Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)
Центр
рассуждений сместился с внешней ритуальной стороны, на внутреннюю сущность
явлений.
Сегодня
ученые констатируют, что отдельные произведения унонимады предвосхищают
философские произведения Платона и Канта.
В этом
учении первооснова мира - безличное, сущное Брахма, которое отождествляется с
духовной сущностью каждого человека - Атман.
Самосознание
с сознанием тождество. «Я и Атман» связывается высшее состояние человека в
котором он становится как Богом, так и мирозданием.
Древнеиндийская
философия: кроме того делится на 2 больших течения:
1. Ортодоксальное, сформированное на текстах
вед., где выделяется веданта и ниманса .
Веданта в своих
учениях утверждает, что существует начало и конец мира, используются такие
понятия как карма, сансара (переселение), моким (атман), дхарма, все это
механизмы переселения душ.
Ортодоксальная
древнеиндийская философия развивается на понятии нравственного долга - дхармы.
И идет освобождение души не под действием сансары, освободившись душа
становится независимой и сливается со своим творцом Атманом.
Ниманса - это
направление акцент делает на истинность всех родов познания кроме этого они
признают реальность души на ряду с Богом и материальным миром. Философия ниманса
лежит в основе всех восточных философий, связанных со здоровьем тела.
2. Неортодоксальное
направление связано с школами: локояты и чарвака.
Неортодоксальное
направление тяготеет к материалистическому восприятию мира. Первоосновой они
считают 4 великие сути: земля, огонь, вода, воздух.
Они
признавали реальный мир и реальную жизнь, но в оценке реальной жизни пытались
использовать рационалистический идонизм, т.е. человек должен быть
счастливым и наслаждаться, но как счастье так и наслаждение всегда связаны со
страданием. Человек способен, это в его власти, считают они сделать страдания
минимальными.
Т.о. для
древнеиндийской философии характерна умозрительность, слабая связь с наукой и
традиционализм.
Высшие
ценности человеческого бытия заданы религиозно мифологическим мировоззрением.
ВОПРОС 14
Распадается
на 2 периода: век бронзы и век железа.
·Это связано с
социально-экономическими условиями, которые напрямую выходили на философское
обоснование бытия.
·Вторая особенность
древнекитайской философии - древнекитайские государства представляли из себя
иерархическую деспотию, которая исключает творчество как особый социальный
институт.
В связи с
этим все религиозные действия осуществлялись царьками, чиновниками, главами
влиятельных семей. И это не могло не сказаться на формировании мировоззрения и
предфилософской литературе.
Предфилософская
литература в Древнем Китае приоритет отдает «культу предка». Живые всей своей
жизнью отчитывались перед ними. Фактически в этом был заложен прагматизм бытия
и древнекитайская философия в связи с этим ослабила мифологические взгляды и
подходы к окружающей реальности и к самому человеку.
Предфилософские
произведения Древнего Китая, как и «Книга несен», «Книга перемен», «Книга
обрядов» в центр ставит рассуждение о проблеме зла. Делаются попытки
искоренения его в первооснове. «Книга историй» фактически являлась базой
материалистического восприятия мира. В ней определено 5 начал мира: вода,
огонь, дерево, металл, земля.
«Книга
перемен» - и Дзын отражают противоречие между природой и человеческим,
которое двоично по происхождению - Янь и Инь.
Фактически
здесь начинают формироваться естественно научные знания об окружающем мире на
мистической основе.
При
переходе Китая от рабовладельческой стадии развития к феодальному строю,
обозначились ряд философских направлений, которые были использованы конкретными
социальными общностями и группами.
Среди
философских направлений этого времени наиболее распространены были:
·школа служивых
людей (конфуцианство)
·монизм
·даонизм
·школа законников
·школа имен
·натурфилософия
Все эти
школы не были едины и распадались в свою очередь на ряд течений, которые вели
борьбу между собой. Наиболее значимой и глубокой философской концепцией
считается учение Конфуция.
