этой проблеме у многих ученых различны. Если говорить о современной социальной философии, то в западной школе социальное отождествляется  с понятием "социетальное" (общественное). Социальная сфера характеризуется такими параметрами как:

1.                 удовлетворение прямых жизненных потребностей членов общества;

2.                 их взаимодействие, различающиеся возрастом, имущественным положением, национальными признаками.

В основе подхода к использованию разных категорий лежат концепции ученых, которые они пытаются осмыслить отношения людей. Одной из первых категорий и наиболее большим философским направлением считается понятие "социальное действие", сюда входят ученые:

1.                 Макс Вебер - его сущностный фактор социального действия;

2.                 Парсонс - единичное действие;

3.                 Дюркгейм - социальный факт.

Второй подход - "социальная связь", иначе - интеракция. Представители:

1.                 Хомас - концепция "теория обмена" - каждый хочет максимального вознаграждения и минимальных затрат;

2.                 Кант - личностная целесообразность - поступай по отношению к другим так, как бы хотел ты, чтобы они к тебе поступали.

Третий подход - "социальная регуляция". Представители:

1.                 Парсонс - концепция "система ценностей", основой которой являются деньги, власть, закон;

2.                 Дюркгейм - социальный стандарт поведения, нормы, принципы;

3.                 Спенсер - "социальный контроль".

Второй подход связан с марксистской теорией, где социальная сфера предстает социальными общностями и их взаимосвязями. В основе марксистского подхода лежит совокупность мотивов и целей общества, "система смыслов". Эту часть марксистской теории, "целерациональность и ценностная рациональность", признавал Вебер. Вторую часть - социальная деятельность людей зависит от характера взаимодействия производительных и сил производственных отношений - признано только марксистами, другие течения эти взгляды не разделяют. Происходит это в связи с тем, что социальные действия типизируют конкретный тип личности, без учета его мотивов и целей бытия. Тем не менее оба направления предполагают наличие социальных институтов, которые представляют собой институализированную форму социальных взаимодействий. В социальные институты включаются такие сущностные характеристики:

1.                 социальное регулирование взаимоотношений;

2.                 распределение функций, прав и обязанностей членов общества;

3.                 обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института и, одновременно, его относительная независимость и способность к самовозобновлению;

4.                 выполнение круга определенных обязанностей;

5.                 наличие учреждений, которые организуют деятельность людей, осуществляют контроль и обладают необходимыми средствами и ресурсами для управления.

Социальные институты различаются по типам потребностей, задач, целей, которые они решают. Ученые считают, что это: экономические, политические, институты культуры и социализации. Социальная общность представляет собой интегративную системообразующую целостность - это реально существующая совокупность индивидов, имеющая не только целостность, но и самостоятельность субъектов социального действия и поведения. Характерные черты социальной общности:

1.                 это социальное явление реальной действительности;

2.                 это целостность, имеющая все черты целостных систем;

3.                 это объект социального взаимодействия, т.е. источник своего развития и самодвижения    (связи, отношения, взаимодействия).

Социальные общности, в зависимости от своих источников, бывают конкретно-историческими и ситуативно обусловленными. К конкретно-историческим относят: род, племя, народность, нация. Ситуативно обусловленные по своим видам и форме бывают такими: толпа, публика, элита, маргиналы и т.д.  В любой из общности есть базовый признак, который создает условия для общественной жизни людей. Факторами социальных общностей являются не только потребности, ценностные ориентации, психологические чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или коллективистских устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы - это связано с тем, что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и осознаются каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена информацией, ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются духовно-сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от другой.

Социальные общности могут быть массовыми - это структурно не расчлененные аморфные образования (масса людей на стадионе). Групповые общности имеют общий социальный признак, выполняют общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Мертон, занимающийся проблемами групповых общностей, выделил три основные их черты:

-                     взаимодействия (устойчивы, прочны, стабильны);

-                     членство (высокая степень сплочения);

-                     единство (наличие признаков, присущих всем).

Групповые общности могут быть первичными. Этой проблемой занимался Кулли. В малых общностях (первичных) происходит социализация личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Малые общности обладают высоким уровнем эмоциональности (семья). Малые группы представляют собой связующее звено между обществом и личностью, в них осознается социальная роль, статус и принадлежность к социальной группе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.