рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

 ФРАНК Семен Людвнговнч (1877-1950) — русский религиозный философ и психолог. В 1922 г. вместе с большой группой ученых, писателей, общественных деятелей выслан из Советской России. Жил в Германии, Франции, с 1945 г. — в Великобритании. От «легального марксизма» эволюционизировал в своих взглядах к религиозной философии. Разрабатывал проблемы логики, гносеологии, метафизики, антропологии, этики. Основной мотив его философии — стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. Считал, что рациональное знание — вторичное по отношению к переживанию, как единству жизни и знания.

«Пережить» что-либо - значит знать объект изнутри в силу своей объединенности с ним в общей жизни. То, что мы познаем в переживании, как бы само открывает себя нам. В отличие от знания-переживания знание-мысль есть итог бесстрастного внешнего наблюдения бытия, а потому оно недостаточно. Бытие можно постичь, если соединить рациональное и трансрациональное. Однако полное постижение бытия невозможно. Непостижимое окружает человека со всех сторон. В антропологии Франк исходит из духовности как основы человеческого бытия. Внутренний мир человека — это особая реальность, состоящая из переживаний душевных (чувства, связанные с физическим ощущением удовольствия, страха и т.д.) и духовных (подлинное содержание моего «я», связанное с трансцендированием, достижением трансрационального, каковым является прежде всего любовь к людям. Богу). Для истинного человека приоритетным оказывается реальность его духовного внутреннего мира в сравнении с эмпирическим материальным бытием. Внешний мир — не главная детерминанта подлинного бытия человека. В понимании общества он признает первичной его духовную основу: солидарность, свободу, служение. Движущей силой истории выступает человек как душевно-духовное существо, вмещающее в себя одновременно и идеи, и материальные потребности. Конечное назначение общественной жизни — «обожение» человека, т.е. возможно более полное воплощение в совместной человеческой жизни всей полноты Божественного мира или развитие человеческого духа в его способности проявлять любовь.

К основным формам бытия относятся:

1.        бытие вещей, явлений;

2.        бытие человека;

3.        бытие духовного;

4.        бытие социального.

Бытие вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо проявление «двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны, бытие вещей и явлений независимо от сознания человека, но они могут быть созданы, опредмечены человеческим трудом, либо быть продуктами социально-исторического характера и пространственно-временного существования человека.

Человек – биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому он подвластен всем признакам и принципам биологической жизни. Но по сравнению с животным и природным миром человек имеет дух, иная сущность и мышление, сознание – высший тип бытия. Духовное бытие, бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний сопрягаются с общественными или индивидуальными формами. Индивидуальное духовное с одной стороны – это необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с другой – стабильные идеи, убеждения и ценности, которые могут жить беспредельно.

Бытие человека – сложный феномен, отягощенный сознанием собственной смертности и противоречивостью бесконечного общего бытия.

ДУХ — перевод встречающихся в ан­тичной философии и в Библии слов «spiritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дунове­ние», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая может вре­менно или навсегда покинуть тело; приви­дение; сама жизнь (Гете: «Ибо жизнь — это любовь, а жизнь жизни — дух»); сущ­ность Бога: «Бог есть дух»; сама внутрен­няя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр. дух эпохи Гете, народный дух, кор­поративный дух (см. также Esprit).

Употребляемое в настоящее время фи: лософское понятие духа, как противоло,-ложного природе"Тсм."~/?рцроЭд)/~сложи-лось в период романтики и идеализма, а особенно у Гегеля («Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединя­ющий небо и землю, добро и зло» — Дрейер). Дух не является противником души, как считает Клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («оду­хотворяет») телесную^деятельность. Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противополо­жен тенденции жизни совершенствовать человеческой вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям уча* ствовать в продолжении рода. Иногда qh так сильно обременяет индивида, что начя* нает страдать телесная жизнь: высококуль­турные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также Ресублими-рованм).

Дух выступает в трюь формах бытия: как дух отдельного ямивидаГ (личный дух), как общий дух (обиективный дух) « как объективироваинмй духТсовокупность завершенных творениХ духа). В то время как душевное так тесно включено в про­цесс ^ДЙбития органического,~что~его раз­витие идет рука об руку^ последним и в общем h целом может рассматриваться как передаваемое по наследств, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создаете посредством духовной работы, ко-торая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологиче-ские. потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много об­щего, и душа реагирует на них по опреде­ленному типу, с психологической законо­мерностью. Дух имеет свои закономерно­сти для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать Клагес). Он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансин­теллигибельного (см. Познание) является лишь принципиальной грлницей и оставля­ет каждому личному духу др. сферу для его развития.

