Аристотель
(384-322 гг. до н. э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее
адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области
физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Вот названия
только некоторых из них: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе»,
«Механика», «О душе», «История животных» и др. Согласно Аристотелю, истинным
бытием обладает не идея, не число (как, например, у Платона), а конкретная
единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя - это то, из
чего возникает вещь, ее материал. Но чтобы стать вещью, материя должна принять
форму. Абсолютно бесформенна только первичная материя, в иерархии вещей лежащая
на самом нижнем уровне. Над ней стоят четыре элемента, четыре стихии. Стихии -
это первичная материя, получившая форму под действием той или иной пары
первичных сил - горячего, сухого, холодного, влажного. Сочетание сухого и
горячего дает огонь, сухого и холодного - землю, горячего и влажного - воздух,
холодного и влажного - воду. Стихии могут переходить друг в друга, вступать во
всевозможные соединения, образуя разнообразные вещества.
Чтобы объяснить
процессы движения, изменения, развития, которые происходят в мире, Аристотель
вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые.
Рассмотрим их на его примере с бронзовой статуей. Материальная причина -
бронза, действующая - деятельность ваятеля, формальная - форма, в которую
облекли бронзу, целевая - то, ради чего ваялась статуя.
Для Аристотеля не
существует движения помимо вещи. На основании этого он выводит четыре вида
движения: в отношении сущности - возникновение и уничтожение; в отношении
количества - рост и уменьшение; в отношении качества - качественные изменения;
в отношении места - перемещение. Виды движения не сводимы друг к другу и друг
из друга не выводимы. Но между ними существует некоторая иерархия, где первое
движение - перемещение.
Согласно Аристотелю,
Космос ограничен, имеет форму сферы, за пределами которой нет ничего; Космос
вечен и неподвижен, он не сотворен никем и не возник в ходе естественного
космического процесса; заполнен материальными телами, которые в «подлунной»
области образованы из четырех элементов - воды, воздуха, огня и земли, в этой
области тела возникают, преобразовываются, гибнут; в
«надлунной» области нет возникновения и гибели, в ней находятся небесные тела
- звезды, планеты, Земля, Луна, которые совершают свои круговые движения, и
пятый элемент - эфир, «первое тело», ни с чем не смешиваемое, вечное, не
переходящее в другие элементы. В центре Космоса находится шарообразная Земля,
неподвижная, не вращающаяся вокруг своей оси. Аристотель впервые в истории
человеческого знания попытался определить размеры Земли, вычисленный им диаметр
земного шара примерно в два раза превысил истинный. Основанная философом
перипатетическая школа дала античному миру достойных продолжателей его учений,
которые внесли свой вклад в копилку знаний.
Эпоху эллинизма (V в. до н. э. - в. н. э.)
считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания. В
это время хотя и происходило взаимодействие культур греческой и восточной на
завоеванных землях, но преобладающее значение имела все-таки греческая
культура. Основной чертой эллинистической культуры стал индивидуализм,
вызванный неустойчивостью социально-политической ситуации, невозможностью для
человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей
ролью царя и бюрократии. Это отразилось как на основных философских системах
эллинизма - стоицизме, скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, - так и на
некоторых натурфилософских идеях. Так, в физике стоиков Зенона Катионского
(336-264 гг. до н. э.), Клеанфа из Ассоса (331-232 гг. до н. э.), Хрисиппа из
Сол (281-205 гг. до н. э.) большое значение придавалось законам, по которым
существует Природа, т. е. мировому порядку, которому, осознав его, должны с
радостью подчиняться стоики.
В физике стоиков
использовались аристотелевские представления о первоэлементах, в которые ими
вносились новые идеи: соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную
«пневмой» (от греч.- «теплое дыхание»), которой приписывали функции мировой
души. Она сообщает индивидуальность вещи, обеспечивая ее единство и
целостность, выражает логос вещи, т. е. закон ее существования и развития.
Пневма является активным мировым агентом в отличие от физического тела, которое
- пассивный участник процессов.
Согласно стоикам,
мир представляется единым и взаимосвязанным потоком событий, где все имеет
причину и следствие. И эти всеобщие и необходимые связи они называли роком или
судьбой. Наряду с причинной обусловленностью явлений существует их определенная
направленность к благой, прекрасной и разумной цели. Следовательно, кроме
судьбы, стоики признают и благотворное провидение, что свидетельствует о тесной
связи стоической физики и этики.
