Финансовое право РФ (шпаргалка)
|Государственные расходы | |
|осуществляются путем финансирования, | |
|которое урегулировано следующими | |
|правовыми нормами: | |
|Законы о федеральном бюджете. | |
|Постановления Правительства | |
|Закон «об инвестиционной | |
|деятельности в РФ, | |
|Бюджетный кодекс. | |
| | |
|36. Сметно-бюджетное финансирование.|37. Финансирование хозяйствующих |
|Смета как основной финансовый план |субъектов. Баланс как основной |
|бюджетного учреждения. |финансовый план хозяйствующего |
| |субъекта. |
|Сущность сметно-бюджетного | |
|финансирования состоит в том, что |В соответствии со ст. 4 Закона «о |
|государственные и муниципальные |конкуренции и ограничении |
|учреждения непроизводственной сферы,|монополистической деятельности на |
|не имеющие своих доходов, все свои |товарных рынках», хозяйствующие |
|расходы на текущее содержание и |субъекты – российские и иностранные |
|расширение деятельности покрывают за|коммерческие организации, их |
|счет бюджета на основе финансовых |объединения, а так же некоммерческие|
|планов — смет расходов. Объем |организации за исключением не |
|необходимых затрат согласно сметам |занимающихся предпринимательской |
|закрепляется в бюджетах всех |деятельностью, в том числе С/Х, |
|уровней. Предусмотренные сметами |потребительских кооперативов, а |
|расходов конкретных отраслей и |также индивидуальные |
|учреждений и утвержденные бюджетами |предприниматели. |
|суммы денежных средств носят |Бюджетный кредит - форма |
|название бюджетных ассигнований. |финансирования бюджетных расходов, |
|Сметно-бюджетное финансирование — |которая предусматривает |
|это безвозвратный и безвозмездный |предоставление средств юридическим |
|отпуск денежных средств на основе |лицам или другому бюджету на |
|общих принципов финансирования. |возвратной или возмездной основе. |
|Однако ему свойственны и специальные|Налоговый кредит – изменение срока |
|принципы, такие как отпуск средств |уплаты налога на срок от 3 месяцев |
|на обеспечение деятельности |до1 года при наличии хотя бы одного |
|учреждений и организаций из бюджета,|из следующих оснований: |
|соответствующего их подчиненности; |причинение ущерба в результате |
|отпуск средств в соответствии с |стихийного бедствия; |
|программами и планами экономического|задержки финансирования из бюджета |
|и социального развития на каждый |или оплаты госзаказа. |
|бюджетный год и в меру их |угрозы банкротства в случае |
|выполнения; планирование и |единовременной выплаты предприятием |
|финансирование на основе |налога. |
|экономических нормативов, научно | |
|обоснованных с применением |В соотв. со ст. 48 ГК РФ юридические|
|технических норм либо на конкурсной |лица должны иметь самостоятельный |
|основе с выбором приоритетных |баланс. |
|направлений (наука и научные |Баланс – финансовый отчет, |
|исследования) и контрактного |показывающий финансовое положение |
|выполнения при соблюдении режима |данной организации на определенную |
|экономии. |дату. Он отражает объем капитала и |
|На сметно-бюджетном финансировании |его структуру: направления вложения |
|находятся учреждения социальной |(актив), по источникам образования |
|сферы: образовательные учреждения; |(пассив). |
|учреждения охраны здоровья и |В балансе должно присутствовать |
|физической культуры; учреждения |обязательное равенство актива и |
|культуры. |пассива. |
|Среди социально-культурных | |
|мероприятий и учреждений, | |
|финансируемых из бюджетов разных | |
|уровней, ведущее место чанимают | |
|народное образование и подготовка | |
|кадров (высшие учебные заведения, | |
|профессионально-технические училища,| |
|средние специальные учебные | |
|заведения, институты повышения | |
|квалификации и т.п.). Согласно | |
|Закону Российской Федерации «Об | |
|образовании» от 10 июля 1992 г.^ | |
|государство должно гарантировать | |
|ежегодное выделение финансовых | |
|средств на нужды образования в | |
|размере не менее 10% национального | |
|дохода, а также защищенность | |
|соответствующих расходных статей | |
|бюджетов всех уровней. | |
|В сметно-бюджетном порядке из | |
|федерального бюджета отпускаются | |
|также средства на покрытие затрат на| |
|национальную оборону (содержание | |
|Вооруженных Сил, закупку вооружений | |
|и военной техники, | |
|научно-исследовательские и | |
|опытно-конструкторские работы, | |
|капитальное строительство, пенсии | |
|военнослужащим, расходы Министерства| |
|Российской Федерации по атомной | |
|энергии), а также на ликвидацию | |
