Сам статус
научности, который многие века оспаривала философия, предполагает ряд
необходимых признаков. Помимо отмеченного выше, критериями отнесения той или
иной области человеческого освоения мира к сфере науки считаются:
- определение
предмета исследования;
- выработка
понятийного и категориального аппарата, этому предмету соответствующего;
-открытие
принципов или создание теории, позволяющей объяснить множество фактов.
Исходя из указанных критериев может ли быть
философия причислена к ордену наук? Предмет ее - «всеобщее в системе человек -
мир», т. е. обоснование факта самой закономерности бытия. Вспоминая
аристотелевскую постановку данной проблемы, следует заметить, что Аристотель
прямо утверждал, что есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как
таковое и то, что ему присуще само по себе Предметом ее исследования являются
начала и причины всего сущего, и «ни одна из других наук не исследует общую
природу сущего как такового» Мы не будем вслед за Аристотелем объявлять философию
«божественной наукой» и заметим, что те закономерности сущего, которые
пытается усмотреть и вычленить философия, не имеют жестко детерминистического
характера, на манер лапласовского детерминизма. Современная философия видит в
сущем его стихийно-спонтанное становление, которое может охватываться
вероятностным и статистическим знанием.
Если проводить соотношение философии и науки,
имея в виду структурные параметры, в частности то, что наука включает в свою
структур субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, то
справедливости ради следует отметить: такая структурность не чужда и
философии. Правда, она обогащает данную структурность возможностью выхода за
пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы
трансцендентного Средства, представленные категориальным аппаратом философии,
отвечают самым высоким требованиям, так как обладают статусом всеобщности и
необходимости. Результат включает в себя рефлексию не только по поводу достижения
отдельной, частной проблемы, но одновременно и по поводу его значимости для
общества, ценности для человечества.
Разделение науки и философии частенько
проводится со ссылкой на то, что наука обладает непосредственной практической
значимостью, а философия нет. На основании открытий и достижений науки можно
построить технические сооружения, рассуждения философии не имеют практического
значения, бесполезны, а иногда и просто вредны. Любопытны в связи с этим
возражения знаменитого философа науки Ф. Франка, который был уверен, что философия
тоже служит практической цели. В то время как наука дает методы изобретения
физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью которых
можно направлять поведение людей. Таким образом, она достигает своей
практической цели даже еще более прямым путем, чем собственно наука. Многие
мыслители объясняли эту парадоксальную ситуацию тем, что философия требовала
близкого соответствия между всеобщими принципами и опытом здравого смысла.
Наука же, чем больше углублялась в теоретическую область, тем более удаленными
от обыденного понимания становились формулировки ее общих принципов. (Вспомним
дефиниции законов классической механики, или основоположения коперниканской
гелиоцентрической системы, второе начало термодинамики). Считается, что успех
в науке в большей степени зависит от удачной замены мира здравого смысла миром
абстрактных символов, и что для ученого чрезвычайно важно отказаться от
обыденного языка и уметь пользоваться языком абстрактных символов, увязывая их
в единую систему. Таким образом, философия, несмотря на свою якобы пугающую
трансцендентность, тем не менее оказывалась ближе к обыденному здравому
смыслу, чем наука.
Стремление к демаркации (разделению) науки и
философии вызвано желанием освободить науку от экзистенциальных предпосылок,
идеологических наслоений и иррациональных мифообразований, квазинаучных явлений.
Вместе с тем уязвимым пунктом одного из критериев науки - опытной проверки
(верификации) - является ее несамодостаточность. Это означает, что могут быть
встречены такие факты, которые не подтверждают данную теорию. Опытное знание
не может привести к полной уверенности, что теория истинна, ведь достаточно
одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение,
фальсификация. Традиционный пример: биологи были уверены, что все лебеди белые,
пока в Австралии не обнаружили черных лебедей. Принимая во внимание эти
обстоятельства, британский философ и социолог Карл Поппер предложил в качестве
критерия научности принципиальную опровержимость теории, ее фальсификацию.
Иначе говоря, в отличие от научных теорий, в принципе фальсифицируемых,
ненаучные построения, и в частности философия, неопровержимы. Их не может
опровергнуть какой-либо факт, ибо они по большей части с фактами дела не имеют.
В ответ на потребность осмыслить статус и
социокультурные функции науки в условиях НТР во второй половине XX в. возникла
новая молодая дисциплина - философия науки. Однако образ науки всегда
приковывал к себе внимание философов и методологов. Воссоздавая его, философия
веком раньше оформилась в специальное направление, получившее название
«философия науки». У ее истоков как направления современной философии стоят
имена О. Конта, Дж. С. Милля, Г Спенсера, Дж. Гершеля.
Философия и наука совпадают и отождествляются в
пределах позитивизма при условии, что философия отказывается от имиджа
метафизики (с ее стремлением к смысло-жизненным проблемам) и остается только
поглощенной контекстом физики - науки о природе. Подобная постановка проблемы,
как и само возникновение позитивизма, не являлась беспочвенной. Быстрые успехи
в самых различных областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же,
физики - делали науку все более и более популярной, приковывающей к себе
всеобщее внимание. Научные методы завладевали умами людей, престиж ученых повышался,
наука превращалась в социальный институт, отстаивая свою автономию и
специфические принципы научного исследования. О самой философии пытались
говорить как об определенной системе, и только в этом качестве она пользовалась
успехом.
