Наиболее часто и
наглядно идея рациональности как рефлексивного контроля и объективирующего
моделирования реализуется в режиме «закрытой рациональности* на основе заданных
целеориентиров. Поэтому нередко рациональность сводят к успешной целесообразной
или целенаправленной деятельности. Исследователи критически относятся к типу
«закрытой» рациональности. Именно абсолютизация и догматизация оснований,
функционирующих в режиме «закрытой» рациональности частных парадигм, лишают в
современном сознании идею рациональности ее духовного измерения, ценностно-мировоззренческой
перспективы, связанной с установкой на гармонизацию отношений человека и мира.
Однако то, что
представляется рациональным в «закрытой» рациональности, перестает быть
таковым в контексте «открытой». Например, решение проблем производственных не
всегда рационально в контексте экологических. Или деятельность, иррациональная
с позиции науки, может быть вполне рациональной с других точек зрения, к
примеру с точки зрения получения ученой степени.
Достаточно
эвристическая идея открытой рациональности отражает очевидный факт эволюции
науки, постоянного совершенствования аппарата анализа, способов объяснения и
обоснования процесса бесконечного поиска истины. Вместе с тем, несмотря на
существенные достижения современных наук в построении научной картины мира, не
умолкают голоса скептиков, указывающих, что на рубеже третьего тысячелетия
науке так и не удалось достаточным образом объяснить гравитацию, возникновение жизни,
появление сознания, создать единую теорию поля и найти удовлетворительное обоснование
той массе парапсихологических или биоэнергоинформационных взаимодействий,
которые сейчас уже не объявляются фикцией и чепухой. Выяснилось, что объяснить
появление жизни и разума случайным сочетанием событий, взаимодействий и
элементов невозможно, такую гипотезу запрещает и теория вероятностей. Не
хватает степени перебора вариантов периода существования Земли.
В конце XX в. в
науке произошли существенные изменения. Отклонение от строгих норм научной
рациональности становилось все более допустимым и приемлемым. Нарушение
принятых и устоявшихся стандартов стало расцениваться как непременное условие
и показатель динамики научного знания. Познание перестало отождествляться
только с наукой, а знание - только с результатом сугубо научной деятельности. С
другой стороны, многие паранаучные теории допускали в свои сферы
основополагающие идеи и принципы естествознания и демонстрировали свойственную
науке четкость, системность и строгость.
Ограничение идеи
гносеологической исключительности науки, которое вряд ли могло быть воспринято
ученым миром с особым воодушевлением, уравновешивалось многообразными
возможностями расширения сферы научного интереса. В объектное поле научных
изысканий стали попадать явления исключительные, наука обернулась к формам
познавательной деятельности, которое ранее квалифицировались как
«пограничные», не признанные в сферах официальной науки Астрология, парапсихология
и целый комплекс так называемых народных наук стали привлекать к себе внимание
не с точки зрения их негативной оценки, что весьма банально,, а с позиции их
нетрадиционных подходов, методов, познавательных ориентации. Да и внутри самой
науки все явственнее стали обнаруживаться «девиантные» линии, т. е.
отклоняющиеся от общепринятых норм и стандартов научного исследования. Возник
даже новый термин: кроме широкоупотребляемых «паранаука» и «вненаучное знание»,
стало использоваться понятие «анормальное» знание. Оно указывало на факт
наличия знания, которое не соответствовало принятой парадигме, а потому всегда
отторгалось.
Однако факты из
истории науки свидетельствуют о беспочвенности скоропалительного отторжения
«сумасшедших идей и гипотез». Так, например, идеи Н. Бора о принципе дополнительности
считали «дикими и фантастичными», высказываясь о них так: «Если этот абсурд,
который только что опубликовал Бор, верен, то можно вообще бросать карьеру
физика». «Выбросить всю физику на свалку и самим отправляться туда же».
Процесс возникновения термодинамики сопровождался фразами типа: «Бред под
видом науки». Такая защитная реакция классической науки по-своему понятна, это
своего рода иммунный барьер. И каждая вновь возникшая идея проходит тщательную
и строгую проверку на приживаемость.