Он в своей
реальной жизни испытал многие профессии и только в 50 лет создал свою
философскую школу.
Его
ученики продолжали учение Конфуция, оформились в течение Лунь-Юнь.
По
Конфуцию - нечто - это высшая сила, которая контролирует на земле
справедливость и порядок. По воли неба существует социальное неравенство, бедность,
пороки.
Небу
отводят роль судьбы, рока, доа.
От духа
(доа) надо держаться по дальше, служить живым и оправдывать свое назначение на
земле.
Учитывая
противоречие между людьми и в их социальных связях, Конфуций в поле зрения
своего философского учения поставил воспитание и взаимоотношение людей.
В связи с
тем, что за все его годы деятельности не удалось реализовать свою концепцию формирования
личности, идеал он рассматривает как взгляд в прошлое, а не в будущее. Поэтому
в социальной философии он предпочтение отдает отдельным сторонам жизни рабовладельческого
общества и критикует на этой основе феодальные отношения.
Этика, по
мнению Конфуция, категория которой он выражает понятие Жень
человеколюбива, почитает родителей уважает старших, наполнена любовью к детям и
заботой о людях.
Конфуций
впервые сформулировал принцип Жень - не делай людям того чего не
желаешь себе (на восприятие его взял Кант).
Разрабатывая
принципы этики Конфуций уделил особое внимание благородству людей, на эту мысль
его натолкнули социальные отношения в обществе.
Свою
позицию он выразил, характеризуя благородного мужа, который должен бояться трех
вещей: воли неба, великих людей, слоя совершенно мудрых.
Конфуций
пришел к мысли о необходимости соединения в деятельности каждого человека:
знаний и действий.
Ученики
Конфуция продолжали разрабатывать его этику, усиливая ее философскую сторону.
Одно из
направлений Конфуцианства - Лао-Дзынь, это основная школа даусов. По их
мнению мировоззрение человека - это коренная причина сущного, как вечного,
высшего, духовного существа.
Человеческие
души вносят изменение, эмоции в это сущее. Лао-Дзынь проповедовал метод
«психоз», верование, что душа не запятнанная грехами возвращается к своему
первоначальному божеству. Развивая свой философский взгляд на мир Лао-Дзынь
утверждал, что все предметы составляют единое целое и созданы из бытия и
небытия. Причем бытие - это сущность вещей и предметов. Небытие -
пустота.
Этическую
концепцию Конфуций довел до уровня смирения. Вот почему сегодня даосизм
является философской основой суеверий и волшебства.
Другим не
менее значительным направлением в Древнекитайской философии является школа
законников.
Отрицая
иные способы воздействия на людей, они приоритет отдали правовому принуждению.
Всем нравственно эстетическим качествам личности они предпочли страх. Такой
подход предопределил понимание общественных процессов и социального
управления. Тем не менее обосновывая теорию различных возможностей в социальном
управлении, школа законников рассматривала государственные должности, как
механизм замещения руководителей по способностям и по знатности.
Если
говорить в общем, то мы должны отметить, что в древнекитайской философии
обнаруживается достаточно большое влияние антиципаций (предвосхищение
событий философией).
В основе
своей древнекитайская философия идеальна. Говоря о человеке с одной стороны
философы этого мира утверждали, что он ничто и ничего не зависит от его
деятельности.
Другое
направление наоборот утверждает, что человек творец своей судьбы и все зависит
от него.
ВОПРОС 15.
Социально-культурные предпосылки и источники античной философии: этапы,
направления, основные проблемы. Особенности ее отражения в последующих
философских воззрениях.
Античная
философия развивается на протяжении 12 -13 веков, с 7 века до нашей эры по 6
век до нашей эры. В связи с тем, что она многоаспектна и неоднородна, ученые
разделили этот период на 5 этапов:
1. натуралистический
период
В центр
становятся проблемы природы (физика) и космоса - досократовский
период.(пифагорейцы, милетцы и т.д.)