Так же тесно
связаны физика и этика у Эпикура (342-270 гг. до н. э.), который считал, что
все вещи потенциально делимы до бесконечности, но реально такое деление
превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться. Атом
Эпикура - это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на
некотором пределе.
Атомы Эпикура
наделены тяжестью и поэтому движутся сверху вниз, но при этом могут «спонтанно
отклоняться» от вертикального перемещения. В поэме Лукреция Кара «О природе
вещей» это отклонение получило название clinamen. Отклонившиеся атомы
описывают разнообразные кривые, сплетаются, ударяются друг о друга, в
результате чего образуется вещный мир.
В эпоху эллинизма
наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний. Так,
Евклиду (конец V - начало в. до н. э.) принадлежит выдающаяся работа
античности «Stoicheia» (т. е. «Элементы», что в современной литературе получило
название «Начала»). Этот 15-томный труд явился результатом систематизации
имевшихся в то время знаний в области математики, часть из которых, по утверждению
исследователей, принадлежит предшественникам Евклида. Успехами в разработке
методов вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел отмечена
жизнь Архимеда (ок. 287-212 гг. до н. э.). Но в большей степени он известен
как гениальный механик и инженер.
II-I вв. до н. э.
характеризуются упадком эллинистических государств как под воздействием
междоусобных войн, так ипод ударами римских легионеров, теряют свое значение
культурные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает. Это
не могло не отразиться на книжно-компиляторском характере римской учености. Рим
не дал миру ни одного мыслителя, который по своему уровню мог быть приближен к
Платону, Аристотелю, Архимеду. Все это компенсировалось созданием
компилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий.
Большой славой
пользовалась девятитомная энциклопедия Марка Терренция Варрона (116-27 гг. до
н. э.), содержавшая знания из области грамматики, логики, риторики, геометрии,
арифметики, астрономии, теории музыки, медицины и архитектуры. Веком позже
шеститомный компендиум, посвященный сельскому хозяйству, военному делу,
медицине, ораторскому искусству, философии и праву, составляет Авл Корнелий
Цельс. Наиболее известное сочинение этой поры - поэма Тита Лукреция Кара (ок.
99-95 гг. - ок. 55 г. до н. э.) «О природе вещей», в которой дано наиболее
полное и систематическое изложение эпикурейской философии. Энциклопедическими
работами были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23-79 гг. н. э.), Луция Аннея
Сенеки (4 г. до н. э. - 65 г н. э.).
Кроме этих
компиляций, были созданы работы больших знатоков своего дела: сочинения
Витрувия «Об архитектуре», Секста Юлия Фронтина «О римских водопроводах», Луция
Юния Модерета Колемеллы «О сельском хозяйстве» ( в. н. э.). Ко П в. н. э.
относится деятельность величайшего врача, физиолога и анатома Клавдия Галена
(129-199 гг.) и астронома Клавдия Птолемея (ум. ок. 170 г. до н. э.), система
которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и
поэтому в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической
астрономии.
Знания, которые
формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового
миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию,
что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание -
это знание всеобщее, аподиктическое (доказательное). Но обладать им может
только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. В
этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному,
неисчерпывающему.
Так как все на
земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно,
она не может быть несимволической. Вспомним новозаветное: «Вначале было Слово,
и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово выступает орудием творения, а
переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия
отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности
знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее
знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная
деятельность сводится к исследованию последних, а наиболее репрезентативными
являются тексты Святого писания.
Все «вещи
видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т. е.
являются их символами. И в зависимости от приближенности или отдаленности от
Бога между символами существует определенная иерархия. Телеологизм выражается в
том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для
предуготовленных им ролей (земля и вода служат растениям, которые в свою очередь
служат скоту).
Как же, исходя из
таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви.
Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так,
в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы.
Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не
вписывающихся в религиозные представления. Так как познавательная деятельность
носит теологически-текстовый характер, то исследуются и анализируются не вещи и
явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция
(царствует дедуктивная логика Аристотеля). В мире, сотворенным Богом и по его
планам, нет места объективным законам, без которых не могло бы формироваться
естествознание. Но в это время существуют уже области знаний, которые
подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию,
натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих
дисциплин как промежуточное звено между натурфилософией и техническим
ремеслом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного
эмпиризма.
