рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Если Платон основоположник диалектической логики, то Аристотель - формальной логики. Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но всего древнего мышления. Это наиболее обширная, наиболее разработанная в логическом смысле система познания. Фактически все другие науки имеют свои начала в произведениях Аристотеля. Он обобщил и развил познание своего времени в области естественно научных исследований. Содержательность и разработанность его системы универсальна.



ВОПРОС 20. Социально-философские воззрения Платона и Аристотеля.

В социально-философском плане общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются и формируются  в процессе их совместной деятельности. Иначе, общество - продукт взаимодействия людей, это социальная форма движения материи. Понятие общества в этом плане формировалось исторически, как из сферы общественной жизни, каждый философ по-своему объяснял переход человека из естественного состояния в общественное. Но несмотря на многоаспектность точек зрения на общество, социальные философы выделяют два направления этого феномена. Основоположником первого направления является Платон. Учение об обществе в его работе "Государство" он разрабатывал в тесной связи с теорией идей в истинном бытие, которое вечно и неизменно. Поэтому, обосновывая понятие общества, Платон ввел три начала человеческой души:

1.       разумное;

2.       властное;

3.       вожделяющее.

Им соответсвуют три сходных начала государства: совещательное (правители), защитное (воины), деловое (ремесленники). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом. В основу общества Платон положил и обосновал идею приоритета общего и общественного интереса. Маркс, характеризуя эту концепцию Платона, подчеркнул, что он создал модель афинской идеализации египетского кастового строя. Все слои государства служат цели сохранения единства и стабильности общества.

Второе направление в изучении общества было представлено Аристотелем. Он отстаивал идею приоритета интересов личности и индивида: "Каждый человек сам себе господин и должен любить более всего самого себя". Общество по Аристотелю - это совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов. Аристотель выделяет не общественное, а политическое государственное бытие и в связи с этим называет человека политическим животным.

Определяющую роль в характеристике общества играет выбор системообразующего элемента.. Платон - государство, Аристотель - личность. Таким образом, общество выступала как сложная система социальных действий.



ВОПРОС 21. Социально-культурные предпосылки средневековой философии. Апологетика и патристика.

Средневековье связано с эпохой феодализма, и как правило датируется 5 - 15 веком нашей эры. Развитие философии этого периода нельзя ограничить этими рамками. Вызвано это рядом обстоятельств:

§                    на средневековую философию оказало влияние христианская религия, которая вела борьбу с римским языческим многобожием (пантеизм).

§                    начиная с середины 1 века нашей эры христианская вера приобрела своих теоретических защитников в лице ряда христианских философов Августин, Ибн-Рушд, Бекон, Аквинский, Скотт.

§                    истоки средневековой философии ограничены, связаны с духовной культурой того времени. В средневековой философии выделяют несколько направлений:

 1). Самый ранний этап связан с патристикой (церковь). Особенностью является то, что отцы церкви христианское учение интерпретировали с основами священного писания. В патристике выделяются несколько этапов:

а). апостольский - до середины 1 века нашей эры;

б). Апологический - с середины 1 века до начала 4 века. Этот период характеризуется учениями христианских ученых философов. Они взяли на себя функции защиты христианского учения от официальной языческой религии и политики Римского государства. Среди философов можно назвать Арнобия, Климента Александрийского.

в). зрелая патристика (4 - 6 век нашей эры). Этот период характеризуется синтезом теологических положений и античной философской мыслью. В этот период в средневековой философии выделились 2 ветви:

§                    западная - Августин, Иероним.

§                    восточная (византийская) - Василий Великий, Григорий богослов.

Главной целью патристики была проповедь однобожия, учения о Христе, как посреднике между богом и человеком.

Среди учений патристики большое влияние имели: тринитарный догматизм (учение о соотношении эпостасий отца, сына и святого духа); креционизм (учение о сотворении мира); теонецизм (оправдание бога и эсхатология).

2). Схоластика (переводится школьный учитель) с 7 по 14 век нашей эры . Если отцы церкви постижение бога соотносили с мистической интуицией, со сверх разумным созерцанием, то философы софисты искали рациональные пути познания бога. Тертулиат на 1 место выдвинул безусловность и абсолютность. Он говорил верю ибо абсурдно.

Одним из основоположников схоластики являлся Ансельм - Кентей Берийский. Он веру рассматривал как предпосылку рационального знания.

