рефераты скачать

МЕНЮ


Философия и методология науки

Таким образом, принцип контрредукции - познание высших «метацелостных» свойств объектов (целостностей, систем) при ис­следовании их как элементов более высокоорганизованных систем, в том числе и как элементов эволюционирующих природных систем (последний принцип сформулирован и разрабатывается автором). Раскрываемые в результате применения принципа контрредукции имманентные «метацелостные» свойства исследуемых объектов мо­гут быть также названы имманентной «памятью» о высшем и буду­щем.

Принцип контрредукции не просто основывается на известном положении, что «свойства целого больше суммы свойств частей», но выделяет у естественных образований (целостностей) высшие (метацелостные) свойства, которые могут быть вне специального поля зрения традиционной проблемы о том, насколько некоторые свойства частей могут определять свойства целого. Выявленные це­лостные свойства того или иного объекта, не сводимые к свойствам частей, не обязательно будут «метацелостными свойствами».

Системный подход - представляет собой разветвленную об­ласть общенаучного знания, в предмет которой входят и методоло­гические проблемы редукции, целостности и контрредукции, которые мы выделили отдельно в силу их особой значимости для мето­дологии научного познания. Надо отметить, что принципы редук­ции, целостности и контрредукции дают разные уровни видения одного и того же объекта и, соответственно, выявляют свойства, кото­рые следует рассматривать с точки зрения принципа дополнитель­ности, при полном описании объекта как целостности, включенной в единую систему развивающейся Вселенной.

Принцип моделирования и метод аналогии - основан на возможности познания некоторых свойств объектов путем исследова­ния подобных им материальных или нематериальных (концептуаль­но-понятийных, логико-математических) конструкций. По сущест­ву это путь дознания по аналогии. Понятия «подобие», «аналогия», «модель» с методологической точки зрения во многом сходятся. В связи с этим для большей ясности в понимании принципа модели­рования (познания по аналогии) полезно привести слова И. Канта: «...Познание по аналогии ... не означает, как обыкновенно понимают это слово, несовершенное подобие двух вещей (здесь имеется, оче­видно, в виду подобие вещей генетическое), но совершенное подобие двух отношений между совершенно неподобными (опять-таки очевидно, по природе, генетически) вещами»[95].

Как известно из логики, доказательства по аналогии являются одними из наиболее слабых. Также известны и проблемы выбора адекватной модели или адекватной исследуемому объекту аналогии. Такого рода проблемы можно пояснить, например, следующими эпизодами из истории становления нового научного знания: «Ярким примером контроверзы в истории науки, возникшей на почве непра­вомерных заключений по аналогии., является известный спор между Прустом и Бертолле о составе химических соединений: обобщив факты четкого проявления кратных весовых отношений, Пруст сде­лал вывод об определенности состава химических соединений, сде­лав упор на более сложные химические соединения, в которых оп­ределенность состава практически незаметна; Бертолле отстаивал тезис о неопределенности состава. В своей области каждый из них был по-своему прав, и спор возник именно из-за вторжения каждого в область другого. Поскольку Пруст придерживался более общего атомистического учения, концептуальное становление которого как раз в те годы (в первые десятилетия XIX в.) набирало силы, Пруст в этом споре победил. В случае противостояния волновой и корпус­кулярной картин в теории теплового излучения в начале XX в. ис­ход был иным, синтетическим, и снова по причине существования более общей концепции - корпускулярно-волнового дуализма мате­рии»[96]

Установка на преодоление парадигм

Установка на преодоление сложившихся парадигм (образцов, шаблонов, стереотипов, схем, догм интерпретации знаний и стилей мышления) в научном сообществе - важный фактор для ориентации научной познавательной деятельности в направлении открытия принципиально нового и приятия нового вне шаблонных интерпретаций да базе сложившихся концепций.

 Наиболее обстоятельно проблемы консервативности мышления и отторжения всего нового в связи со складывающимися в научном сообществе «парадигмами» рассмотрены в известной работе Т. Куна «Структура научных революций».

Принцип историзма

Более полное изучение объекта возможно только при его иссле­довании в процессе его генезиса и развития. О становлении и сущности этого принципа рассказывается в специальном разделе.

Методы абстрагирования, идеализации и формализации

При научном исследовании удобно представлять реальные объ­екты в виде объектов с ограниченным набором наиболее сущест­венных свойств (абстрагирование) и мыслительных их образов со строго установленными свойствами идеальный газ, материальная точка, абсолютно черное тело (идеализация). Свойства этих объек­тов и их самих в целом легко представлять в символической, знако­вой форме, т. е. формализовать. Это позволяет легче оперировать их мыслительными образами я математическими символами, их обозначающими (использовать математический формализм).

