Финансовое право РФ (шпаргалка)
|Государственный кредит как |государственных долговых |
|самостоятельный финансово-правовой |обязательств, как кредиты |
|институт состоит из относительно |Правительства Российской Федерации, |
|обособленных однородных финансовых |обусловлено недостаточностью |
|отношений, регулируемых определенной |бюджетных средств. |
|системой правовых норм. |Государственные займы — вторая |
|Государственный кредит как |основная форма государственного |
|экономическая категория — это система|долга, названная в Законе «О |
|денежных отношений, возникающих в |государственном внутреннем долге». |
|связи с привлечением государством на |Государственные займы представляют |
|добровольных началах для временного |собой кредитные отношения между |
|использования свободных денежных |государством (как правило, в лице |
|средств юридических и физических лиц.|Правительства) и юридическими и |
|Экономическая сущность |физическими лицами, которые |
|государственного кредита заключается |оформляются путем выпуска и |
|в том, что временно свободные |размещения среди последних |
|денежные средства юридических и |государственных ценных бумаг. Порядок|
|физических лиц аккумулируются и на |выпуска государственных займов |
|условиях возвратности и возмездности |Российской Федерации, как установлено|
|используются государством как ссудный|в ст. 75 Конституции РФ, определяется|
|капитал. Государство направляет его |на основе федерального закона. |
|на общегосударственные потребности |Принцип добровольности размещения |
|(как правило, на покрытие дефицита |государственных займов закреплен в |
|бюджета) либо перераспределяет на |Основном Законе России (п. 4 ст. 75 |
|льготных условиях между отраслями |КРФ). |
|народного хозяйства, предприятиями и |В целях оформления государственных |
|другими хозяйствующими субъектами, |внутренних займов выпускаются ценные |
|имеющими большое социальное и |бумаги различных видов: облигации, |
|экономическое значение для |казначейские обязательства, |
|государства и его граждан. |бескупонные облигации и другие. |
|С правовой точки зрения |В результате всех государственных |
|государственный кредит — это |кредитных операций РФ формируется |
|урегулированные правовыми нормами |государственный внутренний долг РФ, в|
|отношения по аккумуляции государством|состав которого включаются все |
|временно свободных денежных средств |задолженности прошлых лет и вновь |
|юридических и физических лиц на |возникающие задолженности. |
|принципах добровольности, срочности и| |
|возмездности в целях покрытия | |
|бюджетного дефицита и регулирования | |
|денежного обращения. | |
|В результате реализации | |
|финансово-правовых отношений по | |
|госкредиту формируется внутренний | |
|государственный долг, с материальной | |
|точки зрения представляющий собой | |
|общую сумму задолженности государства| |
|по непогашенным долговым | |
|обязательствам и невыплаченным по ним| |
|процентам. | |
|Правовые основы государственного | |
|кредита в Российской Федерации | |
|закреплены в различных нормативных | |
|актах, основным среди которых | |
|является Закон Российской Федерации | |
|«О государственном внутреннем долге | |
|Российской Федерации». Этот Закон | |
|впервые был принят 13 ноября 1992 г. | |
| | |
|44. Финансовые отношения в области |45. Управление государственным |
|государственного кредита. |внутренним долгом РФ. |
| | |
|Гос. Кредит. Государственный кредит |Гос. Долгом РФ являются долговые |
|как экономическая категория |обязательства РФ перед физ. И юр. |
|представляет собой систему денежных |Лицами, инос-ми госуд-ми, междунар-ми|
|отношений, возникающих в связи с |орг-ми и иными субъектами |
|привлечением государством на |международного права и в соот-и с БК |
|добровольных основах для |Гос. Долг полностью и без условий |
|использования временно свободных |обесп-ся всем находящимся в фед-ой |
|денежных средств граждан и |собств-ти имущ-ом, составляющим гос. |
|хозяйствующих субъектов. |Казну. Капитальный гос. Долг |
|Государственный кредит как правовая |составляет: сумму выпущенных и |
|категория – это самостоятельный |непогашен-х долговых обязат-в гос-ва,|
|институт финансового права, |вкл-я %, которые д.б. уплачены по |
|представляющий собой совокупность |этим обязат-м. Текущий гос. Долг |
|финансово-правовых норм, регулирующих|составляет: расходы по выплате дохода|
|общественные отношения, |кредиторам по всем долговым обязат-м |
|складывающиеся в процессе привлечения|гос-ва и по погашению обязат-в, срок |
|государством временно свободных |оплаты которых наступил. В |
|денежных средств юридических и |зависимости от субъекта кредитора |
