рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

3.                 диалектика исходит из внутренней противоречивости и закономерностей, присущих любому процессу или явлению; метафизика пытается найти противоречия в нашем мышлении, а не в объективной действительности;

4.                 диалектика признает борьбу, внутренне присущих явлениям и процессам, противоположностей, как главный источник их развития; метафизика помещает этот источник вне исследуемого объекта.

Таким образом, метод используемый учеными, свидетельствует о методологии научного познания мира. Знание о мире и метод, которые используют ученые, неразрывны. В зависимости от этого ученые делятся на метафизиков и диалектиков. На основе диалектики разрабатываются требования к мыслящему субъекту и к принципам осуществления им познавательной деятельности. Требования представляют собой выводы из всеобщих форм бытия и всеобщих законов действительности. Таким путем осуществляется теоретическое познание деятельности, формы перехода от эмпирических обобщений к теоретическим и затем, к выведению законов, которые, как правило, имеют всеобщий характер. Порядок применения различных методов в общем познавательном процессе, как и в конкретном научном исследовании, называют методикой.

Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности. В основе характеристики научности методологии лежат принципы ее применения:

1.                 использование мировоззренческих установок к процессу познания;

2.                 применение принципа изменения к духовному творчеству вообще, равно как, и к социальной практике.

Методология - это стратегия познавательной деятельности человека, где устанавливается взаимосвязь субъекта и познаваемого объекта, человека с природой и обществом. Это сложная система взаимосвязанных и взаимообусловленных форм духовного освоения действительности. Идет процесс ориентации на внешний мир и построение социально-духовных структур, а также форм самодетерминации человека. Сегодня задача методологии в социальной философии является дать людям более совершенный аппарат познания, который строится на трех источниках:

1.                 материалистическое понимание и объяснение исторического процесса;

2.                 естественноисторический характер общественного развития;

3.                 определяющая роль субъекта истории и цивилизации - человек.

4.                 Таким образом, социальная философия как наука включает в себя следующую структуру:

5.                 методологические и общетеоретические проблемы науки;

6.                 специализированные теории;

7.                 прикладные науки.

Последние включают в себя этическую и социальную ценность (познание - это долг, ответственность ученого за свои решения). Таким образом, обе функции социальной философии взаимосвязаны, взаимно переходят друг в друга. Метод включен в мировоззрение, ибо он универсален. Мировоззренческие принципы входят в состав философского метода.



ВОПРОС 42

Исторический аспект понимания общества.

Наука считает, что общество или социум - над органическая реальность, где естественно соединено социальное и природное. Кроме этого, общество сегодня трактуется как подсистема биосферы, которая имеет качественную выделенность социального и уникальность бытия, фиксируемую в истории философской мысли. Понятие общества в научном и обыденном значении понимается неоднозначно. С одной стороны - страна, нация, народ, государство; с другой стороны - социальный коллектив, объединяющий людей интересами, трудовой деятельностью, потребностями и т.д. В социально-философском плане общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются и формируются  в процессе их совместной деятельности. Иначе, общество - продукт взаимодействия людей, это социальная форма движения материи. Понятие общества в этом плане формировалось исторически, как из сферы общественной жизни, каждый философ по-своему объяснял переход человека из естественного состояния в общественное. Но несмотря на многоаспектность точек зрения на общество, социальные философы выделяют два направления этого феномена. Основоположником первого направления является Платон. Учение об обществе в его работе "Государство" он разрабатывал в тесной связи с теорией идей в истинном бытие, которое вечно и неизменно. Поэтому, обосновывая понятие общества, Платон ввел три начала человеческой души:

4.                 разумное;

5.                 властное;

6.                 вожделяющее.

Им соответсвуют три сходных начала государства: совещательное (правители), защитное (воины), деловое (ремесленники). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом. В основу общества Платон положил и обосновал идею приоритета общего и общественного интереса. Маркс, характеризуя эту концепцию Платона, подчеркнул, что он создал модель афинской идеализации египетского кастового строя. Все слои государства служат цели сохранения единства и стабильности общества.

