рефераты скачать

МЕНЮ


Философия и методология науки

Иногда о философии науки говорят в более широком ис­торико-философском контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся о науке на про­тяжении многовекового развития философии. Таким образом, можно получить неокантианскую философию науки, филосо­фию науки неореализма и пр. К версиям философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую. Эти ориента­ции по-разному оценивают статус науки в культурном конти­нууме современности. (Об этом шла речь в гл. I, часть 9).

По-разному оценивается и место философии науки. Неко­торые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунте). Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнона­учным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связы­вают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие фи­лософию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).

С точки зрения получившего широкое распространение подхода философия науки есть описание раз­нообразных, имеющих место в науке ситуаций: от гипотез «ad hok» (для данного, конкретного случая), до исследования по типу «case stades», ориентирующегося на анализ реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого под­хода состоит в его доступности. Однако он имеет и свои недо­статки: малоконцептуален и ведет к размыванию философии науки, растворению ее в простом описании фактов и событий научно-познавательной деятельности.

Если выделить стержневую проблематику философии на­уки, то первая треть XX в. была занята:

v  построением целостной научной картины мира;

v  исследованием соотношения детерминизма и причин­ности;

v  изучением динамических и статистических закономер­ностей.

Внимание привлекают также и структурные компоненты научного исследования: соотношение логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и синтеза; открытия и обосно­вания; теории и факта.

Вторая треть XX в. была занята анализом проблемы эмпи­рического обоснования науки, выяснением того, достаточен ли для всего здания науки фундамент чисто эмпирического исследования, можно ли свести все теоретические термины к эмпирическим, как соотносится их онтологический и инстру­ментальный смысл и в чем сложности проблемы теоретичес­кой нагруженности опыта. Заявляют о себе сложности проце­дур верификации, фальсификации, дедуктивно-номологического объяснения. Предлагается также анализ парадигмы научного знания, научно-исследовательской программы, а также проблемы тематического анализа науки.

В последней трети XX в. обсуждалось новое, расширенное понятие научной рациональности, обострилась конкуренция различных объяснительных моделей развития научного зна­ния, попыток реконструкции логики научного поиска. Новое содержание приобретают критерии научности, методологи­ческие нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки. Возникает осознанное стремление к диалектизации, метризации науки, выдвигает­ся требование соотношения философии науки с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Пользуется ли ис­торик методами, вырабатываемыми философией науки, и что дает методологу история науки, как соотносятся историцистская и методологическая версии реконструкции развития на­уки. Эта проблематика возвращает нас к исходной позиции философии науки, т. е. к анализу мировоззренческих и соци­альных проблем, сопровождающих рост и развитие науки; вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации на­учного знания, актуальными оказываются проблемы гумани­зации и гуманитаризации науки.

Современная философия науки выступает в качестве недоста­ющего звена между естественнонаучным и гуманитарным зна­нием и пытается понять место науки в современной цивилиза­ции в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на философский план любой пробле­мы, а, следовательно, на отношение мысли к действительно­сти во всей ее полноте и многоаспектности. Стимулируя сам интерес к науке, с одной стороны, философия науки предста­ет как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста научного знания - с другой.


§ 3. Возникновении философии науки как направление современной философии.


Создавая образ философии науки как направления современной философии, следует четко определить ее исторические границы, корни и условия возникновения. В самостоятельное направление философия науки оформилась во второй половине ХIХ в. в деятельности первых позитивистов. Вдохновленные гигантскими успехами науки, они связывали именно с ней задачи подлинного постижения мира. Развитие данного направления связано с деятельностью оригинальных мыслителей и с множеством авторских концепций, сосредо­точивших свое внимание на феномене «наука» и предлагав­ших ту или иную модель развития научного знания.

У истоков рефлексии над развитием науки находились две противоположные логико-концептуальные схемы ее объясне­ния: кумулятивная и антикумулятивная. Кумулятивная мо­дель основана на представлении о процессе познания как о постоянно пополняющемся и непрерывно приближающемся к универсальному и абстрактному идеалу истины. Этот идеал в свою очередь понимается как логически взаимосвязанная, непротиворечивая система, как совокупность, накопление всех знаний. Развитие кумулятивной модели приводит к по­ниманию того, что непосредственным объектом развития науки становится не природа как таковая, а слой опосредствований, созданный предшествующей наукой. Дальней­шее научное исследование осуществляется на материале, уже созданном прежней наукой и воспринимаемом как надежное наследство. Новые проблемы возникают из решения старых, и науке незачем прорываться в иное смысловое простран­ство, а нужно лишь уточнять, детализировать, совершен­ствовать.