|физических лиц на условиях |гос. Долг бывает внутр-м и внешним: |
|добровольности, возвратности, |по внутренним займам кредиторами яв. |
|срочности и возмездности в целях |Физ. И юр. Лица, кот-е яв-ся |
|покрытия бюджетного дефицита и |резидентами данного гос-ва. Внут-е |
|регулирования денежного обращения. |займы выпускаются в национ-й валюте. |
|Государство использует |Гос. Внут-е взаимст-е- займы и |
|государственный кредит для |кредиты, привлекаемые от физ. И юр. |
|обеспечения постоянного процесса |Лиц, иност-х гос-в, междун-х фин-х |
|финансирования различных потребностей|орган-й, по кот-м возн-ют долговые |
|государства. Полученные таким образом|обязат-ва РФ как заемщика или гаранта|
|средства поступают в распоряжение |погашения займов др. заемщиками, |
|органов государственной |выражен-е в валюте РФ. Внешние займы |
|представительной и исполнительной |размещ-ся на иностр-х фондов-х |
|власти, превращаясь в дополнительные |рынках, в валюте др. гос-в и при |
|финансовые ресурсы. Они направляются |размещении таких займов учитыв-ся |
|на покрытие бюджетного дефицита. В |специф-е интересы страны размещения. |
|последующем источником погашения |Внешие взаимст-е- займы, привлек-е от|
|государственных займов и выплат |физ. И юр. Лиц, иност-х гос-в, |
|процентов по ним выступают средства |междун-х фин-х орган-й в иност-й |
|бюджета. Специфика финансовых |валюте, по кот-м возн-ют долговые |
|правоотношений, складывающихся в |обязат-ва РФ как заемщика или гаранта|
|области государственного |погашения займов др. заемщиками, |
|(муниципального) кредита, заключается|выражен-е в иност-й валюте. Под |
|в том, что в названных отношениях |управлением гос. И мун-м долгом |
|государство выступает в роли |понимается сов-ть мероприятий гос-ва |
|должника, заемщика, гаранта. Несмотря|и МО по выплате доходов кредиторам и |
|на это, именно оно в одностороннем |погаш-ю займов, а т.ж. порядок, |
|порядке определяет условия проведения|условия выпуска и размещ-я долговых |
|государственных займов, что |обяз-в РФ. Целью управ-я яв-ся |
|обусловлено государстжен-властным |покрытие валовой потребности гос-ва в|
|характером финансово-правовых норм. |заимств-ях с миним-ми затратами. Оно |
|Юридические и физические лица, |осущ-ся Прав-м РФ, субъектов РФ и |
|добровольно вступившие в названные |ОМСУ. Методы управл-я гос. Долгом: 1)|
|правоотношения, обязаны выполнять все|рефинансир-е- погашение старой гос. |
|условия займа. |Задолжен-ти путем выпуска новых |
| |займов. Оно испол-ся при выплате % и |
| |погашении по внеш-й части гос. Долга;|
| |2)отсрочка погаш-я займов- она |
| |пров-ся в условиях, когда дальнейшее |
| |актив-е развитие опирации по выпуску |
| |нов-х займов не эффективно для |
| |гос-ва; 3)аннулиров-е гос. Долга- |
| |отказ гос-ва от долг-х обязат-в; |
| |4)реструктуризация долга- погаш-е |
| |долг-х обязат-в с одноврем-м осущ-ем |
| |взаимст-я в объемах погаш-х долгов-х |
| |обязат-в с устан-ем иных условий |
| |обслуж-я долг-х обяз-в и сроков их |
| |погашения. Обслуж-е гос. Долга |
| |провод-ся ЦБ РФ. Контроль за |
| |состоянием гос. Внут-го долга РФ |
| |осущ-ет ГД. Правит-во д. ежегодно |
| |опублик-ть данные о состоя-и гос. |
| |Внут-го долга. Верхний предел гос. |
| |Внут. Долга устан-ся предст-м органом|
| |при утверж-и ФЗ « О фед. бюд-те на |
| |очер-й фин. Год. |
| | |
|46. Понятие и основные признаки |47. Функции страхования. |
|страхования. | |
| |Предупредительная функция страхования|
|Страхование является самостоятельным |заключается в том, что страховые |
|звеном финансовой системы Российской |компании вправе использовать временно|
|Федерации. Оно выступает в двух |свободные средства страхователей на |
|обособленных формах: в форме |проведение широкой системы |
|социального страхования и собственно |профилактических мероприятий, |
|страхования, связанного с |направленных на предупреждение |
|непредвиденными чрезвычайными |наступления возможных убытков |
|событиями. |страхователей. Восстановительная |
|Социальное страхование |(защитная) функция страхования |
|подразделяется, в свою очередь, на |проявляется в том, что в случае |
|два вида: государственное социальное |наступления страхового случая и |
|страхование и негосударственное |выплаты определенной, обусловленной |
|социальное страхование. В |договором денежной суммы происходит |
|соответствии со статьей 39 |полное или частичное погашение |
|Конституции Российской Федерации |(восстановление) потерь, понесенных |
|первый из названных видов социального|юридическими или физическими лицами. |
|страхования гражданам России |Страхование может выполнять и |
|гарантируется, второй — поощряется. |сберегательную функцию. Это |
