Финансовое право РФ (шпаргалка)
| |государственному и административному|
| |устройству (делению) Российской |
| |Федерации как основному критерию |
| |своего обоснования. |
| |Принцип полноты обеспечивается и |
| |включением в бюджетную систему |
| |практически всех видов источников |
| |дохода, имеющих место на территории |
| |Российской Федерации. В этом состоит|
| |принципиальное отличие бюджетов от |
| |других денежных фондов. |
| |Принцип реальности бюджетной системы|
| |должен обеспечиваться реальными |
| |поступлениями денежных средств в |
| |бюджеты всех уровней. С этой целью в|
| |законодательном порядке определяются|
| |конкретные источники доходив, |
| |включаемые в бюджеты разного уровня.|
| |Они могут быть собственными и |
| |заемными, но эти источники должны |
| |реально существовать, а их |
| |поступление должно гарантироваться |
| |государством. |
| |Принцип самостоятельности бюджетов, |
| |как указано в законодательстве, |
| |обеспечивается наличием собственных |
| |источников доходов и правом |
| |определять направления их |
| |использования и расходования. |
| |Принцип гласности в бюджетной |
| |деятельности обеспечивается, |
| |во-первых, открытым всесторонним |
| |обсуждением бюджетов на предстоящий |
| |год и итогов исполнения бюджетов |
| |прошедшего года и, во-вторых, |
| |доведением до всего общества |
| |конкретных показателей бюджетов и |
| |итогов их исполнения. |
| | |
|26. Бюджетное устройство РФ. |Бюджетный процесс: понятие, |
| |принципы, стадии. |
|Согласно БК РФ под бюджетным | |
|устройством понимается организация |Особенность бюджетов всех уровней — |
|бюджетной системы и принципы ее |последовательное прохождение |
|построения. Как видно из |постоянно возобновляюцц1хся одних и |
|определения, бюджетное устройство |тех же стадий их формирования и |
|включает в себя два составляющих |исполнения в установленном законом |
|элемента: а) бюджетную систему; б) |порядке. Это обусловлено тем, что |
|принципы построения бюджетной |акт, издаваемый о бюджете того или |
|системы. Бюджетная система любого |иного уровня, действует в течение |
|государства определяется |определенного периода времени, по |
|государственным и |окончании которого должен быть |
|административно-территориальным |принят новый акт о конкретном |
|устройством (делением). Поэтому в |бюджете на следующий период времени.|
|конфедеративном, федеративном и | |
|унитарном государствах оно будет |Формирование бюджетов включает в |
|разным. |себя следующие три стадии: |
|Россия является федеративным |составление бюджетов, их |
|государством. В связи с |рассмотрение и утверждение. |
|разграничением компетенции между |Исполнение бюджетов — это четвертая |
|Российской Федерацией и субъектами |стадия прохождения бюджетов в их |
|федерации вытекает необходимость |периодическом цикле. Заключительным |
|существования федерального бюджета и|этапом стадии исполнения бюджетов |
|бюджетов каждого из ее субъектов. А |является составление и утверждение |
|наличие |отчетов об исполнении бюджетов. |
|административно-территориальных |Основные положения формирования |
|образований в рамках субъектов |бюджетов установлены Конституцией |
|Российской Федерации предполагает и |РФ, однако главными актами, |
|наличие местных бюджетов. |регулирующими порядок формирования и|
|БК РФ определяет бюджетную систему |исполнения бюджетов на территории |
|как основанную на экономических |России, явл. БК. Кроме того, этот |
|отношениях и юридических нормах |порядок в определенной мере |
|совокупность республиканского |регулируется Законом «О Совете |
|(федерального) бюджета РФ, |Министров — Правительстве РФ», |
|республиканских бюджетов республик в|Регламентами обеих палат |
|составе РФ, бюджетов |Федерального Собрания РФ и |
|национально-государственных и |некоторыми другими правовыми актами,|
