рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

1.                 Субъективно-деятельностный срез. Изучение человека ведется с позиции его нравственности, осознанности общественных процессов, значимости своего труда. В тоже время, в этом срезе акцент делается на объединение индивидов в больших конкретно-исторических ( этнос, социальный класс) и малых групп или группировок.

2.                 Функциональный срез. Позволяет исследовать основные сферы приложения в социально- значимой деятельности (экология, наука, образование).

3.                 Социокультурный срез. Средство и механизмы эффективного функционирования общества как системы. Ведется анализ вне биологических, общественно приобретенных средств и механизмов.

4.                 Социоструктурный срез. Классово-стратификационный анализ, социально-этнический, демографический, профессионально-образовательный.

Несмотря на то, что представители этого направления обосновали научную ценность структурно-компонентного анализа по четырем срезам, тем не менее, завершенной концепции типологии социальных систем не получилось.

В связи с этим, Яхиела - болгарский социальный философ - предположил основой структурно-компонентного анализа социальных систем взять социологическую структуру, т.е. то, что будет характеризовать общество, как саморазвивающуюся систему.

Второе направление - функциональный анализ - строится на том, что если общество - система, то оно должно выполнять какие-то функции. В связи с этим ученые выделили сущностные черты, по которым выстраивался механизм функционального анализа:

1.                 общество принадлежит к открытым системам, т.е. оно испытывает воздействие природного и социального и оказывает на них влияние;

2.                 общество относится к разряду адаптивно-адаптирующих систем, поэтому его функции можно понять только в контексте его взаимодействия с окружающей средой;

3.                 характеристика общества строится на "очеловеченной" природе или ноосфере; природная среда, как определил ее Тейлер де Шарден.

Социальной средой являются все другие социальные системы и несистемные социальные факторы, с которыми социальная система находится во взаимодействии. Взаимодействия могут быть органическими, социальными, внутрисистемными. Под их влиянием происходит корреляция отношений каждого элемента социальной системы со всей внутрисистемной средой. Для общества характерна многофункциональность, или множественность функций (совмещение функций) для всей системы, ее компонентов и подсистем. Все функции социальной системы могут быть сведены к двум:

1.                 сохранение системы и ее устойчивого состояния (гомеостаз), т.е. воспроизводство системы, внутрисистемных отношений и сфер жизнедеятельности людей;

2.                 совершенствование системы и ее оптимизация по отношению к социальной и природной среде.

Эти две функции, находясь во взаимосвязи, создают условия для адаптационно-адаптирующей роли социальной системы. Большое значение в этом процессе имеют антропогенные факторы, как в природной, так и в социальной среде. В современный период воспроизводства сфер жизнедеятельности человек идет некачественно (воспроизводство человека сужается, но идет некачественно, ухудшаются психо-физические свойства, здоровье, растет количество людей с отклоняющимся поведением. Экономика развивается не по принципам удовлетворения и потребностей человека, а в угоду элитному слою. Функции социальной системы, как и сам функциональный анализ зависит от конкретных исторических условий воспроизводства производственных сил. Поэтому данные функционального анализа, как и структурно-компонентного, системно-компонентного страдают неистинностью.



Вопрос 56

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является человек, индивид, личность. Все эти три понятия объединяет то, что они выражают сущность биосоциального явления, включенность в два мира: в мир природы и мир человеческого общества. В социальной философии термин индивид употребляется для обозначения единичного представителя какой-то социальной общности. Во-вторых, для различия членов разных социальных общностей. В третьих, для определения полноты выражения социальных черт в том, или ином представителе. В четвертых, для определения зависимости каждого от той, или иной социальной общности. Человек - это продукт социальных отношений. Он характеризует:

1.                 эпоху, в которой родился;

2.                 уровень культуры, который достиг его народ;

3.                 способ жизнедеятельности, отличающий социальную общность, в которую он входит.

Условия индивидуального существования предопределяют поведение, черты характера, особенности людей. Человек не только продукт, но и субъект общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Стремление слиться с социальной общностью и, одновременно, обособиться от нее характеризуют личность как представителя рода человека. Родочеловек характеризуется субъективными социальными отношениями: биологический родочеловек стремиться обеспечить первичные потребности, политический - стремиться достигнуть власти, престижа.

Понятие личность первоначально означало маску, которую одевал артист, входящий в определенную роль. Затем, стало обозначать персонаж. В последствии, личностью называли человека, который не лицедействовал и к своей социальной роли относился как к миссии на земле. Понятие личность применяется к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты общества.

Однако многих мыслителей не удовлетворяет такая трактовка трех категорий личности. Многие пытались найти, кроме социально-биологического, то общее, что стало бы сущностью личности. Дьюи в 20 веке выделил четыре основных положения, которые стали некой общей природой при характеристике качеств человека, индивида, личности. Это:

—              врожденная биологическая конституция;

—              совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих извечные и неизменные стремления;

—              человеческая природа, лишенная врожденных мотиваций и стремлений, иначе, специфический принцип восприимчивости;

—              человеческая установка на создание культурных ценностей.

