Финансовое право РФ (шпаргалка)
|Индивидуальные субъекты финансового |власти и органов местного |
|права — это гражжен. Их права и |самоуправления, в том числе |
|обязанности связаны главным образом с|специальными контрольными органами при|
|налоговыми и другими обязательными |участии общественных организаций, |
|платежами, поступающими в |трудовых коллективов и граждан. |
|распоряжение государства. |Значение финансового контроля |
|Законодательство устанавливает в |выражается в том, что при его |
|качестве основных условий привлечения|проведении проверяются, во-первых, |
|гражданина к уплате налогов наличие у|соблюдение установленного |
|него дохода, превышающего |правопорядка, в процессе финансовой |
|установленный необлагаемый минимум, |деятельности государственными и |
|или определенного имущества, |общественными органами, предприятиями,|
|подлежащего налогообложению |учреждениями, организациями, |
|(строения, транспортные средства, |гражданами и, во-вторых, экономическая|
|земельный участок и др.). |обоснованность и эффективность |
|Защита прав и законных интересов |осуществляемых действий, соответствие |
|субъектов финансовых правоотношений |их задачам государства. Таким образом,|
|производится в административном или |он служит важным способом обеспечения |
|судебном порядке, что в настоящее |законности и целесообразности |
|время является общим правовым |проводимой финансовой деятельности. |
|правилом. |Итак, финансовый контроль — это |
|Административный порядок действует |контроль за законностью и |
|главным образом в случае применения |целесообразностью действий в области |
|мер государственного принуждения в |образования, распределения и |
|данной области к органам государства |использования денежных фондов |
|и МСУ, предприятиям, учреждениям и |государства и субъектов местного |
|организациям. |самоуправления в целях эффективного |
|В финансовом законодательстве 90-х |социально-экономического развития |
|годов особое внимание уделяется на |страны и отдельных регионов. |
|судебную защиту – субъектам |Финансовый контроль присущ всем |
|финансовых правоотношений |финансово-правовым институтам. Поэтому|
|гарантируется судебная защита своих |помимо общих финансово-правовых норм, |
|прав. |регулирующих организацию и порядок |
|Если исчерпаны все |проведения финансового контроля в |
|внутригосударственные средства |целом, имеются нормы, |
|правовой защиты, каждый гражданин |предусматривающие его специфику в |
|вправе обратиться в |отдельных финансово-правовых |
|межгосударственные органы по защите |институтах. |
|прав в соответствии с международными |Основное содержание финансового |
|договорами. |контроля в отношениях, регулируемых |
|Также граждане по своему выбору могут|финансовым правом, заключается в: а) |
|обращаться за защитой прав не в суд а|проверке выполнения финансовых |
|к вышестоящему органу или ДЛ, т.е. |обязательств перед государством и |
|использовать административный порядок|органами местного самоуправления |
|защиты. |организациями и гражданами; б) |
|Важное стороной защиты в финансовых |проверке правильности использования |
|отношениях с государством является |государственными и муниципальными |
|установление в законодательстве |предприятиями, учреждениями, |
|гарантий возмещения ущерба гражданам |организациями находящихся в их |
|и юридическим лицам, причиненного |хозяйственном ведении или оперативном |
|незаконными действиями госорганов и |управлении денежных ресурсов |
|ДЛ. |(бюджетных и собственных средств, |
|Особое место в защите прав и законных|банковских ссуд, внебюджетных и других|
|интересов субъектов финансового права|средств); в) проверке соблюдения |
|принадлежит Конституционному Суду РФ.|правил совершения финансовых операций,|
|В его полномочия входит – разрешение |расчетов и хранения денежных средств |
|вопросов о соответствии Конституции |предприятиями, организациями, |
|РФ законов и других норм. Актов, |учреждениями; г) выявлении внутренних |
|разрешение споров о компетенции между|резервов производства — возможностей |
|государственными органами, жалобы на |повышения рентабельности хозяйства, |
|нарушение конституционных прав и |роста производительности труда, более |
|свобод и т.д.). |экономного и эффективного |
|Важная роль принадлежит также |использования материальных и денежных |
|Прокуратуре, которая призвана |средств; д) устранении и |
|осуществлять надзор за исполнением |предупреждении нарушений финансовой |
|законов министерствами, ведомствами, |дисциплины. В случае их выявления в |
|МСУ и ДЛ. |установленном порядке применяются меры|
| |воздействия к организациям, |
| |должностным лицам и гражданам, |
| |обеспечивается возмещение |
| |материального ущерба государству, |
| |организациям, гражданам. |
| |В результате реализации задач |
| |финансового контроля укрепляется |
| |финансовая дисциплина, выражающая одну|
| |из сторон законности. Финансовая |
| |дисциплина — это четкое соблюдение |
| |установленных предписаний и порядка |
| |образования, распределения и |
| |использования денежных фондов |
| |государства, субъектов местного |
| |самоуправления, предприятий, |
| |организаций, учреждений. Однако объект|
