Иногда встречающийся
термин «аномальное знание» не означает ничего иного, кроме того, что способ
получения знания либо само знание не соответствуют тем нормам, которые
считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Весьма интересно
подразделение анормального знания на три типа:
а) Первый тип
возникает в результате расхождения регулятивов здравого смысла с установленными
наукой нормами. Этот тип достаточно распространен и внедрен в реальную
жизнедеятельность людей. Он не отталкивает своей аномальностью, а привлекает к
себе внимание в ситуации, когда действующий индивид, имея специальное
образование или специальные научные знания, фиксирует проблему расхождения норм
обыденного мироотношения и научного (например, в воспитании, в ситуациях
общения с младенцами и пр.).
б) Второй тип
возникает при сопоставлении норм одной парадигмы с нормами другой.
в) Третий тип
обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм
человеческой деятельности.
Уже давно
вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют
многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально
имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод, который разделяется
современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализма,
сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как
нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно
также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими
бы сомнительными первоначально они ни казались. Даже если неожиданные аналогии,
тайны и истории окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро
нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.
Достаточно часто
звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на рационализм, завела
человечество в тупик, выход из которого может подсказать вненаучное знание. К
вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на
иррациональной деятельности -на мифах, религиозных и мистических обрядах и
ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов науки, и в
частности П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют
право на существование внутри самой науки.
Развитие подобной
позиции можно связать и с именем Дж. Холтона, который пришел к выводу, что в
конце XX столетия в Европе возникло и стало шириться движение, провозгласившее
банкротство науки.
Мнение о том, что
именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также
оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по
сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает,
должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и
объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже
потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.
Иногда вненаучное
знание именует себя как Его Величество Иной способ истинного познания. И
поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы
повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии инженера и ученого
значительно снизился, то напряжение, связанное с тенденцией ухода во вненауку,
возросло.
В
древнеегипетской цивилизации возник сложный аппарат государственной власти,
тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в
зависимости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания
существовали в религиозно-мистической форме и поэтому были доступны только
жрецам, которые могут читать священные книги и как носители практических
знаний иметь власть над людьми.
Как правило, люди
селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек.
Поэтому возникает необходимость систематического наблюдения за явлениями
природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к
созданию календаря, открытию циклически повторяющихся затмений Солнца и т. д.
Жрецы накапливают знания в области математики, химии, медицины, фармакологии,
психологии, они хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование
свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в
области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана
ирридодиагностика.
Так как любая
хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой
массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного
продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как
распределение благ велось пропорционально социальным и профессиональным
рангам. Для практического употребления создавалось множество таблиц с готовыми
решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями,
которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда
они не занимались созданием теорий - одним из важнейших признаков научного
знания.
Шумеры изобрели
гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365
дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде (для справки: современное значение - 365
дней 5 часов, 48 минут, 46 секунд), ими была создана оригинальная концепция Me,
содержащая мудрость шумерской цивилизации, большая часть текстов которой не
расшифрована.
Специфика
освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии
обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет
рационального
исследования
мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений
используются аналогии из жизни людей.
Предпосылкой
возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В
нем, как правило, происходит отождествление различных предметов, явлений,
событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо
было овладеть операцией выделения «существенных» признаков, а также научиться
сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам, что в
дальнейшем сыграло значительную роль в становлении знаний.
Формирование
отдельных научных знаний и методов связывают с тем культурным переворотом,
который произошел в Древней Греции. Что же послужило причиной культурного
переворота?
Рассматривая
переход от традиционного общества к нетрадиционному, в котором возможно
создание науки, развитие философии, искусства, нужно отметит что для
традиционного общества характерна лично-именная и профессионально-именная
трансляция культуры. Общество такого типа может развиваться либо через
совершенствование приемов и орудий труда, повышение качества продукта, либо за
счет увеличения профессий путем их отпочкования. В этом случае объем и качество
знаний, передаваемых из поколения в поколение, увеличивается благодаря
специализации. Но при таком развитии наука появиться не могла, ей не на что
было бы опереться, уж ли не на знания и навыки, передаваемые от отца сыну?
Кроме того, в таком обществе невозможно совмещение разнородных профессий без
уменьшения качества продукции. Что же тогда послужило причиной разрушения
традиционного общества, положило конец развитию через специализацию?. Такой
причиной стал пиратский корабль. Для людей, живущих на берегу, всегда
существует угроза с моря, поэтому гончар, плотник обязательно должен быть еще и
воином. Но и пираты на корабле - это тоже бывшие гончары и плотники.
Следовательно, возникает настоятельная необходимость совмещения профессий. А
защищаться и нападать можно только сообща, значит, необходима интеграция,
которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного
общества. Это означает и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни решают,
другие исполняют), что впоследствии приводит к осознанию роли закона (номоса)
в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех.
