рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы. Денежное обращение. Кредит

ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением

непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого

ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству

финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и

ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой

основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых

операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых — поиск путей

снижения издержек и максимизации прибыли.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в

начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране

системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной

модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990

г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической

власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство,

Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба

страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена

структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник

аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый

контроль.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и

других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового

контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием

предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со

стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР

со стороны законодательных органов.

Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России.

Если в условиях планово-распределительной системы преобладал

государственный финансовый контроль со стороны государственных органов

власти и управления, отделений Государственного Банка СССР и специально

созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех

экономических субъектов, то в условиях перехода к рынку со держание и

методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением

роли государства в экономике.

1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более

концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за

стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и

использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение

государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного

финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных

организаций и т. д. и меняется его содержание.

2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону

предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение

профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному

контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному

анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств

при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Этому способствует и создание специальных контролирующих органов

представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов

происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных

проектов с привлечением специализированных консультационных фирм,

инвестиционных банков и финансовых корпораций.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень

организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового.

Отчетная документация — главный объект финансового контроля.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом

зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы,

обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем

демократическому государству.

5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

времени проведения:

предварительный; текущий (оперативный);

последующий.

субъектам контроля:

президентский;

контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

контроль исполнительных органов власти;

контроль финансово-кредитных органов;

ведомственный;

внутрихозяйственный;

аудиторский.

сфере финансовой деятельности:

бюджетный;

налоговый;

валютный;

кредитный;

страховой;

инвестиционный;

контроль за денежной массой.

форме проведения:

обязательный (внешний);

инициативный (внутренний);

методам проведения:

проверки;

обследования;

надзор;

анализ финансовой деятельности;

наблюдение (мониторинг);

ревизии.

Содержание государственного и негосударственного финансового контроля,

действующего в Российской Федерации, и деятельность органов, его

осуществляющих, даются в следующих параграфах главы. Здесь же рассмотрим

основные формы и методы проведения финансового контроля.

• Предварительный финансовый контроль проводится до совершения

финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых

нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и

прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования

средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс

составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов

внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и

разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На

микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и

кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных

балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной

деятельности и т. д.

• Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент

совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и

т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и

расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и

своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в

этом играют бухгалтерские службы.

• Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии

отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки

результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления

финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности

осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых

издержек с прогнозируемыми и т. д.

• В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и

расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой

деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

• Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр

финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта

для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

• Надзор производится контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой

деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и

нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за

деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за

страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства

и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

• Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля

предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-

бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой

деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным

капиталом и эффективности его использования.

• Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных

организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием

предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и

снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий

кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

• Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового

контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности

экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности,

целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические;

плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не

только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных

предприятий и учреждений, а также различными государственными и

негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство,

Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на

основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению

материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

5. 3. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его

осуществляющие

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в

Конституциях (Уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль за

финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны

Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется

прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и

нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а

также при утверждении отчетов об их исполнении.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов

созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и

Государственной Думы1, Счетная палата РФ.

Начало такому контролю было положено созданием в 1992 г. Контрольно-

бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в

своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента2. В

настоящее время основная часть его функций передана Комитету

Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам,

соответствующие подкомитеты которого проводят экспортно-аналитическую

работу по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает

заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются

оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам

налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных

органов принадлежит Счетной палате РФ3, деятельность которой определяется

Федеральным Законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от

Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового

контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному

Собранию РФ.

Сфера полномочий Счетной палаты — контроль за федеральной

собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все

юридические лица — государственные органы и учреждения, включая

государственные внебюджетные фонды и ЦБР; органы местного самоуправления,

коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и

негосударственные некоммерческие организации — в части, связанной с

получением, перечислением или использованием ими средств федерального

бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а

также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных

федеральными органами.

(Счетная палата — юридическое лицо. Возглавляется председателем,

назначаемым Госдумой на шесть лет, и заместителями председателя,

назначаемыми Советом Федерации также на шесть лет. Коллегия Счетной палаты

помимо председателя и заместителей включает 12 аудиторов: каждая из палат

Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную

работу выполняет аппарат — инспектора Счетной палаты. Подобные органы

существуют и в субъектах Федерации; например, контрольно-счетная палата

Московской Городской Думы).

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных

фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и

улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности

расходования государственных средств, в том числе предоставленных на

возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение

степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных

фондов; финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия

федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением

бюджетных средств на счетах банков; регулярное представление Совету

Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального

бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от

приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного

внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка

России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования

иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также

предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе

иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические

проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений,

возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к

ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в

нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет

представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или

организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При

выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины,

наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков

рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать

предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не

исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной

Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и

расчетных операций по счета проверяемого юридического лица. Предписание

может быть обжаловано в судебном порядке.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты

должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с

Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания

федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра

финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения

на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное

управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 г. Как

структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется

непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами

исполнительной власти. Среди его функций — контроль за деятельностью

органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти,

подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти

субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических

лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей

государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы

собственности) представления документов, материалов и любой информации,

необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и

представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение

Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять

предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть

рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно

не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый

контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и

контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в

том числе финансовых.

На основании Конституции РФ и Закона "О Совете Министров —

Правительстве РФ" Правительство РФ контролирует процесс разработки и

исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области

финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую

деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность

подведомственных им специальных органов финансового контроля.

Правительством РФ утверждено новое Положение о Министерстве финансов (на

основании Постановления от 19 августа 1994 г. ), Положение о Федеральном

казначействе (на основании Постановления от 27 августа 1993 г. ). При

Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд

контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны

исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое

не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно

контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той

или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин

осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального

бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и

средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного

контроля; контролирует направление и использование государственных

инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных

нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального

бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного

расходования средств, а также непредставления ими соответствующей

отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по

назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.