рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовое право РФ (шпаргалка)

| |внесению платежей в государственные |

| |(муниципальные) денежные фонды (в |

| |бюджет, внебюджетные целевые фонды). |

| |Итак, предмет финансового права — это |

| |общественные отношения, возникающие в |

| |процессе деятельности государства по |

| |планомерному образованию, распределению|

| |и использованию централизованных и |

| |децентрализованных денежных фондов в |

| |целях реализации его задач. |

| | |

|Источники ФП. |Финансово-правовая норма: понятие, |

| |особенности, структура, виды. |

|Констит-я; ФКЗ «О Прав-ве РФ» от | |

|17.12.97; Постан-я Конс-го суда; БК |Финансово-правовые нормы — это исходные|

|от 30 июля 98; НК Ч.1и2; ФЗ « О |первичные элементы, из которых состоит |

|женияых» 2.12. 90; ФЗ « О счетной |финансовое право как отрасль права. Им |

|палате» 11.01.95; ФЗ « о банках и |свойственны все общие черты правовой |

|банков-й деятел-ти» 3.02.96; ФЗ « Об|нормы, но присущи и особенности, |

|основах налог-й системы РФ» |характерные именно для данной отрасли |

|27.12.91; указы През-та; Постан-я |права. |

|Правит-ва(устанав-ся ставки там-й |Как и любая другая норма права, |

|пошлины); акты ОИВ субъектов РФ; |финансово-правовая норма представляет |

|акты фин-во-кред-х органов –Минфин |собой установленное и охраняемое |

|РФ,Центробанк, МНС; т.ж ф-п нормы |государством правило поведения |

|могут содер-ся в актах ОГУ |участников общественных отношений, |

|Нормы финансового права Российской |выраженное в их юридических правах и |

|Федерации содержатся в большом числе|обязанностях. |

|разнообразных правовых нормативных |Особенности финансово-правовой нормы |

|актов, или источниках. К ним |обусловлены тем, что она, в отличие от |

|относятся акты представительных и |норм других отраслей права, регулирует |

|исполнительных органов |отношения, возникающие в процессе |

|государственной власти разных |планового образования, распределения и |

|масштабов и уровней и органов |использования государством и органами |

|местного самоуправления (общие и |местного самоуправления финансовых |

|отраслевые, федеральные, |ресурсов, необходимых им для |

|республиканские, областные, местные |осуществления своих задач. Это |

|и др.). Итак, источники финансового |выражается в особенностях: а) |

|права Российской Федерации — это |содержания финансово-правовых норм; б) |

|правовые акты представительных и |характера установленных в них |

|исполнительных органов |предписаний; в) мер ответственности за |

|государственной власти и местного |нарушение предусмотренных правил и г) |

|самоуправления, в которых содержатся|способов защиты прав участников |

|нормы финансового права. |финансовых отношений. |

|Главный источник финансового права —|Содержание финансово-правовых норм |

|Конституция Российской Федерации, |составляют правила поведения в |

|конституции и уставы субъектов |общественных отношениях, возникающих в |

|Федерации. |процессе финансовой деятельности |

| |государства. Эти правила выражаются в |

| |предоставлении участникам данных |

| |отношений таких юридических прав и |

| |возложении на них юридических |

| |обязанностей, осуществление которых |

| |обеспечивает планомерное образование и |

| |использование централизованных и |

| |децентрализованных денежных фондов |

| |(доходов) государства и органов |

| |местного самоуправления соответственно |

| |их задачам в каждый конкретный период |

| |времени, вытекающим из политики по |

| |социально-экономическому развитию |

| |страны. |

| |Лучшему уяснению особенностей и роли |

| |финансово-правовых норм способствует их|

| |классификация. Ее можно провести по |

| |нескольким основаниям. |

| |В зависимости от способа воздействия на|

| |участников финансовых отношений, |

| |определяющего характер их юридических |

| |прав и обязанностей, финансово-правовые|

| |нормы подразделяются на три вида: |

| |обязывающие, запрещающие и |

| |уполномочивающие. |

| |Обязывающие финансово-правовые нормы |

| |требуют от участников финансовых |

| |отношений (государственных органов, |

| |предприятий, граждан) совершить |

| |определенные действия, устанавливают их|

| |обязанности в сфере этих отношений. |

| |Они, например, предписывают налоговым |

| |органам известить |

| |граждан-налогоплательщиков о суммах и |

| |сроках предстоящих платежей, а |

| |гражданам — уплатить своевременно эти |

| |платежи. |

| |Запрещающие финансово-правовые нормы |

| |содержат запрет на совершение |

| |определенных действий, устанавливают |

| |обязанность участников финансовых |

| |отношений воздержаться от них. Так, |

| |Банкам запрещено задерживать исполнение|

