Общей чертой всех
принципиально различных картин мира в каждую историческую эпоху: мифологической
теогонии и политеизма античности; монотеизма и гелиоцентризма средневековья;
гелиоцентризма и механицизма Ренессанса и Нового времени, эволюционизма XIX - XX вв. - является их практически полная
завершенность. Это же справедливо для своим путем сменяющих друг друга
разнообразных философских онтологии стихий Милетской школы чисел пифагорейцев,
Единого Бытия Элейской школы, извечного мира идей Платона, Перводвигателя
Аристотеля, Логоса стоиков, Первоединого неоплатоника Плотина, монад Лейбница,
Абсолютного духа Гегеля, Воли Шопенгауэра и т. п. Феномен представлять картину
мироустройства в завершенном виде связан с психологической необходимостью
преодоления человеком архетипического страха перед чуждым и неизвестным им
внешним миром. В силу этого во все времена человек, живя в преходящем и
изменчивом мире, стремился к наиболее устойчивым, т. е. догматическим учениям.
В этом психологическом отношении религиозные учения наиболее привлекательны для
души человека. Подчеркнем, что здесь мы выделили чисто психологический аспект
тяготения во все времена многих людей к религиозным знаниям Обстоятельный
анализ фундаментального вопроса «Что есть истина?» выходит за рамки данного
раздела.
Теперь
реконструируем общую картину взаимосвязи научных, философских и религиозных
учений в интеллектуальной истории человечества. В истории европейской культуры
можно увидеть волнообразное сближение и расхождение взаимосвязи науки, философии
и религии.
Первое
сближение:
древнегреческие мифы и теогонии до VII - VII вв. до Р. X.
Первое
расхождение:
философия и наука Древней Греции и Древнего Рима в период от VII - VI вв. до Р. X. по III - IV вв.
Второе сближение:
религиозная христианская и арабо-мусульманская наука и философия от II - Ш вв. до XIV - XV вв.
Второе
расхождение:
ренессансная наука и философия от XV-XVI до ХIХ-ХХ вв. (Ф Ницше «Бог
умер»).
Третье
сближение:
постнеклассическая человекоразмерная наука и философия второй половины XX -
начала XX вв.
В данном
контексте речь идет о сближения и расхождении науки, философии и религии,
рассматриваемых как учения о мироустройстве. Что же касается религиозности,
духовности, нравственности и других социологических и культурологических
измерений соответствующих исторических периодов, то они находятся вне
основного предмета нашего анализа.
В заключение
дополнительно нужно назвать факторы сближения науки, философии и религии в наше
время, поскольку для остальных периодов они либо общеизвестны, либо названы
выше. Факторы эти связаны с актуальностью следующих интердисциплинарных
проблем происхождение Вселенной, долговременное последовательное возникновение
из простого сложного, конечная судьба человечества, проблемы биомедицинской и
экологической этики, все более раскрывающаяся человекоразмерность научного
знания.
Для того, чтобы
не только понять, но и почувствовать (одновременно понять и почувствовать,
пожалуй, ближе всего к понятию, «осознать») проблему конечной судьбы Мира и
Человечества, встающую в системе научного знания, сделаем краткий пробег по
всем возможным неблагоприятным исходам жизни на Земле.
Начать следует с
природных естественных (не антропогенных) исходов.
Если
рассматривать эти исходы в иерархическом порядке - от глобальных космических
катаклизмов к локальным земным, то получается следующая картина. Так, если
принять современную теорию (точнее, гипотезу и не более этого) происхождения
Вселенной в результате Большого взрыва, то любой научно-теоретический вариант
дальнейшего сценария эволюции Вселенной связан с неотвратимостью гибели всего
живого во Вселенной, а не только на Земле. Гибель живого произойдет либо в
результате охлаждения, всех тел до сверхнизких температур (вариант
неограниченного расширения Вселенной), либо, наоборот, в результате разогрева
всех тел до сверхвысоких температур (вариант обратного сжатия Вселенной -
гравитационного коллапсирования). Тогда, действительно, какая нам разница,
которое по счету будущее поколение погибнет. Ведь сейчас, как уже
подчеркивалось выше, если исходить из чисто естественнонаучных позиций, нет ни
тела, ни души поколений будущего (начиная уже с 3-го, 4-го после нас). Это
вариант абсолютной неизбежности исхода (конца) всего живого во Вселенной, который
вытекает из современной «оптимистической» науки.