Взаимоотношения философии и науки являются
острой проблемой для современных философов. Так, Ричард Рорти утверждает, что
постепенное отделение философии от науки стало возможным благодаря представлению,
согласно которому «сердцем* философии служит «теория познания, теория, отличная
от наук, потому что она была их основанием»[28]. Такая точка
зрения подкрепляется ссылкой на историко-философскую традицию. Поставленный
Кантом вопрос, как возможно наше познание, стал программой для всего
последующего рационализма - доминирующего мироощущения европейской философии.
Ретроспективно
просматриваются следующие корреляции взаимоотношений философии и науки:
- наука
отпочковалась от философии;
-философия, стремясь сохранить за собой функции
«трибунала» чистого разума, сделала центральной теоретико-познавательную и
методологическую проблематику, проработав ее во всех направлениях;
-современная
философия мыслится как вышедшая из эпистемологии.
Наука не содержит
внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. А это означает,
что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству.
Получается, что размышлениями по поводу негативных последствий применения
достижений науки обременена не сама наука, а философия. Именно она должна
сделать предметом своего анализа рассмотрение науки как совокупного целого в
ее антропологическом измерении, нести ответственность за науку перед
человечеством. Выходит, что достижения науки не могут функционировать в
обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, упирающиеся в
необходимость предотвращения негативных последствий наисовременнейших научных
и технологических разработок, связанных с угрозой существования самого рода
Homo sapiens, вынесены вовне, за пределы корпуса науки. Однако осуществление
их находится не только во власти философии. Необходима поддержка институтов
государства, права, идеологии, общественного мнения. Положительная задача
философии состоит в том, чтобы, выполняя функции арбитра, оценивающего
совокупность результатов научных исследований в их гуманистической перспективе,
двигаться согласно логике развития научных исследований, доходя до исходных
рубежей. То есть до той точки, где возникает сам тип подобных этико-мировоззренческих
проблем.
Философы науки
уверены, что коренные изменения в науке всегда сопровождались более
интенсивным углублением в ее философские основания, и всякий, кто хочет
добиться удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо
освоиться с философской мыслью. И хотя философия исключает из своего
рассмотрения специальные и частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт
духовного познания человечества. Она осмысливает те стороны личного и
общественного мироощущения, те отдельные типы опыта жизнедеятельности людей, которые
не представляют специального интереса для частных наук. Однако в отличие от
отдельных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим предметным
областям, философия имеет грани пересечения с каждой из них. Это фиксируется
сертифицированной областью, которая получила название «философские вопросы
естествознания», чем подчеркивается огромное и непреходящее значение
использования достижений естественных наук для философии. По сути своей она не
может не замечать фундаментальных научных открытий, а напротив, должна
реагировать на них с готовностью осуществить подвижку во всем корпусе
философского знания. Ибо с каждым новым открытием в естествознании и
гуманитарных науках философия меняет свою форму. Следовательно, рефлексируя по
поводу развития науки, она одновременно проводит и саморефлексию, т е она
сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией. Философией о науке принято
говорить как об области, в которой естественные и технические познания
неразрывно слиты в своей совокупности и способствуют пониманию фундаментальных
физических констант Вселенной двойственная задача науки: устремленность к
самоидентификации научного образа мира, самосогласованности научных выводов,
а также направленность на познание нового и неизвестного - стала особенно
ясной, когда произошел разрыв между наукой и философией. Тогда обнаружилась
невозможность ее достижения посредством какой-либо одной системы мышления.
Многие считали и считают, что наука может дать только техническое познание,
что она имеет техническую ценность. Для настоящего глубинного понимания
Вселенной необходима философия, которая объясняет важность открытых наукой
законов и принципов, но вместе с тем не дает точного практического знания Это и
есть станартный способ истолкования пути, на котором наука и философия
разошлись. Нет, однако, никакого сомнения в том, что взаимосвязь и
взаимозависимость философии и науки обоюдная и органичная Раздел философии,
имеющий название «Современная научная картина мира и ее эволюция», есть
секущая плоскость, разделяющая и одновременно соединяющая философию и науку
Образно выражаясь, современная философия «питается» достижениями конкретных
наук.
Тезис,
фиксирующий взаимные токи и влияния и науки философии, когда развитие последней
стимулируется развитием частных наук, а интеллектуальные инновации философского
постижения мироздания служат строительными лесами эпохальных научных открытий,
обосновывается с учетом следующих обстоятельств. Философия выступает формой
теоретического освоения действительности, которая опирается на категориальный
аппарат, вобравший в себя всю историю человеческого мышления. В той своей
части, которая называется «методология», современная философия предлагает
дополнения в осмыслении аппарата конкретных наук, а также ставит и решает
проблему теоретических оснований науки и конкурирующих моделей роста научного
знания. Исследователи выделяют специфически эвристическую функцию философии,
которую она выполняет по отношению к научному познанию и которая наиболее
заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Именно философские
исследования формируют самосознание науки, развивают присущее ей понимание
своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития
Создавая образ
философии науки, следует четко определить, о чем идет речь' о философии науки
как направления западной и отечественной философии или же о философии науки
как о философской дисциплине наряду с философией истории, логикой,
методологией, культурологией, исследующих свой срез рефлексивного отношения
мышления к бытию, в данном случае к бытию науки Философия науки как направление
современной философии представлена множеством оригинальных концепций,
предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она
сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной,
теоретической деятельности
Философия науки
как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные
функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе
лишь во второй половине XX в., в то время как направление, имеющее название
«философия науки», возникло столетием раньше. «Предметом философии науки
являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности
по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и
рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»[29].
