Финансовое право РФ (шпаргалка)
| |внесению платежей в государственные |
| |(муниципальные) денежные фонды (в |
| |бюджет, внебюджетные целевые фонды). |
| |Итак, предмет финансового права — это |
| |общественные отношения, возникающие в |
| |процессе деятельности государства по |
| |планомерному образованию, распределению|
| |и использованию централизованных и |
| |децентрализованных денежных фондов в |
| |целях реализации его задач. |
| | |
|Источники ФП. |Финансово-правовая норма: понятие, |
| |особенности, структура, виды. |
|Констит-я; ФКЗ «О Прав-ве РФ» от | |
|17.12.97; Постан-я Конс-го суда; БК |Финансово-правовые нормы — это исходные|
|от 30 июля 98; НК Ч.1и2; ФЗ « О |первичные элементы, из которых состоит |
|женияых» 2.12. 90; ФЗ « О счетной |финансовое право как отрасль права. Им |
|палате» 11.01.95; ФЗ « о банках и |свойственны все общие черты правовой |
|банков-й деятел-ти» 3.02.96; ФЗ « Об|нормы, но присущи и особенности, |
|основах налог-й системы РФ» |характерные именно для данной отрасли |
|27.12.91; указы През-та; Постан-я |права. |
|Правит-ва(устанав-ся ставки там-й |Как и любая другая норма права, |
|пошлины); акты ОИВ субъектов РФ; |финансово-правовая норма представляет |
|акты фин-во-кред-х органов –Минфин |собой установленное и охраняемое |
|РФ,Центробанк, МНС; т.ж ф-п нормы |государством правило поведения |
|могут содер-ся в актах ОГУ |участников общественных отношений, |
|Нормы финансового права Российской |выраженное в их юридических правах и |
|Федерации содержатся в большом числе|обязанностях. |
|разнообразных правовых нормативных |Особенности финансово-правовой нормы |
|актов, или источниках. К ним |обусловлены тем, что она, в отличие от |
|относятся акты представительных и |норм других отраслей права, регулирует |
|исполнительных органов |отношения, возникающие в процессе |
|государственной власти разных |планового образования, распределения и |
|масштабов и уровней и органов |использования государством и органами |
|местного самоуправления (общие и |местного самоуправления финансовых |
|отраслевые, федеральные, |ресурсов, необходимых им для |
|республиканские, областные, местные |осуществления своих задач. Это |
|и др.). Итак, источники финансового |выражается в особенностях: а) |
|права Российской Федерации — это |содержания финансово-правовых норм; б) |
|правовые акты представительных и |характера установленных в них |
|исполнительных органов |предписаний; в) мер ответственности за |
|государственной власти и местного |нарушение предусмотренных правил и г) |
|самоуправления, в которых содержатся|способов защиты прав участников |
|нормы финансового права. |финансовых отношений. |
|Главный источник финансового права —|Содержание финансово-правовых норм |
|Конституция Российской Федерации, |составляют правила поведения в |
|конституции и уставы субъектов |общественных отношениях, возникающих в |
|Федерации. |процессе финансовой деятельности |
| |государства. Эти правила выражаются в |
| |предоставлении участникам данных |
| |отношений таких юридических прав и |
| |возложении на них юридических |
| |обязанностей, осуществление которых |
| |обеспечивает планомерное образование и |
| |использование централизованных и |
| |децентрализованных денежных фондов |
| |(доходов) государства и органов |
| |местного самоуправления соответственно |
| |их задачам в каждый конкретный период |
| |времени, вытекающим из политики по |
| |социально-экономическому развитию |
| |страны. |
| |Лучшему уяснению особенностей и роли |
| |финансово-правовых норм способствует их|
| |классификация. Ее можно провести по |
| |нескольким основаниям. |
| |В зависимости от способа воздействия на|
| |участников финансовых отношений, |
| |определяющего характер их юридических |
| |прав и обязанностей, финансово-правовые|
| |нормы подразделяются на три вида: |
| |обязывающие, запрещающие и |
| |уполномочивающие. |
| |Обязывающие финансово-правовые нормы |
| |требуют от участников финансовых |
| |отношений (государственных органов, |
| |предприятий, граждан) совершить |
| |определенные действия, устанавливают их|
| |обязанности в сфере этих отношений. |
| |Они, например, предписывают налоговым |
| |органам известить |
| |граждан-налогоплательщиков о суммах и |
| |сроках предстоящих платежей, а |
| |гражданам — уплатить своевременно эти |
| |платежи. |
| |Запрещающие финансово-правовые нормы |
| |содержат запрет на совершение |
| |определенных действий, устанавливают |
| |обязанность участников финансовых |
| |отношений воздержаться от них. Так, |
| |Банкам запрещено задерживать исполнение|
| |поручений налогоплательщиков на |