Далее следует
назвать исходы почти или практически фатальные (если человечество не успеет
придумать «что-то эдакое»), связанные с локальными космическими катаклизмами
охлаждение Земли в результате естественного истощения ядерного горючего на
Солнце и уменьшения его «теплотворной активности», встреча с блуждающим
космическим телом большой массы (кометой), землетрясение глобального для Земли
характера. Первый из названных вариантов неотвратим, вероятность двух
последующих не равна нулю. Но абсолютно ли пессимистична научная картина Мира?
Нет, не абсолютно, так как не равна нулю вероятность получения нового научного
знания, открывающего дверь в другое пространство-время с выходом из
«естественной хлопушки» - Большого взрыва и его неотвратимых последствий. Ведь
мы знаем, например, что фантазии русской сказки о «ковре-самолете» сбылись.
Вероятность, однако научным путем найти «дверь» в другие пространства и
измерение представляется весьма малой.
Перейдем к
рассмотрению неблагоприятных исходов, которые можно назвать природными
антропогенными. Это ядерные взрывы большой мощности; неконтролируемое
распространение патогенных организмов, созданных в искусственных условиях
(одна только нерешенная проблема СПИДа - яркое тому подтверждение); наконец,
глобальная экологическая катастрофа. На анализе последней вновь следует
остановиться уже не с позиций проблем этики, а с позиций естественнонаучной
методологии
Есть основания
предполагать, что сама по себе преобразующая Природу деятельность человека,
независимо от ее масштабов, приводит к медленному или быстрому, но фатальному
и неизбежному разрушению биосферы, включая, конечно, и агента этого разрушения
- человека. Может быть, сама по себе деятельностная природа человека
естественно предопределяет глобальную экологическую катастрофу. Какие аргументы
есть для такой научной эсхатологии? Для этого целесообразно рассмотреть
экологическую проблему со стороны принципиального вопроса обратимости или
необратимости антропогенного давления на биосферу, т.е с общих
философско-методологических позиций, а не только с позиции частных проблем и
вариантов их решений (появление озонных дыр в результате использования фреонов
и парникового эффекта в результате выделения углекислоты при сжигании топлива,
увеличение радиоактивного фона в результате использования атомной энергии,
выбросы токсических веществ в результате работы промышленных предприятий, выбросы
биологически активных продуктов в биоиндустрии, нарушение естественных
природных процессов при геологических работах, разнообразных стройках и т.
п.).
Первое, что можно
утверждать при методологическом анализе экологической проблемы, это невозможность
решения в обозримой перспективе принципиального вопроса об обратимости или
необратимости антропогенных воздействий на Природу. Такое утверждение
вытекает из того, что экологическая проблема при целостном ее рассмотрении есть
проблема сверхвысокого порядка сложности. Параметры таких систем невозможно
исчерпывающим образом исследовать экспериментально, системы такого уровня
сложности не могут быть описаны сколь-нибудь полно теоретически, не могут быть
представлены математическими моделями без сильных упрощений. Отсюда любые
модели биосферы, экосистем и т.п., даже с применением всех современных научных
знаний и суперкомпьютеров, лишь приближенно соответствуют реальным системам.
Без специальных
аргументов сказанное легко понять по тому простому и обоснованному факту, что
химия, например, продолжает оставаться экспериментальной наукой и искусством,
поскольку даже с применением совершенного аппарата квантовой механики к
настоящему времени всего лишь есть возможность точно рассчитывать (и
соответственно надежно предсказывать) свойства только простейших атомов
водорода и лития. Сколько-нибудь сложные химические системы невозможно полно,
точно и надежно рассчитать, и их обязательно исследуют экспериментально.
