рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы. Денежное обращение. Кредит

задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений.

Поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные

отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные

отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по

содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий

эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда

ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент

распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)1 и

национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием

фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и

фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в

денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

• Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями

в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации

продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании

централизованных денежных средств и их распределении; государством и

предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании

расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных

платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении

платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы;

страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых

взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также

денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

• Главным материальным источником денежных фондов выступает

национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость

валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе

производства орудий и средств производства.

Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения

общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей —

фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития

экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное

значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием

национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и

потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу

производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных

средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное

условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода.

Финансы и финансовые ресурсы — не тождественные понятия. Финансовые ресурсы

сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего

содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы

как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования,

распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности

развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от

проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы — распределительная категория. С их помощью осуществляется

вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в

исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в

чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспределительных

процессов значительно изменилась. Развитие производительных сил в XX

столетии, научно-технический прогресс, расширение функций государства,

демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой

обусловили существенные изменения в сфере государственных финансов. Они

выразились в том, что значительная часть мобилизуемых правительством

средств стала перераспределяться в пользу населения. Это выразилось в

крупной доле средств, направляемых на социальные цели. Возросли расходы на

образование, здравоохранение внебюджетные социальные фонды.

Помимо роста социальных расходов, государство сохраняет крупные военные

расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга,

при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-

промышленный комплекс, и другие (страховые компании, банковские монополии,

акционерные общества).

Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем

милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на

социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные

расходы выше.

Финансы — это распределительная категория. Распределительные процессы

происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита.

Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем

произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар

должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств,

поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает

исходной основой дальнейшего распределительного процесса. В условиях

гиперинфляции в Российской Федерации произошел резкий рост цен и

перераспределительная функция цены усилилась. Цены также регулируют спрос и

предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных

отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они

обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.

Кредитные ресурсы привлекаются и Российской Федерации для покрытия

бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого

через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки

аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают

их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности

предприятиям, нуждающимся в них.

В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное

движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен

кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две

основные функции: распределительную и контрольную, осуществляемые ими

одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение

общественного продукта и национального дохода и контроль за этим

распределением.

Распределительная функция финансов.

• Распределение национального дохода заключается в создании так

называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному

доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода

среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в

сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств,

достаточных для развития, приоритетных отраслей народного хозяйства,

обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и

культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или

перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и

территориальным перераспределением средств в интересах наиболее

эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий

и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной

сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение,

здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение,

управление); с перераспределением доходов между различными социальными

группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные,

или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях

непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др).

Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования

национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального

дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при

первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного

использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны

обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и

прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной

стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов

потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах

структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей

экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного

производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров,

студентов, одиноких и многодетных матерей).

Т.о., перераспределение национального дохода происходит между

производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства,

отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами

собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения

и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта,

совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил,

создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении

высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов

подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и

коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной

деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового

внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по

целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен

на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства,

ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества

работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную

и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического

стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных,

трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение

непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и

расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения

законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты

выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой

службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций

по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную

деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой

службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового

планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы,

формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют

также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством

государства через финансы (государственные расходы, налога, государственный

кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и

социальных отношений используются также финансовое и бюджетное

планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на

сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий

собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает

совокупность организационных форм финансовых отношений в народном

хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и

децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового

планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое

законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется

качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений

предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами,

органами имущественного и личного страхования и др.

3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и

расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части —

национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных

отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов,

товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в

воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным

финансам и финансам предприятии.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через

финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на

социальные цели и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы

эффективность использования государственных средств на финансирование

народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство,

увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного.

Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий — средства

высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу

убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не

позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение

высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей

системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы,

и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления

средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение

научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на

этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного

воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и

территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня

экономического и социального развития отдельных регионов.

• Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной

сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого —

кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание

капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического

и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна

непроизводственная сфера, в частности успешно развивается жилищное

строительство.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий

различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии

создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих

направлениях:

децентрализация инвестиционного процесса на основе развития

многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных)

источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных

проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централизованных

инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного

финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение

безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально

значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и

государственного финансирования инвестиционных проектов производственного

назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и

исключительно на конкурсной основе;

усиление государственною контроля за целевым расходованием средств

федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного

финансирования и кредитования;

значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств

на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов

и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм

собственности для ускорения структурно-технологической перестройки

производства;

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных

инвестиций.

Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными,

направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества

жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.

• Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая

политика, виды налогов, их ставки, льготы. Налоговая политика в настоящее

время не стимулирует расширенное воспроизводство.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в

стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на

образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы

социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической

революции. Быстрая качественная перестройка производства требует

постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет

за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в

условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления

покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных

предприятий.

3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных

реформ

Переход к новым экономическим отношениям — рыночной экономике —

длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт.

Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и с союзными

республиками СССР, переход на новые производственные отношения, структурная

перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису — падению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.