| |поручений налогоплательщиков на |

| |перечисление налогов в бюджет |

| |Уполномочивающие финансово-правовые |

| |нормы устанавливают права участников |

| |финансовых отношений на совершение |

| |определенных самостоятельных действий в|

| |предусмотренных рамках. Например, |

| |органы местного самоуправления вправе |

| |вводить на своей территории местные |

| |налоги в рамках их перечня, основного |

| |содержания и предельных размеров, |

| |установленных законодательством РФ. |

| |В зависимости от своего содержания |

| |нормы финансового права могут быть |

| |материальными и процессуальными. |

| |Материальные финансово-правовые нормы |

| |закрепляют виды и объем денежных |

| |обязательств предприятий и граждан |

| |перед государством, источники |

| |образования кредитных ресурсов банков, |

| |виды расходов, включаемых в бюджеты и |

| |внебюджетные фонды, то есть |

| |материальное (денежное) содержание |

| |юридических прав и обязанностей |

| |участников финансовых отношений. |

| |Процессуальные финансово-правовые нормы|

| |устанавливают порядок деятельности в |

| |области сбора, распределения и |

| |использования государственных денежных |

| |фондов. |

| | |

|7. Финансово-правовые отношения: |9. Субъекты ФП a). Порядок защиты прав|

|понятие, особенности, структура, |и законных интересов субъектов |

|виды. |финансовых правоотношений. |

| | |

|Для достижения целей, поставленных |Финансовое право, регулируя |

|государством в процессе финансовой |относящиеся к его предмету |

|деятельности, необходима правовая |общественные отношения, определяет |

|урегулированность значительной части |круг участников или субъектов этих |

|возникающих при этом отношений. |отношений, наделяет их юридическими |

|Урегулированные нормами финансового |правами и обязанностями, которые |

|права, они становятся |обеспечивают планомерное образование, |

|финансово-правовыми отношениями: |распределение и использование |

|возникают на основе норм финансового |государственных денежных фондов. |

|права, их участники находятся во |Носители этих прав и обязанностей |

|взаимной связи через субъективные |являются субъектами финансового права.|

|юридические права и обязанности, |Следует различать понятие «субъект |

|такие связи (отношения) охраняются |финансового права» и «субъект (или |

|принудительной силой государства. |участник) финансового правоотношения»,|

|Итак, финансовые правоотношения — это|хотя они во многом совпадают. Субъект |

|урегулированные нормами финансового |финансового права — это лицо, |

|права общественные отношения, |обладающее право-субъектностью, то |

|участники которых выступают как |есть потенциально способное быть |

|носители юридических прав и |участником финансовых правоотношений. |

|обязанностей, реализующие |А субъект финансового правоотношения —|

|содержащиеся в этих нормах |это реальный участник конкретных |

|предписания по образованию, |правоотношений. Юридические права и |

|распределению и использованию |обязанности в сфере финансовой |

|государственных денежных фондов и |деятельности принадлежат субъектам |

|доходов. |финансового права в силу действия |

|Финансовые правоотношения имеют свои |финансово-правовых норм, независимо от|

|особенности. Основная особенность, |участия в конкретных правоотношениях. |

|которая определяет и другие | |

|отличительные черты финансовых |Особенности круга субъектов |

|правоотношений, заключается в том, |финансового права раскрывает их |

|что они возникают в процессе |подразделение на три основные группы: |

|планового образования, распределения |а) общественно-территориальные |

|и использования государственных (а |образования: б) коллективные субъекты:|

|также муниципальных) денежных фондов |в) индивидуальные субъекты. |

|и доходов, то есть в процессе |К общественно-территориальным |

|финансовой деятельности государства и|образованьям — субъектам финансового |

|органов местного самоуправления. |права РФ относятся государства, |

|Отсюда и другая их особенность: |автономные и |

|финансовые правоотношения являются |административно-территориальные |

|разновидностью имущественных, так как|образования. |

|возникают по поводу денежных средств,|Такой круг субъектов свойственен |

|точнее — финансовых ресурсов |бюджетным правоотношениям. |

|государства. Такой объект |Законодательство закрепляет право на |

|правоотношений налицо, например, при |государственный или местный бюджет |

|возникновении их между государством и|именно за этими субъектами, а не за |

|предприятиями в случаях внесения |государственными органами, что |

|обязательных платежей в бюджет или, |выражает принцип народовластия, |