Нетрудно представить, на сколько порядков уровень сложности экосистем выше
такового химических систем и на сколько менее совершенен теоретический аппарат
их описания. Кроме того, в химии, физике в биология неудачный эксперимент с тем
или иным объектом, веществом, организмом может быть повторен много раз, в то
время как такой эксперимент в области глобальной экологии будет исторически
уникальным событием, результаты которого можно будет лишь констатировать, если
будет кому это делать.
Принципиальная
невозможность научного обоснования однозначной и ясной экологической стратегии
вытекает не только из чрезвычайной сложности исследуемого объекта (экосистемы
Земли), но и из того, что сам исследовательский инструментарии, необходимый
для комплексного познания экосистем, принципиально не обоснован. Комплекс наук,
необходимых для достаточно полного и системного исследования экологической
проблемы - философия, логика, математика, естественные науки, - не может
рассматриваться как источник достоверного знания, так как каждая из этих дисциплин
в конечном итоге основана на постулатах, свободном выборе критериев истины,
т.е. базируется на вере во что-то произвольное.
Итак, мы не имеем
научных оснований (и нам представляется, что не будем их иметь) для
однозначного утверждения об обратимости отрицательных воздействий «человека
деятельного» на окружающую среду в силу невозможности удовлетворительно
познать сложнейшие экосистемы и построить на этой основе возможные сценарии их
эволюции в результате тех или иных воздействий. Другими словами, наука не
может нам сказать, находимся ли мы в ловушке медленного действия или
благоприятный исход (в смысле создания равновесной и устойчивой экосистемы
человеческого обитания) возможен.
В жизни
отдельного организма в процессе его жизнедеятельности накапливаются
патологические изменения, приводящие в итоге к физической смерти. Можно
предположить, что, вероятно, и биосфера Земли, включающая человека
деятельного», подвластна такому же динамическому закону развития живых
целостностей
Успокоительные заблуждения относительно
возможность решения экологической проблемы в будущем весьма распространены и
основываются на устойчивых мифах. Назовем два из них.
Первый миф основал на вере в
возможность преобразующей деятельности человека, сообразной с естественной
гармонией Природы, т. е. деятельности, не подвергающей естественную среду
необратимы» разрушениям. Такой взгляд может быть раскритикован со многих точек
зрения. Он утопичен, например, уже с общих позиций термодинамики. Так,
согласно второму началу термодинамики невозможно делать работу (совершение
которой и есть любая деятельность человека по созданию каких бы то ни было
искусственных вещей, сооружений, человекотворных потребительских продуктов)
без неизбежного и необратимого рассеяния части энергии в окружающую среду. К
примеру, при сжигании топлива (основного источника энергии для человеческой
деятельности) только часть тепловой энергии (энтальпии) используется для
полезной работы в виде энергии Гиббса (свободной энергии при постоянном
давлении), а остальная часть энергии, никогда не равная нулю, расходуется на
изменение (увеличение) энтропии Последнее означает возрастание неупорядоченности,
дезорганизации в термодинамической системе в целом (в данном случае в
окружающей среде) и, в частности, в среде обитания и деятельности человека –
биосфере. Таким образом, любая материально-преобразующая деятельность человека
невозможна без затрат энергии и сопряжена с необратимым и дезорганизующим
воздействием на окружающую среду.
Учитывая что
основной источник энергии современной цивилизации - топливо, можно говорить,
что в наше время идет высвобождение тепловой энергии Солнца, запасенной в
органических веществах Земли за многие тысячи лет. Другими словами, в современных
экосистемах «благодаря» человеку рассеивается не только энергия «Солнца
нынешнего», но и «Солнца минувшего», что, конечно, резко усиливает энтропийный
антропогенный дезорганизующий фактор.