Второе направление в изучении общества было представлено Аристотелем. Он отстаивал идею приоритета интересов личности и индивида: "Каждый человек сам себе господин и должен любить более всего самого себя". Общество по Аристотелю - это совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов. Аристотель выделяет не общественное, а политическое государственное бытие и в связи с этим называет человека политическим животным.

В средние века в изучении общества выделился Августин Блаженный. Он рассматривает общество "град земной" в свете "града божьего". Это соответствовало мировоззрению человека, живущего в средние века, где теология была господствующей идеологией.

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства. Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле. Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех", люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.

Гегель представил общество как гражданское, т.е. продукт естественной необходимости, которое предшествует государству. Он считал, что индивиды не могут существовать вне временной связи, вне гражданского общества. В центре которого по его мнению должен стоять гражданский интерес, подавляющий формальный, общественный. Основой и условием развития гражданского общества он считал частный интерес, вне которого не может быть свободы личности. Таким образом, Гегель сделал первый шаг в разделении частных, имущественных и государственных интересов.

Позитивисты с их ориентацией на знание (Конт, Спенсер), вычленили из философии науку об обществе. По мнению Конта общество не тождественно природе. Общество как целостность объединяет в себе природу, человека и его социальные группы. Конт выделил в системе общества и его функциональной структуре семью, классы, государство, которые в истоке своем имеют разделение труда и определенную социальную солидарность. Именно связи и отношения рассматривали ученые при определении общества как социальной реальности. Это система, которая не сводится к сумме своих элементов. Определяющую роль в характеристике общества играет выбор системообразующего элемента.

Вебер сущностной основой общества считает взаимодействие людей, как продукт их социальных связей. Дюркгейм системообразующим считал социальный факт. Парсонс - нормы и ценности. Платон - государство, Аристотель - личность. Таким образом, общество выступала как сложная система социальных действий.

Против такой постановки вопроса выступили символические интерациолисты (уточнить). Мид утверждал, что взаимодействия людей могут быть символическими, т.к. люди реагируют на ожидания присутствующих. Кроме того, каждый человек выступает в роли символов ролей, которые он выполняет. Психическое становиться социальным в ходе социализации. Представители концепции социального действия не занимались предметным действием и его продуктами. Эта теория была разработана Марксом, согласно ей в обществе все, кроме природы, создано сознательной человеческой деятельностью, в ходе межличностных отношений, в процессе общественного производства. Эти отношения по Марксу строятся не по желанию людей, а в соответствии с достигнутым уровнем развития производительных сил. Общественное бытие как совокупность материальных отношений людей к природе, друг к другу. Оно определяет общественное сознание и служит материальной основой сознательной деятельности людей. Именно общественное бытие определяет специфику как самого общества, так и сущностных качеств самих людей. Итак, общество - это системное образование, совместное в жизнедеятельности людей. Социальное - это системные характеристики, которые определяют совместное бытие людей и отличие от их природной физио-биологической основы.



ВОПРОС 43

Философия как отрасль познания формирует практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру.

Природа и человек в философии проблематизируются, т.е. выделяются качественные характеристики окружающего нас мира, бытие человека с позиции природного и вне природного существования.

В связи с этим философское знание делится на:

§                    онтологию - знание о бытие;

§                    гносеологию - о познании;

§                    аксиологию – учение о ценностной ориентации человека в окружающем мире.

Изучая бытие человека, философы уделяли внимание бытию как некой вне временной, имеющей начало, как некой субстанциональной основе неизменной или меняющейся лишь в своих внешних свойствах.

Этот комплекс проблем мы находим в размышлениях древнегреческих философов. В поисках абсолютного бытия объединялись усилия различных философских школ и направлений. Например: хмелецкая, атомисты, элиаты и т.д., но образ бытия созданный им сопутствует сегодня многим философским направлениям.

Категория бытия одна из самых значимых в сфере философского познания как в области организации материи, так и человеческой жизни.

Философия изучает всеобщие законы и объективную действительность и как установили ученые предельно общее свойственное всему миру является наличествование бытия, как единства.

