рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы. Денежное обращение. Кредит

от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в

экономику и социальную область. Регулирование экономики становится

многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство

регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики,

структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения

объема перераспределения национального дохода через финансовую систему,

снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника

производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится

задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно

взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты

финансового механизма применяются в различных странах, использующих как

кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к

их конвергенции.

• Планово-директивная финансовая политика применяется в странах,

использующих административно-командную систему управления экономикой.

Основанная на государственной собственности на средства производства

плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное

руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и

финансами. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение

максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую

очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего

перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного

плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм.

Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при

помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с

государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у

государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального

изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый

доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи

налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством,

создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность).

Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного

остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению

государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом

определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то

есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм

государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий

изымалось до 80% их чистого дохода.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось

при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем

размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные

средства населения, помешенные в систему сберегательных касс, также

направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно

такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в

установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система

местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в

бюджете не превышал 10 — 15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень

доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им

из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных

государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их

увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы

использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей

народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т. п. В то же время

покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по

минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей

социальной сферы.

Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства

финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового

механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области

финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех

бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую

эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация

финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в

годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т. п. ). В

то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального

функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению

эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества,

резкому ухудшению финансового положения государства.

4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации

Отказ во второй половине 80-х гг. от монополии государственной

собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-

директивной финансовой политики СССР. Невозможность управления финансовыми

отношениями в негосударственном секторе экономики административными

методами привела к необходимости пересмотра принципов проведения финансовой

политики. К сожалению, в тот период это не было осознано государственными

органами. Желание управлять по-старому при отсутствии объективных условий

привело к кризису всей финансовой системы. Свидетельством этого кризиса

являются огромный дефицит бюджета, нарастающая эмиссия денег и

сопутствующая ей инфляция; рост внутреннего и внешнего долга государства,

наличие большого количества убыточных предприятий, платежный кризис в

народном хозяйстве, значительные суммы непроизводительных расходов и

потерь, рост незавершенного строительства, кризис платежных отношений

государства во внешнеэкономической сфере.

В 1991 — 1996 гг. стала проводиться принципиально новая финансовая

политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и

системе государственного регулирования экономики. Качественное изменение

финансовой политики усложнило задачи, стоящие перед государством.

Необходимо было не только обеспечить условия для создания нужного объема

финансовых ресурсов, их рационального распределения, но и создать в

кратчайшие сроки принципиально новый финансовый механизм во всех сферах и

звеньях финансовой системы. Задача осложнялась также тем, что значительная

часть общества несла материальные потери в связи с реформой

ценообразования, усиливающейся безработицей и снижением реальной заработной

платы.

Основа современной финансовой политики — это признание свободы

предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм

хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к

смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и

государственных хозяйствующих субъектов.

На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм.

Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными

отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на

налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все

экономические субъекты получают единые правила распределения созданных

финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.

Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут

плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов

возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном

зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей

задачей было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных

аспекта.

1. Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита.

Произошло сокращение бюджетного финансирования оборонных отраслей

промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на

содержание убыточных предприятий. При решении этих вопросов имеются крупные

недостатки, которые связаны с планированием завышенных объемов бюджетного

финансирования и поступления доходов в бюджет. Это приводит к невозможности

профинансировать в полном объеме запланированные расходы, а тем самым

способствует усилению напряженности в экономической и социальной сферах

жизни общества.

2. Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все большее

значение приобретает нормативный метод планирования расходов, особенно в

непроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к

выделению не только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных

ссуд. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных

средств.

Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за

последние 60 лет государственный кредит стал важным и открытым источником

покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные

формы — различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных

займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального

Банка.

Изменяется в последнее время организация бюджетной системы. На смену

централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на

реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Новое

развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 г. применяется

система трансфертных платежей, которая позволяет увязать объем

предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов

Федерации со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов.

Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет

изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме

вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более

широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для

этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок,

посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между

экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

Широкое распространение получила система внебюджетных фондов

государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для

целевого финансирования социальных расходов. Важную роль в решении этих

проблем могут играть создаваемые в настоящее время негосударственные

пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе

финансирования пенсионных расходов.

Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации

страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных

страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению

в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в

пользу последней.

Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому

органу управления — Министерству финансов пришла целая система

специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная

налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата,

Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием

государственных органов контроля широкое развитие получил независимый

аудиторский финансовый контроль.

Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный

характер. В 1995 — 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию

финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита

федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет

внутренних и внешних источников не тормозило экономическое развитие страны

в целом и способствовало снижению инфляции. Основная задача следующего

этапа (с 1998 г. ) по мере накопления финансовых ресурсов — полная

сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.

В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная

на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов

бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового

бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных

налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот,

увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного

перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц.

Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление

контроля за соблюдением налогового законодательства.

Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки

экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а

также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на

инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных

высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности

государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять на

поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с

постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к

долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению

государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных

ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно производиться в

рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения

инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики

государства.

Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальные нужды.

Основное направление здесь — повышение эффективности использования средств,

обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г.

Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской

Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:

реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и

равноправия всех бюджетов;

установление регламента бюджетного процесса;

уточнение системы межбюджетных отношений;

укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных

бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке

государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной

стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного

дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормального перелива

финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики.

Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за

финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических

лиц, оперирующих на этом рынке.

Важным представляется повышение качества работы государственных финансовых

органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата

финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию

региональных агентств Федерального казначейства, расширить функции органов

финансового управления в области аналитической, методической и

консультационной работы

Глава 5. Финансы и контроль

5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода

к рыночной экономике

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов

власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой

деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий,

учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль

за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе

формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической

эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности

произведенных расходов.

Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других

видов контроля (экологического, санитарного, административного и др. ) он

имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает

весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления

финансовых результатов.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля есть

практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической

категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства

охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном

уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый

контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как

государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;

финансовые нарушения влекут санкции я штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации

финансовой политики государства, создания условий для финансовой

стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех

уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью

государственных предприятий и учреждений, государственных банков и

финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства

негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения

денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие

обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при

расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также

соблюдение установленных правительством правил организации денежных

расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также

контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов —

собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических

финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов

инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой

отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь

процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постаудит", который

включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии

производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом

разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск

путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.

Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой,

как правило, включает следующие элементы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.