Антикумулятивная модель развития науки предполагает революционную смену норм, канонов, стандартов, полную смену систем знаний. Действительно, если понятия старой дисциплинарной системы строго взаимосвязаны, дискредита­ция одного неизбежно ведет к разрушению всей системы в целом. Это уязвимый момент кумулятивизма, от которого принципом несоизмеримости теории, идеей научных револю­ций пытается избавиться антикумулятивизм. Близко к антикумулятивизму подходит концепция критического рациона­лизма, в которой фальсификация мыслится как основной ме­ханизм развития научного познания.

Обращаясь к факту исторического становления филосо­фии науки, отнесенного к моменту оформления позитивизма, необходимо остановиться на общей характеристике позитивизма, понять истоки и направления его влияния.

Позитивизм предстает как идейное или интеллектуаль­ное течение, охватившее многообразные сферы деятельно­сти, не только науку, но и политику, педагогику, философию, историографию. Считается, что он расцвел в Европе в середи­не XX в. в период относительно стабильного развития, в эпо­ху спокойствия, когда она вступила на путь индустриальной трансформации. Быстрые успехи в самых различных областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики - делали науку все более и более популярной, приковыва­ющей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладева­ют умами людей, престиж ученых повышается, наука превра­щается в социальный институт, отстаивая свою автономию и специфические принципы научного исследования. Научные открытия с успехом применяются в производстве, отчего пре­ображается весь мир, меняется образ жизни Прогресс стано­вится очевидным и необратимым. Великолепные математики, среди которых Риман, Лобачевский, Клейн, не менее блестя­щие физики Фарадей, Максвелл, Герц, Гельмголъц, Джоуль и другие, микробиологи Кох и Пастер, а также эволюционист Дарвин своими исследованиями способствуют возникнове­нию новой картины мира, где все приоритеты отданы науке. Позитивизм возвеличивал успехи науки, и не без основания. На протяжении XX в. многие науки достигли и превзошли пики своего предшествующего развития. Теория о клеточном строении вещества повлекла за собой генетику Грегора Мен­деля (1822-1884). На стыке стыке ботаники и математики были открыты законы наследственности. Пастер доказал при­сутствие в атмосфере микроорганизмов - бактерий, а также способность их разрушения под воздействием стерилиза­ции - высокой температуры. Микробиология победила рас­пространенные инфекционные болезни; на основе открытия электропроводимости появился телефон.

В различных странах позитивизм по-разному вплетался в специфические культурные традиции. Наиболее благодатной почвой для него был эмпиризм Англии, впрочем, как и кар­тезианский рационализм во Франции. Германия с ее тяготе­нием к монизму и сциентизму также не препятствовала рас­пространению позитивитстких тенденций. Труднее было дан­ному направлению на почве Италии, с ее возрожденческим гимном человеку. Там акцент был перемешен на натурализм, и позитивизм пышным цветом расцвел в сфере педагогики и антропологии.

Общие программные требования позитивизма несложны:

1. Утверждение примата науки и естественнонаучного метода.

2. Абсолютизация каузальности (причинные законы распространимы не только на природу, но и на общество).

3. Взгляд на развитие общества как на социальную фи­зику.

4. Неизменность прогресса, понятого как продукт челове­ческой изобретательности, вера в бесконечный рост на­уки и научной рациональности.

Осмысляя процесс возникновения философии науки как направления современной философии, невозможно прой­ти мимо имен, стоящих у его истоков. С одной стороны, это У. Уэвелл, Дж. С. Милль, с другой - О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Гершель.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель, был одним из родоначальников позитивизма. Он получил образование под руководством отца, философа Джемса Милля. Труд, пред­ставляющий его основные философские взгляды, «Обзор фи­лософии сэра Вильяма Гамильтона...» (1865) может быть ква­лифицирован как спор феноменологического позитивизма с английским априоризмом. В тезисе: «все знание из опыта», ис­точник опыта - в ощущениях, наблюдается непосредствен­ное влияние берклианской философии. Представления о ма­терии как постоянной возможности ощущения и о сознании как возможности их (ощущений) переживания, связаны с от­казом от исследования онтологической проблематики.

Обращают на себя внимание его размышления о чувстве, мысли и состояниях сознания. Чувством называется все то, что дух сознает, что он чувствует, другими словами, что входит как часть в его чувствующее бытие. Под названием «мысли» здесь надо понимать все, что мы внутренне сознаем, когда мы нечто называем, думаем: начиная от такого состояния созна­ния, когда мы думаем о красном цвете, не имея его перед глазами, и до наиболее глубоких мыслей философа или поэта. «Под мыслью надо понимать то, что происходит в самом духе», «умственный образ солнца или идея бога суть мысли, состояния духа, а не сами предметы».

