Финансы. Денежное обращение. Кредит
Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в
установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и
осуществлять проверки, оформляя их актами.
Позднее Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную
службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право
возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное
следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на
уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и
должно повысить собираемость налогов. За поступление таможенных пошлин
ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который
обязан:
проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными
органами;
проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов,
взимаемых таможенными органами;
приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при
неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов,
предусмотренных налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением
налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ,
правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
В условиях перехода на рыночные отношения исключительно важное значение
имеет также эффективное управление ресурсами предприятий различных форм
собственности — финансовый менеджмент.
В условиях административно-командной системы, централизованно
планируемой социалистической экономики финансовый менеджмент не получил
должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент
приобретает первостепенное значение.
В странах с развитой рыночной экономикой в 1990-е гг. наибольшее
воздействие на финансы акционерных обществ и предприятий оказывают
интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и
расширение применения компьютерной техники.
Осуществление деловых операций в глобальном масштабе облегчает условия
воспроизводства данной корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в
полной мере относится и к компаниям, специализирующимся в сфере оказания
услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и тд.
Конечно, всегда будут функционировать предприятия, ориентированные
только на национальные рынки, но предпринимателям следует иметь в виду, что
наибольшие возможности для успешной деятельности имеют те предприятия,
которые строят свой бизнес в глобальном масштабе.
В 1990-х гг. происходит дальнейшее развитие компьютерной и
телекоммуникационной технологий, резко изменяющие процесс принятия
финансовых решений. Головные компании снабжены системой персональных
компьютеров, связанных с локальной сетью, с компьютерами поставщиков и
потребителей, что позволяет финансовому менеджеру постоянно обмениваться
интересующей его информацией и принимать наиболее рациональные решения.
• Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и
использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных
пассивов и активов корпораций. При этом важнейшее значение имеют следующие
кардинальные вопросы финансового менеджмента.
1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности
корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые
планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации
продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых
управленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и
пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения
корпорации, т. е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных
отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные
показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции,
прибыль, капитальные вложения.
2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования
крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий
объем реализации продукции, что требует новых инвестиций на расширение
производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и тд. ).
Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема
реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы
инвестирования — за счет кредитов банков или путем выпуска собственных
акций и облигаций; в случае банковского кредита — долгосрочный или
краткосрочный.
3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами.
Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в
свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций.
4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации
дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.
Традиционные функции главного казначея состоят в следующем:
планирование финансовых ресурсов корпорации исходя из текущих и новых
операций, финансирование этих операций, распределение выручки от реализации
продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью,
рыночными ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала
фирмы, т. е. соотношения основного и оборотного капитала, собственных и
привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата
управленческого персонала, а также формирование и использование пенсионного
и резервных фондов.
К традиционным функциям главного контролера относятся: разработка
ежегодного отчета корпорации, включающего отчет о прибылях и убытках,
отчетный баланс и другие документы. Главный контролер несет ответственность
за ведение бухгалтерского учета и аудиторскую деятельность, за все вопросы
налогового обложения и информацию, предоставляемую государственным органам.
Вице-президент по финансам с другими членами Совета директоров
корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы развития
корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства
(включающие производимые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень
заработной платы, займовую политику, проведение политики в области
дивидендов по акциям.
Руководство корпорации должно предусмотреть не только степень риска при
новых крупных капитальных вложениях и сроки их окупаемости, но и форму
поступления средств (в форме наличных денег, коммерческого кредита,
бартерной сделки). Особый вопрос состоит в том, каким образом новые
инвестиции скажутся на финансовых результатах деятельности корпорации, на
движении курса акций и величине прибыли.
Т. о., основными методами финансового управления являются:
прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование,
кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы
стимулирования, система финансовых санкций.
4. 2. Финансовая политика
Государство в процессе своего функционирования осуществляет
политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом
этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные
элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и
т. п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государством своих функций представляет собой
финансовую политику.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает
широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее
основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов
экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления,
которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования
финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из
особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических
целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными
проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и
эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических
и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития
производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти
мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
• Важной составной частью финансовой политики является установление
финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей
деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм
представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов
организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя
оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам
финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их
формирования, система законодательных норм и нормативов, которые
используются при определении доходов и расходов государства, организации
бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики.
Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и
поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей
обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое
отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения,
возникающие между государством и юридическими лицами по формированию
бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых
платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых
и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет
иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы,
изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для
финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В
его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета,
бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного
процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система
организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В
ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на
другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не
участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей
финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон
этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в
конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства.
Такая разновидность финансового механизма характерна для организации
внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом
случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых
ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других
обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы,
виды денежных фондов, направления их использования.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность
государства, связанную с практическим использованием финансового механизма.
Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.
Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование,
планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти
элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей
деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
задачи финансовой политики:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных
финансовых ресурсов;
2) установление рационального с точки зрения государства распределения
и использования финансовых ресурсов;
3) организация регулирования и стимулирования экономических и
социальных процессов финансовыми методами;
4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с
изменяющимися целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной и максимально деловой системы управления
финансами.
Финансовая политика является составной частью экономической политики
государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного
хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и
направления использования, разрабатывается механизм регулирования и
стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера
деятельности государства, важнейшее средство реализации политики
государства в любой области общественной деятельности.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных
особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать
специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и
финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться
изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых
тенденций развития, а также мирового опыта.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование
обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической
политики — кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее
соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также
на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Типы финансовой политики.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики.
Использование того или иного типа финансовой политики связано с
особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы,
интересами правящих партий и социальных групп и господствующими
теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс
государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в
данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики
позволяет выделить три ее основных типа: классическая; регулирующая;
планово-директивная.
До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой
политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая
политики была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д.
Рикардо и их последователей. Основное ее направление — невмешательство
государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов,
обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного
(сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики.
Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в
основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному
долгу и его погашению и управление. Система налогообложения должна была
создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного
бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на
косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и
эффективны с точки зрения механизма их взимания.
Система управления финансовой деятельностью была проста и
сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве
финансов (казначействе).
Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в
XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро
встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда
обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем
большинства государств. В этот период в западных странах осуществляется
переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале были
положены экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его
последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования
государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с
ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый
механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях
обеспечения полной занятости населения.
Основными инструментами вмешательства в экономику становятся
государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.
Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской
деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации
безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально
изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог,
использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у
экономических субьектов доходов, используемых в виде сбережений, что
позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком
уровне расходов.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе
государственного кредита, на основе которого проводится политика
дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение
долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится
вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета
используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа
управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных
расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов,
управлением государственным долгом.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою
сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30 — 60-х
годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и
эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих
стран.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена
неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением
экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47
|