Финансы. Денежное обращение. Кредит
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое
Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в
стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию
аудиторской деятельности.
Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые
средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ
предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов
местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и
использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ
осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального
казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря
1992 г1.
Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах
осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных
предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов
всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность
предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение
смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме
того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную
политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя
при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным
использованием государственных средств.
Задачи Казначейства:
контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе
его исполнения;
контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление
высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых
операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
контроль совместно с Банком России за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга РФ;
контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и
финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных
документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на
предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального
бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в
банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном
порядке государственных средств, используемых не по назначению, с
наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального Банка
России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае
несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов
средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере
действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам,
увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют
с, органами Государственной налоговой службы и правоохранительными
органами.
Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в
1993 г. была создана специальная государственная структура — Российская
финансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведение
конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за
счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, и организация
контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.
В настоящее время проводится работа по разграничению компетенции и сфер
деятельности различных органов контроля за финансами со стороны
государства, чему будет способствовать принятие федерального закона о
финансовом контроле, находящегося пока в стадии разработки.
В России существует ряд специализированных органов финансового
контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов,
например, налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к
рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в
особую систему. Главная задача Государственной налоговой службы —
обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового
законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся
Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также
государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного
самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые
инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый
контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная
налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов,
координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими
контролирующими и правоохранительными органами.
Органы Государственной налоговой службы имеют право в соответствии с
налоговым законодательством проверять любые денежные документы у
юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных
граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и
сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать
соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и
правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для
извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения;
применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и
граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление
операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право
наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по
налогам в бюджет.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления
государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные
органы налоговой полиции, которые включают Федеральную службу налоговой
полиции, территориальные и местные органы ее.
Налоговая полиция решает задачи:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений;
обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых
инспекций;
защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств
при исполнении ими служебных обязанностей;
предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в
соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. "О
государственном страховом надзоре РФ" была образована служба
государственного надзора за страховой деятельностью.
В Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), подчиненную
Правительству РФ, помимо центрального органа входят территориальные органы
страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора)
и группам областей (кустовые инспекции Росстрахнадзора).
Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, помимо
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового
рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и
обеспечением платежеспособности страховщиков. С этой целью устанавливаются
правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета
соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также
порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой
деятельности, включая соблюдение установленных Росстрахнадзором нормативов.
В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных
документов органы Росстрахнадзора имеют право ограничивать действие
лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском о их
ликвидации.
Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в
значительной мере изменили функции банков в области финансового контроля.
Если в условиях плановой экономики контроль со стороны отделений Госбанка
СССР за деятельностью всех предприятий и организаций был всеобъемлющим, то
по закону коммерческие банки обязаны контролировать, главным образом,
соблюдение их клиентами — физическими и юридическими лицами —
установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и
валютного законодательства. Вместе с тем коммерческие банки по своей
инициативе анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для
оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют
контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды
и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с
начисленными процентами в установленные сроки.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит
Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления,
наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-
кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение —
Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими
банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов
банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при
предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в
зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам
воздействия: штраф в размере от 0, 1 до 1% от минимальной величины
уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению,
реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применение более
жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие
филиалов на срок до одного года; назначение ЦБР временной администрации
банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии
и ликвидация банка.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными
подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других
органов государственного управления за финансово-хозяйственной
деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.
Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и
проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один
раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Деятельность
контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится, в свою
очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов
субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля —
сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение
фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние
бухгалтерского учета и отчетности.
5. 4. Негосударственный финансовый контроль
Отказ от административно-командных методов управления экономикой
повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без
непосредственного участия государственных контрольных органов, но в
соответствии с государственными законами и нормативными актами. К
негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный
и аудиторский контроль
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием,
его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой
финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего
предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.
Децентрализация управления народным хозяйством, приватизация
государственных и муниципальных предприятий, появление новых хозяйствующих
субъектов привели к необходимости поиска и освоения новых методов
управлений финансами, включая контроль с учетом достижений мирового опыта
финансового менеджмента.
Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и
стратегический.
• Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной
хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации
бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись
главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный
бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и
финансового законодательства.
• Стратегический финансовый контроль предполагает разработку
оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению
капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию
прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии
привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства
предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.
Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с
конца 80-х гг., — аудиторский. С переходом к рыночной системе управления
экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие
банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их
финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния.
Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности
бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных
финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ ;
проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других
финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение
бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о
доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах
финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций,
полученных в результате аудиторских проверок.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если
инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического
субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех
случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994
г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые
организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных
отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме
открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера
уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,
принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятие (за
исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые
показатели которых превышают критерии, установленные Правительством.
Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных
органов — прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции.
Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской
проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание
штрафа по решению суда.
Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый
контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие
государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-
аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые
могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским
законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После
получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они
включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-
либо другой предпринимательской деятельностью.
Все услуги аудиторских организаций платные. Отношения аудитора
(аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по
договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения
судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или
дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг
производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым
Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет
средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой
организации, признанной судом банкротом.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ,
утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат
аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской
фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и
физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре
варианта заключения:
заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность
показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;
заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем
положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-
бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые
излагаются в аналитическом разделе заключения;
отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению
аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного
законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного
представления о финансовом положении проверяемого предприятия;
заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить
свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого
субъекта достаточно убедительных доказательств.
Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его
сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных
рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских
служб и рос роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций
с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.
Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий
6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и
предприятий1
Финансы коммерческих организаций и предприятий как часть финансовой
системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в
стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального
производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и
национальный доход.
В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и
предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с
организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47
|