Выделяя основные черты развития философской мысли этого периода надо подчеркнуть: связь со священным писанием; единство священного писания и священного придания; символический характер, где каждый религиозный образ священный и как многозначный символ  человеческой истории; традиционализм, консервативность, преемственность, дуализм божественного и человеческого, небесного и земного; идея божественного предопределения; эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Дальнейшее развитие средневековой философии развивалось на двух принципах:

§                    идея творения (средневековая антология)

§                    идея откровения (фундаментальное учение о познании)

Рассматривая проблему бытия средневековые ученые утверждают, что бог сотворил мир из ничего.  В философии этот подход зафиксирован как креционизм (творение). Бог как сверх природное создание  обладает истинным бытием, эту точку зрения поддерживал Августин Блаженный. Он утверждал, что от бога исходят все идеи и порядок в мире. Мир сотворен не по необходимости, а по доброй воле. Бог, сотворяя мир, представил лестницу существ, которая восходит к творцу. Человек - малый мир, он соединяет в себе природу  материальных тел и духовных сил. Душа не материальна, бессмертна, свободна в своих решениях. Христианский бог недоступен для познания, но открывает себя человеку, следовательно, откровение и познание возможно только сверх естественным путем в форме веры, хотя человек действует свободно, но все, что он делает свершает за него бог. Божественное предопределение источник двух противоположных царств: божьего (добро и благодать) и земного (разбойничий стан, где есть войны, насилие и грабежи).

Если говорить в философском плане, то мировоззрение Августина близко патристике. Ему принадлежат интересные идеи о времени, науках, разуме, что делает его и его взгляды отличными от патристики. Рассуждая о времени он выходит за пределы схоластики. Поэтому, когда мы говорим о понимании Августином времени, которое не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего - то время по нему это некоторая протяженность. По Августину к изучению наук ведет 2-ий путь: авторитет, разум.

По отношению ко времени первенствует авторитет, по отношению к существу дела первенствует разум.

Разум - это взор души, что схватываем мы чувством, чувствуем существующим вне нас, заключенным в пространстве.

Августин делает вывод, что в разуме то разумею, но не все то знаю чему верю (соединение в разуме знаний и чувств). Чувственное познание не всегда истина. Августин закладывает начало теоцентрической философии, где в исторической форме определено место субъектов в мировоззрении.

Теоцентрическая философия

Принцип абсолютной личности - принцип бога, в нем заключено более глубокое понимание  субъективности, единственности и неповторимости.

Античные философы, склонные к пантеизму, умоляли принцип субъекта в философской литературе того времени. В теоцентризме - бог - господин.  Бога сын ближе к мирянам. Т.о. Христос - это Богочеловек, человек-учитель, наставник и человеческая природа Христа основа средневекового гуманизма..

Теоцентризм уточнил такие понятия как бытие, сущность, существование, свойство, качество. В этой концепции Августин рассмотрел время как вечность, (Аристотель считал время числом, не зависимо от его специфики оно имеет движение , измерение времени осуществлялось циклическими процессами).

В теоцентризме время растягивалось, выделялись наиболее значительные пункты, касающиеся бого-отца и Христоса. В этом моменте соотносилось святое и земное время. Т.о. средневековое время представлялось линейным, связанным с таким понятием как прогресс, т.е. время было многообразным и несвязанным с природными процессами (у Августина время исчислялось значительными событиями, со дня рождения Христова).

Время не было связано с природными явлениями.

Для средневековой философии кроме теоцентризма (историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании), кринционизма - учение о сотворение мира богом из ничего, провиденциализм - учение, понимающее историю как осуществление заранее предусмотренном богом плана спасения человека. Это путь к царству божьему, символизм - это учение, которое искало своеобразные пути вызова умению человека находить скрытое значение того или иного предмета. Простые люди для разгадывания символов  использовали таинства. Философы занимались толкованием текстов-экзетеза. Основным текстом стала библия. Внимание к символике слов породило спор об универсалиях между номиналистами и реалистами. Это спор, который восходит к Платону и Аристотелю, разрешающий проблему о соотношении единичного и общего.

Для реалиста в споре об универсалиях - общее существует в боге, вещах, головах, т.е. в мыслях людей. Это утверждал и Фома Аквинский.  По его мнению слово обозначает общее, тем самым реалисты продолжали линию Платона в споре с Аристотелем.

Номиналисты (Окка)  считали, что общее как таковое на существует, а понятия есть имена и знаки.