Таким образом, характеризуя человека мы выделяем его природу, комплекс основных способностей, обеспечивающих удовлетворение естественных потребностей и приспособление к среде. Этот комплекс обусловлен биологическими данными и передается путем генетического наследования. Если это принять за основу, тогда мы вынуждены признать, что есть люди с низшей и высшей природой, с эгоистическими и альтруистическими устремлениями. В таком случае построить благополучное общество не удастся никому. Альфа Раби говорил, что "безрассудно утверждать, что кто-то является от природы злым, а кто-то наделен только добродетелями".

В связи с этим, ученые вышли на проблему инстинктов. Инстинкты стали рассматриваться как врожденные способы реагирования на внутренние и внешние раздражители. Это присуще всему человеческому виду и вызывает у него одинаковые способы поведения. Это дало возможность Фрейду соединить биологическое и социальное в трех инстанциях ( "Я", "Оно", "Сверх Я"). биогенные силы сосредоточены в "Оно", социогенные в "Я", "Сверх Я". Скинер и Хоманс обосновали сущностный элемент человека - это общественное бытие, где практически не возможна автономия. Вывод: в любой социальной общности человек имеет свой интерес, который и составляет основу и результат его социальной активности. Личность в таком случае предстает как социально обусловленная и индивидуально выраженная система, на развитие и совершенствование которой влияют ряд факторов:

—              неклассовые факторы(язык, наука, техника);

—              общечеловеческие (искусство, мораль, философия, социальные нормы, социальный интерес, удовлетворяемый с помощью политической культуры и идеологии).

Таким образом, Скинером и Хоманс социальный контроль и должное перевели в принцип "Я могу", и соединили в нем процесс самоутверждения и самоотрицания себя. Иначе, проявление социального характера представляет собой процесс связи психологии человека с социокультурными условиями и образом жизнедеятельности.

Иначе определил социальный характер Рисман. Он считает, что социальный характер - это постоянная социально обусловленная величина, и выделяет три типа социального характера:

1.                 ориентированный на традиции;

2.                 внутренне ориентированный;

3.                 внешне ориентированный.

Юнг согласился с этой классификацией и назвал внутреннюю ориентацию интровертированием, а внешнюю - экстровертированием. Современные психологи проблему экстровертирования перевели в проблему конформизма, который способен к внутренней самостоятельности и активности. Эту точку зрения поддержал и Рисман.

Уайт вместо понятия социальный характер ввел термин "человек организации". Инкельс ввел категорию "модальная личность". Сегодня это понятие трансформировано - "модельная личность". Линтон и Кординер ввели понятие "основной тип личности".

Большое значение для характеристики личности как социальной системы имеет понятие социальный стандарт или социальный стереотип - это, упорядоченная , схематизированная, традиционно привычная норма восприятия и поведения. Это понятие введено в 1922 году Липпманом. Социальный стандарт включает в себя:

—              моральные нормы;

—              принципы социальной философии;

—              культурные стандарты.

Функциональная роль социального стандарта - это обеспечение устойчивости и стабильности в обществе. Иногда социальный стандарт трансформируется в привычку критически осмысливать все происходящее, отвергать всю информацию, а также аналитические оценки жизнедеятельности общества. Социальный стандарт приспосабливает человека к обществу через трансляцию опыта, создание новых элементов в историческом процессе, развитие региональных особенностей на основе социокультуры, с помощью глубоких связей социально-экономических и общественно-политических процессов.

Наиболее важной и показательной чертой любого человека является социальное поведение. Это понятие, которым характеризуются действия, поступки людей. Набором социальных критериев выступают:

—              социальная среда;

—              социальный статус;

—              социальная роль;

—              индивидуальные характеристики: характер, интеллект, эмоциональная сфера, т.е. психические особенности индивида.

Социальное поведение характеризует либо целостность, либо расщепленность личности. Признавая этот факт, ученые давали свою концепцию социального поведения. Гранеми социальное поведение назвал процессом поступков. Политсер сказал, что это "драма". Сев Луи - "биография".

В нашей литературе социальное поведение определяется как деятельность, направленная на поддержание жизненной стратегии личности.

Сегодня в социальной философии дискуссии проходят не столько по социальному поведению, сколько по проблемам социального контроля, который рассматривается как исторически обусловленный и осуществляемый в деятельности людей, а также как процесс регулирования индивидуального и общественного. Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1.                 социализация личности;

2.                 формирование правосознания;

3.                 усвоение морально-этических норм;

4.                 через сознание и самосознание личности.

В связи с этим возникает проблема социального взаимодействия. На западе акцент делается на взаимодействии в обществе талантов и посредственностей, у нас приоритет отдается, с одной стороны, персонификации личности, олицетворения себя с окружающими, с другой - унификации - индивидуальных представлений в жизнедеятельности других людей. Во всех организациях и фирмах сегодня не рассматривается ни персонификация, ни унификация, а идет работа на лидера.

