Состояние
экосистем (объекта и предмета ранее одних только естественных наук) сейчас
стало заметным фактором прогрессивных и регрессивных социально-экономических
процессов а, следовательно, вошло в предметную зону наук о человеке и обществе
Экологическая проблема ввиду ее междисциплинарности и сложности, высокой
стоимости научных и инженерных природоохранительных решений, а также
«естественного космополитизма) стала сильным стимулом межрегионального и
международного сотрудничества, а общественные движения с экологическими программами
стали реальной силой при формировании органов государственной власти. Все это
свидетельствует об актуальности исследования экологической проблемы на любом
уровне. В качестве предмета методологических исследований можно выделить
взаимодействия типа «общество-природа» как в общей постановке, так и в частных
аспектах взаимодействия на к
Общая цель
исследований в области экологии - это охрана окружающей среды и гармонизации
отношений человека с природой Такая цель предполагает выделение множества частных
предметных областей В экологической интердисциплинарной проблематике
предлагаются различные понятия, выделяющие ту или иную группу проблем и
предметных областей исследовательской деятельности типа «экологический путь
научного знания» и «экологическое научное мышление», «социоестественный
закон», «экологическая техника», «экологизация знания» «экологическая
биофизическая химия», «экологическая биотехнология», «социально-экологические
процессы», «экологическое знание и сознание» и многие другие.
В локальных
проблемах экологии отношения живых организмов с окружающей средой, особенно при
переходе рассмотрения проблемы от популяций к организму, а далее к клетке, ген
химические аспекты проблемы выступают явным образом. Своеобразный комплекс
проблем возникает также в связи с техногенными процессами функционирования
химической и биохимической технологий (или биотехнологии).
Мы не будем
останавливаться на анализе проблем загрязнения природы воздействием химической
и биохимической технологий, это специально-научная проблема. Здесь же зададимся
простым по постановке, но далеко не тривиальным вопросом почему в результате
функционирования химической технологии и биотехнологии происходят вредные
воздействия на окружающую среду вообще и живые организмы в частности? Почему
исходные продукты данных технологий (сырье), как правило, нетоксичны, в то
время как промежуточные и конечные продукты, включая отходы, оказывают вредное
воздействие на живую природу?
При
термодинамическом рассмотрении ни одна из технологий не нарушает общий,
интегративный материально-энергетический баланс на Земле в силу законов
сохранения массы и энергии. Экологически вредные воздействия возникают при
локальных нарушениях энтропийно-энергетических процессов в экосистемах, что и
характерно для технической деятельности. Всякое производство, всякая
технология связаны с потреблением энергии, которая получается, как правило, из
горючих ископаемых (т. е. используется энергия Солнца, когда-то
аккумулированная в естественных продуктах) или из радиоактивных руд. Законы
термодинамики показывают, что полезное использование энергии не может быть
стопроцентным, часть тепловой энергии неизбежно будет рассеяна в окружающей
среде.
Как отмечается
«Каждый раз, когда мы сжигаем топливо, часть тепловой энергии может быть
использована в виде свободной энергии (точнее сказать, может быть использована
для полезной работы в виде энергии Гиббса, т е свободной энергии при постоянном
давлении), а остальвая часть энергии расходуется на изменение энтропии,
означающее возрастание неупорядоченности в системе. Таким образом, потребление
топлива сопряжено с образованием продуктов, загрязняющих окружающую среду, а
также частичным рассеянием энергии в форме тепла».[121]
Выделение и
рассеяние тепловой энергии происходит и при работе биореакторов в
биотехнологических производствах, так как в процессе ферментации происходит
получение энергии микроорганизмами при окислении (сжигании) веществ с высоким
энергетическим содержанием (Сахаров, парафинов, нефти и др.). Поскольку
очистные сооружения также являются, по существу, технологическими участками
основного производства и также нуждаются в определенной энергии, то уже на
этом этапе получается замкнутый круг для экологической проблемы в одной только
ее части - рассеянии тепловой энергии в окружающей среде.