|Вторая форма страхования — собственно|происходит тогда, когда оно |
|страхование, связанное с |используется как средство обеспечения|
|непредвиденными чрезвычайными |защиты не только личных и |
|событиями. |имущественных потерь, но и самих |
|Страхование определяется как |денежных средств, вложенных в |
|«обеспечение от возможного ущерба |качестве страховых платежей. |
|путем периодических взносов |Контрольная функция как основная |
|специальному учреждению, которое |функция финансов присуща и |
|выплачивает денежное возмещение в |страхованию. Она проявляется в том, |
|случае такого ущерба». |что страховые платежи аккумулируются |
|В экономическом аспекте страхование |в страховой фонд на строго |
|представляет собой систему |определенные цели, используются в |
|экономических отношений по поводу |строго определенных случаях и строго |
|образования централизованных и |определенным кругом субъектов. |
|децентрализованных резервов денежных | |
|и материальных средств, необходимых | |
|для покрытия непредвиденных нужд | |
|общества и его членов. | |
|С материальной точки зрения в ходе | |
|страхования создаются денежные | |
|(материальные) фонды | |
|специализированных учреждений — | |
|страховщиков, используемые для | |
|возмещения ущерба, причиненного | |
|стихийными бедствиями, несчастными | |
|случаями, а также в связи с | |
|наступлением определенных событий. | |
|Основой организации и правового | |
|регулирования страховых отношений и | |
|деятельности страховых предприятий в | |
|России стал Закон Российской | |
|Федерации от 27 ноября 1992 г. «О | |
|страховании»». В нем впервые дается | |
|правовое понятие страхования: это | |
|отношения по защите имущественных и | |
|личных интересов физических и | |
|юридических лиц при наступлении | |
|определенных событий (страховых | |
|случаев) за счет денежных фондов, | |
|формируемых из уплачиваемых ими | |
|страховых взносов (ст. 2). | |
|Характерными чертами страхования | |
|являются: 1. Не постоянный, а | |
|вероятностный характер отношений. При| |
|страховании нельзя заранее | |
|предусмотреть ни время наступления | |
|страхового случая (определенного | |
|события, с которым связано возмещение| |
|потерь страхователю), ни размер | |
|причиненных убытков. 2. Возвратность | |
|средств. Страховые платежи после | |
|объединения их в страховой фонд | |
|подлежат (за вычетом расходов за | |
|услуги страховой компании) выплате | |
|самим же страхователям. Размер выплат| |
|конкретному страхователю при данной | |
|форме страхования (в отличие от | |
|социального) может зависеть не только| |
|от величины потерь, но и от условий | |
|конкретного страхового договора, | |
|например от размера страховых | |
|платежей, срока договора и т.д. | |
|Возврат средств, согласно | |
|среднестатистическим данным, | |
|осуществляется, как правило, по | |
|истечении пяти — десяти лет после их | |
|внесения. 3. Строго очерченный | |
|(замкнутый) характер | |
|перераспределительных отношений. | |
|Перераспределительные отношения при | |
|страховании заключаются в том, что | |
|сумма ущерба, подлежащая возмещению | |
|при наступлении страхового случая, | |
|распределяется между всеми | |
|участниками этих отношений. 4. | |
|Целевое использование создаваемого | |
|фонда. | |
| | |
|48 Виды страхования. |49. Обязательное страхование. |
| | |
|Виды страхования. В России существуют|Обязательным является страхование, |
|различные виды страхования. При |осуществляемое в силу закона Оно |
|классификации страхования могут быть |может выступать в виде: обязательного|
|использованы разнообразные критерии. |государственного страхования, |
|Если в основу классификации положен |осуществляемого за счет средств |
|организационный признак, то |бюджета, и обязательного страхования,|
|страхование в условиях создания |осуществляемого за счет средств самих|
|страхового рынка подразделяется на: |страхователей. |
|внутреннее (ограниченное), внешнее и |Виды, условия и порядок проведения |
|смешанное. По основаниям |обязательного Страхования |
|возникновения страховых отношений |определяются соответствующими |
|страхование можно подразделить на |нормативными финансово-правовыми |
|обязательже (в силу закона) и |актами. ^ |
|добровольное (в силу соглашения). |Правительству РФ поручено разработать|
|Обязательное страхование может |проект Закона «Об основах проведения |
|осуществляться как за счет |обязательного страхования в |
|федерального бюджета и бюджетов |Российской Федерации», где будет |
|субъектов Федерации (обязательное |опредежени его понятие, а также общие|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|