Аналогом такого
«анормального» знания может считаться и научный романтизм Гёте, размышлявшего о
протофеномене, этаком зримо явленном законе. Расшатать рамки строгой научной
рациональности помогли и интуитивизм А. Пуанкаре, и теория неявного,
личностного знания М. Полани, и методологический анархизм П. Фейерабенда.
Постепенно отношение к девиантным формам познавательной деятельности несколько
изменилось, они стали уживаться с научными концепциями, так как из и анализа
методологи надеялись извлечь серьезные положительные результаты - некое
методологическое приращение к традиционализму.
Вместе с тем сама
ситуация такой уживчивости, которая могла быть охарактеризована словами формулы
терпимости: «Оставьте расти все вместе, и то и другое до жатвы», - привела к
релятивности научного познания. Расширение сферы методологических интересов
послужило обоснованию равноправного гносеологического статуса таких ранее
контрадикторных противоположностей, как астрономия и астрология, традиционная
и нетрадиционная медицина. И если, согласно установкам XX в., астрология
считалась недостойной внимания лженаукой, то в XX в. критика подобных
наукообразований осуществлялась более корректно. Так, Карл Поппер считал, что
астрологию нельзя квалифицировать как науку, потому что она не ориентируется на
принцип фальсификации: «астрология излишне подчеркивает положительные
свидетельства и игнорирует контрпримеры». Испокон веков она придерживается
определенных постулативных положений, что, впрочем, не так уж чуждо и науке.
Отсутствие
фалъсифицируемости в астрологии, как это утверждает Поппер, опровергает Эдвард
Джеймс. Он считает, что в ходе исторического развития ее содержание не оставалось
неизменным, и достаточно видное место занимала процедура фальсификации.
Громкие сенсации по поводу несбывшихся гороскопов - что это, если не
своеобразное действие принципа фальсификации? Известная сентенция «звезды не
лгут» может быть истолкована как методологическое требование опытной проверки
астрологических построений, в том числе и как процедура фальсификации. Тогда
понятно, что ошибаются астрологи, а звезды не лгут.
В другом,
признающем астрологию подходе выдвигались принятые с точки зрения
традиционалистики аргументы, исходя из которых ее появление было связано с
потребностями общественной практики и материальными интересами, как-то:
успешное проведение охоты, занятие земледелием и скотоводством. Все это,
безусловно, подчинялось ритмам звездного неба. Ритмы звездных взаимодействий, их
влияние на процессы на Земле было общим импульсом развития как астрологии, так
и астрономии и космологии. Астрология совершенствовала и свой математический
аппарат, уточняла технику исчислений. А когда потребовалось освоить технику
гороскопа, астрологи стали применять точнейшие тригонометрические вычисления.
(Заметим, что в Риме астрологов называли математиками.)
Самое последнее
обновление или подтверждение научного статуса астрологии связано с интересными
размышлениями космистов, и в частности с концепцией Л. Гумилева, связывающей
ритмы человеческой истории с ритмами космической активности в «ближнем
космосе». Подобные идеи содержатся и в теории А. Чижевского.
Помимо всех
естественнонаучных доводов, астрология удовлетворяла и еще одну древнейшую
человеческую потребность, самую большую слабость человека - знать свою судьбу.
Она облекала сам способ удовлетворения этой потребности в достаточно строгую
научную форму, осуществляя сбор данных, проведение исчислений, формулировку
соответствий.
Разграничение
(демаркация) науки и вненаучных форм знания всегда осуществлялось с
привлечением критериев научности. Однако убеждение в необходимости их
четкости, строгости и однозначности было свойственно науке XX в. Затем начались
разногласия по вопросу значимости тех или иных критериев науки. К середине 70-х
гг. XX в. позиция, провозглашающая возможность однозначного, раз и навсегда
устанавливаемого критерия или меры идентификации подлинной науки
рассматривалась как анахронизм. Возникла точка зрения, согласно которой понятие
научности не следует связывать с каким-либо одним критерием или набором
критериев. Критерии носят либеральный характер, а границы научности задаются
социокультурными параметрами. Наука постоянно развивается, и формулировка
указанных критериев должна отвечать этой ситуации постоянного динамизма и
изменчивости. Динамика развития с неизбежностью разрушает классические каноны.