2.
гуманистический период
Человек с
его этическими проблемами (Сократ, Софисты).
3.
классический
с
философскими системами (Платон, Аристотель).
4.
эллинистических школ, которые занимались моральным обустройством людей и
общества (скептики, эпикурейцы).
5.
неоплатонизм - универсальная система, доведенная до представления о
едином благе.
Проблемы в
любом периоде упирались в космос, этику, логику, этому способствовали
развивающиеся науки.
Физика -
философское учение о природе.
Этика -
философское учение о человеке.
Логика -
учение о слове и понятиях.
Эти 3
части наиболее зримо выступают в философии античности. Характерными чертами
античной философии являются:
·она цельна,
слитна, нерасчленина и проблему ее составляют основу для последующих
философских учений.
· космоцентрична -
охватывает весь космос и одновременно мир человека. Все категории философии
универсальны: добро, время, пространство.
· не смотря на то,
что все воззрения ученых в этот период связаны с космосом, чувственным и
постигаемым, в тоже время она не теоцентрична, т.е. не ставит представление о
боге на первое место. Хотя часто космос считается абсолютным божеством, но он
не связан с личностным (нет Христа, Будды). Она пантеистична, т.е. множество
богов.
·античная философия
многое достигла в разработке понятийного аппарата (концепция идей Платона, у
стоиков - понятие смысла слова. Эта философия не знает философских законов.
Логика - это логика общих имен и понятий.
· этика античности
- это этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Поэтому человек
наделялся добродетелями и пороками. В этом античная философия достигла высот.
· античные философы
умеют найти ответы на координальные вопросы бытия. Их философия функциональна,
она помогает людям в жизни. Современные ученые чтят этику Платона и логику
Аристотеля, обращаются к ним для решения современных проблем.
ВОПРОС 16.
Учение о бытии и мире в античной философии (милетская школа, «пифагорейский
союз», Гераклит, элейская школа).
Интерес к
ней проявился в связи с тем, что она формировалась в поэмах Гомера и Гилеода.
Была связана с политическими свободами городов, государств. Она формировалась
как самостоятельное культурное образование.
Одной из
древнейших философских школ древней Греции считается Милетская школа. Ее
представители Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и другие пытались решить из чего
создан мир.
Анаксимен
первоосновой считал воздух.
Анаксимандр
- анейрон, Фалес - воду.
Вещи
возникают в результате тех превращений, которые происходят с первоосновой.
В основу
всего они берут субстанцию, которая есть то, что не нуждается для своего
объяснения в чем либо другом.
Анаксимен
первоосновой считал воздух. Анаксимандр - анейрон, Фалес - воду. Это и есть
субстанции. Если внимательно посмотреть, то структурировать первооснову мира
пытались и в древнекитайском, и в древнеиндийском мире.
Субстанция
Анаксимандра - анейрон (беспредельный) - является сегодня исследуемой в
теоретической физике.
Школа Пифагора.
Пифагор
субстанцией считает число. В связях чисел пифагорейцы видели
свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям.
При оценке
философской значимости трудов пифагорейцев мы должны подчеркнуть
проницательность с точки зрения обращения и феномену чисел.
Оперируя
числами они дошли до законов науки (количественные отношения, степень числа).
Поиски пифагорейцев были устремлены к тому, чтобы достичь красивой
количественной согласованности, т.е. их философский интерес был сосредоточен на
обнаружении законов чисел.
Гераклит
из Эфеса и Парменид, Зенон из Эллин независимо сформулировали взаимодействие
процессов и явлений в социальном мире.
Гераклит считает,
что миром правит логос - это некое проявление закономерности, которую
Гераклит представлял как связь событий и фактов. Обнаружив это Гераклит пришел
к мысли, что все в мире состоит из противоположности, все проходит через
противоборство, в борьбе обнаруживается внутреннее тождество. Гераклиту
принадлежит известное изречение: «Нельзя в одну воду войти дважды». С одной
стороны он обнаруживает таким способом взаимосвязь и относительность, с другой
стороны он смысл заменяет понятием (жизнь одних, есть смерть других).
