рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы. Денежное обращение. Кредит

фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов,

концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия

предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего

федерального бюджета Российской Федерации.

• В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета

осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного

хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного

контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной

политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде

всего предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как

основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях

устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно

реализовать связи между всеми участниками и составными частями

хозяйственного механизма.

Как известно, инфляция — многофакторный процесс. В Российской Федерации

на развитие инфляционного процесса наибольшее воздействие оказали крупные

бюджетные дефициты и либерализация цен, проведенная в январе 1992 г. В 1995

— 1996 гг. инфляционный процесс резко снизился. В 1996 г. развитие инфляции

должно ограничиться 2% в месяц. Для укрепления денежного обращения

необходимо снижать бюджетный дефицит, уменьшать военные расходы, затраты на

содержание государственного аппарата управления, установить жесткий

контроль над динамикой денежной массы. Только подавление инфляции позволит

рассчитывать на удешевление кредита, на массовый приток инвестиций в

производство;

3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли

накопления в национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные

дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования

налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и

целенаправленным использованием государственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга.

В Послании Президента РФ Правительству РФ "О бюджетной политике в 1997

г. " подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в

полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной

активности, безусловном выполнении государством своих финансовых

обязательств.

7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

- по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с

финансированием материального производства и содержанием

непроизводственной сферы;

- по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного

хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание

аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение

безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-

техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного

долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального

характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие

закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления

на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному

внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в

основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов

федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко

сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на

централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь

программы приватизации происходит преобразование. значительной части

государственных предприятий в акционерные общества, которые должны

осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и

ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование

отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ,

государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное

значение.

• Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской федерации на 1996

г.:

|Виды расходов |млр|% к |

| |д. |обще|

| |руб|й |

| |. |сумм|

| | |е |

| | |расх|

| | |одов|

|Государственное управление |674|1,6 |

| |9 | |

|Международная деятельность |280|6,4 |

| |36 | |

|Национальная оборона |801|18,4|

| |85 | |

|Правоохранительная |351|8,1 |

|деятельность и обеспечение |15 | |

|безопасности государства | | |

|Фундаментальные исследования и|115|2,8 |

|содействие научно-техническому|65 | |

|прогрессу | | |

|Промышленность, энергетика, |495|11,4|

|строительство |10 | |

|Сельское хозяйство |144|3,3 |

| |85 | |

|Охрана окружающей среды |213|0,5 |

| |1 | |

|Образование |151|3,6 |

| |89 | |

|Культура и искусство, средства|509|1,2 |

|массовой информации |8 | |

|Здравоохранение и физическая |747|1,7 |

|культура |5 | |

|Социальная политика |125|3,0 |

| |95 | |

|Обслуживание государственного |581|13,4|

|долга |44 | |

|Финансовая помощь субъектам РФ|546|12,6|

| |25 | |

|в том числе | | |

|Федеральный фонд финансовой |393|9,0 |

|поддержки регионов |37 | |

|Прочие расходы |249|5,8 |

| |35 | |

|Расходы целевых бюджетных |267|6, 2|

|фондов (Федерального дорожного|08 | |

|фонда, Федерального | | |

|экологического фонда и др. ) | | |

|Общая сумма расходов |435|100,|

| |750|0 |

Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие

основные группы затрат: государственную поддержку отдельных отраслей

народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий,

обороны страны, правоохранительной деятельности, международного

сотрудничества, погашение и обслуживание государственного долга и

финансовую поддержку регионов.

Главное место в расходах на народное хозяйство занимают дотации

угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному

хозяйству и некоторым другим отраслям. Общая сумма дотаций в 1996 г.

определена в 28 300 млрд. руб., или 57% от всех расходов на народное

хозяйство.

Основные средства направляются в топливно-энергетический и аграрно-

промышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка комплексного

переустройства аграрного сектора. В этих целях средства направляются на

проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание

рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на

селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог,

строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей

промышленности, рыболовецкого флота.

Конверсия военного производства финансируется не только за счет

бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по

перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции,

внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов

Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Федеральная инвестиционная программа, финансируемая за счет средств

федерального бюджета на 1996 г., предусмотрена в 29 184 млрд. руб., из

которых 20 721 млрд. руб. должны быть направлены на социальный комплекс.