Далее, так
называемое полезное использование энергии, потребляемой для получения целевого
продукта, в химической индустрии приводит к получению химически активных
продуктов или в биотехнологии - биологически активных продуктов, которые
активно и неконтролируемо взаимодействуют с окружающей живой природой. Такие
активные продукты взаимодействуют с живыми организмами как с упорядоченными
системами и увеличивают скорость возрастания в них энтропии сверх естественных
темпов, т. е. приводят к ускорению их дезорганизации.
Систематизируем
теперь пути применения интердисциплинарных званий и в технической деятельности,
имеющие место при решении проблем экологии.
Мы рассмотрим
пути решения экологической проблемы в первую очередь относительно проблем
химической технология и биотехнологии, но в принципе все сказанное ниже
справедливо к любой производственно-технической деятельности человека.
ПЕРВЫЙ путь - это
использование, как уже отмечалось, неэнергоемких технологий и - в качестве
сырья и источника энергии - возобновляемых ресурсов. Во взаимодействиях химии
и биотехнологии эта задача решается при утилизации возобновляемых растительных
ресурсов - продуктов фотосинтеза - путем ферментативного или химического их
разложения до Сахаров.
ВТОРОЙ путь связан со взаимодействием
химии и биотехнологии в сфере проблем основных технологических процессов.
Здесь показательна современная тенденция проведения химических превращений с
использованием ферментных систем в виде либо изолированных ферментов, либо
ферментов, связанных с активностью живых клеток (микробиологическая
трансформация). Такой подход позволяет резко уменьшить и удельное
энергопотребление в технологическом процессе, и уменьшить удельное количество
побочных продуктов в результате. С другой стороны, в биотехнологии химические
методы позволяют проводить иммобилизацию ферментных систем и стабилизировать
ферментативную активность тех или иных продуктов при денатурирующих
воздействиях, что эквивалентно соответствующему увеличению производительности
биотехнологического предприятия - производителя данных активных ферментных
препаратов Последнее эквивалентно уменьшению совокупного вредного воздействия
данного производства в расчете на удельную величину активности продукта. Таким
образом, второй путь решения экологической проблемы связан с совершенствованием
«экологичности» основного технологического процесса при получении полезного
целевого продукта и повышением качества этого продукта во взаимодействиях
химических и биотехнологических знаний.
ТРЕТИЙ путь - наиболее известный, он
связан с нейтрализацией (инактивацией) вредных выбросов промышленных
производств, т. е. связан с работой очистных систем. В этой части экологической
проблемы происходит взаимодействие названных областей научно-технического
знания при создании систем химической и биологической очистки, работа которых
включает многие физико-химические и микробиологические взаимосвязанные процессы
ЧЕТВЕРТЫЙ путь решения экологической проблемы,
где роль химии и биотехнологии в их взаимодействиях также велика, - химическое
и микробиологическое разрушение ксенобиотиков (чужеродных живым организмам
соединений) непосредственно в окружающей среде. Речь здесь идет об
искусственном введении в ту или иную экосистему химически или биохимически
активных агентов (веществ, культур микроорганизмов) для восстановления
естественных балансных процессов путем перевода ранее попавших в эту систему
вредных веществ в неактивные продукты. Это относится, в частности, к таким
загрязняющим веществам, как углеводороды и их хлорпроизводные, ароматические
соединения, пестициды, поверхностно-активные вещества и др.
Наконец, ПЯТЫЙ
путь решения экологической проблемы во взаимодействиях химии и
биотехнологии - получение фармацевтических продуктов, повышающих устойчивость
живых организмов к воздействию вредных агентов в окружающей среде естественного
и техногенного происхождения (солнечного УФ-облучения, естественной и
избыточной радиации, химических веществ токсического действия, биопродуктов,
вызывающих патологические изменения и т п.). Дополнительным к названным выше
следует назвать важное направление современной экологии - мониторинг окружающей
среды, основой которого являются экспериментальные аналитические методы
контроля, связанные, в первую очередь, с аналитическими методами химии и
смежных областей, включая применение химических и биохимических сенсоров. Как
мы уже говорили, по проблемам экологии существует громадный объем литературы,
в частности, все увеличивающийся объем философско-методологических
исследований. Учитывая это обстоятельство, мы ограничились только первым
уровнем методологической рефлексии проблем, примыкающим, по существу, к
специально-научному уровню: выделили и систематизировали основные предметные
области приложения естественнонаучных и технических знаний, получаемых при
взаимодействии химии (подразумевая и химическую технологию) и биотехнологии
(подразумевая все ее базисные естественные науки).