Гераклит
мир рассматривает как огонь, а он образ вечного движения и изменения.
Парменид и
его ученик Зенон анализируя события и факты всегда стремились сделать
«сумасшедшие выводы». Уделяя внимание множественности они придумывали
парадоксы, которые вызывали затруднения у других. Они утверждали, что используя
чувственные впечатления нельзя помыслить множественность. Если вещи конечны, то
между двумя конечными вещами всегда есть третья вещь.
По их
мнению множественность как и движение не возможно. Рассуждая таким образом они
доходили до отрицания любой идеи рассматривая априоре.
Вывод: Если для Гераклита
важно изменение и движение и их истоки в борьбе за противоположности, то элеаты
решают проблему интерпретации того, что является движением и изменением. Т.о.
они приходят к выводу, что отсутствие не противоречивого объяснения природы
движения под сомнением его реальность. Иначе говоря: не отрицая на прямую
движение и изменение - эллиаты пытались осмыслить сущностное содержание этих
категорий. Допускали они это в философии, потому что в этот период софисты не
задумывались над смыслом категорий, понятий и терминов.
Большое внимание
атеистическому взгляду на мир уделяла школа Элеатов, представителем которых
являлся Зенон. Свои теории познания они строили на парадоксах и апориях
(затруднение, трудно разрешимая задача). Парадокс - это
неожиданное высказывание.
ВОПРОС17. Атеизм «младших физиков»
в античной философии, учение о бытии.(Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит).
Атамисты занялись
анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что апории беспредельно делимы.
Они предложили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить
бесконечно, т.к. в основе их находятся неделимые атомы. Движение по их мнению -
преодоление определенного расстояния, состоящего из определенного числа
замеров. Время состоит из определенного числа своих квантов. Атамисты делают вывод:
атомы неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему
изменения привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов
являлся Демокрит. По его мнению все в природе состоит из атомов и пустоты.
Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных направлениях.
Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде, воздухе и в огне.
Сочетание атомов образует мир, а коль этих сочетаний множество, то и миров
бесконечное множество. Человек по утверждению Демокрита состоит из одних
атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит преодолел противоположность
материи и духа. Установил единую, универсальную природу материи и духа. Отсюда
берет начало материалистическое направление в философии как доктрина.
Все
явления природы считаются естественными и развиваются по присущим ей законам.
Природа вечна, все движется и превращается из одного состояния в другое по
причинно следственным связям. Демокрит вскрыл внутренние причины вечного
движения материи во времени и пространстве, и признал существование богов,
состоящих из вечных конфигураций атомов. Мир не создан богами, а существует
вечно, согласно необходимости, которая и сохраняет постоянство мира. Он создан
не за счет внешнего источника движения.
Достоинства:
Т.о.
древний атомизм - это следствие философских затруднений, методика их разрешения
состоит в том, что новые идеи содержали в себе лучшее старых, тем самым старые
были отвержены.
Парменид и
Элеаты утверждали о целостности, неизменности и неподвижности бытия, атомисты
свели их бытие до атома.
Обнаружив
атомарное, элементарное как неизменное и неподдающееся в объяснении.
Развитие
вселенной, мира они объясняли механическим движением атома.
Недостатки:
Не смогли
дать теоретическое обоснование атомарности. Многие их утверждения, в частности
понятие «пустоты», «вакуума» в физике отвергнуты.
До сих пор
физики не могут подтвердить наличие атомов времени, хрономов и атомов
пространства.
Вместе с
тем они доказали, что действие квантовано и его величина измеряется широко
известной постоянной планкой «h». Цель познания считается причинно
следственное понимание явления.
ВОПРОС 18.
Философия Платона: мир идей и мир вещей.