| |перечисление налогов в бюджет |
| |Уполномочивающие финансово-правовые |
| |нормы устанавливают права участников |
| |финансовых отношений на совершение |
| |определенных самостоятельных действий в|
| |предусмотренных рамках. Например, |
| |органы местного самоуправления вправе |
| |вводить на своей территории местные |
| |налоги в рамках их перечня, основного |
| |содержания и предельных размеров, |
| |установленных законодательством РФ. |
| |В зависимости от своего содержания |
| |нормы финансового права могут быть |
| |материальными и процессуальными. |
| |Материальные финансово-правовые нормы |
| |закрепляют виды и объем денежных |
| |обязательств предприятий и граждан |
| |перед государством, источники |
| |образования кредитных ресурсов банков, |
| |виды расходов, включаемых в бюджеты и |
| |внебюджетные фонды, то есть |
| |материальное (денежное) содержание |
| |юридических прав и обязанностей |
| |участников финансовых отношений. |
| |Процессуальные финансово-правовые нормы|
| |устанавливают порядок деятельности в |
| |области сбора, распределения и |
| |использования государственных денежных |
| |фондов. |
| | |
|7. Финансово-правовые отношения: |9. Субъекты ФП a). Порядок защиты прав|
|понятие, особенности, структура, |и законных интересов субъектов |
|виды. |финансовых правоотношений. |
| | |
|Для достижения целей, поставленных |Финансовое право, регулируя |
|государством в процессе финансовой |относящиеся к его предмету |
|деятельности, необходима правовая |общественные отношения, определяет |
|урегулированность значительной части |круг участников или субъектов этих |
|возникающих при этом отношений. |отношений, наделяет их юридическими |
|Урегулированные нормами финансового |правами и обязанностями, которые |
|права, они становятся |обеспечивают планомерное образование, |
|финансово-правовыми отношениями: |распределение и использование |
|возникают на основе норм финансового |государственных денежных фондов. |
|права, их участники находятся во |Носители этих прав и обязанностей |
|взаимной связи через субъективные |являются субъектами финансового права.|
|юридические права и обязанности, |Следует различать понятие «субъект |
|такие связи (отношения) охраняются |финансового права» и «субъект (или |
|принудительной силой государства. |участник) финансового правоотношения»,|
|Итак, финансовые правоотношения — это|хотя они во многом совпадают. Субъект |
|урегулированные нормами финансового |финансового права — это лицо, |
|права общественные отношения, |обладающее право-субъектностью, то |
|участники которых выступают как |есть потенциально способное быть |
|носители юридических прав и |участником финансовых правоотношений. |
|обязанностей, реализующие |А субъект финансового правоотношения —|
|содержащиеся в этих нормах |это реальный участник конкретных |
|предписания по образованию, |правоотношений. Юридические права и |
|распределению и использованию |обязанности в сфере финансовой |
|государственных денежных фондов и |деятельности принадлежат субъектам |
|доходов. |финансового права в силу действия |
|Финансовые правоотношения имеют свои |финансово-правовых норм, независимо от|
|особенности. Основная особенность, |участия в конкретных правоотношениях. |
|которая определяет и другие | |
|отличительные черты финансовых |Особенности круга субъектов |
|правоотношений, заключается в том, |финансового права раскрывает их |
|что они возникают в процессе |подразделение на три основные группы: |
|планового образования, распределения |а) общественно-территориальные |
|и использования государственных (а |образования: б) коллективные субъекты:|
|также муниципальных) денежных фондов |в) индивидуальные субъекты. |
|и доходов, то есть в процессе |К общественно-территориальным |
|финансовой деятельности государства и|образованьям — субъектам финансового |
|органов местного самоуправления. |права РФ относятся государства, |
|Отсюда и другая их особенность: |автономные и |
|финансовые правоотношения являются |административно-территориальные |
|разновидностью имущественных, так как|образования. |
|возникают по поводу денежных средств,|Такой круг субъектов свойственен |
|точнее — финансовых ресурсов |бюджетным правоотношениям. |
|государства. Такой объект |Законодательство закрепляет право на |
|правоотношений налицо, например, при |государственный или местный бюджет |
|возникновении их между государством и|именно за этими субъектами, а не за |
|предприятиями в случаях внесения |государственными органами, что |
|обязательных платежей в бюджет или, |выражает принцип народовластия, |
|напротив, при получении из него |закрепленный в Конституции РФ. |