Философско-методологический
анализ экологической проблемы показывает, что ее следует рассматривать как
необходимый этап эволюции Вселенной в целом. В связи с этим и правомерна
научная постановка эсхатологической проблемы - старой проблемы с новыми
интердисциплииарными средствами ее решения.
Люди, пишущие и
размышляющие о науке, в абсолютном большинстве случаев находятся внутри
научного дискурса, отчего приобретают склонность видеть науку только с одной
стороны: со стороны ее собственных проблем, целей и задач. Наука действительно
являет собой сложный полиструктурный организм, целый мир, в недрах которого
бушуют познавательные страсти, схлестываются несовместимые точки зрения,
ведется кропотливая экспериментаторская и теоретическая работа. Наука обладает
способностью поглощать своих субъектов, делать их фанатиками исследования.
Расширяя познавательный горизонт, она одновременно сужает его до собственно-научного
видения, элиминируя, отвергая другие точки зрения на действительность. Вот
почему львиная доля публикаций, посвященных науке, относится к рассмотрению
внугринаучных проблем.
Однако на самом
деле наука-лишь один из видов человеческой соотнесенности с миром, возникший
исторически довольно поздно и выполняющий в жизни общества совершенно
конкретные функции. Знаменитое бэконовское «Знание - сила!» и сейчас остается в
чести, указывая на инструментальный характер научного знания, на его тенденцию
оборачиваться силой, которой владеет и распоряжается человек. Принадлежащая
рационалистическому и просветительскому мировоззрению идея покорения природы
имела в виду те самые цели, которые раньше преследовала магия: постичь строение
Вселенной и ее энергетический потенциал, чтобы использовать их как орудия
власти над миром, как средства удовлетворения постоянно развивающихся
человеческих потребностей. Коренное различие состояло в том, что магия видела
в природных стихиях одушевленные начала, субъектов, с которыми надо было войти
в альянс, наука же, стремясь дать человеку желаемое, стала рассматривать мир
как безгласный полигон собственной активности, как неограниченный источник
ресурсов, который можно бесстрашно и бестрепетно эксплуатировать ради собственного
блага.
Если обратиться к
иерархии потребностей, построенной американским психологом А. Маслоу и ставшей
на сегодняшний день «общим местом», можно увидеть, что ученые приложили руку
к удовлетворению практически всех групп человеческих потребностей и желаний.
Но, несомненно, наибольшее влияние открытия и изобретения науки, внедренные в
производство, оказали на удовлетворение тех потребностей, которые Маслоу
называет витальными. Впрочем, эта «витальность» очень условна, так как
потребность есть, пить, передвигаться, защищать себя от непогоды выступает в
наши дни в собственно-человеческих, культурных формах, далеких от своей
биологической предтечи.
Математика,
естествознание, технические науки, выясняя объективные свойства предметов и
создавая технику и технологии, способствовали возникновению современного типа
жилищ, дали основные принципы работы наземного, водного и воздушного
транспорта, помогли увеличить урожаи и поголовье скота, стали основой пищевой
индустрии, одели человека в искусственные материалы, породили небывалые прежде
средства связи и информации. Если провести мысленный эксперимент и в одно
мгновение убрать из нашей жизни и быта то, что инициировано в производство
наукой, то мы, пожалуй, останемся на одичавшей земле в деревянных избах, а есть
будем только то, что выросло на собственном огороде.