В высказываниях
ученых можно встретиться с утверждением, что «аналитическая эпистемология и
есть философия науки». Тем не менее более чем столетнее существование последней
противоречит этому взгляду - отождествление философии науки с аналитической
философией, хотя бы потому, что философия науки на протяжении своего развития
становилась все более и более историцистской, а не аналитической.
Как дисциплина
философия науки испытывает на себе огромное влияние философско-мировоззренческих
концепций и теоретических разработок, проводимых в рамках философии науки как
современного направления западной философии. Однако цель ее - в интегративном
анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем, в
«поднятии на гора» тех отдельных концептуальных инноваций, которые можно
обнаружить в авторских проектах современных философов науки. Сегодня для
философии науки характерны тенденция содержательной детализации, а также
персонификации заявленной тематики, когда обсуждение проблемы ведется не
анонимно и безлично, а с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных
результатов.
Философия науки
имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того,
ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук.
Даже когда методолог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при
этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Философа науки
интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного
знания, методы исследовательской деятельности. Философия науки, понятая как
рефлексия над наукой, выявляет изменчивость и глубину методологических
установок и расширяет границы самой рациональности.
Опираясь на
дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что
оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки - получение
истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества
областей применения его интеллекта, так как в ее рамках ведется обсуждение
вопроса, как возможно достижение истины. Она пытается открыть миру великую
тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех убеждений.
Человечество ограниченное четырехмерным пространственно-временным континуумом,
в лице ученых не теряет веру в возможность постижения истины бесконечного
универсума. А из того, что человечество должно быть достойно истины, вытекает
великий этический и гуманистический пафос этой дисциплины.
Соотношение
философии науки с близкими ей областями науковедения и наукометрии иногда
истолковывается в пользу отождествления последних или по крайней мере как нечто
весьма родственное науковедению, а также дисциплинам, включающим в себя
историю и социологию науки. Однако такое отождествление неправомерно. Социология
науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой
общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах,
взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых,
динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные
условия развития науки в различных типах общественного устройства.
Науковедение изучает общие закономерности
развития и функционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет
исключительно к описательному характеру. Оно как специальная дисциплина
сложилось к 60 гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно
определять как разработку теоретических основ политического и государственного
регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной
деятельности, принципов организации, планирования и управления научным
исследованием. Можно столкнуться и с позицией, когда весь комплекс наук о
науке называют науковедением. Тогда ему придается предельно широкий и общий смысл,
и оно неизбежно становится междисциплинарным исследованием, выступая как
конгломерат дисциплин.
Область
статистического изучения динамики информационных массивов науки, потоков
научной информации оформилась под названием «наукометрия». Восходя к трудам
Дерека Прайса и его школы, она представляет собой применение методов
математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного
аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.
В определении
центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По
мнению известного философа науки Ф. Франка, центральной проблемой философии
науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного
здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер считал, что центральная
проблема философии знания, начиная по крайней мере с Реформации, состояла в
том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих
теорий или верований? Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно широк:
к ним можно отнести вопросы типа, детерминируются ли общие положения науки
однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные
общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии
научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим,
что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы
модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в
ткань философских размышлений о науке, и, что более важно, вырастают из центральной
проблемы философии науки – проблемы роста научного знания.
Можно разделить
все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы,
идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики
философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению
мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия
науки. В данном контексте она занята рефлексией над наукой в ее предельных
глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется
концептуальный аппарат философии, необходимо наличие определенной
мировоззренческой позиции.
Вторая группа возникает внутри самой науки и
нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В
этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как
таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские
подсказки» решения парадоксальных проблем.
К третьей группе
относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных
различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения.
Исследования по истории науки убедительно показали, какую огромную роль играет
философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное
влияние философии в эпохи так называемых научных революций, связанных с
возникновением античной математики и астрономии, коперниканским переворотом -
гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной
картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже
XX-XX вв., и т. д. При таком подходе философия науки включает в себя
эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя так очерченные
ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию
к уточнению и изменению.
Типология
представлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации (к
примеру онтологически ориентированной (А. Уайтхед), или методологически
ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера).
Совершенно ясно, что в первой приоритеты будут принадлежать процедурам анализа,
обобщения научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного
образа универсума. Во второй - главным станет рассмотрение многообразных
процедур научного исследования, как-то: обоснования, идеализации, фальсификации,
а также анализ содержательных предпосылок знания.