рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы. Денежное обращение. Кредит

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое

Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в

стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию

аудиторской деятельности.

Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые

средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ

предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов

местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и

использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ

осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального

казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря

1992 г1.

Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах

осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных

предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов

всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность

предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение

смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме

того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную

политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя

при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным

использованием государственных средств.

Задачи Казначейства:

контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе

его исполнения;

контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление

высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых

операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

контроль совместно с Банком России за состоянием государственного

внутреннего и внешнего долга РФ;

контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и

финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных

документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на

предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального

бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в

банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном

порядке государственных средств, используемых не по назначению, с

наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального Банка

России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае

несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов

средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере

действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам,

увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют

с, органами Государственной налоговой службы и правоохранительными

органами.

Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в

1993 г. была создана специальная государственная структура — Российская

финансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведение

конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за

счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, и организация

контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.

В настоящее время проводится работа по разграничению компетенции и сфер

деятельности различных органов контроля за финансами со стороны

государства, чему будет способствовать принятие федерального закона о

финансовом контроле, находящегося пока в стадии разработки.

В России существует ряд специализированных органов финансового

контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов,

например, налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к

рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в

особую систему. Главная задача Государственной налоговой службы —

обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового

законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью

уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся

Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также

государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного

самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые

инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый

контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная

налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов,

координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими

контролирующими и правоохранительными органами.

Органы Государственной налоговой службы имеют право в соответствии с

налоговым законодательством проверять любые денежные документы у

юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных

граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и

сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать

соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и

правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для

извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения;

применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и

граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление

операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право

наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по

налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления

государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные

органы налоговой полиции, которые включают Федеральную службу налоговой

полиции, территориальные и местные органы ее.

Налоговая полиция решает задачи:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых

инспекций;

защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств

при исполнении ими служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в

соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. "О

государственном страховом надзоре РФ" была образована служба

государственного надзора за страховой деятельностью.

В Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), подчиненную

Правительству РФ, помимо центрального органа входят территориальные органы

страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора)

и группам областей (кустовые инспекции Росстрахнадзора).

Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, помимо

лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового

рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и

обеспечением платежеспособности страховщиков. С этой целью устанавливаются

правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета

соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также

порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой

деятельности, включая соблюдение установленных Росстрахнадзором нормативов.

В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных

документов органы Росстрахнадзора имеют право ограничивать действие

лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском о их

ликвидации.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в

значительной мере изменили функции банков в области финансового контроля.

Если в условиях плановой экономики контроль со стороны отделений Госбанка

СССР за деятельностью всех предприятий и организаций был всеобъемлющим, то

по закону коммерческие банки обязаны контролировать, главным образом,

соблюдение их клиентами — физическими и юридическими лицами —

установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и

валютного законодательства. Вместе с тем коммерческие банки по своей

инициативе анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для

оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют

контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды

и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с

начисленными процентами в установленные сроки.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит

Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления,

наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-

кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью

коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение —

Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими

банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов

банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при

предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в

зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам

воздействия: штраф в размере от 0, 1 до 1% от минимальной величины

уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению,

реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применение более

жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие

филиалов на срок до одного года; назначение ЦБР временной администрации

банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии

и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными

подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других

органов государственного управления за финансово-хозяйственной

деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и

проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один

раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Деятельность

контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится, в свою

очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов

субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля —

сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение

фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние

бухгалтерского учета и отчетности.

5. 4. Негосударственный финансовый контроль

Отказ от административно-командных методов управления экономикой

повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без

непосредственного участия государственных контрольных органов, но в

соответствии с государственными законами и нормативными актами. К

негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный

и аудиторский контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием,

его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой

финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего

предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Децентрализация управления народным хозяйством, приватизация

государственных и муниципальных предприятий, появление новых хозяйствующих

субъектов привели к необходимости поиска и освоения новых методов

управлений финансами, включая контроль с учетом достижений мирового опыта

финансового менеджмента.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и

стратегический.

• Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной

хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации

бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись

главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный

бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и

финансового законодательства.

• Стратегический финансовый контроль предполагает разработку

оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению

капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию

прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии

привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства

предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с

конца 80-х гг., — аудиторский. С переходом к рыночной системе управления

экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие

банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их

финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности

бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных

финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ ;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других

финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение

бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о

доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах

финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций,

полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если

инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического

субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех

случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994

г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые

организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных

отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме

открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера

уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,

принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятие (за

исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые

показатели которых превышают критерии, установленные Правительством.

Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных

органов — прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции.

Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской

проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание

штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый

контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие

государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-

аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые

могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским

законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После

получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они

включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-

либо другой предпринимательской деятельностью.

Все услуги аудиторских организаций платные. Отношения аудитора

(аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по

договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения

судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или

дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг

производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым

Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет

средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой

организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ,

утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат

аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской

фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и

физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре

варианта заключения:

заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность

показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем

положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-

бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые

излагаются в аналитическом разделе заключения;

отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению

аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного

законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного

представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить

свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого

субъекта достаточно убедительных доказательств.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его

сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных

рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских

служб и рос роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций

с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий

6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и

предприятий1

Финансы коммерческих организаций и предприятий как часть финансовой

системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в

стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального

производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и

национальный доход.

В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и

предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с

организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.