Систематизация законов, устранение в них противоречий - это уже рациональная
деятельность, опирающаяся на логику.
В некоторых
концепциях упор делается на особенности общественной психологии древних
греков, обусловленные социальными, политическими, природными и другими
факторами.
Около V в. до н.
э. усиливаются демократические тенденции в жизни греческого общества,
приводящие к критике аристократической системы ценностей. В это время в
социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если
сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. Стимулируются
публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным
интересам спорящих, что способствовало развитию критичности, без которой
немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника
счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться
«наука доказывающая».
В истории науки,
существует два метода формирования знаний, соответствующих зарождению науки
(преднауки) и науки в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает,
как правило, те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно
сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Он пытается
строить модели таких изменений для предвидения результатов своих действий.
Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляла
идеализированную схему практических действий. Так, египетские таблицы сложения
представляют типичную схему практических преобразований, осуществляемых над
предметными совокупностями. Такая же связь с практикой обнаруживается в первых
знаниях, которые относятся к геометрии, основанной на практике измерения
земельных участков.
Способ построения
знаний путем абстрагирования и систематизации предметных отношений наличной
практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся
способов практического освоения мира. Если на этапе преднауки как первичные
идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов
языка и правила оперирования с ними) выводились непосредственно из практики и
лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые
идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает строить
фундамент новой системы знания как бы «сверху» по отношению к реальной
практике и лишь после этого, путем ряда опосредствований, проверяет созданные
из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями
практики.
При таком методе
исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из
ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного
материала для формирования новых знаний. Эти объекты погружаются в особую «сеть
отношений», структуру, которая заимствуется из другой области знания, где она
предварительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных
структур действительности. Соединение исходных идеальных объектов с новой
«сеткой отношений» способно породить новую систему знаний, в рамках которой
могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон
действительности. Прямое или косвенное обоснование данной системы практикой
превращает ее в достоверное знание.
В развитой науке
такой способ исследования встречается буквально на каждом шагу. Так, например,
по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз
предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно
самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому
изучению. С этого момента начинается собственно математическое исследование, в
ходе которого из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные
объекты. Применяя, например, операцию вычитания к любым парам положительных
чисел, можно было получить отрицательные числа при вычитании из меньшего числа
большего.
Открыв для себя
класс отрицательных чисел, математика делает следующий шаг. Она распространяет
на них все те операции, которые были приняты для положительных чисел, и таким
путем создает новое знание, характеризующее ранее неисследованные структуры
действительности. Описанный способ построения знаний распространяется не только
в математике, но и в естественных науках (метод выдвижения гипотез с их
последующим обоснованием опытом).
С этого момента
заканчивается преднаука. Поскольку научное познание начинает ориентироваться
на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной
практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться,
опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в особой форме
практики, обслуживающей развивающееся естествознание, - научном эксперименте.
Древние греки
пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и
вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских.
Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно
философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и
опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Некоторые из этих идей
востребованы и сегодняшним естествознанием.
Для создания
моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей
вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы
пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала
мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже
философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал
принцип: началом всего является число. Пифагорейцы считали числовые отношения
ключом к пониманию мироустройства. И это создавало особые предпосылки для
возникновения теоретического уровня математики. Задачей становилось изучение
чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций,
а самих по себе, безотносительно к практическому применению. Ведь познание
свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии
Космоса. Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать
разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих
свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления.
Именно эта
установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных
отношений (привязанного к наличному опыту) к теоретическому исследованию,
которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций
новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее
вещи, их свойства и отношения. В пифагорейской математике наряду с
доказательством ряда теорем, наиболее известной из которых является знаменитая
теорема Пифагора, были осуществлены важные шаги к соединению теоретического
исследования свойств геометрических фигур со свойствами чисел. Так, число
«10», которое рассматривалось как совершенное число, соотносилось с
треугольником'.
К началу V в. до
н. э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории человечества
изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции.
Достаточно полно была изучена окружность, так как для гребков круг являлся
идеальной фигурой и необходимым элементом их умозрительных построений. Немногим
позже стала развиваться геометрия объемных тел - стереометрия. Теэтетом была
создана теория правильных многогранников, он указал способы их построения,
выразил их ребра через радиус описанной сферы и доказал, что никаких других
правильных выпуклых многогранников существовать не может. Особенности
греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном
случае равносильно Созерцательному (греческий- рассматриваю, созерцаю),
наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность
ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого. А что же созерцать,
как не небесный свод, по которому движутся небесные светила? Без сомнения,
наблюдения над небом производились и в чисто практических целях в интересах
навигации, сельского хозяйства, для уточнения календаря. Но не это было для
греков лавным. Надо было не столько фиксировать видимые перемещения небесных
светил по небесному своду и предсказывать их сочетания, а разобраться в смысле
наблюдаемых явлений, включив их в общую схему мироздания. Причем в отличие от
Древнего Востока, который накопил огромный материал подобных наблюдений и
использовал их в целях предсказаний, астрология в Древней Греции не находила
себе применения.