Важно отметить, что осознание потери научными репрезентациями своего
привилегированного места уравнивает науку в ее отношении к реальности с
другими подходами. Она уже не та единственная и уникальная магистраль притока
информации, не всегда оснащенная самыми инновационными и модернизирующими
приборами и приспособлениями .
В последнее время
статус эзотерических знаний достаточно укрепился. Крайне негативное отношение
к девиантному знанию (как к околонаучному, фарсовому перевертышу науки)
сменилось позицией терпимости, а иногда и упованиями, подпитываемыми, как это
ни парадоксально, диалектическим видением мира, что в конце концов наука
сможет объяснять кажущиеся ныне сверхъестественными явления, и в связи с
найденным причинным объяснением они перестанут быть таковыми. Произойдет
развенчание сверхъестественного.
Соотношение
эзотеризма и науки. Ключевой идеей для эзотеризма является существование двух реальностей,
одна из которых имеет совершенный идеальный характер (что в терминах эзотерики
означает существование на тонких уровнях), другая выражает стремление человека
пройти путь совершенствования и изменить и себя, и Космос. Отсюда два видимых
вектора эзотеризма. Один указывает на идею сверхчеловека, человека с
расширенным сознанием и выдающимися способностями. Другой - на идею
преображения жизни, аналогично той, которая опредмечена холиазмической
формулой «царствия Божьего на Земле».
И если
рациональное научное знание, как правило, неэмоционально и безличностно
объективно, то в эзотерической традиции приобщение к тайному знанию невозможно
без использования механизмов эмоциональных переживаний, и в частности без
посылов, ориентированных на свет, добро и благость в мыслях, словах и
поступках - в случае приобщения к белой магии, и на прямо противоположные
установки - в случае черной магии.
Эзотерические
представления реализуют две основные цели: во-первых, познавательную,
направленную на изучение фактов, лежащих за пределами обычного опыта;
во-вторых, властную, или кибер-цель, связанную с управлением процессами
внешнего мира. Если научное знание, начиная с нового времени, всегда
оказывается в центре интеллектуальных притяжений, то положение эзотеризма в
разные исторические эпохи было неодинаковым. Он то оттесняется на периферию,
то продвигается на авансцену духовных изысканий.
Когда говорят о
науке, то отмечают в первую очередь ее системность. Однако подобное же свойство
можно обнаружить и в современных эзотерических учениях. Многие исследователи
уверены, что так называемое «лунное» знание представляет собой целую систему
знаний, такую же сложную, как современная физика, чьи предположения иногда
оказываются на стыке вероятного и невероятного.
Ориентироваться в
сложном здании герметической философии непросто. Есть существенные разногласия
в понимании значения употребляемых понятий и терминов. Так, Е. Варшавский
предлагает следующую их иерархию[34]. Эзотерическое знание
делится на четыре вида. Во-первых, знание оккультных сил, пробуждаемых в
природе посредством определенных ритуалов и обрядов. Во-вторых, знание каббалы,
тентрического культа и часто колдовства. В-третьих, знание мистических сил,
пребывающих в звуке (эфир), в мантрах (напевах, заклинаниях, заговорах,
зависящих от ритмов и мелодий). Другими словами - знание законов вибрации и
магическое действие, основанное на знании типов энергий природы и их
взаимодействия. В-четвертых, это знание Души, истинной мудрости Востока,
предполагающей изучение герметизма.
Можно встретиться
с подразделением всех оккультных наук на экзотерические ы эзотерические. Первые
изучают внешнюю форму явлений природы; вторые исследуют внутреннюю сущность.
Здесь достаточно очевидным аналогом служат существующие в науке эмпирический и
теоретический уровни исследования.