Метод логики: анализ, индуктивный и дедуктивный  - выделение в процессе исследования объекта составляющих его частей, построение общих суждении на основании отдельных фак­тов, выведение частных суждений на основании известных общих положений (подробнее об этом сказано в разделе посвященном рас­смотрению познавательных возможностей логики).

Природа методологических принципов и подходов различна. Например, принципы редукции, целостности, контрредукции выражают природу естественных объектов исследования, принципы ве­рификации фальсификации, законы логики - формы познавательно-мыслительной деятельности, принципы дополнительности, исто­ризма, системный подход - выражают одновременно и свойства объектов исследования, и свойства познавательно-мыслительной деятельности.

Список методологических принципов носит открытый характер и продолжает увеличиваться. Автор не усматривает в часто мусси­руемом «антропном принципе» ничего конструктивного для мето­дологии научного познания природы Его специальное выделение, быть может, полезно для объединения различных антропоцентристских учений, восходящих в античности Основная же идея антропного принципа основывается, по сути, на тривиальном утверждении, что все существующие во Вселенной объекты не должны противоречить своим существованием всем остальным существующим в этой же Вселенной объектам. В этом смысле вместо антропного принципа можно с равным правом говорить о «принципе электрона» и «принципе крокодила»

В дополнение к сказанному следует отметить, что нормативная методология может выступать, помимо четко сформулированных принципов, в «полунормативной» и одновременно в «полудескриптивной» формах в учениях об идеалах и нормах научного познания, взаимодействии наук, становлении и обосновании научных теорий, принципах экспериментальной деятельности, интердисциплинарных проблемах интеграции и синтеза знаний, возможностях и пределах научного познания, языке научного познания. Кроме того, специфи­ка специальной методологии выражайся в конкретизированных обработках методологии отдельных научных областей математики, физики, химии, биологии, техники и технологии, эволюционных процессов, экологии и т. д.

К высказанным замечаниям по вопросу места и функций мето­дологии в системе научного познания следует добавить, что помимо операционально-практической значимости методологии в ее функ­циях как метода (по Канту «как способа действия согласно осново­положениям»), можно говорить о значении методологии как систе­мы знания, раскрывающего некоторые механизмы интеллектуально познавательной деятельности человека, что важно как для самопо­знания человека, так и для создания так называемых систем «искус­ственного интеллекта». Кроме того, нужно понимать, что любая на­учно-познавательная деятельность всегда основана на каком-либо методе и представлениях о нем (т. е. некоторой протометодологии, или неявной методологии). Другое дело, что не все исследователи специально изучают и разрабатывают методологическую проблема­тику. Последнее важно для осознания того, что методология - не­отъемлемый компонент любой научно-познавательной деятельно­сти.

Четыре рода свойств естественных объектов

Выявление родов качественно специфичных свойств, присущих всем естественным объектом - важная задача методологии науки. Под естественными объектами здесь понимаются любые целостные объекты, происхождение которых не связано с сознательным твор­чеством человека атомы и молекулы, живые организмы, естественный язык, общество и т. п.

В результате осмысления большого объема научных знаний в различных областях я личного опыта работы в конкретных науках я выделил четыре рода качественно различных свойств, присущих любом естественному объекту.

Субцелостные свойства.

Онтологический статус - имманентные, неэмерджентные.  Эпистемологический статус - редуцируемые к свойствам со­ставляющих частей, другими словами свойства частей, которые мо­гут определять свойства целого.

Примеры масса, электрический заряд тел, частичный смысл предложения как целого, непосредственно связанный со смыс­лом составляющих высказывание слов (частей). Познаватель­ный подход: принцип редукции

Целостные свойства

Онтологический статус – имманентные, эмерджентные.

Эпистемологический статус - нередуцируемые к свойствам со­ставляющих частей, т. е. не сводимые к свойствам частей .Эти свой­ства определяют статус целого в природе как индивида во взаимо­отношениях с другими объектами-целостностями.

Примеры целостных свойств: способность живых организмов к целостному существованию во взаимоотношениях с другими орга­низмами и в неравновесном состоянии с окружающей средой, бук­вальный целостный смысл высказывания в естественном языке, психика толпы, нации, этноса.

Познавательный подход: принцип целостности (холистский подход).

Метацелостные свойства

Онтологический статус - имманентные, эмерджентные

Эпистемологический статус - нередуцируемые к свойствам со­ставляющих частей, другими словами, высшие имманентные потен­циальные свойства целого, проявляющиеся в иерархической связно­сти природных образований (систем, целостностей) при функцио­нировании данного целого в более высокоорганизованной системе.

Примеры: самоорганизация молекул, информационно-регуляционные свойства ДНК, особый смысл идиоматических обо­ротов, пословиц, поговорок.

Познавательный подход: принцип контрредукции

Ad-hos-целостные свойства

Онтологический статус - неимманентные, эмерджентные

Эпистемологический статус - редуцируемые к свойствам целостностей, в которые они входят как части (редуцируемые к сложно­сти).

