рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы. Денежное обращение. Кредит

применяемые в целях защиты экономических интересов российских

предпринимателей.

Используются следующие ставки таможенных пошлин:

адвалерные — пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости

товаров;

специфические — пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу

товара;

комбинированные — пошлины, сочетающие элементы ад-валерных и

специфических таможенных пошлин.

В соответствии с требованием Международного валютного фонда по

дальнейшей либерализации внешней торговли в России с 1 июля 1996 г.

отменены экспортные пошлины и заменены акцизами. В отношении импортных

пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на некоторые ввозимые

товары таможенные пошлины будут повышаться, на другие — понижаться, и их

размер должен колебаться в пределах от 5 до 30%.

• Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение

принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог

взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В

условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на

прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на

повышение эффективности производства. Следует отметить, что до настоящего

времени налоговая система России ориентирована на выполнение фискальной

функции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику.

Налог на прибыль предприятий и организаций взимается в РФ с юридических

лиц с 1 января 1992 г. Объектом обложения является валовая прибыль

предприятий, полученная в рублях и иностранной валюте.

• Валовая прибыль включает:

прибыль от реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и

организаций;

доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по

ним.

Основной элемент валовой прибыли — прибыль от реализации продукции. Она

определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ,

услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию,

отражаемыми в себестоимости продукции. Перечень затрат, включаемых в

себестоимость продукции, установлен Положением о составе затрат на

производство и реализацию продукции, включенных в себестоимость. В затраты

на себестоимость входят материальные затраты, затраты на оплату труда,

отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов и прочие

затраты.

Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятии и

организаций определяется как разница между продажной ценой и первоначальной

или остаточной стоимостью этих фондов, увеличенной с учетом их переоценки.

Доходы от внереализационных операций включают: доходы от Долевого

участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты и другие

доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям; доходы от сдачи

имущества в аренду и др.

• Льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций. Освобождается

от налогообложения прибыль предприятий, направленная на финансирование

капитальных вложений производственного назначения. Прибыль для целей

налогообложения уменьшается на сумму отчислений в резервные фонды до

достижения размеров этих фондов, установленных учредительными документами,

но не более 25% уставного фонда. Исключаются взносы на благотворительные

цели. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы на

содержание находящегося на балансе предприятий объектов социально-

культурного назначения, жилого фонда, а также на аналогичные цели при

долевом участии предприятий в соответствии с утвержденными местными

органами власти нормативами. Особые налоговые льготы предоставляются малому

бизнесу.

С 1 января 1994 г. действуют две ставки налога на прибыль. Одна — в

размере 13% — утверждается Федеральным Собранием. Этот налог поступает в

Федеральный бюджет. Вторая ставка, устанавливаемая представительными

органами субъектов Федерации, составляет не более 22% для предприятий и

организаций и не более 30% для банков и страховых организаций.

Предприятия сами определяют сумму налога на основании фактически

полученной прибыли нарастающим итогом с начала года. Налог вносится по

квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для

представления квартального бухгалтерского отчета, а по годовым расчетам — в

десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского

отчета и баланса за год.

В течение квартала плательщики производят авансовые взносы исходя из

предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.

Эти взносы налога уплачиваются всеми плательщиками не позднее 15-го числа

каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога,

исчисленной на базе предполагаемой прибыли на квартал.

• В соответствии с Федеральным Законом РФ "Об упрощенной системе

налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. № 222 для малого

предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей

исключительно по их добровольному желанию применяется упрощенная система

налогообложения. Общим для организаций и индивидуальных предпринимателей,

перешедших на упрощенную систему налогообложения, является уплата вместо

налоговых платежей стоимости патентов. Уплата стоимости патентов

предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством

РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого

налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации

за отчетный период. Вместе с тем сохраняется общеустановленный порядок

уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение

автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в

государственные социальные внебюджетные фонды.

Действие упрощенной системы налогообложения распространяется на

организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо

от вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности.

• Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992

г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без

гражданства.

Объектом обложения является совокупный доход физического лица,

полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной

и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли

по курсу Центрального Банка, действовавшему на дату получения дохода.

Доходы в натуральной форме учитываются в совокупном доходе по

государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным

(рыночным) ценам на дату получения дохода.

По подоходному налогу с физических лиц применяется широкая система

льгот. Вместо необлагаемого минимума в налоговом законодательстве

предусмотрено, что часть полученного гражданами дохода, равная определенной

кратности минимальной месячной оплаты труда, исключается из совокупного

годового дохода налогоплательщика. Право на вычет пятикратного минимального

размера месячной оплаты труда имеют Герои Советского Союза, Российской

Федерации, инвалиды войны, инвалиды с детства и др. Право на вычет из

совокупного годового дохода трехкратного размера минимальной месячной

оплаты труда имеют родители и жены военнослужащих, погибших при защите

СССР, РФ; один из родителей, воспитывающих инвалида с детства или инвалида

первой группы, и др. Все остальные граждане имеют право исключать

однократный размер минимальной месячной оплаты труда. Минимальная оплата

труда индексируется по мере роста потребительских цен. Из совокупного

дохода налогоплательщика исключаются также суммы расходов на содержание

детей у обоих супругов и иждивенцев в пределах установленного законом

размера минимальной месячной оплаты труда (на каждого ребенка в возрасте до

18 лет, студента и учащегося дневной формы обучения до 24 лет и каждого

иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода).

Кроме того, в совокупный годовой, доход плательщиков не включаются все

виды пенсий, выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, проценты и

выигрыши по ценным бумагам государства и некоторые другие.

Подоходный налог с физических лиц — прогрессивны и налог. С 1 января

1996 г. действуют следующие ставки по этому налогу:

|Совокупный |Подоходный налог |

|годовой доход| |

|До 12 млн. |12% |

|руб. | |

|От 12 млн. |1440 тыс. руб. плюс 20% с |

|руб. до 24 |суммы, превышающей 12 млн. |

|млн. руб. |руб. |

|От 24 млн. |3840 тыс. руб. плюс 25% с |

|руб. до 36 |суммы, превышающей 24 млн. |

|млн. руб. |руб. |

|От 36 млн. |6840 тыс. руб. плюс 30% с |

|руб. до 48 |суммы, превышающей 36 млн. |

|млн. руб. |руб. |

|От 48 млн. |10440 тыс. руб. плюс 35% с |

|руб. и выше |суммы, превышающей 48 млн. |

| |руб. |

К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в

федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от

внешнеэкономической деятельности и доходы целевых бюджетных фондов

(Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального

развития и др).

Следует отметить, что действующая налоговая система нуждается в

совершенствовании, так как для нее характерны множественность налогов (в

России взимается до 150 налогов), плохая собираемость налогов (фактически

аккумулируется около 60% налогов против утвержденных сумм). Слабо

используется регулирующая функция налогов. Слишком тяжелым является

налогообложение производственных предприятий, что тормозит их развитие. До

сих пор не принят Налоговый кодекс. В ближайшее время предполагается

осуществить реформирование налоговой системы. Основные направления

совершенствования налогообложения сформулированы в Указе Президента РФ "Об

основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по

укреплению налоговой и платежной дисциплины" от 8 мая 1996 г. № 685.

Основные направления государственной политики в области налоговой

реформы:

- построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство,

непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы

налогов и неналоговых платежей;

- сокращение с 1 января 1997 г. числа налогов путем их укрупнения и отмены

целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

- консолидация в федеральном бюджете начиная с 1997 г. государственных

внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования

денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части

бюджета;

- облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и

недопущение двойного налогообложения путем четкого определения

налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих

уровень собираемости налогов;

- развитие налогового федерализма, в том числе установление с 1 января 1997

г. минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в

бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут

устанавливаться ежегодно в федеральном бюджете, но не ниже минимальных

значений[2];

- сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

- расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных

устанавливаемой законодательством РФ минимальной величине месячной оплаты

труда и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном

измерении;

- замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами

в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных

платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения

добываемого ресурса с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за

предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным Банком России

на дату платежа;

- увеличение роли экологических налогов и штрафов.