Наука,
интегрированная в производство, стала могучей производительной силой, и теперь
уже не только удовлетворяла потребности, но и порождала их. То, что Маслоу
называет «витальным», таково только по своей предпосылке. Конечно, человеку
нужно передвигаться в пространстве, но наука дает ему для этого автомобиль и
самолет, и вот уже мы не мыслим себя без этих средств передвижения, нам
необходимо оказываться на другом конце планеты за несколько часов, а пробки на
автомобильных дорогах нас страшно раздражают. В сущности никто не задумывается
о том, что без науки нам надо было бы добираться в ближайший пункт назначения
неделями, а в отдаленный - годами. А в прежние времена это было нормально.
Наука резко
сократила для нас время и пространство, создав невиданные прежде скорости.
Точно так же она сделала привычными многие почти не заметные удобства: мягкие
глазные линзы, вставные зубы, одежду из синтетики, индустриально произведенные
полуфабрикаты: сухие супы и торе, консервы, замороженные котлеты. Понятно, что
потребность в последних не является витальной, она собственно культурна, ибо
возникает только у хозяйки, живущей в темпе сегоднянш-ней жизни, спешащей на
свою, возможно научную, работу по улице города, созданного на базе достижений
многих наук.
Наука
удовлетворяет и вторую группу фундаментальных потребностей, выделенную Маслоу,
- это потребности, связанные с безопасностью. Ученые участвуют в
создании материалов и конструкций, способных защитить нас от погодных причуд,
диких зверей и других людей, посягающих на нашу жизнь и собственность. Впрочем,
являясь создателем зон безопасности, она одновременно порождает множество опасностей,
ибо отвечает той потребности, которая не отмечена Маслоу, зато активно
муссируется психоаналитиками и этологами - потребности в проявлении агрессии.
Все богатство современных вооружений, включая средства массового уничтожения,
созданы наукой. Без нее их возникновение было бы просто невозможно. Современное
оружие - от стрелкового до химического и биологического - первоначально
создается в исследовательских центрах и лабораториях, там же оно испытывается,
отвечая противоречивому социальному запросу, в котором потребность в
«безопасности для себя» оборачивается заказом на «опасность для всех».
Долгое время
научно-теоретические разработки практически не касались удовлетворения таких
потребностей человека, как потребность в коммуникации и любви, а также потребность
в признании: достижении, репутации, престиже. Однако XX век возместил этот
пробел. Здесь вступили в силу социальные и гуманитарные дисциплины, создавшие
союз с психологией. Если макро- и микросоциология позволяют нам нарисовать
более или менее адекватную картину человеческих взаимоотношений, то психология
личности, психоанализ, этика, конфликтология, теория коммуникаций, антропологическая
философия способны сыграть «прикладную роль», при которой описание ситуации
трансформируется в совокупность стратегий, предлагаемых гражданам с целью
гармонизации их отношений с миром и с самими собой. Под определенный тип
поведения, практикуемого в повседневности, подводится теоретическая база.
Конечно, психология и гуманитарные науки стоят на грани научного и ненаучного.
Их предмет - внутренняя жизнь субъектов и их поведение - не позволяет им
механически воспроизводить объективистский подход физики или химии, о чем в
свое время ярко и доказательно писал Г. Риккерт. И все же по сей день
гуманитарные дисциплины тоже считаются науками и в качестве таковых они
выполняют важную ориентацией ну ю и регулятивную функцию в современном мире.
Говоря о
потребностях человека, А. Маслоу называет отдельно в качестве дополнения к
базовым потребностям потребность в познании и понимании. Следует
заметить, что наука в огромной степени удовлетворяет именно эту человеческую
потребность, не менее настоятельную, чем другие. Есть, пить и одеваться
необходимо, но не менее необходимо ориентироваться в окружающей
действительности, иметь для нее отчетливую систему координат, хорошо
представлять свойства и возможности окружающего мира. В людях существует живое
любопытство, которое заставляет их интересоваться прошлым и будущим,
качествами вещей «самих по себе», далекими звездами, первопричинами вешей и
тайнами нашей души. Отдельные индивиды порой готовы даже жертвовать сытостью и
комфортом ради того, чтобы больше понять и узнать о мире. Искатели истины были
всегда, те искатели, которые желали знания ради самого знания, все новой
информации о самых далеких и сложных вещах ради понимания целостности бытия.
