Таким образом,
принцип контрредукции - познание высших «метацелостных» свойств объектов
(целостностей, систем) при исследовании их как элементов более
высокоорганизованных систем, в том числе и как элементов эволюционирующих
природных систем (последний принцип сформулирован и разрабатывается автором).
Раскрываемые в результате применения принципа контрредукции имманентные
«метацелостные» свойства исследуемых объектов могут быть также названы
имманентной «памятью» о высшем и будущем.
Принцип
контрредукции не просто основывается на известном положении, что «свойства
целого больше суммы свойств частей», но выделяет у естественных образований
(целостностей) высшие (метацелостные) свойства, которые могут быть вне
специального поля зрения традиционной проблемы о том, насколько некоторые
свойства частей могут определять свойства целого. Выявленные целостные
свойства того или иного объекта, не сводимые к свойствам частей, не обязательно
будут «метацелостными свойствами».
Системный
подход -
представляет собой разветвленную область общенаучного знания, в предмет которой
входят и методологические проблемы редукции, целостности и контрредукции,
которые мы выделили отдельно в силу их особой значимости для методологии
научного познания. Надо отметить, что принципы редукции, целостности и
контрредукции дают разные уровни видения одного и того же объекта и,
соответственно, выявляют свойства, которые следует рассматривать с точки
зрения принципа дополнительности, при полном описании объекта как целостности,
включенной в единую систему развивающейся Вселенной.
Принцип
моделирования и метод аналогии - основан на возможности познания некоторых свойств
объектов путем исследования подобных им материальных или нематериальных
(концептуально-понятийных, логико-математических) конструкций. По существу
это путь дознания по аналогии. Понятия «подобие», «аналогия», «модель» с
методологической точки зрения во многом сходятся. В связи с этим для большей
ясности в понимании принципа моделирования (познания по аналогии) полезно
привести слова И. Канта: «...Познание по аналогии ... не означает, как
обыкновенно понимают это слово, несовершенное подобие двух вещей (здесь
имеется, очевидно, в виду подобие вещей генетическое), но совершенное подобие
двух отношений между совершенно неподобными (опять-таки очевидно, по природе,
генетически) вещами»[95].
Как известно из
логики, доказательства по аналогии являются одними из наиболее слабых. Также
известны и проблемы выбора адекватной модели или адекватной исследуемому
объекту аналогии. Такого рода проблемы можно пояснить, например, следующими
эпизодами из истории становления нового научного знания: «Ярким примером
контроверзы в истории науки, возникшей на почве неправомерных заключений по
аналогии., является известный спор между Прустом и Бертолле о составе
химических соединений: обобщив факты четкого проявления кратных весовых
отношений, Пруст сделал вывод об определенности состава химических соединений,
сделав упор на более сложные химические соединения, в которых определенность
состава практически незаметна; Бертолле отстаивал тезис о неопределенности
состава. В своей области каждый из них был по-своему прав, и спор возник именно
из-за вторжения каждого в область другого. Поскольку Пруст придерживался более
общего атомистического учения, концептуальное становление которого как раз в те
годы (в первые десятилетия XIX в.)
набирало силы, Пруст в этом споре победил. В случае противостояния волновой и
корпускулярной картин в теории теплового излучения в начале XX в. исход был
иным, синтетическим, и снова по причине существования более общей концепции -
корпускулярно-волнового дуализма материи»[96]
Установка на преодоление парадигм
Установка на
преодоление сложившихся парадигм (образцов, шаблонов, стереотипов, схем, догм
интерпретации знаний и стилей мышления) в научном сообществе - важный фактор
для ориентации научной познавательной деятельности в направлении открытия
принципиально нового и приятия нового вне шаблонных интерпретаций да базе
сложившихся концепций.
Наиболее
обстоятельно проблемы консервативности мышления и отторжения всего нового в
связи со складывающимися в научном сообществе «парадигмами» рассмотрены в
известной работе Т. Куна «Структура научных революций».
Принцип
историзма
Более полное
изучение объекта возможно только при его исследовании в процессе его генезиса
и развития. О становлении и сущности этого принципа рассказывается в
специальном разделе.
Методы абстрагирования, идеализации и формализации
При научном
исследовании удобно представлять реальные объекты в виде объектов с
ограниченным набором наиболее существенных свойств (абстрагирование) и
мыслительных их образов со строго установленными свойствами идеальный газ,
материальная точка, абсолютно черное тело (идеализация). Свойства этих объектов
и их самих в целом легко представлять в символической, знаковой форме, т. е.
формализовать. Это позволяет легче оперировать их мыслительными образами я
математическими символами, их обозначающими (использовать математический
формализм).