Примеры: специфические биохимические функции простых не­органических веществ в сложных системах живой клетки (не при­сущие этим веществам в изолированном виде); смысл слов, предло­жений в большем контексте не присущий этим семантическим еди­ницам самим по себе, в изолированном от контекста виде.

Познавательный подход: Ad-hoc-целостный подход (иногда этот подход включают в понятия «целостный подход»).

Необходимо пояснито особенности названных четырех видов свойств на при­мере целостных объектов материальной и идеальной природы.

Вопрос об ad-hoc-целостных свойствах не нуждается особо в пояснении и обосновании примерами, поскольку эти свойства не есть явление сущности познаваемого объекта они неимманентны ему. Данные свойства есть результат влияния большей целостности (системы) на данный объект как свою составляющую часть Можно сказать, что эти свойства выражают «конформизм» объекта по от­ношению к «силе» большей целостности.

Наиболее наглядным и показательным примером, показываю­щим специфику названных выше свойств, является область физико-химической биологии, связанная с исследованием совокупных свойств молекулярных образований высшей организации - биопо­лимеров типа ферментов, ДНК, РНК. Возьмем для примера пробле­мы познания комплекса свойств, присущих молекуле ДНК. Так, молекулу ДНК можно исследовать через свойства отдельных ее со­ставляющих атомов, природы отдельных химических и слабых (здесь физических) связей, функциональных групп, электрических зарядов отдельных фрагментов и т.д., т.е. на основании метода ре­дукции.

Наряду с этим можно исследовать свойства молекулы ДНК как целостного образования, свойства, не сводящиеся полностью к свойствам отдельных ее составляющих способность вступать в хи­мические взаимодействия с веществами определенных классов, об­ладать определенными седиментационными и реологическими ха­рактеристиками в соответствующих средах и др. Однако, нетрудно установить, что на основании метода редукции и целостного подхо­да, т е рассматривая молекулу ДНК как целостную молекулу и мо­лекулу, состоящую из набора элементов, мы не имеем возможности познать все присущие ей свойства Только тогда (и только тогда), когда мы будем исследовав молекулу ДНК как элемент в более высокоорганизованной системе (что не предписывается специально ни принципом целостности, ни, тем более, принципом редукции), мы можем раскрыть некоторые присущие ей высшие «метацелостные свойства». Для молекулы ДНК более высокоорганизованной систе­мой, в которой она функционирует как элемент, является система взаимосвязанных и регулируемых процессов метаболизма живой клетки

Подчеркнем, что речь идет об имманентных высших, т. е. «метацелостных», свойствах ДНК. Это хорошо видно из истории развития научных знаний о молекулярных составляющих живых организмов. Действительно, нуклеиновые кислоты и белковые тела были выде­лены из живых организмов в XIX в. и подвергались разнообразным исследованиям в изолированном виде, т.е. исследовались как хими­ческие объекты в химических экспериментальных ситуациях.

В результате к середине XX в. были раскрыты их структура как макромолекул и основные физико-химические свойства, но только в результате исследования функционирования этих молекулярных (химических) объектов в живой клетке были раскрыты их высшие информационные и регуляционные свойства. Другими словами, только в указанном выше случае мы получаем возможность обна­ружить заложенные в молекуле ДНК свойства как носителя генети­ческой информации и установить, что последовательность нуклеотидов не случайный набор групп определенной природы (азотистых оснований), а генетический код. Здесь именно на основании специ­фического познавательного подхода, эксплицируемого как «прин­цип контрредукции», мы получаем возможность познания высших, «метацелостных», свойств ДНК (которые, что важно подчеркнуть, присущи данному объекту как таковому, а не возникают у него только вследствие каких-либо воздействии в системе).

Здесь принцип контрредукции дает возможность для познания ряда сущностных свойств, имманентных объекту, а не только тех свойств, которые дополнительно появляются при включении объек­та в состав той или иной системы ввиду его неизбежной трансфор­мации, модификации и т. п. Так, например, установив свойства ДНК как матрицы с кодовой записью аминокислотной последовательно­сти, мы далее можем работать с изолированными ДНК и по генети­ческому коду расшифровать соответствующие аминокислотные по­следовательности у тех или иных белков и наоборот, по последова­тельности аминокислот изолированных белков определять последо­вательность нуклеотидов в ДКК. Более того, информационные и ре­гуляционные свойства молекул ДНК и РНК, биокаталитические и регуляционные свойства ферментов, познанные па основании метоконтрредукции в системах живой клетки, могут реализоваться в искусственных системах, которые и по материальному составу, и по организации отличаются от нативных («живых») систем.