Основным произведением Дж. Милля считается «Система логики» в двух томах (1843), решенная традиционно с пози­ций индуктивистской трактовки логики как общей методологии науки. «Положение, что порядок природы единообразен, есть основной закон, общая аксиома индукции». Интерес, од­нако, представляет и то, что уже первый позитивизм призна­вал роль и значимость интуиции. Мы познаем истины двоя­ким путем, - отмечает Дж. Милль, - некоторые прямо, неко­торые же не прямо, а посредством других истин. Первые составляют содержание интуиции или сознания, последние суть результат вывода. Истины, известные нам при помощи интуиции, служат первоначальными посылками, из которых выводятся все остальные наши познания». Рассуждая же об индукции, Милль выделяет четыре метода опытного исследо­вания: метод сходства, метод разницы, метод остатков и метод сопутствующих изменений. Генеральная идея, проводимая сквозь все труды философа, связана с требованием привести научно-познавательную деятельность в соответствие с неко­торым методологическим идеалом. Последний основывается на представлении о единообразии природы, о том, что «все знания из опыта», и что законы - суть повторяющиеся пос­ледовательности.

Концепция «позитивной (положительной) науки» пред­ставлена достаточно обширной деятельностью французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857). В работе «Дух пози­тивной философии» Конт выясняет пять значений определения понятия «позитивного». Во-первых, в старом и более общем смысле позитивное, положительное означает реальное в про­тивоположность химерическому. Во втором смысле это ос­новное выражение указывает на контраст между полезным и негодным. В третьем значении оно часто употребляется для определения противоположности между достоверным и сомни­тельным. Четвертое состоит в противопоставлении точного смутному. Пятое применение менее употребительное, чем другие, хотя столь же всеобщее - когда слово «положитель­ное» употребляется как противоположное отрицательному, как назначенное «по своей природе преимущественно не раз­рушать, но не организовывать».

Провозглашаемая им философия науки - философия но­вого типа - призвана выполнить задачу систематизации, упо­рядочивания и кодификации научных выводов. Это «здоровая философия», которая коренным образом изгоняет все тради­ционные философские вопросы, неизбежно неразрешимые. В другой («метафизической философии») нужды нет.

В своем главном произведении «Курс позитивной философии» в шести томах, изданных в 1830-1846 гг., О. Конт широ­ко пропагандировал идею научности применительно ко всем проявлениям природы и общества. И до сих пор его имя вспо­минается в связи с созданной им первой классификацией наук и с самой идеей «социологии» как науки об обществен­ной жизни, включающей в себя социальную статику и соци­альную динамику. Философия предстает в ее новом качестве, как сугубо строгая система, обобщающая результаты различ­ных ветвей научного познания, и только в том значении она может иметь право на существование.

Свойственная науке ориентация на закономерность нашла отражение в предложенном О. Контом так называемом «законе трех стадий» интеллектуального развития человечества. Он заключается в том, что каждая из главных концепций, каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различ­ные теоретические состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или отвлеченное; со­стояние научное, или позитивное.

Другими словами, человеческий разум в силу своей приро­ды и в каждом из своих исследований пользуется последова­тельно тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен: сначала ме­тодом теологическим, затем метафизическим и, наконец, по­зитивным. Именно наука, как третья стадия эволюции, сме­няет предшествующие ей теологическую, объясняющую все происходящее на основе религиозных представлений, и мета­физическую, заменяющую сверхъестественные факторы раз­вития сущностями и причинами. Наука, с позиции О. Конта, есть высшее достижение интеллектуальной эволюции. Выс­шая, научная, стадия содействует рациональной организации жизни всего общества. Она показывает всю бесплодность по­пыток осознать первые начала и конечные причины всего су­щего, провозглашаемых как цель метафизики.

Именно на третьей, позитивной, стадии вступает в силу второй из трех законов О. Конта - «закон постоянного подчинения воображения наблюдению». Наблюдение - универсаль­ный метод приобретения знания. Он помогает освободиться от ненаучных догматических напластований, стать на твердую почву фактов. «Все здравомыслящие люди повторяют со вре­мен Бэкона, что только те знания истинны, которые опирают­ся на наблюдения». Да и сам реальный ход развития науки в XX столетии свидетельствовал о тяготении ее к накоплению материала, к его описанию и классификации. Но поскольку наблюдаются лишь явления, а не причины и сущности, науч­ное знание по своему характеру оказывается описательным и феноменальным. Этим объясняется знаменитая контовская сентенция о «замене слова «почему» словом «как». Место объяснения у Конта занимает описание. Тем не менее предви­дение в качестве функции позитивной философии провозгла­шается как наиболее важная и значимая способность положи­тельного мышления. Однако, чтобы придать позитивной фи­лософии характер всеобщности, необходимо сформулировать энциклопедический закон, связанный с классификацией наук.