|вооружений, включая выполнение | |
|международных обязательств. | |
|Важным направлением использования | |
|государственных средств являются | |
|расходы на управление. Из | |
|федерального бюджета финансируются | |
|расходы на Управление делами | |
|Президента Российской Федерации, | |
|Государственную Думу Федерального | |
|Собрания Российской Федерации, | |
|министерства и ведомства Российской | |
|Федерации, территориальные органы | |
|государственного управления. | |
|Режим сметно-бюджетного | |
|финансирования распространяется и на| |
|правоохранительные органы, органы | |
|безопасности, судебную систему и | |
|органы прокуратуры Российской | |
|Федерации. | |
| | |
|38. Понятие и содержание банковского|39. Банковские правоотношения, их |
|права. |виды. |
| | |
|БП – совокупность норм, регулирующих|Банковские правоотношения – это |
|отношения, возникающие в процессе |урегулированные нормами банковского |
|построения, функционирования и |права, общественные отношения, |
|развития банковской системы РФ, в |возникающие по поводу установления и|
|том числе в процессе регулирования |регулирования публичных отношений |
|банковской деятельности со стороны |банков, а также частноправовых |
|БР и др органов гос власти, а также |отношений кредитных организаций с |
|союзов и ассоциаций кредитных |физическими и юридическими, лицами, |
|организаций. Кроме того это |т.е. клиентами. |
|совокупность не только правовых | |
|норм, но и правовых идей, |Субъекты банковских правоотношений: |
|институтов, понятий, а также |1) Госдума. 2) Центральны банк РФ. |
|принципов банковского права, |3) органы государственной власти. 4)|
|которые, взаимодействуя, исполняют |кредитные организации. 5) |
|роль системообразующего фактора, |юридические и физические лица. |
|занимая центральное место и |Правовое положение ЦБ РФ и его |
|обеспечивая связи между банковским |взаимодействие с кредитными |
|правом в целом и его отдельными |организациями определяется на основе|
|компонентами, а также банковским |того, что с одной стороны он наделен|
|правом как системой и др. |широкими властными полномочиями по |
|социальными системами. Объектами, в |управлению денежно-кредитной |
|отношении которых возникают |системой России, а с другой стороны |
|банковские отношения, являются вещи,|он является юридическим лицом, |
|деньги, ценные бумаги, валютные |вступающим в соответствующие |
|ценности, а также информация, |гражданско-правовые отношения с |
|подпадающая под действие режима |различными кредитными организациями |
|банковской тайны. | |
|Предметом банковского права |Это конкретные отношения между: |
|являются, общественные отношения, | |
|возникающие в процессе построения, |Государством и кредитными |
|функционирования и развития |организациями (банками). |
|банковской системы РФ, в частности в|Межбанковские отношения. |
|процессе осуществления Банком Р и |Отношения банков с клиентами. |
|кредитными организациями банковской | |
|деятельности, а также общественные | |
|отношения, возникающие в процессе | |
|регулирования банковской системы | |
|России со стороны государственных | |
|органов в интересах граждан, | |
|организаций и государства. | |
|МЕТОДЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА: | |
|Гражданско-правовой метод – | |
|равноправие участников | |
|правоотношения, автономия этих | |
|участников, свободны осуществлять | |
|свои права в своем интересе, | |
|свободно распоряжаются своим | |
|имуществом. Публично-правовой метод | |
|– формирование и использование | |
|правоотношений по принципу | |
|команда-исполнение, субъекты, | |
|выполняющие властные, управленческие| |
|функции, действуют по своему | |
|усмотрению в пределах | |
|предоставленных им полномочий. | |
|Банковская деятельность является | |
|одним из видов предпринимательской | |
|деятельности, в связи с этим право, | |
|регулирующее эту деятельность, | |
|детерминируется принципами двух | |
|типов: Во-первых, являющимися общими| |
|для предпринимательской деятельности| |
|в целом; Во-вторых, являющимися | |
|специфичными для банковской | |
|деятельности. | |
| | |
|40. Субъекты и структура банковских |41. Понятие и признаки банка. |
|правоотношений. | |
| |Банк – Коммерч. Организ, которая |
|В России Банковское право возникло |имеет исключительное право |
|при следующих |осуществлять в совокупности |
|экономическо-управленческих |следующие банковские операции: |
|основаниях: 1) создание новых |привлечение во вклады денежных |