Метод
логики: анализ, индуктивный и дедуктивный - выделение в процессе исследования
объекта составляющих его частей, построение общих суждении на основании
отдельных фактов, выведение частных суждений на основании известных общих
положений (подробнее об этом сказано в разделе посвященном рассмотрению
познавательных возможностей логики).
Природа
методологических принципов и подходов различна. Например, принципы редукции,
целостности, контрредукции выражают природу естественных объектов исследования,
принципы верификации фальсификации, законы логики - формы
познавательно-мыслительной деятельности, принципы дополнительности, историзма,
системный подход - выражают одновременно и свойства объектов исследования, и
свойства познавательно-мыслительной деятельности.
Список
методологических принципов носит открытый характер и продолжает увеличиваться.
Автор не усматривает в часто муссируемом «антропном принципе» ничего
конструктивного для методологии научного познания природы Его специальное
выделение, быть может, полезно для объединения различных антропоцентристских
учений, восходящих в античности Основная же идея антропного принципа
основывается, по сути, на тривиальном утверждении, что все существующие во
Вселенной объекты не должны противоречить своим существованием всем остальным
существующим в этой же Вселенной объектам. В этом смысле вместо антропного
принципа можно с равным правом говорить о «принципе электрона» и «принципе
крокодила»
В дополнение к
сказанному следует отметить, что нормативная методология может выступать,
помимо четко сформулированных принципов, в «полунормативной» и одновременно в
«полудескриптивной» формах в учениях об идеалах и нормах научного познания,
взаимодействии наук, становлении и обосновании научных теорий, принципах
экспериментальной деятельности, интердисциплинарных проблемах интеграции и
синтеза знаний, возможностях и пределах научного познания, языке научного
познания. Кроме того, специфика специальной методологии выражайся в
конкретизированных обработках методологии отдельных научных областей
математики, физики, химии, биологии, техники и технологии, эволюционных
процессов, экологии и т. д.
К высказанным
замечаниям по вопросу места и функций методологии в системе научного познания
следует добавить, что помимо операционально-практической значимости методологии
в ее функциях как метода (по Канту «как способа действия согласно основоположениям»),
можно говорить о значении методологии как системы знания, раскрывающего
некоторые механизмы интеллектуально познавательной деятельности человека, что
важно как для самопознания человека, так и для создания так называемых систем
«искусственного интеллекта». Кроме того, нужно понимать, что любая научно-познавательная
деятельность всегда основана на каком-либо методе и представлениях о нем (т. е.
некоторой протометодологии, или неявной методологии). Другое дело, что не все
исследователи специально изучают и разрабатывают методологическую проблематику.
Последнее важно для осознания того, что методология - неотъемлемый компонент
любой научно-познавательной деятельности.
Четыре рода свойств естественных объектов
Выявление родов
качественно специфичных свойств, присущих всем естественным объектом - важная
задача методологии науки. Под естественными объектами здесь понимаются любые
целостные объекты, происхождение которых не связано с сознательным творчеством
человека атомы и молекулы, живые организмы, естественный язык, общество и т. п.
В результате
осмысления большого объема научных знаний в различных областях я личного опыта
работы в конкретных науках я выделил четыре рода качественно различных свойств,
присущих любом естественному объекту.
Субцелостные
свойства.
Онтологический
статус - имманентные, неэмерджентные. Эпистемологический статус - редуцируемые
к свойствам составляющих частей, другими словами свойства частей, которые могут
определять свойства целого.
Примеры масса,
электрический заряд тел, частичный смысл предложения как целого,
непосредственно связанный со смыслом составляющих высказывание слов (частей).
Познавательный подход: принцип редукции
Целостные
свойства
Онтологический
статус – имманентные, эмерджентные.
Эпистемологический
статус - нередуцируемые к свойствам составляющих частей, т. е. не сводимые к
свойствам частей .Эти свойства определяют статус целого в природе как индивида
во взаимоотношениях с другими объектами-целостностями.
Примеры целостных
свойств: способность живых организмов к целостному существованию во
взаимоотношениях с другими организмами и в неравновесном состоянии с
окружающей средой, буквальный целостный смысл высказывания в естественном
языке, психика толпы, нации, этноса.
Познавательный
подход: принцип целостности (холистский подход).
Метацелостные
свойства
Онтологический статус
- имманентные, эмерджентные
Эпистемологический
статус - нередуцируемые к свойствам составляющих частей, другими словами,
высшие имманентные потенциальные свойства целого, проявляющиеся в
иерархической связности природных образований (систем, целостностей) при
функционировании данного целого в более высокоорганизованной системе.
Примеры:
самоорганизация молекул, информационно-регуляционные свойства ДНК, особый смысл
идиоматических оборотов, пословиц, поговорок.
Познавательный
подход: принцип контрредукции
Ad-hos-целостные свойства
Онтологический
статус - неимманентные, эмерджентные
Эпистемологический
статус - редуцируемые к свойствам целостностей, в которые они входят как части
(редуцируемые к сложности).