Личный дух становится самим собой благодаря Британию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую можёт~(частично) усвоить _с помощью вос­питания и образования. Это врастание 'есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое сущестцо, от­личающееся своей духовностью, т. е. сво­им свободным существоям(нем и своей внутренней способностью смотреть на со-

lllniM и вещи как бы со стороны, в проти-llfillMQXCHOCTb ~др. живым существам, над 1я1тфыми господствуют непосредственные ^ —Суждения. Личный д^х^живет благодаря I lMHM связям с духовной общностью ^^бездуховным» людям недостает такой у. мяч), которая со своей стороны создает ^(•зяь объективного духа. Как носителем ^1иного духа является психический склад \1ямяь»ого индивида, так носителемГобъёк-{япяогбдухЯ—является какая-либо об-виость^СгруппаТ^народ, группа народой).' Объективный дух связан с личным духом —средством истории_духовной жизни че-«мка (отсюда также «живой дух»), с в(Ь«ективированным духом — посредством •стории духа. Объективный дух можно ] понять только как единый организм вместе j с личным объективированным духом. То, тоя5ляется~йродуктом единичного духа и «то составляет ценность последнего, явля­йся результатом его отношения к объек­тивному духу, благодаря которому и ради которого он возник. Носителя объективно­го духа мы йазываем личностью (см. Лич' меть). Напр., объективным духом како­го-либо народа является то, что может бить высказано о народе; «объективный ^х» — это совокупность возможных пре-цякатов к субъекту «народ», он проявляет­ся в общем духовном достоянии, к которо­му, согласно Николаю Гартману (»Das Problem des geistigen Seins», 1933), ojhq-сйтся прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствую-inie ценности, господствующая моваль, традиционная форма воспитания и образо­вания, господствующий тип взглядов и на-броекиЙ^задающий^ тон вкус, мода^на-дравление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и на^си, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объектив-вый дух проявляется там, где его содержа­ние наименее наглядно: в нормах мышле­ния, в понятии и суждении, следователь­но, в сфере логического. В объективиро­ванном духе — в произв. науки и (искусства — мы снова познаём живой дух, который их создал; он говорит с нами че­рез эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них уча-

стие. ^Духовные блага, т. о., одновременно могилы и источники живого духа.

Гегель говорит также и об абсолютном _',ддухё, независимом от какого бы то ни бы-) ло земного носителя, тождественном с чис-^тым божественным духом, рассматривае­мым как идеальное целое^

ДУХ ВРЕМЕНИ (нем. Zeitgeist) -согласно Гегелю, развертывающийся в ис­тории объективный дух, который действу­ет во всех единичных явлениях некоторой эпохи; совокупность идей, характерных для какого-то периода. ПТе рассматривал дух времени как преобладающую духов­ную .сторону эпохи: «Если какая-нибудь сторона выступает наиболее сильно, овла­девая массой и торжествуя над ней, так что при этом противоположная сторона от­тесняется на задний план и затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет сущность данного промежутка времени».

ДУХА ИСТОРИЯ - научный метод, рассматривающий историю культуры как историю духа, порождающего культуру. См. также Дух, Культура.

ДУША (греч. psyche, лат. anima) — в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем ос­нова) живого существа, особенно челове­ка; антитеза понятий тела и материи. На­учное понятие души: душа — в отличие от индивидуального духа (см. Дух) — сово­купность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств (см. Чувство) и стремлений (витальная душа). Результат наблюдений над душой анализирует психология. До нового време­ни предметом метафизики был вопрос, яв­ляется ли душа субстанцией. При возник­новении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблю­дение над дыханием живого существа, ко­торое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). Соответствую­щие наблюдения над кровью и исчезнове­нием души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т.д.) привели к тому, что в ней видели носи­тельницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о

47 -



Вопрос 8

Понятие мировоззрения. Его исторические типы.

Мировоззре­ние как понятие настолько часто используется в устной речи, что мы или не обращаем на него внимания, или усматриваем в нем систему взглядов на мир. Так что же на самом деле означает слово "мировоззрение"?

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЛО   ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ  В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.

Мировоззрение - сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов: мироощущения и миропонимания.

МИРООЩУЩЕНИЕ - это отношение человека к окружающей дей­ствительности, которое обнаруживается в его настроениях, чув­ствах и действиях. Оно отражает эмоционально-психическую сто­рону мировоззрения и в нем сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные осо­бенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья и т.д.

МИРОПОНИМАНИЕ - это то или иное понимание мира, действи­тельности, система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный аспект. Это хладнокров­ная работа ума, система нейтральных знаний, бесстрастных оце­нок, рассудительных действий.

Мироотношение – познав себя, природу, я выстраиваю свои действия, поступки и мотивирую их своим мировоззрением.

Оба эти "полюса" в ткани мировоззрения органически взаи­мосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в са­мых зрелых по мысли формах мировоззрения. Однако вернемся к миропониманию.

