рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы. Денежное обращение. Кредит

Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в

установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и

осуществлять проверки, оформляя их актами.

Позднее Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную

службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право

возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное

следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на

уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и

должно повысить собираемость налогов. За поступление таможенных пошлин

ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который

обязан:

проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными

органами;

проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов,

взимаемых таможенными органами;

приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при

неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов,

предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением

налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ,

правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

В условиях перехода на рыночные отношения исключительно важное значение

имеет также эффективное управление ресурсами предприятий различных форм

собственности — финансовый менеджмент.

В условиях административно-командной системы, централизованно

планируемой социалистической экономики финансовый менеджмент не получил

должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент

приобретает первостепенное значение.

В странах с развитой рыночной экономикой в 1990-е гг. наибольшее

воздействие на финансы акционерных обществ и предприятий оказывают

интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и

расширение применения компьютерной техники.

Осуществление деловых операций в глобальном масштабе облегчает условия

воспроизводства данной корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в

полной мере относится и к компаниям, специализирующимся в сфере оказания

услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и тд.

Конечно, всегда будут функционировать предприятия, ориентированные

только на национальные рынки, но предпринимателям следует иметь в виду, что

наибольшие возможности для успешной деятельности имеют те предприятия,

которые строят свой бизнес в глобальном масштабе.

В 1990-х гг. происходит дальнейшее развитие компьютерной и

телекоммуникационной технологий, резко изменяющие процесс принятия

финансовых решений. Головные компании снабжены системой персональных

компьютеров, связанных с локальной сетью, с компьютерами поставщиков и

потребителей, что позволяет финансовому менеджеру постоянно обмениваться

интересующей его информацией и принимать наиболее рациональные решения.

• Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и

использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных

пассивов и активов корпораций. При этом важнейшее значение имеют следующие

кардинальные вопросы финансового менеджмента.

1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности

корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые

планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации

продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых

управленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и

пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения

корпорации, т. е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных

отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные

показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции,

прибыль, капитальные вложения.

2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования

крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий

объем реализации продукции, что требует новых инвестиций на расширение

производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и тд. ).

Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема

реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы

инвестирования — за счет кредитов банков или путем выпуска собственных

акций и облигаций; в случае банковского кредита — долгосрочный или

краткосрочный.

3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами.

Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в

свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций.

4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации

дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.

Традиционные функции главного казначея состоят в следующем:

планирование финансовых ресурсов корпорации исходя из текущих и новых

операций, финансирование этих операций, распределение выручки от реализации

продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью,

рыночными ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала

фирмы, т. е. соотношения основного и оборотного капитала, собственных и

привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата

управленческого персонала, а также формирование и использование пенсионного

и резервных фондов.

К традиционным функциям главного контролера относятся: разработка

ежегодного отчета корпорации, включающего отчет о прибылях и убытках,

отчетный баланс и другие документы. Главный контролер несет ответственность

за ведение бухгалтерского учета и аудиторскую деятельность, за все вопросы

налогового обложения и информацию, предоставляемую государственным органам.

Вице-президент по финансам с другими членами Совета директоров

корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы развития

корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства

(включающие производимые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень

заработной платы, займовую политику, проведение политики в области

дивидендов по акциям.

Руководство корпорации должно предусмотреть не только степень риска при

новых крупных капитальных вложениях и сроки их окупаемости, но и форму

поступления средств (в форме наличных денег, коммерческого кредита,

бартерной сделки). Особый вопрос состоит в том, каким образом новые

инвестиции скажутся на финансовых результатах деятельности корпорации, на

движении курса акций и величине прибыли.

Т. о., основными методами финансового управления являются:

прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование,

кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы

стимулирования, система финансовых санкций.

4. 2. Финансовая политика

Государство в процессе своего функционирования осуществляет

политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом

этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные

элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и

т. п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых

отношений для выполнения государством своих функций представляет собой

финансовую политику.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает

широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее

основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов

экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления,

которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования

финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из

особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических

целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными

проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и

эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических

и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития

производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти

мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

• Важной составной частью финансовой политики является установление

финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей

деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм

представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов

организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя

оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам

финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их

формирования, система законодательных норм и нормативов, которые

используются при определении доходов и расходов государства, организации

бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики.

Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и

поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей

обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое

отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения,

возникающие между государством и юридическими лицами по формированию

бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых

платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых

и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет

иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы,

изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для

финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В

его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета,

бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного

процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система

организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В

ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на

другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не

участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей

финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон

этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в

конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства.

Такая разновидность финансового механизма характерна для организации

внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом

случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых

ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других

обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы,

виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность

государства, связанную с практическим использованием финансового механизма.

Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование,

планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти

элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей

деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных

финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения

и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и

социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с

изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления

финансами.

Финансовая политика является составной частью экономической политики

государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного

хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и

направления использования, разрабатывается механизм регулирования и

стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера

деятельности государства, важнейшее средство реализации политики

государства в любой области общественной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных

особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать

специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и

финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться

изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых

тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование

обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической

политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее

соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также

на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Типы финансовой политики.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики.

Использование того или иного типа финансовой политики связано с

особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы,

интересами правящих партий и социальных групп и господствующими

теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс

государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в

данном государстве системы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики

позволяет выделить три ее основных типа: классическая; регулирующая;

планово-директивная.

До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой

политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая

политики была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д.

Рикардо и их последователей. Основное ее направление — невмешательство

государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование

рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов,

обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного

(сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики.

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в

основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному

долгу и его погашению и управление. Система налогообложения должна была

создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного

бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на

косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и

эффективны с точки зрения механизма их взимания.

Система управления финансовой деятельностью была проста и

сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве

финансов (казначействе).

Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в

XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро

встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда

обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем

большинства государств. В этот период в западных странах осуществляется

переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале были

положены экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его

последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования

государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с

ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый

механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях

обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся

государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской

деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации

безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально

изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог,

использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у

экономических субьектов доходов, используемых в виде сбережений, что

позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком

уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе

государственного кредита, на основе которого проводится политика

дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение

долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится

вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета

используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа

управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных

расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов,

управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою

сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30 — 60-х

годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и

эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих

стран.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена

неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением

экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.