Примеры:
специфические биохимические функции простых неорганических веществ в сложных
системах живой клетки (не присущие этим веществам в изолированном виде); смысл
слов, предложений в большем контексте не присущий этим семантическим единицам
самим по себе, в изолированном от контекста виде.
Познавательный
подход: Ad-hoc-целостный подход (иногда этот подход включают в понятия
«целостный подход»).
Необходимо
пояснито особенности названных четырех видов свойств на примере целостных
объектов материальной и идеальной природы.
Вопрос об
ad-hoc-целостных свойствах не нуждается особо в пояснении и обосновании
примерами, поскольку эти свойства не есть явление сущности познаваемого объекта
они неимманентны ему. Данные свойства есть результат влияния большей
целостности (системы) на данный объект как свою составляющую часть Можно
сказать, что эти свойства выражают «конформизм» объекта по отношению к «силе»
большей целостности.
Наиболее
наглядным и показательным примером, показывающим специфику названных выше
свойств, является область физико-химической биологии, связанная с исследованием
совокупных свойств молекулярных образований высшей организации - биополимеров
типа ферментов, ДНК, РНК. Возьмем для примера проблемы познания комплекса
свойств, присущих молекуле ДНК. Так, молекулу ДНК можно исследовать через
свойства отдельных ее составляющих атомов, природы отдельных химических и
слабых (здесь физических) связей, функциональных групп, электрических зарядов
отдельных фрагментов и т.д., т.е. на основании метода редукции.
Наряду с этим
можно исследовать свойства молекулы ДНК как целостного образования, свойства,
не сводящиеся полностью к свойствам отдельных ее составляющих способность
вступать в химические взаимодействия с веществами определенных классов, обладать
определенными седиментационными и реологическими характеристиками в
соответствующих средах и др. Однако, нетрудно установить, что на основании
метода редукции и целостного подхода, т е рассматривая молекулу ДНК как
целостную молекулу и молекулу, состоящую из набора элементов, мы не имеем возможности
познать все присущие ей свойства Только тогда (и только тогда), когда мы будем
исследовав молекулу ДНК как элемент в более высокоорганизованной системе (что
не предписывается специально ни принципом целостности, ни, тем более, принципом
редукции), мы можем раскрыть некоторые присущие ей высшие «метацелостные
свойства». Для молекулы ДНК более высокоорганизованной системой, в которой она
функционирует как элемент, является система взаимосвязанных и регулируемых
процессов метаболизма живой клетки
Подчеркнем, что
речь идет об имманентных высших, т. е. «метацелостных», свойствах ДНК. Это
хорошо видно из истории развития научных знаний о молекулярных составляющих
живых организмов. Действительно, нуклеиновые кислоты и белковые тела были выделены
из живых организмов в XIX в. и подвергались
разнообразным исследованиям в изолированном виде, т.е. исследовались как химические
объекты в химических экспериментальных ситуациях.
В результате к
середине XX в. были раскрыты их структура как макромолекул и основные физико-химические
свойства, но только в результате исследования функционирования этих
молекулярных (химических) объектов в живой клетке были раскрыты их высшие
информационные и регуляционные свойства. Другими словами, только в указанном
выше случае мы получаем возможность обнаружить заложенные в молекуле ДНК
свойства как носителя генетической информации и установить, что
последовательность нуклеотидов не случайный набор групп определенной природы
(азотистых оснований), а генетический код. Здесь именно на основании специфического
познавательного подхода, эксплицируемого как «принцип контрредукции», мы
получаем возможность познания высших, «метацелостных», свойств ДНК (которые,
что важно подчеркнуть, присущи данному объекту как таковому, а не возникают у него
только вследствие каких-либо воздействии в системе).
Здесь принцип
контрредукции дает возможность для познания ряда сущностных свойств,
имманентных объекту, а не только тех свойств, которые дополнительно появляются
при включении объекта в состав той или иной системы ввиду его неизбежной
трансформации, модификации и т. п. Так, например, установив свойства ДНК как
матрицы с кодовой записью аминокислотной последовательности, мы далее можем
работать с изолированными ДНК и по генетическому коду расшифровать
соответствующие аминокислотные последовательности у тех или иных белков и
наоборот, по последовательности аминокислот изолированных белков определять
последовательность нуклеотидов в ДКК. Более того, информационные и регуляционные
свойства молекул ДНК и РНК, биокаталитические и регуляционные свойства
ферментов, познанные па основании метоконтрредукции в системах живой клетки,
могут реализоваться в искусственных системах, которые и по материальному
составу, и по организации отличаются от нативных («живых») систем.