Термин
Происхождение
Оригинал
Перевод
Значение
Оккультизм
Лат.
Оккультус
За пределами
Преданные огласке ранее тайные науки
Экзотеризм
Греч.
Экзотерикус
Внешний
Ясное, доступное всем
зотеризи
Греч.
Эзотерикус
Внутреннее
Доступное узкому кругу
Мистика
Греч.
Мистикос
Секретно
Озарение, духовное общение с Богом
Противостояние
спиритизма и оккультизма. Согласно существующему взгляду, теории, в которых
признавалось вмешательство высших духовных существ, получили название
спиритических. Спиритизм основывается на древнеегипетском веровании в существование
сверхъестественного мира нематериальных духов. Его сторонники верят и в
существование душ умерших. Связь с миром духов оказывается привилегией
жрецов, способы этой связи составляют большую тайну. В настоящее время
человека, способного к спиритическим контактам, называют медиумом. Спиритизм
рассматривают в его двух ветвях: американской и европейской (прежде всего
немецкой). Спириты объясняют свой успех тем, что их учение является протестом
против естественнонаучного материализма, господствующего над мышлением.
Спиритуалист верит в невидимые таинственные миры, заполненные существами, истинная
природа которых представляет неразгаданную загадку.
Концепции, в
которых истинной причиной происходящего принимались неизвестные природные
силы, назывались оккультизмом. Под понятием «оккультизм» следует подразумевать
общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и
Космосе, но доступных для понимания особо посвященных, т. е. людей, прошедших
обряд посвящения и получивших специальную биопсихоэнергетическую подготовку. В
последнее время эти два родственных по истоку направления вступили в открытую
борьбу. Для оккультных наук важным вопросом оказалась проблема, где искать
источник сил, проявление которых наблюдается в магических операциях? Искать ли
его в живой или неживой природе? Чем он является по природе - физическим или
психическим явлением и процессом? И когда современные физика и химия
замолкают, не в силах объяснить те или иные феномены, можно расслышать
негромкие голоса оккультных наук, выступающих от имени еще непознанных
природных сил.
Попытки
доказательства оккультных явлений предпринимались и прежде, подобную задачу, в
частности, поставил известный химик Вильяме Крукс и пришел к аналогичным
результатам. Другой химик, Карл Рейхенбах, обратил внимание на факт северного
сияния и предположил, что такое световое явление должно происходить всюду, где
есть магнитные полюса. Сенситивы, наиболее чувствительные люди, фиксировали
сияние у полюсов больших магнитов, ощущали температуру и даже притягивались к
ним. Рейхенбах сделал вывод, что сияние испускают не только магниты, но и
всякий предмет, выставленный ранее на солнечный свет, а также кристаллы и
человеческое тело. Силу, производящую свечение, он назвал одом. Исходящий от
людей од (по Рейсенбаху - биод) отчасти совпадает, таким образом, с психической
силой современных оккультистов. Однако «в то время как психическую силу надо
считать связанной непременно с людьми или во всяком случае с животными,
предположенная од-сил а встречается повсюду в природе»[35].
Тем не менее в контексте спиритических опытов проблема фотографирования и
материализации духов – одна из наиболее полемических в связи с многочисленными
обманами, зафиксированными самими же свидетелями. Считается, что до сих пор нет
и не имеется еще ни одного положительного и бесспорного доказательства
подлинности спиритизма.
Плюралистичность
эзотеризма.