|административно-территориальных |принимаемыми на федеральном уровне. |
|образований Российской Федерации. |На основе российского |
|Исходя из особенностей |законодательства субъекты РФ и |
|государственного и |органы местного самоуправления |
|административно-территориального |принимают свои нормативные акты, |
|устройства (деления) Российской |регламентирующие порядок |
|Федерации, ее бюджетная система |формирования и исполнения |
|представлена следующими видами |соответствующих бюджетов. |
|бюджетов: |Деятельность по формированию и |
|1) федеральный бюджет |исполнению бюджетов представляет |
|(республиканский бюджет РФ); |собой бюджетный процесс, понятие |
|2) бюджеты субъектов Российской |которого дается в БК. Бюджетный |
|Федерации, в том числе: |процесс — это регламентируемая |
|республиканские бюджеты республик в |законом деятельность органов |
|составе РФ; краевые бюджеты краев |государственной и местной власти по |
|3) местные бюджеты (городские |составлению, рассмотрению, |
|бюджеты городов, районные бюджеты |утверждению и исполнению |
|районов в городах.) |соответствующих бюджетов. |
|Вторым составляющим элементом |Продолжительность всех стадий |
|бюджетного устройства Российской |бюджетного процесса в Российской |
|Федерации являются принципы |Федерации от начала составления |
|(основные начала) построения |бюджетов до утверждения отчетов об |
|бюджетной системы. По БК к ним |их исполнении занимает период более |
|относятся принципы единства, |трех лет. Срок действия |
|полноты, реальности, гласности и |утвержденного бюджета называется |
|самостоятельности всех бюджетов, |бюджетным годом, в нашей стране он |
|входящих в бюджетную систему РФ. |определен в 12 месяцев и совпадает с|
|Принцип единства бюджетной системы |календарным годом (с 1 января по 31 |
|обеспечивается единой правовой |декабря). |
|базой; едиными бюджетными |В основе бюджетного процесса лежат |
|классификациями, используемыми на |принципы, характерные для бюджетного|
|всей территории РФ; единством формы |устройства РФ: единства, полноты, |
|бюджетной документации (учетной, |реальности, гласности и |
|отчетной, статистической и т.д.); |самостоятельности всех бюджетов (см.|
|предоставлением с одного уровня |12). |
|бюджета на другой статистической и |Вместе с тем для бюджетного процесса|
|бюджетной информации, необходимой |характерны и некоторые другие |
|для составления консолидированных |принципы. Так, распределение |
|бюджетов соответствующих уровней, а |полномочий в бюджетном процессе |
|также согласованными принципами |основано на принципе разграничения |
|бюджетного процесса и единством |компетенции между органами |
|денежной системы. |представительной и исполнительной |
|Принцип полноты бюджетной системы |властей. В соответствии с этим |
|обеспечивается двумя моментами: |принципом составление и исполнение |
|полнотой своего структурного состава|бюджетов относится к функциям |
|и полнотой источников дохода, |органов исполнительной власти, а |
|включаемых в бюджеты, и расходов, |рассмотрение, утверждение и контроль|
|относимых на соответствующий бюджет.|за исполнением бюджетов —к функциям |
|Полнота структуры бюджетной системы |органов представительной власти. |
|показывает, насколько обоснованным |Всем без исключения стадиям |
|является существование именно тех |бюджетного процесса свойственен |
|бюджетов, которые имеют место в |принцип специализации бюджетных |
|России на данном этапе. И в этом |показателей. Он выражается в |
|плане ее следует признать полной, |конкретизации доходов бюджетной |
|поскольку она соответствует |системы по источникам, а расходов — |
|государственному и административному|по целевому их направлению. Принцип |
|устройству (делению) Российской |специализации бюджетных показателей |