Первоначально наука создавалась именно такими энтузиастами познания, но и
теперь она отвечает чаяниям тех, кто хочет быть «зрячим» - силой теоретического
ума прозревать несущие структуры мироздания.
Естественные
науки и математика создают объективную, количественно выраженную картину мира.
Они стремятся продемонстрировать действительность такой, как она есть, без
вуали субъективности, без флера наших желаний и страстей. Правда, это никогда
не удается до конца, ибо даже самый изощренный понятийный аппарат все равно
остается человеческой проекцией* но практически проверяемые положения науки,
тем не менее, дают некую схему, позволяющую судить о «реальном положении дел».
Познавательная потребность получает свой «хлеб» - знания, и на какой-то момент
насыщается ими.
Гуманитарные
науки обеспечивают другую грань познавательной потребности - стремление иметь
мировоззрение, представление о прошлом своей культуры, о прошлом человечества,
полагать цели и с чувством уверенности опираться на ценности. Ценности, цели,
связь традиций с сегодняшним днем, особенности культур, языков разных народов -
вот те познания, которые дают человеку гуманитарные науки, которые тесно
соприкасаются с идеологией и религией.
Востребованность
науки человеком не является прямой и непосредственной. Вернее, желание
окунуться в научно-теоретический мир выступает прерогативой довольно узкого
круга людей, в то время как большая часть человечества, не испытывая особо
интереса к науке, просто пользуется ее плодами. Собственно, без науки как
«движущей силы производства» люди жили столетиями и тысячелетиями, следуя
традициям, воспроизводя старинные технологии, которые менялись очень медленно.
Только Новое время осторожно впустило науку в сферу трудовой деятельности и
начало наполнять обыденность продуктами теоретических разработок, хотя
истинного размаха проникновение науки в быт достигло только в XX в. Понять
косвенность присутствия науки в нашей жизни можно, сравнив специфику
повседневности и обыденного мироотношения с особенностями научного сознания.
Все люди, в том
числе и ученые, львиную долю своего времени проводят, подчиняясь законам
повседневного мира. Из многих характеристик, определяющих лицо повседневности и
подробно описанных феноменологической социологией, выделим всего четыре, но
очень существенные для понимания того, почему научное видение не может стать
непременным достоянием каждого:
Во-первых, повседневный
мир – это мир чувственно-конкретный, материальный, события в нем протекают
так, что всегда обладают индивидуальным рисунком, единственностью и
неповторимостью. Живя повседневной жизнью, мы не теоретизируем, и опыт
показывает, что попытка мыслить теоретически при разборе житейских ситуаций
нередко вырождается в беспомощную схоластику, далекую от возможностей разрешения
проблемы. Э. Берн применительно к психологии назвал такое теоретезирование
«игрой в психиатрию».
Во-вторых, повседневность
субъектоцентрична. Индивид как эмпирическое существо неизбежно субъективен,
поскольку он партикулярен, частичен, не равен миру как целому для поддержания
своей жизни он нуждается в заботе о самом себе. Индивида ведут его
непосредственно ощущаемые потребности и производные от них цели и ценности. В
обыденной жизни мы все естественно отсчитываем «от себя»: верх
и низ, право и
лево, близко и далеко. Всеобщее касается нас лишь постольку, поскольку так или
иначе затрагивает наши собственные интересы.
В-третьих, в
повседневности мы преследуем свои конкретные цели, стремимся получить
результат, поэтому она выступает как прагматический мир. Конечно, и здесь
есть такие феномены, как созерцание, искусство или игра - времяпровождение и
занятия, лишенные прямого практического интереса, однако, они лишь оттеняют
общую прагматичность обыденного мира. Кстати, они прекрасно вписаны в повседневность
потому, что зачастую тоже чувственно-конкретны, позволяют сознанию пребывать в
привычном состоянии.