Традиционная наука реализует достаточно строгую форму организованности. Научное
знание выступает в виде логически упорядоченной схемы. Эзотеризм изначально
плюралистичен. Он как бы призван отразить индивидуальные различия в путях
ищущих, где каждый имеет право на свое собственное, отличное от другого
мировосприятие. Кстати, греческий аналог термина «эзотеризм» означает
«внутреннее», «закрытое» Иногда его сторонники объединяются в некие общества и
группы, однако предполагать их монолитное единство было бы просчетом. По сути
своей эзотеризм как поиск и построение идеальной реальности и осмысление
личного пути совершенствования есть своеобразная ниша интеллигибельной свободы
или свободы умопостижения, где каждый имеет право на духовное творчество,
самостоятельное волеизъявление, не стесненное нормой запрета
социально-идеологического характера. Если бы этот феномен не существовал, его
как сферу личного трансцендентного поиска, где каждый, пытаясь выразить свою
обеспокоенность современным состоянием мира и человечества, стремится отыскать
способы его личного преодоления, следовало бы образовать. Можно сказать, что
это сфера человеческой духовной самодеятельности аналогична существующей в
искусстве. Есть профессионалы, а есть множество самодеятельных
недипломированных самородков, по-своему исполняющих собственный танец, поющих
свою песню. Отсюда и пестрота, разномастность и неодинаковость «репертуара».
Запретить это невозможно, отрежиссировать невероятно сложно, а объяснить легко.
Разве не прав
человек в своем желании, отбросив гнет чисто материальных проблем, думать о
проблемах космической значимости, тем более что они сопряжены со стремлением к
совершенствованию? Разве виновен он в том, что в нем проявляется его
антропософичность - устремленность к божественному совершенству и
всемогуществу?
Эзотерика
призывает многое принимать на веру. Не предоставляя доказательств, она
обращается к внерациональным или сверхрациональным способам убеждения, опирается
на легенды и предания, свидетельства исторического повествования, привлекая на
свою сторону все большее и большее число сторонников. Последователи
герметических учений верят в непосредственное влияние произносимой мистической
формулы на природу вещей, т. е. признают, что произносимое слово само по себе
обладает способностью и свойством влиять на естественное течение событий. На этом
воззрении основывалась и магия всех языческих народов. Этот элемент
необыкновенно силен и по сей день, особенно в медицине.
Взгляд с точки
зрения «понятийного» не всегда совпадает с устремлением к постижению
«потаенного». Понимание герметизма и герметичности как чего-то тайного, закрытого,
куда никто и ничто не может проникнуть, настолько прочно, что сохранилось и в
современной языковой практике. В герметизме соблюдался принцип держать в тайне
от профанов сокровенные знания о Вселенной и человеке, но передавать их
ученикам, посвященным. Предполагалось, что герметизм есть «система Верховных
доктрин, выражающих в своей совокупности Абстрактное герметическое Синтетическое
Учение о Божественной Первопричине, Человеке и Вселенной. Все, что есть,
сводится к этим трем началам, модусам Единой Реальности и Объединяется в
Единстве Ея Сущности. Это учение есть совершенная форма Истины в разуме. Оно
есть Ея полная проекция, законченная и исчерпывающая реализация»[36].
Все высшие
достижения человека объясняются степенью его приобщения к божественной
просветленности. И все, на что он способен, рассматривается как дар всевышнего
творца, мирового космического разума. И хотя в эзотерическом знании в качестве
источника познания провозглашаются откровение и мистическая интуиция, сейчас в
нем наблюдается явно проступающая тяга к научной терминологии, когда
«волхвование» облекается в научные формы. Имея в виду этот формально
терминологический аспект, иногда говорят о возможном синтезе сциентизма и
магии.
Считается, что
эзотерические учения охватывают два плана существования сознания. Первый
оценивается как иллюзия сознания (или майя), он представляет желаемый образ
будущего. Второй - практический, опирающийся на методику, средства и способы
достижения желательного состояния. Человек должен стремиться именно к
задуманной, построенной мысленно эзотерической реальности. Он задает ее траектории.
Непременным условием достижения желаемого состояния является необходимость
кардинального изменения себя, работа над трансформацией своего сознания.
Исследователи подчеркивают, что «эзотерическая реальность - это не обязательно
сверхъестественный или мистический мир. Эзотерической является любая
реальность, вводящая в идеальный мир, предполагающая индивидуальный мир,
индивидуальное творчество, особые установки и устремления индивида»[37].
Здесь весьма очевидны параллели и сопоставления эзотерической и виртуальной
реальности.