В зависимости от степени познавательной глубины, логиче­ской последовательности, интеллектуальной силы аргументов раз­личают ДВА УРОВНЯ МИРОПОНИМАНИЯ: повседневно-практический и теоретический.

ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ, ЖИТЕЙСКОЕ миропонимание неред­ко называют "ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ", потому что оно ОСНОВАНО НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, обширном и многообразном повседневном опы­те. В этом его "плюсы" и "минусы". "Плюсы" сводятся к тому, что житейское миропонимание является массовым и реально "работающим" сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.

"Минусы" сводятся, во-первых, к тому, что житейское ми­ропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихий­ный характер, не отличается глубокой продуманностью, система­тичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне наблю­дается множество предрассудков, слабая защищенность от ошибок, подверженность влиянию нездоровых настроений (национальных и др.), современных "мифов" (например, вульгарно трактуемого ра­венства), отсутствие логики, превалирование эмоций (демагогия), дефицит здравого смысла. Все это составляет питательную почву для деятельности отдельных социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели.

"Минусы" сводятся, во-вторых, к тому, что житейское миро­понимание пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уров­ней мировоззрения в определенной мере прослеживается в истори­ческой последовательности. В данном случае можно сказать, что "жизненная философия" в наиболее общем виде проявляется в ми­фологии и религии. А это значит, что мифология и религия пред­шествуют философии.

Исторически первым типом мировоззрения является МИФОЛОГИЯ. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пы­талось ответить на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место в мифах зани­мал прогресс в жизнедеятельности человека: добывании огня, изо­бретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких живот­ных.

Мировоззренческие вопросы в мифологии в основном решались генетически: научное объяснение процесса происхождения мира за­меняли рассказы о том, кто кого породил. Так, в "Теогонии" Гесиода,  "Илиаде" и "Одиссее" Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов - вечный, безграничный, темный Хаос дал жизнь всему миру и бессмертным Богам, в т.ч. Земле и ее богине - Гее. Земля стала матерью Неба, Гор и Моря и т.д. Анало­гичная схема встречается в мифологии других народов мира.

Мифология играла огромную роль в жизни людей. Она уста­навливала гармонию между миром и человеком, природой и обще­ством, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни, удовлетворяла ее ду­ховные потребности. Поэтому содержание мифов первобытному че­ловеку представлялось в высшей степени реальным, заслуживаю­щим абсолютного доверия.

На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным историческим типом мировоззрения. В этот же пе­риод существовала и РЕЛИГИЯ, которая с содержательной сторо­ны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, сос­тавляла с мифологией единое целое. Нельзя было утверждать, что одни сказания, предания "религиозны", а другие - "мифологичны".  Однако религия отличалась от мифологии. Ее специфика обусловливалась КУЛЬТОВОЙ СИСТЕМОЙ, включавшей в себя обрядо­вые действия, направленные на установление определенных отно­шений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую сис­тему, выступал в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую си­стему, приобретали характер ВЕРОУЧЕНИЯ, основная функция кото­рого состояла в том, чтобы избавить человека от земных, исто­рически изменчивых, преходящих аспектов бытия, возвысить его до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявлялось в придании религиозным нормам, ценностям и идеалам характера неизменного, не зависящего от повседневно­сти, социальных институтов и т.д. Религия, таким образом, придавала смысл и значение, а, значит, и устойчивость челове­ческому бытию, помогала людям преодолевать житейские труднос­ти.

По мере развития человеческого общества, совершенствова­ния познавательного аппарата появилась потребность в новой форме решения мировоззренческих проблем, основанной уже не на образах и символах, а на Логосе - разуме, т.е. на мышле­нии. А это уже другой, более высокий уровень миропонимания - теоретический, а, следовательно, и новый исторический тип ос­мысления действительности - ФИЛОСОФИЯ.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимуще­ственным вниманием к превосходящим человека силам природы и существам, Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в обществе жажду научного знания мира и человека. На ранней стадии развития она выступила как поиск мирской мудрости. Поэтому, видимо, термин "философия" в переводе с греческого языка означает ЛЮ­БОВЬ К МУДРОСТИ (филео - люблю, тсофия - мудрость). Слово "фи­лософ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской культуре - Платон.

Первоначально понятие "философия", по сути дела, означа­ло совокупность теоретических знаний, приобретенных человече­ством. Но по мере того, как накапливался эмпирический матери­ал и совершенствовались методы научного исследования, формы теоретического освоения действительности дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания - математики, физики, биологии, химии и др. - философия утрати­ла функцию быть единственной формой теоретического знания. Од­нако в новых условиях более четко обнаружилась специфика фи­лософии как формы универсального теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ - ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ НАИБОЛЕЕ ОБ­ЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.