Средневековая
западная культура - специфический феномен. С одной стороны, продолжение
традиций античности, свидетельство тому - существование таких мыслительных
комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному
теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание
превосходства универсального над уникальным. С другой стороны, разрыв с
античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «экспериментальный»
характер.
А на Востоке в
средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических,
медицинских знаний. В X в. была переведена на арабский язык книга «Великая
математическая система астрономии» Птолемея под названием «Аль-Магисте»
(великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест». Переводы и
комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таблиц и правил
расчета положения небесных светил. Также были переведены и «Начала» Евклида, и
сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики,
астрономии, физики. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских
авторов, которые характеризуют систематичность изложения материала, полнота,
строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих
трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач
чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра,
приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел
уровень, достигнутый александрийскими учеными.
Становление
нового стиля мышления ученого в мировоззренческом плане связано с принципиально
иным пониманием отношения мира и ученого, идеального и реального мира, «мира
земного» и «мира небесного».
Наиболее яркое и
глубокое отражение оно нашло в учениях Фараби и его последователей ал-Хорезми,
Фергани, Беруни, Улугбека и многих других.
Хайруллаев М.М.
утверждает, что «Фараби был одним из мыслителей, благодаря которым в период
средневековья народы Средней Азии внесли огромный вклад в формирование и
развитие арабоязычной философии и социологии, в развитие всей мировой
общественно-философской мысли».[1] Не случайно Фараби на
Востоке называют «вторым учителем». Объясняя природу и социальное устройство
общества он, как каждый ученый-энциклопедист, охвативший почти все отрасли
средневековой науки, руководствовался своим собственным стилем мышления, уделяя
особое внимание проблемам логики и эпистемологии. Он справедливо утверждал, что
«логика отличает истинное от ложного в каждой вещи».[2]
Комментируя учения Аристотеля Фараби подходил к нему не догматически, а
творчески. Он писал: «Подражание Аристотелю должно быть таким, чтобы любовь к
нему (никогда) не доходила до такой степени, когда его предпочитают истине, ни
таким, когда оно становится предметом ненависти, способным вызвать желание его
опровергнуть».[3]
Несомненной
заслугой Фараби являются его плодотворные попытки раскрыть связи между различными
категориями, поскольку каждая из них отражает различные стороны связи одного и
того же. «Разве не видишь ты, - писал Фараби, - что один такой индивид, к
примеру, Сократ, входит в понятие сущность; поскольку он человек в понятии
количества, постольку он обладает величием, поскольку он белый, достойный или
какой иной, в понятии отношения, поскольку он является отцом или сыном в
понятии положения, поскольку он сидит или возлежит? То же можно сказать обо
всем подобном».[4]
Эти мысли
получили свое развитие и комментарии в трудах многих философов, в частности
Рассела Б. Развивая свою науку к объяснению мира, он противопоставляет свой
метод и свой стиль объяснения мира – религиозной догматикой.
Обобщение
огромного количества частных квадратных уравнений в виде конечных типов их
классификации, выполненное великим ученым средневековья ал-Хорезми, положило
начало современной алгебре. Ал-Хорезми открыл безупречные методы их решения,
которыми по существу, ежедневно пользуются все школьники мира. Методы эти
обладают логическим совершенством, красотой созерцательного мышления,
педагогическим удобством. Эвристический характер открытых им методов решения
задач получил всеобщее признание в мировой науке, не случайно одно из понятий
современной науки алгоритм этимологически связано с именем ал-Хорезми. Через его «Арифметику»
европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами
(алгоритмами - от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами,
записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и
ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решений уравнений,
необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении
земель, проведении каналов и т. д. «Ал-джебр» (отсюда идет название такого
раздела математики, как алгебра) и «ал-мукабала» - приемы вычислений, кот были
известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого математика ( в.)
Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми.
Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточном
состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на
естественном языке. Вот еще некоторые имена: Позже теория алгоритмов послужила
основой математической логики, которая, в свою очередь, является логической
основой развития современной компьютеризации. В наши дни алгоритмизация
применяется и в других отраслях человеческой жизни.[5]
Научные труды
ал-Фергани явились основой научных изысканий эпохи возрождения в Европе.
Исследовательская деятельность всегда ведет ученых от познанного к непознанному.