Основной характер позитивной философии, как определяет его Конт, выражается в признании всех явлений, подчиненных неизменным естественным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмыслен­ным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных. Изучение позитивной философии даст нам един­ственное средство открывать логические законы человеческо­го разума. Считая все научные теории великими логическими фактами, мы только путем глубокого наблюдения этих фактов можем подняться до понимания логических законов.

Чтобы понять, что такое позитивный метод нужно изучать приложения данного метода. Причем последний не может быть изучен отдельно от исследований, к которым он приме­няется. Так как, по мнению ученого, все, что рассматривает метод, отвлеченно, сводится к общим местам, настолько смут­ным, что они не могут оказать никакого влияния на умствен­ную деятельность человека. Неверно, что одним только чтени­ем правил Бэкона или рассуждений Декарта можно построить позитивный метод.

Конт уверен, что цель философии - в систематизации че­ловеческой жизни. По его мнению, истинная философия ста­вит себе задачей по возможности привести в стройную систе­му все человеческое, личное и в особенности коллективное существование, рассматривая одновременно все три класса характеризующих его явлений, а именно: мысли, чувства и действия. Первое, о чем ей следует заботиться, так это о согла­совании всех трех частей человеческого существования, что­бы привести его к полному единству.

Единство может быть действительным лишь постольку, поскольку точно представляет совокупность естественных от­ношений. Следовательно, необходимым и предварительным условием становится тщательное изучение совокупности ес­тественных отношений. Только посредством такой системати­зации философия может влиять на действительную жизнь. Конт уверен, что у философии есть социальная функция, ох­ватывающая три области человеческой деятельности: мышление, чувство и действие. И только достигнув позитивного со­стояния, философия может с надлежащей полнотой достой­но выполнить свое основное назначение.

Другим крупнейшим представителем первого позитивизма был Герберт Спенсер (1820-1903). Идея плавного, эволюционного прогресса становится доминирующей в его концепции и главным принципом его методологии. «Эволюция есть интег­рация (приведенная к членораздельному единству) материи, сопровождаемая рассеянием движения, во время которой ма­терия переходит от состояния неопределенности, несвязной однородности к состоянию определенной и связной разно­родности и во время которой неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение»[30]. Философ вы­сказывает идею о ритме эволюции. Понятия интеграции и дезинтеграции, перехода от однородного к разнородному (дифференциации) и от неопределенного к определенному, т. е. идея нарастающей структурности составила содержа­тельную ткань его концепции.

Философия, согласно Спенсеру, должна объединять все конкретные явления. Закон совместного действия всех фак­торов, понимаемый как закон непрерывного перераспределения материи и движения, составляет основу философии. Основаниями философии должны служить фундаментальные поло­жения, т. е. положения, которые невыводимы из более глубо­ких и которые могут быть обоснованы только обнаружением полного согласия между собой всех результатов, достигнутых через их допущение. Это первичные истины: «неуничтожимость материи», «непрерывность движения» и «постоянство количества силы», причем последняя является основной, а предыдущие - производными. Однако если Милль представ­ляет материю и сознание как возможности ощущения, то Спенсер уверен в их символической природе. Он считает, что истолкование всех явлений в терминах материи, движения и силы есть не более как сведение наших сложных мысленных символов к простейшим, а когда уравнение приведено к его простейшим терминам, символы все же остаются символами. Спенсер дает феноменологическое истолкование науки, доволь­ствующееся лишь связью внешних явлений. Наука поэтому есть лишь отчасти объединенное знание, в то время как фи­лософия - знание вполне объединенное.

Итак, подытоживая знакомство с тремя выдающимися мыслителями - Дж. Миллем, О. Контом и Г. Спенсером - стоящими у истоков философии науки, зададимся вопросом: какие инновации предложил первый позитивизм интеллектуальному континууму эпохи? Дж. Милль выделил в качестве об­щего направления научного познания эмпиризм и индуктивизм. В его трудах четко прослеживалась феноменалистическая ориентация, провозглашался унифицирующий подход, основанный на вере в единообразие природы. Трудноразре­шимой проблемой был вопрос о взаимосуществовании рели­гии и науки. В том или ином варианте, но позитивисты не от­важивались полностью игнорировать феномен религии. Наибольшее позитивное значение у Спенсера имела проводимая им эволюционная идея, которая косвенным образом отрази­лась и в самом понимании философии. Она представала как «вполне объединенное знание».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.