Чтобы примерить номиналистов и реалистов Фома Аквинский согласовал учение Аристотеля с требованиями католической веры и достиг компромисса между верой и разумом, теологией и наукой.

Фома Аквинский высшим началом мира как и Августин Считал бытие, это христианский бог, сотворивший мир , но в отличии от Августина , он различал актуальное и потенциальное состояние мира. В зависимости от актуальности он выделяет 4 уровня бытийности вещей, т.е. в какой форме актуальное начало реализуется  в вещах.

1 форма - определенность вещи

2 форма - как конечна причина

3 форма - как действующая причина

4 форма - как организующий принцип

Форма существует сама по себе независимо от материи. Это дух, ум, разумная душа. В связи с этим высшее из сотворенных сущих. Причем разумная человеческая душа не погибает со смертью тела. В этом плане Фома Аквинский отдал дань Платону.

Компромисс между верой и разумом он толковал: для спасения человеческого рода необходимо существование некоторой науки, которая базируется на божественном откровении ибо человек соотносится с богом, как со свое целью. Именно с ним соотносятся усилия и действия людей, поэтому человеку нужно для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, но дается через божественное откровение.

Природу наук он обосновал как двоякую. Одни из них непосредственно исходят из естественно познавательной способности (геометрия, химия, арифметика - мы познаем это в ходе обучения). Другие науки, основанные на высшем смысле, на идеях относятся к священному учению, которым обладает бог.

В связи с этим Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования бога:

1.                   из понятия движения: в мире все движется, должен быть перводвигатель - это бог.

2.                  из производящей причины в мире существует некая производящая причина, которая обуславливает все и это бог.

3.                  из понятия возможности и необходимости - есть вещи, которые могут быть и не быть, если нет сущего, то и нет бытия. А коль есть бытие, то есть в мире то, что необходимо кроме случайного - это и есть бог.

4.                  из понятия совершенства вещей: есть сущность которая для всех является сущностью - это есть бог.

5.                  из распорядка и целесообразности: в природе по его мнению все целесообразно и исправлено к лучшему исходу. Любая цель достигается не случайно, а руководима сознательностью воли. Цель для всего полагает бог.

Бог, являясь распорядителем всего сущего, провидит отдельные недостатки, которые есть в жизни. Но эти недостатки бог не устраняет дабы не потерпела ущерба совершенство всеобщего блага. Зло для того, чтобы вещь отступала от блага.

Спор между номиналистами и реалистами  идет по существу между восприятием действительности и наименованиями, которые мы используем. Сформировав универсалии, которые существуют в троичном виде Аквинский примерил их (номиналистов и реалистов). Он утверждает, что универсалии существуют до вещей в божественном разуме;

в самих вещах как их сущность или форме;

после вещей, т.е. в человеческом разуме, как результат познания абстракции.

За концепцию по универсалиям Аквинского назвали умеренным реалистом, в отличии от реализма Платона, который утверждал, что общее существует вне вещей.

Ортодоксальная церковь признала материю как одну их 2-х природ Христа. Фому назвали пятым учителем церкви. Идея - от бога, вещь - наш разум. Концепция Аквинского об универсалии повлияла на формирование учений о логике и гносеологии Гоббса и Локка. Признание общего в конкретной единичной вещи, универсалий до вещи, а это уже материализм позволил считать учение номиналистов, что универсалии существуют только в человеческом разуме, мышлении  и эта концепция была осуждена Собором в 1092 году. Тезис Аквинского о наличии общих понятий лег в последствии в идеалистический рационализм Лейбница, Декарта, а положение о независимости высших универсалий  использовали Кант и Гегель.

Августин Блаженный как основоположник учения  о божественном проникновении в человеческое познание  предопределил мистицизм.

Наиболее ярко это в православной традиции развили Иоанн Богослов и Василий Великий



ВОПРОС 22..Антропоцентризм и гуманизм как специфические черты философии эпохи Возрождения. (невесь)

Период 15 - 18 века. Этот период считается периодом возрождения ценностей и идеалов античности. Эпоха развития техники, естествознания, математики и механики.

Возрождение - это итог развития средневековой культуры, выявило все лучшее, что было в этот период.

Главная ориентация в эту эпоху - это человек.

Философия помогла найти человеку его место в жизни. Особое значение придавалось мышлению. Оно было в этот период антропоцентрическое - это бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Человек может все. Мировоззрение носит ярко выраженный гуманистический оттенок. Человек толковался как свободное существо, творец самого себя и свободного мира. Сотворив мир, а затем человека бог дал людям свободную волю.

