Финансы. Денежное обращение. Кредит
полученные суммы на будущий год.
Правительство РФ организует работу по доведению до представительных и
исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об
особенностях составления расчетов к проектам бюджета на следующий
финансовый год, в том числе централизованно установленных социальных и
финансовых нормах или их изменениях. Кроме того, в письме разработаны
данные о:
- проектируемых нормативах (процентах) отчислений от регулирующих доходов и
принятых в их расчет сумм континентов этих доходов;
- дотациях и субвенциях, намечаемых к предоставлению из федерального
бюджета РФ, и их целевом назначении;
- перечне и фиксированных долях (в процентах) доходов, закрепленных за
бюджетами субъектов Федерации;
- перечне расходов, передаваемых из федерального бюджета РФ.
Данные по аналогичным показателям сообщаются вышестоящими
исполнительными органами власти непосредственно нижестоящим
представительным и исполнительным органам власти в установленные
соответствующими вышестоящими органами власти сроки, обеспечивающие
утверждение бюджетов до начала финансового года. Для полного учета всех
финансовых ресурсов, а также определения средней финансовой обеспеченности
исполнительный орган власти субъектов Федерации вправе составлять
территориальный сводный финансовый баланс. Предприятия, учреждения,
организации всех форм собственности, расположенные на соответствующей
территории, включая налоговые службы и органы статистики, по запросам
исполнительных органов обязаны безвозмездно представлять им сведения,
необходимые для составления этих балансов.
В ходе составления проектов бюджетов много времени уходит на
согласование доходов и расходов между исполнительными органами власти и
финансовыми и налоговыми органами.
Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ
Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную
Думу. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:
- предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший
период;
- прогноз социально-экономического развития РФ на предстоящий год;
- прогнозы Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий
год;
- прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год; основные
направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год;
основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с
бюджетами субъектов РФ на предстоящий год;
- федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию
регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на
предстоящий год; федеральная адресная инвестиционная программа; оценка
ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год, а также
консолидированного бюджета за предшествующий год;
- поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на
предстоящий год и некоторые другие материалы.
Вместе с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете"
Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов
о бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также предложения о
повышении минимального размера пенсий и минимального размера оплаты труда.
По сравнению с США перечень представляемых документов значительно
ограничен. Административно-бюджетное управление США вместе с проектом
федерального бюджета направляет в Конгресс еще 30 документов, в том числе
об эффективности проводимых бюджетных мероприятий, полную информацию о
государственном долге, прикидочные данные о бюджетных расходах на ближайшие
пять лет, потери бюджета в связи с разнообразными налоговыми льготами и др.
Эти данные позволяют специалисту с предельной точностью оценить состояние
финансов США, дать оценку бюджетно-налоговой политики правительства,
проанализировать ее наиболее вероятные перспективы.
Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах —
Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов
Федерации и местных самоуправлениях.
Проект федерального бюджета и указанные документы, полученные Советом
Государственной Думы, направляются в его Комитет по бюджету, налогам,
банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает
вопрос о принятии проекта федерального закона "О федеральном бюджете" к
рассмотрению в Государственной Думе. Все материалы передаются Президенту
РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений,
а также в Счетную палату на заключение.
Комитеты, утвержденные Советом Государственной Думы, ответственны за
рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с точки зрения
целесообразности, актуальности, финансовой и материальной возможностей.
Результаты анализа и заключения по каждому комитету направляются в Комитет
Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, который
является единственным специализированным бюджетно-финансовым комитетом с
огромным объемом работы по всем перечисленным в его названии вопросам. В то
же время, как и в развитых странах, внутри парламента действует множество
дифференцированных бюджетно-налоговых комиссий и комитетов (в США,
например, 27 подразделений Конгресса занимаются вопросами рассмотрения
бюджета), детально анализирующих конкретные проблемы.
Получив заключение от каждого комитета, Комитет Государственной Думы по
бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по
проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в
Государственную Думу, которая начинает рассмотрение бюджета в нескольких
чтениях (например бюджета на 1997 г. в четырех чтениях). При необходимости
Правительство РФ направляет в Думу изменения и дополнения в законодательные
акты о налогах.
При рассмотрении федерального бюджета в первом чтении Государственная
Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ,
основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы
взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме
того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на
предстоящий год:
1) доходы в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов
бюджетов РФ;
2) распределение доходов от федеральных налогов и сборов между
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
3) размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в
абсолютных цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия
дефицита;
4) общий объем расходов федерального бюджета в целом. По результатам
обсуждения принимается проект федерального бюджета в первом чтении и
утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении
Государственная Дума может:
передать указанный законопроект в Согласительную комиссию по уточнению
основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей
Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства, для разработки
согласованного варианта;
вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
При отклонении федерального бюджета и передачи его в Согласительную
комиссию она разрабатывает вариант основных характеристик федерального
бюджета и принимает согласованное решение. Согласованный текст федерального
бюджета вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную
Думу.
По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении
принимается постановление Государственной Думы о федеральном бюджете на
предстоящий год в первом чтении и об основных характеристиках этого
бюджета.
При рассмотрении проекта федерального бюджета в о втором чтении
Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам
бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов
федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.
При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении
Государственная Дума обсуждает расходы федерального бюджета по подразделам
функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации,
федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по
разделам во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального
бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому
виду расходов.