| |финансового контроля не ограничивается|
| |проверкой только денежных средств. В |
| |конечном итоге он означает контроль за|
| |использованием материальных, трудовых,|
| |природных и других ресурсов страны, |
| |поскольку в современных условиях |
| |процесс производства и распределения |
| |опосредствуется денежными отношениями.|
| | |
| |Изменилась система контрольных |
| |органов: упразднены органы народного |
| |контроля', в связи с изменением |
| |системы политической власти и |
| |установлением власти Президента |
| |Российской Федерации организован |
| |президентский контроль, осуществляемый|
| |Контрольным управлением Президента |
| |Российской Федерации. |
| |Сформированы и действуют новые органы |
| |финансового конжения: Государственная |
| |налоговая служба, Государственный |
| |страховой надзор; функции финансового |
| |контроля осуществляют органы |
| |Федерального казначейства. |
| | |
|Виды финансового контроля. |8. Система ФП. |
| | |
|Финансовый контроль — составная |Финансовое право состоит из множества |
|часть, или специальная отрасль, |отдельных финансово-правовых норм. |
|осуществляемого в стране контроля. |Совокупность этих норм выражается в |
|Наличие финансового контроля |сложной целостной системе, внутри |
|объективно обусловлено тем что |которой финансово-правовые нормы в |
|финансам как экономической категории |определенной последовательности и |
|присущи не только распределительная, |взаимосвязи группируются в различные |
|но и контрольная функции. Поэтому |институты и более крупные |
|использование государством финансов |подразделения. Группировка |
|для решения своих задач обязательно |финансово-правовых норм зависит от |
|предполагает проведение с их помощью |особенностей и взаимных связей |
|контроля за ходом выполнения этих |регулируемых ими финансовых отношений,|
|задач. Финансовый контроль |то есть имеет объективную основу. |
|осуществляется в установленном |Однако право не только отражает |
|правовыми нормами порядке всей |общественные отношения; его |
|системой органов государственной |предназначение — регулировать и |
|власти и органов местного |активно воздействовать на них. Поэтому|
|самоуправления, в том числе |на построение системы финансового |
|специальными контрольными органами |права, группировку его норм, |
|при участии общественных организаций,|формирование институтов оказывают |
|трудовых коллективов и граждан. |влияние и потребности практики. |
|Значение финансового контроля |Следовательно, система российского |
|выражается в том, что при его |финансового права — это объективно |
|проведении проверяются, во-первых, |обусловленное системой общественных |
|соблюдение установленного |финансовых отношений внутреннее его |
|правопорядка, в процессе финансовой |строение, объединение и расположение |
|деятельности государственными и |финансово-правовых норм в определенной|
|общественными органами, |последовательности. |
|предприятиями, учреждениями, |Наиболее крупные подразделения |
|организациями, гражданами и, |российского финансового права — части:|
|во-вторых, экономическая |Общая и Особенная. |
|обоснованность и эффективность |К Общей части относятся нормы |
|осуществляемых действий, соответствие|финансового права, которые закрепляют |
|их задачам государства. Таким |основные общие принципы, правовые |
|образом, он служит важным способом |формы и методы финансовой деятельности|
|обеспечения законности и |государства, систему государственных |
|целесообразности проводимой |органов, осуществляющих финансовую |
|финансовой деятельности. |деятельность, и разграничение их |
|Итак, финансовый контроль — это |полномочий в этой области, основные |
|контроль за законностью и |черты финансово-правового положения |
|целесообразностью действий в области |других субъектов, с которыми они |
|образования, распределения и |вступают во взаимоотношения, формы и |
|использования денежных фондов |методы финансового контроля и другие |
|государства и субъектов местного |подобные им финансово-правовые нормы. |
|самоуправления в целях эффективного |Они действуют в масштабе всей |
|социально-экономического развития |финансовой деятельности государства и |
|страны и отдельных регионов. |имеют для нее общее значение. |
|Финансовый контроль подразделяется на|Нормы Общей части финансового права |
|несколько видов по разным основаниям.|конкретизируются в его Особенной |
|В зависимости от времени проведения |части. Особенная часть состоит из |
|он может быть предварительным, |нескольких разделов, включающих в себя|
|текущим и последующим. Такие виды |соответствующие финансово-правовые |
|контроля свойственны деятельности |институты. Каждый из них представляет |
|всех контролирующих органов. |собой совокупность финансово-правовых |
|Предварительный финансовый контроль |норм, регулирующих группу однородных |
|проводится до совершения операций по |финансовых отношений. |
|образованию, распределению и |Финансово-правовой институт объединяет|
|использованию денежных фондов. |правовые нормы, регулирующие более |
|Поэтому он имеет важное значение для |узкую и близкую по содержанию группу |