|кредитных организаций или |средств физ и юр лиц, размещение |
|коммерциализации действующих банков,|указанных средств от своего имени и |
|целью которых является получение |за свой счет на условиях |
|прибыли при помощи исполненных на |возвратности, платности, срочности, |
|свой риск финансовых инструментов. |открытие и ведение банковских счетов|
|2) преобразование одноуровневой |физ и юр лиц. Банковская система РФ |
|банковской системы в двухуровневую. |включает в себя БР, кредитные |
|3) развитие рынка финансовых услуг. |организации, а также филиалы и |
|Первый уровень – ЦБ РФ. |представительства иностранных |
|Второй уровень – кредитные |банков. Правовое регулирование |
|организации (коммерческие банки) и |банковской деятельности |
|небанковские кредитные организации. |осуществляется Конституцией РФ, ФЗ |
|Субъекты банковских правоотношений: |«О банках и банковской |
|1) Госдума. 2) Центральны банк РФ. |деятельности», ФЗ «О ЦБ РФ», др ФЗ, |
|3) органы государственной власти. 4)|н/а БР. |
|кредитные организации. 5) |В РФ действует 2-хуровневая |
|юридические и физические лица. |банковская система: ЦБ РФ и |
|Правовое положение ЦБ РФ и его |кредитные организации. Центральный |
|взаимодействие с кредитными |Банк – это банк, возглавляющий |
|организациями определяется на основе|кредитную систему страны, имеющий |
|того, что с одной стороны он наделен|монопольное право эмиссии банкнот и |
|широкими властными полномочиями по |осуществляющий кредитно-денежную |
|управлению денежно-кредитной |политику в интересах национальной |
|системой России, а с другой стороны |экономики. Деятельность ЦБ РФ |
|он является юридическим лицом, |определяется К РФ, ФЗ «О ЦБ РФ» и др|
|вступающим в соответствующие |ФЗ. |
|гражданско-правовые отношения с |КО – юр лицо, которое для извлечения|
|различными кредитными организациями.|прибыли как основной цели своей |
| |деятельности на основании лицензии |
|Банк – кредитная организация, |ЦБРФ имеет право осуществлять |
|которая имеет исключительное право |банковские операции. Банк – КО, |
|осуществлять в совокупности |которая имеет исключительное право |
|следующие банковские операции: 1) |осуществлять в совокупности |
|привлечение во вклады денежных |следующие банковские операции: |
|средств физических и юридических |привлечение во вклады денежных |
|лиц. 2) размещение данных средств от|средств физических и юридических |
|своего имени, за свой счет на |лиц, размещение указанных средств от|
|условиях возвратности, платности и |своего имени и за свой счет на |
|срочности. 3) открытие и ведение |условиях возвратности, платности, |
|банковских счетов физических и |срочности, открытие и ведение |
|юридических лиц. (исчерпывающий |банковских счетов физических и |
|перечень). |юридических лиц. В зависимости от: |
| |а) формы собственности – банки |
| |бывают государственные, частные, |
| |кооперативные и смешанные; б) в зав |
| |от страны принадлежности – |
| |российские, иностранные, смешанные; |
| |в) от территориальной принадлежности|
| |– региональные и общероссийские; г) |
| |от орг-правовой формы – паевые, ООО,|
| |ЗАО; д) от степени независимости – |
| |самостоятельные, дочерние, |
| |уполномоченные; е) по характеру |
| |деятельности – специализированные, |
| |инновационные, инвестиционные, |
| |сберегательные; ж) от масштабов |
| |деятельности – крупные, средние, |
| |мелкие. |
| | |
|42. Понятие, значение и особенности |43. Формы государственного долга. |
|государственного кредита в РФ. | |
| |Долговые обязательства Российской |
|Для привлечения денежных средств в |Федерации могут быть выражены в |
|распоряжение государства, помимо |следующих трех формах, закрепленных в|
|других способов, применяется |ст. 2 Закона РФ «О Государственном |
|государственный кредит (от лат. |внутреннем долге РФ»: |
|Ссуда). |в форме кредитов, получаемых |
|Кредит — это предоставление денег или|государством в лице Правительства |
|товаров в долг на определенный срок |Российской Федерации; 2) в форме |
|на условиях возмездности и |государственных займов, |
|возвратности. Вознаграждение за |осуществляемых посредством выпуска |
|пользование кредитом устанавливается,|ценных бумаг от имени Правительства |
|как правило, в форме процента. |РФ; 3) долговые обязательства в |
|Кредит имеет несколько видов (форм)'.|других формах, гарантированные |
|Одним из основных видов кредита, |Правительством Российской Федерации. |
|является государственный кредит. |Использование такой формы |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|