Первая
геометрическая модель Космоса была разработана Эвдоксом (V в. до н. э.) и
получила название модели гомоцентрических сфер. Затем она была
усовершенствована Калиппом. Последним этапом в создании гомоцентрических
моделей была модель, предложенная Аристотелем. В основе всех этих моделей лежит
представление о том, что Космос состоит из ряда сфер или оболочек, обладающих
общим центром, совпадающим с центром Земли. Сверху Космос ограничен сферой
неподвижных звезд, которые совершают оборот вокруг мировой оси в течение суток.
Все небесные тела (Луна, Солнце и пять в то время известных планет: Венера,
Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн) описываются системой взаимосвязанных сфер,
каждая из которых вращается равномерно вокруг своей оси, но направление оси и
скорость движения для различных сфер могут быть различными. Небесное тело
прикреплено к экватору внутренней сферы, ось которой жестко связана с двумя
точками следующей по порядку сферой и т. д. Таким образом, все сферы находятся
в непрерывном движении. Во всех гомоцентрических моделях расстояние от любой
планеты до центра Земли всегда остается одинаковым, поэтому невозможно
объяснить видимое колебание яркости таких планет, как Марс, Венера,
следовательно, вполне резонно, что могли появиться иные модели Космоса.
И к таким моделям
можно отнести гелиоцентрические модели Гераклида Понтийского (V в. до н. э.) и
Аристарха Самосского ( в. до н. э.), но они не имели в то время широкого
распространения и приверженцев, потому что гелиоцентризм расходился с
традиционными воззрениями на центральное положение Земли как центра мира и
гипотеза о ее движении встречала активное сопротивление со стороны астрономов.
Среди значимых
натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм.
Как считал Аристотель, атомистика возникла в процессе решения космогонической
проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540-450 гг. до н. э.). Если
проинтерпретировать мысль Парменида, то проблема будет звучать так: как найти
единое, неизменное и неуничтожающееся в многообразии изменчивого, возникающего
и уничтожающегося? В античности известны два пути решения этой проблемы.
Согласно первому,
все сущее построено из двух начал: начала неуничтожимого, неизменного, вещественного
и оформленного и начала разрушения, изменчивости, невещественности и
бесформенного. Первое - атом («нерассекаемое»), второе - пустота, ничем не
наполненная протяженность. Такое решение было предложено Левкиппом (V в. до н.
э.) и Демокритом (около 460-370 гг. до н. э.). Бытие для них не едино, а
представляет собой бесконечные по числу невидимые вследствие малости объемов
частицы, которые движутся в пустоте; когда они соединяются, то это приводит к
возникновению вещей, а когда разъединяются, то - к их гибели.
Второй путь
решения проблемы Парменида связывают с Эмпедоклом (ок. 490-430 гг. до н. э.).
По его мнению, Космос образован четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом,
водой, землей и двумя силами: любовью и враждой. Элементы не подвержены качественным
изменениям, они вечны и непреходящи, однородны, способны вступать друг с другом
в различные комбинации в разных пропорциях. Все вещи состоят из элементов.
Платон (427-347
гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения
вещества. В «Тимее» философ утверждает, что четыре элемента - огонь, воздух,
вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает
их назвать началами и принимать за стихии (греческий т. е. «буквы»). Различия
между элементами определяются различиями между мельчайшими частицами, из
которых они состоят. Частицы имеют сложную внутреннюю структуру, могут
разрушаться, переходить друг в друга, обладают разными формами и величинами.
Платон, а это вытекает из структурно-геометрического склада его мышления,
приписывает частицам, из которых состоят элементы, формы четырех правильных
многогранников - куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра. Им соответствуют земля,
огонь, воздух, вода.
Так как некоторые
элементы могут переходить друг в друга, то и преобразования одних
многогранников в другие могут происходить за счет перестройки их внутренних
структур. Для этого необходимо найти в этих фигурах общее. Таким общим для
тетраэдра, октаэдра и икосаэдра является грань этих фигур, представляющая из
себя правильный (равносторонний) треугольник.
Предложенные
американским физиком К. Гелл-Манном гипотетические простейшие структурные
единицы материи - кварки - имеют некоторые черты, напоминающие платоновские
элементарные треугольники. И те и другие не существуют отдельно,
самостоятельно. Как и свойства треугольников, свойства кварков определяются
числом 3: существует всего три рода кварков, электрический заряд кварка равен
одной трети заряда электрона и т. д. Изложенная в «Тимее» атомистическая
концепция Платона, «представляет собой поразительное, уникальное и в каких-то
отношениях провидческое явление в истории европейского естествознания».