|предупреждения нарушений финансовой |финансовых отношений, чем раздел. |
|дисциплины. В этом случае проверяются|(например, в раздел «Правовое |
|подлежащие утверждению и исполнению |регулирование государственных доходов»|
|документы, которые служат основанием |— институты налогов с юридических и |
|для осуществления финансовой |физических лиц, неналоговых доходов и |
|деятельности,— проекты бюджетов, |др.). |
|финансовых планов и смет, кредитные и|В Особенную часть финансового права |
|кассовые заявки и т. П. |входят разделы, в которых |
|Текущий финансовый контроль — это |сгруппированы нормы, регулирующие |
|контроль в процессе совершения |отношения в области: а) |
|денежных операций (в ходе выполнения |государственной бюджетной системы; б) |
|финансовых обязательств перед |внебюджетных государственных и |
|государством, получения и |муниципальных фондов; в) финансов |
|использования денежных средств для |государственных предприятий; г) |
|административно-хозяйственных |государственных доходов; д) |
|расходов, капитального строительства |государственного кредита; е) |
|и т. Д.). |государственного страхования; ж) |
|Последующий финансовый контроль — это|государственных расходов; з) |
|контроль, осуществляемый после |банковского кредитования' и) денежного|
|совершения финансовых операций (после|обращения и расчетов; к) валютного |
|исполнения доходной и расходной |регулирования. Они имеют |
|частей бюджета; использования |соответствующие наименования. |
|предприятием или учреждением денежных|В системе финансового права находит |
|средств и т. П.). В этом случае |отражение финансовая система |
|определяется состояние финансовой |Российской Федерации как объективно |
|дисциплины, выявляются ее нарушения, |существующая экономическая категория. |
|пути предупреждения и меры по их |Единство финансов получило правовое |
|устранению. |выражение в Общей части. Построение |
| |Особенной части отражает состав |
| |финансовой системы, выделение в ней |
| |нескольких звеньев. В результате |
| |государственный бюджет, |
| |государственный и банковский кредит, |
| |государственное страхование получили |
| |правовое оформление в виде |
| |соответствующих разделов финансового |
| |права. |
| | |
|13. Общегосударственный финансовый |14. Финансовый контроль, |
|контроль и органы его осуществляющие.|осуществляемый Счетной Палатой РФ. |
| | |
| |ФЗ «О счетной палате» 11.02.95. |
|Общегосударственный финансовый |Образуется ФС РФ и подотчетна ему. |
|контроль — это контроль за |Задачи: орган-я и осущест-е контроля |
|законностью и целесообразностью |за своевр-м исполн-ем доход-х и |
|действий в области образования, |расход-х статей фед. бюджета и бюд-в |
|распределения и использования |фед. внебюд-х фондов по объемам, |
|денежных фондов государства и |структуре и целев-му назначению; |
|субъектов местного самоуправления в |жен-ль за закон-ю и своеврем-му |
|целях эффективного |движению сред-в фед. бюджета и сред-в |
|социально-экономического развития |фед. внебюд-х фондов в ЦБ РФ, |
|страны и отдельных регионов, который |уполном-х банках и иных фин.-кред. |
|осуществляется различными |Учреж-ях РФ; регулярное предостав-е СФ|
|государственными и специально на то |и ГД инфор-и о ходе испол-я фед. |
|уполномоченными органами. |бюд-та и рез-та провод-х контрол-х |
|Контрольные функции выполняют такие |мероп-й.Контрол-е полном-я СП |
|органы, как Счётная Палата РФ, |жения-ся: на все органы гос власти и |
|Министерство финансов, Федеральное |учреж-я РФ; на фед. внебюд-е фонды; |
|казначейство, Налоговой инспекцией, |ОМСУ; предп-я и организ-и; банки, |
|Налоговой Полицией, Центральным |страхов-е компании и др. фин.-кред. |
|Банком России, Аудиторскими |Учреж-я и объедин-я вне завис-ти от их|
|организациями. |видов и форм собст-ти, если они |
|Так же финансовый контроль |получают, перемещ-ют, исп-ют сред-ва |
|осуществляется комитетами и |из фед. бюдж-та. СП вправе: проводить |
|комиссиями созданными в |ревизии и тематич-е проверки, не |
|Государственной Думе и Совете |вмешив-ясь в операт-ю деят-ть |
|Федерации. |провер-х. О рез-х пров-к СП инфор-ет |
|При Президенте РФ создан специальный |СФ и ГД. Если есть наруш-я СП имеет |
|орган – Главное Контрольное |право давать предпис-я, кот-е |
|управление Президента РФ, также |обязат-ны для испол-я. Если они все же|
|контроль осуществляет Правительство |не испол-ся, СП имеет право принять |
|РФ и администрации Субъектов |реш-е приост-и всех видов расч-х |
|Федерации. При Минфине создан |опер-й по банков-м счетам. СП должна |
|Департамент государственного |регул-но предос-ть инфор-ю о своей |
|финансового контроля и аудита. |деятел-ти СМИ. На уровне суб-в тоже |
|При перемещении товаров через границу|созд-ся СП. |
|контроль осуществляют таможенные |Счетная палата Российской Федерации |
|органы |наделена широкими полномочиями в сфере|
| |финансового контроля. Согласно Закону |
| |это постоянно действующий орган |
| |государственного финансового контроля,|
| |подотчетный Федеральному Собранию РФ. |
| |Деятельность Счетной палаты направлена|
| |на проведение контрольно-аналитических|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|