|Федерации как основному критерию |реализуется через бюджетную |
|своего обоснования. |классификацию — систематизированную |
|Принцип полноты обеспечивается и |группировку доходов и расходов |
|включением в бюджетную систему |бюджетов по однородным признакам. |
|практически всех видов источников |Бюджетная классификация имеет важное|
|дохода, имеющих место на территории |организующее и юридическое значение.|
|Российской Федерации. В этом состоит|С одной стороны, ее применение |
|принципиальное отличие бюджетов от |обеспечивает четкую организацию |
|других денежных фондов. |работы органов власти по |
|Принцип реальности бюджетной системы|формированию и исполнению бюджетов |
|должен обеспечиваться реальными |всех уровней; упрощает осуществление|
|поступлениями денежных средств в |контроля за своевременностью и |
|бюджеты всех уровней. С этой целью в|полнотой поступления бюджетных |
|законодательном порядке определяются|средств и их использованием по |
|конкретные источники доходив, |целевому назначению; создает условия|
|включаемые в бюджеты разного уровня.|для объединения бюджетов в |
|Они могут быть собственными и |консолидированные бюджеты |
|заемными, но эти источники должны |соответствующих территорий; |
|реально существовать, а их |облегчает экономический анализ |
|поступление должно гарантироваться |бюджетных показателей и т.д. С |
|государством. |другой стороны, в бюджетной |
|Принцип самостоятельности бюджетов, |классификации выражена правовая |
|как указано в законодательстве, |организация бюджетов, поскольку, как|
|обеспечивается наличием собственных |уже указывалось, она является |
|источников доходов и правом |юридическим актом, лежащим в основе |
|определять направления их |составления и исполнения бюджетов. |
|использования и расходования. |Составленная на основе бюджетной |
|Принцип гласности в бюджетной |классификации роспись доходов и |
|деятельности обеспечивается, |расходов устанавливает конкретные |
|во-первых, открытым всесторонним |рамки полномочий соответствующих |
|обсуждением бюджетов на предстоящий |субъектов по формированию и |
|год и итогов исполнения бюджетов |использованию бюджетных средств. |
|прошедшего года и, во-вторых, |Для бюджетного процесса характерен и|
|доведением до всего общества |принцип ежегодности, выражающийся в |
|конкретных показателей бюджетов и |ежегодном повторении его стадий. |
|итогов их исполнения. |Разработка и принятие бюджетов на |
| |больший или меньший период времени |
| |не нарушает принципа ежегодности |
| |бюджета и бюджетного процесса, так |
| |как годовые бюджеты принимаются в |
| |любом случае. |
| | |
|28. Участники бюджетного процесса. |29. Составление проекта Федерального|
| |бюджета. |
|В соотв-и со ст. 152 БК участниками | |
|бюджетного процесса являются: |Раздел 6. Ст. 172 БК Составление |
|Президент РФ; органы законодательной|бюджета основывается на: Бюджетном |
|власти; органы исполнительной власти|послании Президента РФ; прогнозе |
|(высшие должностные лица субъектов |соц.-экон-го развития |
|РФ, главы МСУ, финансовые органы, |соответствующей территории на |
|органы, осуществляющие сбор доходов |очередной финансовый год; основных |
|бюджетов, другие уполномоченные |направлениях бюджетной и налоговой |
|органы); органы денежно-кредитного |политики соответствующей территории |
|регулирования (ЦБ РФ); органы гос. И|на очередной финансовый год; |
|муниц-го фин. Контроля; гос. |прогнозе сводного финансового |
|Внебюд-е фонды; главные |баланса по соответствующей |
|распорядители и распорядители |территории на очередной финансовый |
|бюджетных средств; иные органы, на |год; плане развития гос-го или |
|которые законодательством РФ, |мун-го сектора экономики |
|субъектов РФ возложены бюджетные, |соответствующей территории на |