Применение принципа контрредукции при рассмотрении его функционирования в сфере естествознания не ограничивается исследованием высших свойств объектов только в статистических материальных системах или системах с ограниченным временем акционирования (каковыми являются, например, искусственно организуемые химические процессы или процессы в отдельных конкретных организмах). Возможности метода более широки, так как под более высокоорганизованной системой в отношении к методу контрредукции следует понимать любую пространственно-временную, в том числе эволюционирующую, природную систему. Под пространственно-временной (или в частном случае пространст­венно-темпоральной) системой мы подразумеваем некоторую из­менчивую во времени систему (неорганическую, органическую, со­циальную и т. п.), которую по некоторым инвариантным признакам мы выделяем как некоторую целостность и определенный объект исследования. Для каждой такой системы можно ввести понятие элементарного отрезка времени, т. е. максимального временного ин­тервала, для которою рассматриваемые изменения в системе незна­чительны. Размерности этих отрезков для космологии, видимо, по­рядка тысяч лет и более, для геологи - порядка десятков и сотен лет, для микробиологии - порядка времени одной-двух генераций (порядка минут), для химической кинетики - от долей секунд до ча­сов, для истории общества и культуры - порядка десятков и сотен лет.

В пространственно-временных системах неизвестные высшие свойства исследуемого объекта будут проявляться вследствие нали­чия в системе не только актуальных материальных, но и временных, исторических причинно-следственных связей. Характерный пример, вскрывающий объективные основания и возможности метода  контрредукции в системах названного типа, - учение о химической эволюции, учение о способностях молекулярных образований к самоорганизации, структурно-качественным усложнениям в естественно-исторических условиях вплоть до образования самооргани­зующихся предбиологических и биологических систем

В отношении нашего вопроса можно учесть то, что установле­ние принципиального свойства молекул - способности к самоорга­низация, химической эволюции - могло осуществиться только в результате контрредукции Действительно, эволюционное учение в  биологии, зародившееся в ХIХ в., при ретроспективном рассмотре­нии эволюции живых организмов могло исходить только из простейших одноклеточных и их молекулярных (субклеточных) составляющих. Это обстоятельство совместно с идеями первичной эволю­ции Природы на уровне неорганической материи, развиваемыми в космологии, приводило к постановке проблемы пред биологической, т. е. химической эволюции Важно, что в историко-логическом про­цессе развития научною знания вначале была поставлена проблема химической эволюции, а лишь затем стали проводиться конкретные модельные исследования химических самоорганизующихся систем. Таким образом, установление высшего свойства молекул - способ­ности к самоорганизации вплоть до образования высокоструктури­рованных систем с пространственно-временной организацией - яви­лось результатом контрредукции - рассмотрения молекул в эволю­ционирующей естественно-исторической системе

Для рассмотрения четырех видов свойств возьмём теперь иде­альный естественный объект – язык. Для примера рассмотрим идио­матическое выражение «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» Поскольку речь идет о неизвестных свойствах целого, то лучше себе представить иностранцев, которые хорошо знаю  лексику, грамма­тику русского языка, но не знают литературного и фольклорного языка и при этом проводят исследование названной выше идиомы.

Если мы располагаем всеми частями но только ими, т. е. слова­ми лучше, руке, небе, в, чем, синица, в, журавль, - то мы можем кое-что сказать о целом. Например, что в выражении речь идет о синицах, журавлях, небе и т. п. Эти наши ограниченные, но не пус­тые смыслы (в данном контексте «свойства») целого и есть субцелостные свойства

Если нам представлено все высказывание «Лучше синица в ру­ках, чем журавль в небе», то мы можем понять (при условии, если мы не знаем более общий смысл идиомы) только букварный смысл этого выражения, - т.е., что синица в руке лучше журавля в небе (хотя зачем они нам нужны?). Этот буквальный смысл и будет цело­стным свойством данного выражения.

Если же мы (продолжаем представлять себя иностранцами, ко­торые не знают данной идиомы русского языка) будем исследовать это выражение во многих контекстах, т. е. в более сложной системе, чем само выражение как целое, то мы через восприятие инварианта смысла данного выражения в различных контекстуальных употреб­лениях поймем, что данное выражение имеет смысл более широкий, чем буквальный. Лучше в жизни стремиться к малому и доступному, чем к большому, но малодоступному. Этот смысл и будет метацелостным свойством исследуемого целого.

Наконец, если в каком-либо контексте данному выражению придается специальный смысл, то мы можем фиксировать ad-hoc-целостные свойства. Например, если сказать «Ошибочно считать, что синица в руке лучше, чем журавль в небе», то указанная оши­бочность не является ни буквальным смыслом выражения, ни его более общим (высшим) как идиомы, а относится только к данному контексту. Это и есть пример ad-hoc-целосгных свойства.


§ 6. Общенаучные методы и приемы исследования


В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

v  методы эмпирического исследования;

v  методы теоретического познания;

v  общелогические методы и приемы исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.