Второй миф основан на вере в
возможность создания экологически чистых безотходных производств. Сказанное
только что свидетельствует о невозможности осуществления этого идеала. Однако
есть и комплекс других причин, обусловливающих неосуществимость такого рода
утопической идеи. Под экологически чистым производством понимается предприятие,
которое, производя полезную продукцию, все отходы производства либо полностью
утилизирует, либо улавливает и дезактивирует, либо и то и другое реализуется
совместно. Ни одно такое производство не создано и создано быть не может. Но
даже если идеал безотходного производства будет осуществлен, будет ли оно
действительно экологически «чистым»? По многим причинам – нет. При его создании
будет изменен естественный рельеф и ландшафт с непредсказуемыми последствиями,
на его строительстве будут применены материалы (кирпич, бетон, стали и сплавы,
красители, герметики и т. п., произведенные, безусловно, на экологически
«грязных» производствах, это производство б) дет потреблять тепловую и
электрическую энергию, получаемую на тепловых, атомных, гидростанциях, не
являющихся экологически чистыми. Идеально работающие очистные сооружения будут
использовать, к примеру, химические реагенты (флотаторы, осадители,
нейгрализаторы и т. п.), производимые, безусловно на экологически «грязных»
химических предприятиях. Наконец, выбросы в окружающую среду по большому счету не
будут для последней абсолюгно нейтральными и совместимыми. Они будут содержать
вредные компоненты в пределах установленных норм и возможностей средств
контроля.
Таким образом, в
результате любой материально-преобразующей деятельности человека при производстве
любых полезных и бесполезных артефактов - от глиняного горшка я топора в
древности до современных компьютеров и ракет - происходит неизбежное, а в
некоторых частях и необратимое разрушение естественной благоприятной
окружающей среды. Это дает основание с сожалением констатировать что,
по-видимому, деятельность по предотвращению антропогенной экологической
катастрофы тщетна и ее истоки кроются в самой деятельностной природе человека.
Если это так, ю
можно говорить о закономерном возникновении, развитии и гибели всего живого на
земле в результате появления «человека деятельного» («Homo faber»), а не
просго разумного человека - созерцателя Природы, каким он мог бы быть по определению
Линнея (Homo sapiens), иными словами, каким он
был создан Творцом до грехопадения и изгнания из рая.
Вполне возможно,
что человек может отодвинуть наступление экологической катастрофы, но не
предотвратить ее. В силу приведенных выше аргументов такое утверждение не
относится к уже известному в научно-философском знании «экологическому пессимизму»,
а является результатом научно обоснованного и трезвого анализа реальностей
экологической проблемы.
Современные
подходы к проблемам экологии далеки от традиционных проблем эсхатологии'
обсуждения путей к Царству Божию, вечному пристанищу души через следование
религиозным этическим нормам Священного Писания и осознание конечности жизни
человека, конечности существования земного человечества. Сейчас обсуждения
экологической проблемы в научной и публицистической сферах обусловлены простой
связкой, детерминантой: инстинкт самосохранения - активность по сохранению
жизни. Сказанное не является вульгаризацией и упрощением благородных целей
борцов за сохранение Природы и Человека на Земле, а является результатом
подхода к вопросу с точки зрения чисто научно-технической Без привлечения
религиозного миропонимания и религиозной морали распространенный призыв к
сохранению Природы и Жизни на Земле не находит убедительных оснований в «храме»
чистой науки (несмотря на свою очевидность с точки зрения здравого смысла).
Так, если тело
человека распадается в конечном итоге на бездушные молекулы и атомы, а также
из них и «собирается)) в результате биосинтеза, то какая у нас может быть
забота о будущих поколениях, к примеру 41-м, 141-м, 1441-м и т. д., поскольку
в наше время они еще не люди и даже не простейшие живые клетки, а всего лишь
бездушные и неживые отдельные атомы и молекулы? С чисто научно-рационалистской
точки зрения такая забота не может найти этических оснований. Если находиться
только в сфере современной научной мысли, забота о будущих поколениях может
быть объяснена разве что «перманентным этическим близкодействием» - заботой о
живых детях я внуках, которые будут, в свою очередь, обременены заботами о
своих детях и внуках.