Предприятиям и организациям предоставляются иностранные кредиты для закупок

оборудования по производству медпрепаратов и медтехники, сельхозтехники,

транспортного оборудования, средств связи.

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений

ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых

невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на

обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное

направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой

скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны

концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по

ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с

социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для

военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатками

умственного и физического развития, детских домов.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на

образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение,

социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации.

Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. В 1993 — 1996

гг. приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения.

Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе

профессионального образования.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных

слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня

заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание

детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению

заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по

внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование,

введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям

средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских

услуг.

Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития

комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии,

продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением

социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением

окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других

причин.

Структура военных расходов (1996 г. ):

|Виды расходов |тлрн|% к |

| |. |общей |

| |руб.|сумме |

| | |военных |

| | |расходов|

|Закупки вооружений и |13,0|16 |

|военной техники | | |

|Научно-исследовательские|6,5 |8 |

|работы | | |

|Капитальное |7,6 |10 |

|строительство | | |

|Пенсии военнослужащим |9,9 |12 |

|Содержание вооруженных |41,0|50 |

|сил | | |

|Прочие военные расходы |2,0 |4 |

| |80,1|100 |

Таким образом, наибольшие средства направляются на содержание

Вооруженных Сил. На 1 января 1996 г. штатная численность Вооруженных Сил РФ

составляла 2069, 9 тыс., в том числе 1469, 9 тыс. — военнослужащих и 600, 0

тыс. — гражданского персонала.

Недостаточные средства — 2, 8% от общей суммы расходов федерального

бюджета — на 19% г. выделяется на фундаментальные исследования и содействие

научно-техническому прогрессу.

Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым

операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей,

уплату членских взносов в международные организации и др.).

Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием

федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной

власти, с деятельностью финансовых и фискальных органов и др.

Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение

безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением

межнациональных конфликтов.

Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по

погашению и обслуживанию государственного долга (с 6, 9 до почти 14% к

общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с

10 до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение

расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и

внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга РФ на конец декабря 1996

г. установлен в сумме 316, 0 трлн. руб. и государственного внешнего долга

на эту же дату в размере 124, 1 млрд. долл. США.

• Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного

финансирования, к основным принципам которого относятся:

- достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

- целевой характер использования бюджетных ассигнований;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных

показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

- безвозвратность бюджетных ассигнований.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее

время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных

ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким

ставкам (10% годовых). Бюджетные ссуды выдаются по специальным

распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

Так, в 1996 г. такие ссуды должны быть предоставлены на финансирование:

расходов на формирование федеральных продовольственных фондов; расходов на

обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и

приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);

части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной

промышленности и др.

В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные

недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко

распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств.

Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не

организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу

социально незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в

аграрном секторе.

• Основные задачи в области государственных расходов:

- сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию

средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

- снизить расходы на содержание государственного аппарата;

- продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику

государственно-коммерческого финансирования проектов;

- повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону

и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем,

конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

- усилить контроль за использованием бюджетных средств;

- обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру,

медицинское обслуживание, образование.

7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР

базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они

занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из

двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система

просуществовала с 1930 по 1990 гг. Введенные в 1980-е гг. нормативные

платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы

и др. не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться

на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы

претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации,

как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во

все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и

физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом

размерах и в определенные сроки.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две

основные функции — фискальную и регулирующую. Фискальная функция была

присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств

в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных

странах получила развитие в годы после Второй мировой войны.

Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение

его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги

активно используются для сглаживания экономического цикла, т. е.

регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства через

налоги в процесс воспроизводства.

• Основные элементы налога: субъект, объект, источник, единица

обложения, ставка налога, налоговые льготы, налогообла-гаемая база,

налоговый оклад.

Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону

является плательщиком налога.

Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения

его владельца налогом. Таким объектом могут выступать земля, имущество,

дом.

Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата,

прибыль, проценты).

Единица обложения — единица измерения объекта (например, гектар земли

по поземельному налогу).

Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога

подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные, и

соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и

прогрессивные.

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается

при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда

регрессивные.

Для пропорциональных налогов взимается одна и та же ставка налога

независимо от размера дохода.

При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании

дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии

ставка налога повышается для всего дохода. Приведем пример.

При доходе до 1000 долл. в месяц налогоплательщик вносит \% своего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.