В связи с этим ал-Фергани признает, что «между учеными нет разногласия в том,
что небо подобно сфере и, что оно вращается вместе со всем, что на нем из
светил – как вращение сферы вокруг двух закрепленных неподвижных помостов, один
из которых в северной стороне, а другой с южной стороны. Это относительно
неба».[6] Это касается и всего
того, что нас окружает и, таким образом, все учения и о суше и море, так же
подобно сфере».[7] Вывод о том, что небо
выпуклое, земля и сфера – вогнутые, был сделан давно. Но главное, как считает
ал-Фергани, доказать истинность этих взглядов. Доказательство шарообразности
земли в дальнейшем осуществлено Колумбом (в XV в.), Магелланом (в XVI в.), а
много веков до этого на основе мыслительно-экспериментального мышления это было
доказано ал-Фергани.
Беруни
прослеживает трудный путь познания. Он уделяет особое внимание единице времени,
необходимой для изучения исторических событий. «В соответствии с поставленной
целью нам следует объяснить, что такое ночь и день и их совокупность, и какой
момент принято считать их началом, ибо сутки для месяцев, годов и эпох – то же,
что и единицы для чисел, из суток они складываются и на сутки разлагаются.
Полное представление о сущности суток облегчает путь к пониманию того, что
составляется из суток и строится на них».[8]
Беруни на основе
сравнительно исторического стиля мышления с позиций здравого смысла, научной
объективности и беспристрастности, во-первых, сопоставляет различные
философские и религиозные системы и, во-вторых, пытается установить
соответствие между взглядами на тот или иной вопрос представителей различных
народов и религий – древних греков, доисламских персов и арабов, иудеев,
христиан различных толков, мусульман сунитов, суфиев и т.д. В этом отношении
характерно сопоставление им представлений о Боге индийцев, иудеев и христиан, о
душе индийской мысли и Сократа, о спасении, как соединении с Богом у индийцев,
о фантастических существах индийских мифов и греческой мифологии, о сословиях
древних иранцев с индийскими, о религиозных законах греков и индийцев и т.д. В
этом контексте обнаруживаются не только определенные аспекты культурных,
научно-философских контактов, а также то, что Беруни являлся приверженцем
принципов взаимообогащения, контактов между различными культурами, народами.
Поражает его беспристрастная научная объективность и исследовательская
деликатность.
Открытия в
астрономии Улугбека и его учеников вели к пересмотру миропонимания в главном -
представлении о космосе, к ликвидации разрыва между взглядами на земную природу
и небесные явления. Они составили научный план и создали уникальную
обсерваторию для организации наблюдения и фиксирования движения небесных тел,
таким образом, сумели доказать переход в процессе познания небесных явлений от
сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Благодаря
обсерватории, построенной по проекту Улугбека, проводились наблюдения и
фиксировались основные характеристики движения звезд на небе. Улугбек и его
ученики, основываясь формально-логическим мышлением, при научных исследованиях
применяли доказательный метод. Один из методов, который использовали для
произведения опосредованного вычисления величины, был метод интерполяции. Так
же в проведении научных исследований не менее важными являлись методы
последовательных приближений и определения «уравнения скорости», аксиома,
теорема, фантазия, аналогия и т.д. Объектом исследований являлись небесные
тела, субъектами – астрономы-наблюдатели (Улугбек и его ученики). Средствами
познания – секстант и др. Эти элементы вступали во взаимодействие в процессе
наблюдения за видимыми движениями небесных тел».[9] Улугбек с большой
точностью определил смещение точки весеннего равнодействия 51¢¢. Секстант Улугбека позволил
получить наиболее точную величину звездного года – 365 суток 6 часов 10 минут 8
секунд. Этому способствовала тщательная научная обработка данных наблюдений.
v В философии наших великих
предков удачно сочетается философский стиль мышления с естественнонаучным. Свои
философские произведения они писали, опираясь на разделяемую ими картину мира.
В частности известно, что Ибн Сина в историю вошел как князь философии и князь
медицины. Он развивает мысль о единстве и взаимопроникновении философии и
медицины, утверждая, что медицина лечит тело человека, а философия – его душу.
В этой связи иначе звучит древний афоризм: «В здоровом теле здоровый дух», так
как не только здоровое тело порождает, как правило, здоровый дух, но и здоровый
дух обусловливает здоровое тело. Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) -философ, математик, астроном,
врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный
познавательный интерес сегодня;