Заметим здесь,
что обозначенный нами вопрос (о бессмысленности заботы о будущих поколениях
людей в случае, если мы придерживаемся научно-материалистической точки зрения)
в контексте проблемы конечности судеб человечества смыкается с вопросом о
смысле жизни. С научно-материалистической точки зрения феномен индивидуального
человеческого существования есть результат «воли» случая в процессе развития
Природы в целом. Другими словами, могли вы перейти из возможности в
действительность или нет - все статистически усреднится уже на уровне
популяционного подхода. При таком взгляде на вещи индивидуальное человеческое
существование не имеет смысла.
Поскольку
появление человека не есть результат его индивидуального волеизъявления (с
любой точки зрения - и материалистической, и идеалистической, и религиозной),
то смысл человеческой жизни может быть выведен из какой-либо внешней,
надыидивидуальной воли.
Таким образом, в
сфере религиозной этики необходимость сохранения благоприятных условий для
человека на Земле гармонично сочетается с основами учения - человеческая жизнь
и благоприятная ей природная среда есть результат «предвечного замысла» и воли
Создателя. Отсюда следует этический императив, лишающий человека права
безнаказанно распоряжаться своей жизнью и жизнью других людей ни сейчас, ни в
будущем, что предполагает обязанность человека сохраняй» благоприятную для
жизни окружающую среду и для себя, и для будущих поколений.
Сохранение
благоприятной человеку живой и неживой природы не должно, однако, доходить до
ханжества, лицемерия, фарса, к чему тяготеет часто политизированное движение
«зеленых» в его обывательских формах осуждение и даже преследование, например,
людей в одежде из натуральных мехов. Человек как гетеротроф не может полностью
избежать использования животных для питания, для одежды, для
медико-биологических экспериментов. Ханжески лицемерный характер человеческой
«биоэтики» проявляется в сочетании человеческих восклицаний о любви к животным
(к «братьям меньшим») с их планомерным забоем, отловом, отстрелом.
Общеизвестно, что лучшие сочинения с описанием красот природы написаны
рыболовами и охотниками.
Ханжеский подход
обывателей не находит места уже, к примеру, в философской этике И. Канта, который
писал:
«Во всем
сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь
как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама
по себе».[120]
В основе же эта
мысль Канта есть переложение на научно-философский язык понимания
мироустройства, вытекающего из Библии, где вопрос взаимоотношений человека и
остального живого Мира решен ясно и однозначно «И сказал Бог. сотворим человека
по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами
морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею
землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Сказанное выше
приводит к мысли о важности синтеза научного и религиозного миропонимания,
включающего в понятие «общая эсхатология» систему научных и религиозных
подходов. Поскольку литература по религиозному аспекту эсхатологии безгранична,
рассмотрим систему проблем общей эсхатологии с акцентом на научную ее составляющую.
Надо заметить, что специфические вопросы религиозной эсхатологии, где в первую
очередь мы имеем в виду «опросы христианской эсхатологии, конечно, выходят за
пределы данного эссе».
Ниже мы
рассмотрим возможные пути решения экологической проблемы на уровне
специально-научной методологии (а не только методологии общенаучного и
философского уровней, как выше).
Экологическая
проблема связана со всеми областями естество-звания и техники, поскольку
практически любая из них имеет дело с преобразующей деятельностью человека в
направлении как нарушения, так и восстановления природных балансных процессов.
Такая ситуация определяет активное и разнообразное по форме взаимодействие в
сфере экологической проблемы всех известных научных дисциплин: естественных,
технических и общественных. Развитие цивилизации во всех ее формах все в
большей степени взаимо. связано с состоянием биосферы