Классической
фигурой в философии в этот период явился Платон. В его учении о мире
присутствуют мотивы пифагорейцев, элеатов, Гераклита, Сократа. Главное в учении
Платона - это теория идей, учение о государстве, этика и гносеология.
Этически
рационализм Сократа был продолжен Платоном в разрешении проблемы преодоления
разрыва между нормальным сознанием и практическими нравами людей. Высшая
нравственная цель - это овладение благом, которая дает очищение и возвышение
души и одновременно достижение истины. Сократовская формула -
справедливость - есть закон, нашла свое развитие в понимании Платоном государства,
где человек должен быть предан своему делу и четко выполнять свои обязанности.
По Платону
мир идей - это истинное бытие конкретной вещи. Это нечто среднее
между бытием и не бытием.
Т.о. мир
идей создает вещи которые по существу только тени идей. Идеи в широком
понимании Платона - идеальные образы, образцы для чувственного воспринимаемого
мира вещей. Т.о. абстрагировав идеи от разума людей Платон объявил мир идей
божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная
душа. Попадая в конкретное человеческое тело душа вспоминает о мире идей.
Следовательно, познание - это вспоминание душой своего доземного
существования.
По Платону
чувства истинны. Для познания истины необходимо закрыть глаза и заткнуть уши и
доверяться вечной душе, вспоминающей свое прошлое.
Объективный
идеализм Платона соединился с диалектическим методом философских рассуждений:
§
диалектикой единого и многого
§
движения и покоя
§
философия природы Платона связана с числовой символикой как управительницей
чувств
Разрабатываемая
диалектика понятий числа, значения для развития диалектической логики.
Вывод по
Платону: бытие - по Платону идеальное, бестелесное
образование. Идея - это единственно существующая. В связи с тем, что она не
имеет частей, она вечна и неизменна. Бытию противостоит мир чувственных вещей,
где все изменяется, движется, но никогда не существует. Идеи - это сущности
вещей данные нам в опыте, в отличии от этого мира они познаются только разумом.
В учении о
космологии Платон в центр ставит учение о мировой душе: достоверное познание
возможно только об истинно существующих идеях.
Диалектика
- это метод познания, второй путь восхождения от низших понятий к высшим
и наоборот.
У Платона
более 30 работ, более значительная работа «Государство», где он высказал
социально философские взгляды на общество, государство и человека.
ВОПРОС 19. Философия Аристотеля:
учение о субстанции, соотношение материи и формы, метафизика, этика.
Аристотель ученик
Платона. Он вобрал в себя все лучшее накопленное за этот период человечеством.
В его философских воззрениях есть материалистические и идеалистические взгляды.
Он формируется как философ постоянно оппонируя своему учителю Платону. Он
пытался преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Он
признавал объективное существование материи как вечной, сотворимой и
низнечтожимой. Она не возникает из ничего, но она пассивна и содержит в себе
лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. В
доказательство брал мрамор. Функцию формообразования он отводил уму как
перводвигателю. Форма предшествующая уму - творческий момент. Это стимул и
цель, идеальный образ, причина становления многообразных вещей из однообразной
материи. Но чтобы из нее что-то вышло нужен бог перводвигатель форма всех форм,
причина и вершина мироздания.
Т.о.
Аристотель оторвал форму вещей от самих вещей и превратил в самостоятельную
субстанцию по аналогии с Платоновскими идеями. Изучение мира по Аристотелю в
открытии форм, но исходит не из самих форм, а от данной нам действительности,
это материализм Аристотеля. Единичные вещи изменчивы, а их единичные формы
неизменны. Т.о. Аристотель слил воедино диалектику и метафизику. Это
потребовало от него разработки подробнейшей классификации форм и способов
рационального мышления. Он выделил базовые категории количества, качества,
отношения, сущность, время, пространство. Диалектика бытия и мышления легла в
основу теории познания. Т.о. Аристотель стал основоположником линии
материализма в развитии философии в период античности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|