|ассигнований. |Принадлежность бюджета |
|Следующая особенность финансовых |общественно-территориальным |
|правоотношений состоит в том, что |образованиям является и необходимым |
|одной из сторон в них всегда |атрибутом, отражающим их |
|выступает государство или его |организованность в соответствующую |
|уполномоченный орган, органы местного|единицу — государство, автономию, |
|самоуправления. Это обусловлено тем, |административно-территориальное |
|что само государство в интересах |подразделение. |
|общества осуществляет финансовую |Коллективными субъектами финансового |
|деятельность: организует поступление |права являются государственные и |
|денежных средств в различные |общественные организации, к числу |
|государственные денежные фонды, |которых относятся: органы |
|распределяет и использует их на |государственной власти и управления; |
|социально-экономические программы и |предприятия, организации, учреждения, |
|другие общественно необходимые |основанные на разных формах |
|потребности. |собственности. |
|В связи с существованием материальных|Органы государственной власти и |
|и процессуальных норм финансового |управления относятся к числу субъектов|
|права, выделяемых в зависимости от |финансового права, участие которых |
|объекта правового регулирования, |обязательно в финансовых |
|финансовые правоотношения также могут|правоотношениях. В их круг входят |
|быть материальными и процессуальными.|органы представительной власти и |
|Через материальные финансовые |исполнительной власти федерального |
|правоотношения реализуются права и |уровня и субъектов Федерации. |
|обязанности субъектов по получению, |Особую группу составляют органы |
|распределению и использованию |местного самоуправления, |
|определенных финансовых ресурсов. Эти|осуществляющие самостоятельное решение|
|финансовые ресурсы выражены в |финансовых вопросов местного значения.|
|конкретном размере или определенном | |
|виде доходов и расходов Основное |Участие в правоотношениях не только |
|содержание субъективных материальных |органов государственного управления, |
|финансовых прав и обязанностей |но и органов представительной власти —|
|заключается в возможности или |характерная особенность круга |
|необходимости получения, уплаты, |субъектов финансового права, в |
|распределения, расходования, |отличие, например, от |
|перераспределения, изъятия и т. П. |административного права, субъектами |
|этих конкретно определенных |которого органы представительной |
|финансовых средств. В результате |власти не являются. |
|реализации данных прав и обязанностей| |
|в конечном итоге регулярно образуются| |
|и используются государственные | |
|денежные фонды. | |
|В процессуальных финансовых | |
|правоотношениях выражается | |
|юридическая форма, в которой | |
|происходит получение государством в | |
|свое распоряжение финансовых | |
|ресурсов, их распределение и | |
|использование. Поэтому процессуальные| |
|субъективные права и обязанности | |
|(полномочия) направлены на | |
|использование определенной | |
|юридической формы и порядка | |
|финансовой деятельности. Например, на| |
|стадии составления проекта бюджета к | |
|ним относятся обязанность | |
|Правительства РФ представить в | |
|установленный срок Государственной | |
|Думе проект федерального бюджета по | |
|определенному перечню показателей. | |
| |Понятие, особенности и задачи |
|9. Субъекты ФП a). Порядок защиты |финансового контроля. |
|прав и законных интересов субъектов | |
|финансовых правоотношений. |Финансовый контроль — составная часть,|
| |или специальная отрасль, |
|К юридическим лицам — субъектам |осуществляемого в стране контроля. |
|финансового права относятся и |Наличие финансового контроля |
|индивидуальные (семейные) частные |объективно обусловлено тем что |
|предприятия, такие семейно-трудовые |финансам как экономической категории |
|объединения граждан, как крестьянские|присущи не только распределительная, |
|(фермерские) хозяйства, являющиеся |но и контрольная функции. Поэтому |
|самостоятельными хозяйствующими |использование государством финансов |
|субъектами. Они вступают в финансовые|для решения своих задач обязательно |
|правоотношения по поводу уплаты |предполагает проведение с их помощью |
|налогов и других обязательных |контроля за ходом выполнения этих |
|платежей государству, использования |задач. Финансовый контроль |
|дотаций из бюджета, государственного |осуществляется в установленном |
|кредита, других источников |правовыми нормами порядке всей |
|финансирования. |системой органов государственной |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|