В соответствии с данным Указом с 1 января 1997 г. плательщики налога на

прибыль предприятий и организаций относят на себестоимость в полном объеме

все расходы, связанные с извлечением дохода, а также в полном объеме все

внереализационные расходы, за исключением следующих видов расходов:

- расходы на приобретение имущества, подлежащего амортизации в соответствии

с п. 4 настоящего Указа;

- расходы по уплате налога на прибыль и ряд других.

Как отмечается в Послании Президента РФ Правительству РФ "О бюджетной

политике в 1997 г. ", для укрепления доходной части бюджета необходимо

принять Налоговый кодекс, Федеральные законы "Об основах бюджетного

устройства и бюджетного процесса", "О казначейской системе исполнения

бюджета", "О государственном финансовом контроле". Это позволит упорядочить

налоговую систему и бюджетный процесс, создать законодательные основы для

укрепления доходной базы и механизмы контроля за эффективностью

использования государственных финансовых ресурсов.

Главная задача состоит в обеспечении роста доли налоговых поступлений в

ВВП прежде всего за счет повышения собираемости налогов. Предполагается,

что уровень налогов в ВВП увеличится с 9 — 10% в 1996 г. до 12 — 13% в 1997

г.

Важное значение будет иметь Налоговый кодекс, который призван

преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве,

обеспечить стимулирование роста производства, а также зафиксировать

гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства. Проект Налогового

кодекса подготовлен Минфином России совместно с Государственной налоговой

службой, одобрен Правительством РФ и в настоящее время рассматривается

Государственной Думой.

7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами.

Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов,

федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко

дефицитным. В 1996 г. предельный размер дефицита федерального бюджета

установлен в сумме 88, 5 трлн. руб., или 3, 85% по отношению к ВВП. Этот

дефицит должен быть профинансирован за счет внутренних источников

финансирования в общей сумме 56, 1 трлн. руб., включая доходы от эмиссии

государственных ценных бумаг, и через привлечение источников внешнего

финансирования в общей сумме 32, 5 трлн. руб.

С 1990 г. и до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в

основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным

фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не

применяется. С этой целью используются различные государственные ценные

бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения,

казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного

государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с

переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые

сертификаты.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты

международных финансовых организаций, главным образом Международного

валютного фонда (МВФ).

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой

рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях

относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не

рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели.

Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания

экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить

политику дефицитного финансирования. И в этом безусловно есть рациональное

зерно. Следует отметить, что с 1990-х гг. в развитых западных странах

бюджетный дефицит сокращается. Так, в США в период 1983 — 1992 гг. дефицит

федерального бюджета в среднем составлял 207 млрд. долл. Начиная с 1992 г.

дефицит федерального бюджета снижается каждый год, достигнув в 1995 г. 164

млрд. долл. 1 Доля дефицита федерального бюджета по отношению к ВВП

уменьшилась с 4, 9% в 1992 г. до 2, 3 % в 1995 г.

Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального

бюджета РФ состоят в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при

последовательном сокращении объема внешних заимствований.

Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском

секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций,

других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для

населения.

Для поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка должна

быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных и

муниципальных займов.

В 1997 г. предполагается снижение дефицита федерального бюджета до 3%

ВВП.

Глава 8. Государственный кредит

8. 1. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между

государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и

юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство

выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как

заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда

государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно

ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за

погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и

юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор),

сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов,

гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их

изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим

обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На

практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных

гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке

самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на

недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост

расходов из централизованных денежных фондов.

• Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке

двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их

особенности.

• В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и

использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и

внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд

особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий,

например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.