Применение
принципа контрредукции при рассмотрении его функционирования в сфере
естествознания не ограничивается исследованием высших свойств объектов только в
статистических материальных системах или системах с ограниченным временем
акционирования (каковыми являются, например, искусственно организуемые
химические процессы или процессы в отдельных конкретных организмах).
Возможности метода более широки, так как под более высокоорганизованной
системой в отношении к методу контрредукции следует понимать любую
пространственно-временную, в том числе эволюционирующую, природную систему. Под
пространственно-временной (или в частном случае пространственно-темпоральной)
системой мы подразумеваем некоторую изменчивую во времени систему
(неорганическую, органическую, социальную и т. п.), которую по некоторым
инвариантным признакам мы выделяем как некоторую целостность и определенный
объект исследования. Для каждой такой системы можно ввести понятие
элементарного отрезка времени, т. е. максимального временного интервала, для
которою рассматриваемые изменения в системе незначительны. Размерности этих
отрезков для космологии, видимо, порядка тысяч лет и более, для геологи -
порядка десятков и сотен лет, для микробиологии - порядка времени одной-двух генераций
(порядка минут), для химической кинетики - от долей секунд до часов, для
истории общества и культуры - порядка десятков и сотен лет.
В
пространственно-временных системах неизвестные высшие свойства исследуемого
объекта будут проявляться вследствие наличия в системе не только актуальных
материальных, но и временных, исторических причинно-следственных связей.
Характерный пример, вскрывающий объективные основания и возможности метода
контрредукции в системах названного типа, - учение о химической эволюции,
учение о способностях молекулярных образований к самоорганизации,
структурно-качественным усложнениям в естественно-исторических условиях вплоть
до образования самоорганизующихся предбиологических и биологических систем
В отношении
нашего вопроса можно учесть то, что установление принципиального свойства
молекул - способности к самоорганизация, химической эволюции - могло
осуществиться только в результате контрредукции Действительно, эволюционное
учение в биологии, зародившееся в ХIХ в., при ретроспективном рассмотрении эволюции живых организмов могло
исходить только из простейших одноклеточных и их молекулярных (субклеточных)
составляющих. Это обстоятельство совместно с идеями первичной эволюции Природы
на уровне неорганической материи, развиваемыми в космологии, приводило к
постановке проблемы пред биологической, т. е. химической эволюции Важно, что в
историко-логическом процессе развития научною знания вначале была поставлена
проблема химической эволюции, а лишь затем стали проводиться конкретные
модельные исследования химических самоорганизующихся систем. Таким образом,
установление высшего свойства молекул - способности к самоорганизации вплоть
до образования высокоструктурированных систем с пространственно-временной
организацией - явилось результатом контрредукции - рассмотрения молекул в
эволюционирующей естественно-исторической системе
Для рассмотрения
четырех видов свойств возьмём теперь идеальный естественный объект – язык. Для
примера рассмотрим идиоматическое выражение «Лучше синица в руке, чем журавль
в небе» Поскольку речь идет о неизвестных свойствах целого, то лучше себе
представить иностранцев, которые хорошо знаю лексику, грамматику русского
языка, но не знают литературного и фольклорного языка и при этом проводят
исследование названной выше идиомы.
Если мы
располагаем всеми частями но только ими, т. е. словами лучше, руке, небе, в,
чем, синица, в, журавль, - то мы можем кое-что сказать о целом. Например, что в
выражении речь идет о синицах, журавлях, небе и т. п. Эти наши ограниченные, но
не пустые смыслы (в данном контексте «свойства») целого и есть субцелостные
свойства
Если нам
представлено все высказывание «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», то
мы можем понять (при условии, если мы не знаем более общий смысл идиомы) только
букварный смысл этого выражения, - т.е., что синица в руке лучше журавля в небе
(хотя зачем они нам нужны?). Этот буквальный смысл и будет целостным свойством
данного выражения.
Если же мы
(продолжаем представлять себя иностранцами, которые не знают данной идиомы
русского языка) будем исследовать это выражение во многих контекстах, т. е. в
более сложной системе, чем само выражение как целое, то мы через восприятие
инварианта смысла данного выражения в различных контекстуальных употреблениях
поймем, что данное выражение имеет смысл более широкий, чем буквальный. Лучше в
жизни стремиться к малому и доступному, чем к большому, но малодоступному. Этот
смысл и будет метацелостным свойством исследуемого целого.
Наконец, если в
каком-либо контексте данному выражению придается специальный смысл, то мы можем
фиксировать ad-hoc-целостные свойства. Например, если сказать «Ошибочно
считать, что синица в руке лучше, чем журавль в небе», то указанная ошибочность
не является ни буквальным смыслом выражения, ни его более общим (высшим) как
идиомы, а относится только к данному контексту. Это и есть пример
ad-hoc-целосгных свойства.