В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает поправки к
законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и
дефицита федерального бюджета. На пленарном заседании Государственной Думы
законопроект о федеральном бюджете ставится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон "О федеральном бюджете
на предстоящий год" в соответствии со статьей Конституции РФ в течение пяти
дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Закон о бюджете считается одобренным Советом Федерации, если за него
проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в
течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения
Советом Федерации этого закона обе палаты Парламента могут создать
Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего
Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации
закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него
проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы (ст. 105
Конституции РФ).
Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание Закона
Президентом отводится 14 дней. Если Президент в этот срок не подписал Закон
и отклонил его, то Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в
установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении
Закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не
менее 2/3 голосов от общего числа членов Парламента, он подлежит подписанию
Президентом РФ и обнародованию в течение семи дней (ст. 107 Конституции
РФ).
В случае непринятия федерального бюджета до начала финансового года
Государственной Думой принимается Федеральный закон о финансировании
государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале текущего
года.
Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов
соответствующему представительному органу власти, рассмотрения проекта
бюджета, утверждения его устанавливаются представительным органом власти в
Положении о бюджетном процессе на территории данного субъекта Федерации
самостоятельно в соответствии с Законом РФ "Об основах бюджетных прав и
прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ и
других субъектов РФ, местных органов самоуправления" (от 15 апреля 1993 г.
№ 4807-1).
Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета
законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ.
Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными
органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного
процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. В
процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить
изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной
бюджетной классификации. Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение
полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в
целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах
утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который
утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет
повышения эффективности и интенсификации народного хозяйства, в соблюдении
режима экономии в расходовании средств также более полного привлечения
налоговых доходов.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета,
образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах,
зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Она
используется по усмотрению соответствующего органа власти. Потери в доходах
и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета за исключением
случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.
Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ
проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также
Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом
РФ и их органами на местах.
При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически
обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного
федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и
расходов — основному оперативному плану распределения доходов-расходов по
подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам,
статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других
платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись
федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой
потребители бюджетных средств — отраслевые министерства и ведомства
(главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т. е.
средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.
• Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на
новую структуру Минфина РФ — Федеральное казначейство РФ. Система органов
Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального
казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территориальных органов на
местах.
Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственного
управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и
взаиморасчетов между бюджетами. Казначейство информирует высшие
законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления
РФ ежемесячно, а министра финансов РФ — ежедневно о результатах исполнения
федерального бюджета РФ, иных финансовых операций Правительства РФ, а также
о состоянии внебюджетных фондов.
Органы Казначейства осуществляют:
- контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и
расходами этого бюджета исходя из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и
государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих
фондов;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых
ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах
установленных на соответствующий период государственных расходов;
- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов,
представление высшим законодательным и исполнительным органам
государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях
Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных
фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы;
- управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными
банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
Функции Главного управления Федерального казначейства МФ РФ:
- организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета РФ и
государственных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;
- доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры
ассигнований из федерального бюджета РФ по обслуживаемым этими органами
территориям РФ;
- ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета РФ и
государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
- организует распределение в установленных размерах доходов между
федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации, а также передачу
средств в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным
налогам и доходам:
- осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета РФ и
иными централизованными финансовыми ресурсами как в рублях, так и в
иностранной валюте;
- регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом и
государственными внебюджетными фондами, организует контроль за
поступлением и использованием средств;
- организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны
РФ и другие мероприятия по исполнению бюджета.
Территориальные органы Федерального казначейства на местах осуществляют
на соответствующей территории функции по исполнению своих бюджетов.
Органы Казначейства открывают счета для зачисления и выдачи средств в
ЦБР, его учреждениях на местах, иных банках и финансово-кредитных
учреждениях. В министерствах, ведомствах, на предприятиях и в других
юридических лицах они осуществляют проверки денежных документов, отчетов,
планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и
использованием средств федерального бюджета РФ.
Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета
означает, что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со
всеми государственными федеральными ресурсами, находящимися в ведении
Правительства.
Казначейство в первую очередь обеспечивает принцип единства кассы в
отношении федеральных средств. Суть его в том, что с созданием казначейской
системы все платежи из федерального бюджета (или иных централизованных
государственных финансовых ресурсов) должны осуществляться с единого
(главного) счета Федерального казначейства, тем самым быть полностью ему
подконтрольны. Все остальные счета, которые опосредуют движение средств
федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны
быть транзитными, т. е. не иметь переходящих остатков. По существу это
означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе
Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные (текущие)
счета хозяйствующих субъектов, выполнявших работы или оказывающих услуги
для бюджетных единиц, финансирующих за счет федерального бюджета.
Казначейство, опираясь на ЦБР и его систему, освобождает его от функций
ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за целевым
их использованием.
Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации
денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета. В настоящее время
фиксируются только две стадии: объем бюджетных назначений и сумма
фактических платежей.
На практике процесс исполнения бюджета более детализирован. На уровне
бюджетной единицы (или распорядителя средств бюджета, т. е. конечного
потребителя бюджетных средств) прослеживаются следующие этапы:
доведение объема бюджетных ассигнований;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47
|