Можно говорить о метафизическом, диалектическом, дуалистическом познании мира, но мы должны помнить, что все категории философии как и в других сферах знания взаимосвязаны друг с другом, и взаимообусловлены. Это и создает ценностную картину мира и его многообразия. Бытие стоит рядом с небытием, с существованием, пространством, временем, материей, качеством и количеством. Бытие отражает «нечто», что осуществляется в качестве многообразных и приходящих ситуаций. Последние неповторимы, ибо время необратимо. Это «нечто» не устойчиво ибо оно становится, изменяется, развивается в борьбе противоположностей как моментов складывающихся ситуаций. Развитие – это наращивание бытия, его интенсивности. Ученые установили, чем интенсивнее бытие, тем оно более хрупко.

К основным формам бытия относятся:

1.                 бытие вещей, явлений;

2.                 бытие человека;

3.                 бытие духовного;

4.                 бытие социального.

           Бытие вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо проявление «двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны, бытие вещей и явлений независимо от сознания человека, но они могут быть созданы, опредмечены человеческим трудом, либо быть продуктами социально-исторического характера и пространственно-временного существования человека.

           Человек – биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому он подвластен всем признакам и принципам биологической жизни. Но по сравнению с животным и природным миром человек имеет дух, иная сущность и мышление, сознание – высший тип бытия. Духовное бытие, бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний сопрягаются с общественными или индивидуальными формами. Индивидуальное духовное с одной стороны – это необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с другой – стабильные идеи, убеждения и ценности, которые могут жить беспредельно.

Бытие человека – сложный феномен, отягощенный сознанием собственной смертности и противоречивостью бесконечного общего бытия.

Факт существования небытия многими философами отрицается. Еще Парменид говорил «никогда не докажут что-то, чего не существует». Чапышев поддерживает противоположную точку зрения, он считает, что бытие вторично по отношению к небытию. Тезис об относительности бытия и абсолютности небытия не отрицает их единства.

Бытие – форма существования небытия. С этим согласны все. Гегель назвал небытие «изнанкой бытия». Сегодня ярким примером отношения бытия и небытия, подтверждением выражения Гегеля может служить противоречие между системой и методом Гегеля.

Наличие абсолютного небытия – это результат памяти, с помощью ее человек сложно осознает трагизм своего небытия в будущем. Благодаря диалектическому воображению и диалектическому сознанию, индивид воспринимает свое небытие сквозь просвечивающееся бытие: в мыслях человек стремится убежать от небытия , вся психика у него проникнута страхом перед ним, поэтому он осмысливает идеал бытия через бытие духа, который способен порождать гениальное творение, которым является наука и религия.



ВОПРОС 44

Второй не менее важной проблемой философии является категория материи.Она понимается в философии, как восходящее движение.

 У Гегеля это отражено в категориях единичности, особенности, всеобщности. В этой концепции заложен глубокий рациональный смысл. Действительно, познание новых явлений начинается с фиксации единичных фактов, касающихся сущности конкретных явлений, процессов и их взаимодействия. Затем идет классификация по признакам тождества и различия, в ходе чего выявляется закономерная часть или закон данного круга явлений, это и есть переход к особенному и всеобщему.

Всеобщность – это знание сущности вещи в ее особенностях. Данная гегельская схема приложима к пониманию материи, которая охватила тысячелетия.

Вначале представления о материи были связаны с поиском первоначала всего в мире. Этот период растянулся до нового времени; идеи древнегреческих ученых о воде соответствовали идеям Бойля Мариотта (вода – первичная материя).

  Даже в 19 веке физик Праут водород считал прототипом субстанции, из которой образуются все химические элементы. Ядро водорода, входящее в состав ядер всех остальных, было названо протоном, что соответствовало указанной тенденции.

Другое направление в толковании материи было представлено в рассмотрении ее как особенное и общее. Особенное представляло собой промежуточное между единичным и общим. У Левкипа и Демокрита  возникновение вещей объяснялось из соединения атомов, в каждой вещи эти частицы различаются величиной, формой, определенным сочетанием. Таким путем произошел отход от конкретно чувственного в сторону абстрактного. Материя стала рассматриваться как основа всего существующего, независящая от конкретных свойств вещей, их единичных и особенных признаков.