В философии менее всего говорилось о греховной сущности человека, испорченности его природы. Ставка делалась на собственные силы человека.

Важным элементом был оптимизм, культ творчества. Материально-чувственная деятельность принимает сакральный характер, появилась идея прометивизма - человек как творец мира, сотрудник бога.

Философия в это время носит антисхоластический характер. Представителем антисхоластической философии являлся Николай Кузанский. Он утверждал пантеистическое направление - единому ничего не противоположно, единое есть век, оно тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное больше чего ничего быть не может. Единое - минимум. Отношение мира и бога, как отношение целого и части. Центр и окружность космоса- это бог, поэтому мир не бесконечен, у него нет предела, где мир был бы замкнут.

Учение Кузанского, а вместе с ним Коперника, Бруно заложили основы появления рационализма и эмпиризма в философии 17 - 18 века.

Растущие знания о природе требовали замены схоластического метода мышления новым непосредственно обращенным к реальному миру. Применение механистического вызвало прогресс в познании физического мира. Разум стал инструментом и механизмом преобразующим мир.

Философия возрождения – это своеобразный синтез античности и средневековья. С одной стороны присутствует Бог, с другой стороны Бог не является одним лицом как это было в средневековье.

Учение Кузанского о максимализме и минимализме – это диалектика. С другой стороны после Кузанского Коперник развивая свои идеи произвел революцию в астрономии и ее осмыслении.

Практически места для Бога не остается и это подтвердил Джордано Бруно, создав теорию бесконечности вселенной и бесчисленности миров находящихся в ней. Складываются основы новой мировозренческой установки, где человек становится центром мироздания.

В средние века активность вечности рассматривалась как способность к провиденциализму (сжигала научные книги, авторов в тюрьму и т.д.)

Провиденциализм заменяется личностной активностью, это практически освобождает человека от божественной зависимости. В этот период благодаря творчеству художников Л. Да Винчи, Микилеанжило, свободолюбивые идеи и культ человека проникают в культуру. Если раньше художественное творчество сосредотачивалось на написании божественных картин, библейских сюжетов, то теперь приоритет отдается творческой личности. Но личность была мифологизирована. Эпоха возрождения материалистического подхода понимания мира. Философия пыталась объяснить положение человека и его бытия. 



ВОПРОС 23

Философия и наука нового времени .Новоевропейский тип рациональности: Ф.Бекон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

Ф. Бекон в работе «Новый органон» провозгласил тезис «Знание - сила». Этим он обосновал цель и предназначение науки; разработал принципы индуктивного метода познания; развел теологические и философские знания.

Наука должна быть по нему знанием ради знания. конечная цель - открытие, изобретение, которое удовлетворяет потребности и улучшает жизнь, поэтому в науке надо усилить критическую и позитивную ее сторону.

Критическая сторона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению.  Здесь он говорит об учениях, об идоле и критикует метод познания. Говоря об идоле сознания, как  искаженных образах действительности ложных представлениях и понятиях Бекон выделил идола рода (ложное представление мира присуще всем людям, как результат ограниченности ума и чувств), идола пещеры (искаженное представление о действительности, связанное с субъективностью ее восприятия). Эти два идола можно преодолеть с помощью образования предлагал Бекон.

Идолы рынка - ложные представления, связанные с неправильным употреблением слов.

Идолы театра - ложные представления о мире, сформированы не критическим подходом к различным философским теориям.

Эти 2 идола приобретаются человеком с помощью ума, который осмысливает  общий опыт и приоритет отдается мыслителям.

Бекон делает вывод: схоластическая философия плодотворна на словах, она абстрактна, сосредоточена на выведении частного из общего. Этой теории познания (схоластической) он противопоставил индуктивный метод, который имел как практическое так и социальное значение. Бекон считал, что этот метод правильно ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека, увеличивает его власть над силами природы и содействует человеческому счастью. Он родоначальник эмпиризма, признание в познании ведущей роли опыта, который является ни чем иным как изображением внешнего мира в сознании человека. Опыты должны ставиться по методу индукции.

Т.о. индуктивный метод и обрыв схоластики от философии привели Бекона к теории двойственной истины. В ней он провел разграничение предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология изучает бога - это богознание. Цель теологии защитить и обосновать религиозное учение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.