|напротив, при получении из него |закрепленный в Конституции РФ. |

|ассигнований. |Принадлежность бюджета |

|Следующая особенность финансовых |общественно-территориальным |

|правоотношений состоит в том, что |образованиям является и необходимым |

|одной из сторон в них всегда |атрибутом, отражающим их |

|выступает государство или его |организованность в соответствующую |

|уполномоченный орган, органы местного|единицу — государство, автономию, |

|самоуправления. Это обусловлено тем, |административно-территориальное |

|что само государство в интересах |подразделение. |

|общества осуществляет финансовую |Коллективными субъектами финансового |

|деятельность: организует поступление |права являются государственные и |

|денежных средств в различные |общественные организации, к числу |

|государственные денежные фонды, |которых относятся: органы |

|распределяет и использует их на |государственной власти и управления; |

|социально-экономические программы и |предприятия, организации, учреждения, |

|другие общественно необходимые |основанные на разных формах |

|потребности. |собственности. |

|В связи с существованием материальных|Органы государственной власти и |

|и процессуальных норм финансового |управления относятся к числу субъектов|

|права, выделяемых в зависимости от |финансового права, участие которых |

|объекта правового регулирования, |обязательно в финансовых |

|финансовые правоотношения также могут|правоотношениях. В их круг входят |

|быть материальными и процессуальными.|органы представительной власти и |

|Через материальные финансовые |исполнительной власти федерального |

|правоотношения реализуются права и |уровня и субъектов Федерации. |

|обязанности субъектов по получению, |Особую группу составляют органы |

|распределению и использованию |местного самоуправления, |

|определенных финансовых ресурсов. Эти|осуществляющие самостоятельное решение|

|финансовые ресурсы выражены в |финансовых вопросов местного значения.|

|конкретном размере или определенном | |

|виде доходов и расходов Основное |Участие в правоотношениях не только |

|содержание субъективных материальных |органов государственного управления, |

|финансовых прав и обязанностей |но и органов представительной власти —|

|заключается в возможности или |характерная особенность круга |

|необходимости получения, уплаты, |субъектов финансового права, в |

|распределения, расходования, |отличие, например, от |

|перераспределения, изъятия и т. П. |административного права, субъектами |

|этих конкретно определенных |которого органы представительной |

|финансовых средств. В результате |власти не являются. |

|реализации данных прав и обязанностей| |

|в конечном итоге регулярно образуются| |

|и используются государственные | |

|денежные фонды. | |

|В процессуальных финансовых | |

|правоотношениях выражается | |

|юридическая форма, в которой | |

|происходит получение государством в | |

|свое распоряжение финансовых | |

|ресурсов, их распределение и | |

|использование. Поэтому процессуальные| |

|субъективные права и обязанности | |

|(полномочия) направлены на | |

|использование определенной | |

|юридической формы и порядка | |

|финансовой деятельности. Например, на| |

|стадии составления проекта бюджета к | |

|ним относятся обязанность | |

|Правительства РФ представить в | |

|установленный срок Государственной | |

|Думе проект федерального бюджета по | |

|определенному перечню показателей. | |

| |Понятие, особенности и задачи |

|9. Субъекты ФП a). Порядок защиты |финансового контроля. |

|прав и законных интересов субъектов | |

|финансовых правоотношений. |Финансовый контроль — составная часть,|

| |или специальная отрасль, |

|К юридическим лицам — субъектам |осуществляемого в стране контроля. |

|финансового права относятся и |Наличие финансового контроля |

|индивидуальные (семейные) частные |объективно обусловлено тем что |

|предприятия, такие семейно-трудовые |финансам как экономической категории |

|объединения граждан, как крестьянские|присущи не только распределительная, |

|(фермерские) хозяйства, являющиеся |но и контрольная функции. Поэтому |

|самостоятельными хозяйствующими |использование государством финансов |

|субъектами. Они вступают в финансовые|для решения своих задач обязательно |

|правоотношения по поводу уплаты |предполагает проведение с их помощью |

|налогов и других обязательных |контроля за ходом выполнения этих |

|платежей государству, использования |задач. Финансовый контроль |

|дотаций из бюджета, государственного |осуществляется в установленном |

|кредита, других источников |правовыми нормами порядке всей |

|финансирования. |системой органов государственной |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.