Материя воспринимается все больше в ее всеобщности. Гольбах в 18 веке пытался объявить материей все то, что каким-то образом действует на наши органы чувств.

Этап механистических представлений о материи оказался самым длительным. В этот период материя отождествлялась с массой или веществом. Механика Галилея, Ньютона пришла к выводу – материя и масса тождественны. В атомистике Бойля Мариотта и Ломоносова материя отождествлялась с веществом, атомами.

Другое направление, которое развивалось параллельно с механистическими представлениями о мире, в основе ставило противопоставление материи и сознания. В понятие «материя» вкладывается смысл необходимой константы для удержания в мышлении различия между духом и субстанцией.

Сегодня в рационалистической философии понятие материи используется как философская абстракция, для выражения противоположностей сознания (бессознательного) к собственному носителю.

Подходы к данной проблеме сложные и разные, поэтому философское мышление довольствуется понятием материи как антипода сознания. Всеобщее свойство материи – это ее объективность, абсолютность, относительность, субстанциональность, бесконечность, вечность, неуничтожаемость и несотворимость. Признание всеобщих свойств материи снимает многие проблемы в толковании этой категории различными философскими школами и направлениями.

Структурными компонентами материи являются вещество (антивещество), поле, биологические и социальные системы. Вещество представлено такими материальными системами как меготела (мегогалактика, звезды, планеты). Макротела (жидкие, твердые вещества, газообразные); микротела (частицы и античастицы, плазма, атомные ядра, атомы, молекулы). Сегодня физики говорят об электрон-позитронных полях (квантоэлектроны, позитроны); ядерных полях (кванты, мезоны); электромагнитных полях (кванты, фотоны); гравитационных полях (кванты-гравитроны).

К биологическим системам относятся белковые тела, микроорганизмы, растения, животные, биоценозы, биогеоценозы, биосфера в целом.

Социальные системы имеют такие элементы как социальные группы, с их внутренними и внешними взаимодействиями, вещные средства преобразования природы обществом, двойственная природа и т.д.

На рубеже 19-20 веков Освальдом была высказана мысль о превращении материи в энергию. Не философы, а сами физики доказали невозможность этого. Философы объяснили этот факт. Свет – нематериален, он имеет корпускулярную природу, т.е. волновое и частичное происхождение – двойная природа. Масса двух образовавшихся в результате взаимопревращения пары частиц (электрон-позитрон) в точности равна исходной массе электрона и позитрона. Поэтому мысль о превращении материи в энергию неправомерна.

Способы существования материи – это движение как таковое, но не только в перемещении, но и в изменении. Движение абсолютно, покой – относителен.



ВОПРОС 45

Способы существования материи – это движение как таковое, но не только в перемещении, но и в изменении. Движение абсолютно, покой – относителен.

В истории философии неоднократно осуществлялись попытки классифицировать формы движения материи. Однако большинство ученых придерживались точки зрения Ф.Энгельса, который выделял механистическую, физиологическую, биологическую, химическую и социальную формы движения материи.

Современная наука говорит не об отдельных формах, а о группах форм движения материи. Группа физических форм – движение элементарных частиц, ядерное, молекулярное, движение макротел. Группа химических форм – движение обусловлено определенным температурным интервалом. Группа биологических форм – белковонуклеидовые изменения, вода используется как растворитель. Обмен веществ, рост, размножение, саморегулирование живых систем происходит в температурном режиме от –100 градусов до + 220 градусов по С. Группа социальных форм движения – высший тип эволюции мира, сюда включаются все изменения социальных систем. Основанием для выделения групп движения служит специфика групп объектов, т.е. носителей движения. Для выделения в особые группы движения материи таких как геологические и кибернетические изменения нет достаточных оснований, т.к. их элементы присутствуют во всех известных нам пространственных масштабах и структурных уровнях материи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.