Концепция Парсонса "вживания в социальную роль" утверждает, что если человек вбирает в себя значимость других, то социальные стандарты становятся частью его мотивационной сферы.

Проблему социальной мотивации впервые поднял К.Маркс. он выделил три типа социальности:

1.                 отношения личной зависимости, т.е. человек полностью зависит от того, на кого работает, кто дает ему возможность жить. В этот период человек несвободен, не может выделить скбя из коллектива, он им подавлен. Отсутствие свободы во всех сферах бытия воспринимается как необходимость.

2.                 отношение вещной зависимости. Формируется под влиянием двух факторов: личная свобода труженика и личная, свободно продаваемая, рабочая сила. Свобода существует для труженика лишь вне владения средствами производства. Это отторжение мелких тружеников от средств производства является необходимым элементом первоначального накопления капитала. В обществе вещной зависимости самоценностью становится политическая свобода и духовно-нравственный выбор индивидуального или коллективного действия.

3.                 общество свободных индивидуальностей. Оно формируется под влиянием двух факторов:

—              разрушение всех социально-классовых зависимостей, интернационализация общественной жизни;

—              переход общественного прогресса, начиная с технологического, создает предпосылки для появления и расширенного производства свободных индивидуальных личностей. Приоритет отдается  свободе других индивидов.

Относительная личная свобода предполагает ответственность личности перед другими. Проблема свободы личности напрямую связана с проблемой отчуждения. Отчуждение появляется с возникновением парцилярной собственности. Теоретически отчуждение получило свое развитие с теорией общественного договора, обосновывающего передачу индивидами части своих прав государству (Гоббс, Локк, Руссо). Гегель рассмотрел отчуждение с позиции духовного идеального, как отчуждение политических прав и духа. Возникшая частная собственность одновременно являлась продуктом и средством отчуждения труда. Таким образом, отчуждение представляет собой механизм всеобщей связи индивидов и интеграции общества и, одновременно, способ развития цивилизации, т.к. этот механизм заложен в акте производства и производственной деятельности, в создании продукта, его распределении, обмене и потребления в процессе взаимодействия собственных средств производства и собственника рабочей силы. В этом случае, труд не становится сущностью как производителя продукта, так и верхов, которые присваивают их. Парадокс состоит в том, что отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из под контроля, и представляют собой силу, господствующую над обществом. У отчуждения есть конкретное начало, этот феномен принадлежит общественным отношениям имманентно, поэтому он историчен. Разделение труда в любом обществе невозможно преодолеть, как и нельзя исключить отчуждение из общественного прогресса. На отчуждение влияют социокультура и психологические факторы. Чтобы сократить масштабы разрушающего влияния отчуждения на общество необходимо органичное сочетание социально-экономических реформ с целенаправленным воздействием на общественное сознание, чтобы смягчить ощущение индивидом своей отчужденности. Таким образом, задача состоит не в том, чтобы преодолеть отчуждение и вывести его из общественных отношений, а смягчить его последствия для людей.


ВОПРОС57

Концепций реализации идей гражданского общества много, но все они имеют два существенных недостатка:

1.                 характеризуя общество, мы используем социальные структуры, социальные организации и системы, которые имеют место сегодня;

2.                 в старую мерку мы пытаемся вложить новое содержание.

Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек, со всей его системой потребностей, интересов, структурой ценностей. Критерием гражданского общества выбран человек не случайно, ибо необходимо учесть его социо-биологическое развитие, и в этом контексте  развития общества интересы и потребности личности выступают в качестве общественных связей и социальных институтов. Таким образом, гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, в рамках которых удовлетворяются потребности и происходит реализация интересов индивидов, их групп, адекватных достигнутому уровню общественного развития. А коль,  потребности и интересы, как уровень общественного развития, изменяются, то мы вправе сказать, что гражданское общество имеет исторический характер, и в каждый исторический период имеет ту или иную конкретную форму. Конкретно-исторический процесс - это нормативная линия гражданственности общественных отношений. Таким образом, гражданственность в обществе это:

1.                 форма общественной организации, достижение которой есть цель проводимых в стране преобразований;

2.                 достижение общественных связей, наличие которых, в той или иной степени, отмечаются в каждом обществе.

3.                 Формы гражданского общества:

§                    абсолютная - это высшая цель и ступень общественного развития;

§                    относительная - потенциально возможная, в рамках сложившихся производительных сил. Это идеальная модель, где есть условия для удовлетворения определенной системы потребностей и специфических, исторических интересов населения;

§                    реальная - это конкретно-историческая форма, возможная быть в каждой отдельно взятой стране.

Первые две формы не могут быть реализованы, речь идет о стремлении к ним. Третья форма потенциально возможна, возможность ее достижения зависит от социально-экономических условий.

Общество гражданственно в той степени, в какой совокупность общественных отношений отвечает требованиям естественно-исторического прогресса и прогресса в целом. Сегодня наиболее приближены к гражданскому обществу Швеция и Нидерланды. В Финляндии не преодолены монополистические явления в экономике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.