|налоговые и иные полномочия. Каждый |очередной финансовый год.Этапы |
|участник обладает бюд. Полном-ми и |составл-я проекта бюджета: |
|ответст-ю по обеспеч-ю бюд. |1)разраб-ка фед. органами испол-й |
|Процесса. Полномоч-я устанав-ся гл. |власти и выбор Правит-ва РФ плана |
|18 БК:ст. 153 БК-бюджетные |прогноза функцион-я экономики РФ на |
|полномочия законодательных органов: |очередной фин. Год; 2)расред-е фед. |
|рассматривают и утверждают бюджеты и|органами испол-й власти предельных |
|отчеты об их исполнении; |объемов бюд. Финан-я на очередной |
|осуществляют последующий контроль за|фин. Год в соот-и с функцион-й и |
|исполнением бюджетов; формируют и |экон-й классиф-ей расходов бюд-ов и |
|определяют правовой статус органов, |по получателям бюд. Средств; 3) с |
|осуществляющих контроль за |15.07 по 15.08 года предшедствующего|
|исполнением бюджетов соответствующих|очередному фин. Году-здесь Правит-во|
|уровней бюджетной системы РФ; не |рассмат-ет проект бюд-та и сопутст-е|
|имеют права создавать свои резервные|ему док-ты и мат-лы, которые |
|фонды, а также выполнять отдельные |предост-ся ему Минфином, Минэкон-ки |
|функции по исполнению бюджетов (за |и др. органами испол-й власти, а |
|исключением органов местного |т.ж. утверж-ет проект фед. бюджета |
|самоуправления, совмещающих функции |для внесения его в Гос. Думу, он |
|законодательных и исполнительных |утверж-ся в виде ФЗ« О фед. |
|органов). Ст. 154 Бюджетные |бюджете». Начинается расс-е проекта |
|полномочия органов исполнительной |с послания Презид-та ФС РФ, это |
|власти: составляют проект бюджета; |послание направ-ся не позднее марта |
|осущест-ют исполнение бюджета; |года, предшеств-го очеред-иу фин. |
|ведомственный контроль за |Году. Этоь послание явл-ся основой |
|исполнением бюджета; представляют |постан-я Прав-ва по разработке |
|отчет об исполнении бюджета на |проекта фед. бюджета и прогноза |
|утверждение законодательных |соц.-экон. Развития.Составлен-ем |
|органов.Аналогичные полномочия |бюд-та занимается Прав-во и соотв-й |
|органы исполнительной власти |орган исполнит-й власти субъекта и |
|осуществляют по отношению к |МО. Это происходит не позднее чем за|
|государственным внебюджетным фондам.|10 мес. До начала очеред-го фин. |
|Ст.155 Бюджетные полномочия Банка |Года. Вся практич-я работа по |
|России: ЦБ совместно с |составл-ю бюджета осущест-ся |
|Правительством РФ разрабатывает и |Минфином, а Правител-во доводит до |
|представляет на рассмотрение Гос. |испол-х и законод-х органов власти |
|Думы основные направления |конструктивные письма и т.д. по |
|денежно-кредитной политики; |порядку составления проекта. |
|обслуживает счета бюджетов; | |
|осуществляет функции генерального | |
|агента по государственным ценным | |
|бумагам РФ. Ст. 156 Кредитные | |
|организации осуществляют: могут | |
|привлекаться для осуществления | |
|операций по предоставлению средств | |
|бюджета на возвратной основе; | |
|выполняют функции ЦБ по обслуживанию| |
|счетов бюджета; в иск-х случаях | |
|субъекты РФ, МО вправе открывать | |
|счета в кредитных организациях, | |
|обслуживающих расчеты по сделкам, | |
|совершаемым с гос-ми ценными | |
|бумагами субъектов РФ и | |
|муниципальными ценными бумагами. Ст.| |
|157 Органы гос. И муниципального | |
|фин-го контроля: осуществляют | |
|контроль за исполнением бюджета; | |
|проводят экспертизы проектов | |
|бюджета, фед-х и рег-х целевых | |
|программ; осуществляют | |
|предварительный, текущий и | |
|последующий контроль за исполнением | |
|бюджетов и бюджетов государственных | |
|внебюджетных фондов. Ст.158 Главный | |
|распорядитель бюджетных средств – | |
|орган гос. Власти РФ, имеющий право | |
|распределять средства фед-го бюджета| |
|по подведом-м распорядителям и | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|