рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

говоря, "материя" есть, прежде всего "лишение" "формы". Однако понятие

"материя" не может быть сведено как к своей единственной характеристике - к

"лишению" или "отсутствию" "формы", к "отрицанию" "формы". Когда "материя"

принимает определенность, или "форму" (например, когда глыба меди

превращается в медный шар или в медную статую), то основанием этой новой

определенности не может быть простое отсутствие ("лишение" - отрицание)

формы шара или формы статуи. Отсюда следует, что "материя" - нечто большее,

чем "лишение". Откуда же в материи берется "форма"? "Форма" эта не может

возникнуть, во-первых, из бытия. Если бы она возникала из бытия, то нечто,

возникающее как новое, возникающее впервые, существовало бы еще до своего

возникновения. Но, "форма" эта, во-вторых, не могла бы возникнуть и из

небытия: ведь из небытия ничто произойти не может. Выходит, что то, из чего

возникает "форма", не есть ни отсутствие "формы", ни уже возникшая,

действительная "форма", а есть нечто среднее между отсутствием

("лишенностью") "формы" и "формой" действительной. Это среднее между

отсутствием бытия и действительным бытием есть бытие "в возможности".

Стало быть, действительным становится только то, что обладает

"возможностью" стать действительным. Материя заключает в себе или

предполагает два определения: 1) отсутствие "формы", которая в ней

возникает впоследствии, и 2) возможность этой "формы" как уже

действительного бытия. Первое определение - "лишенность" - всего лишь

отрицательное, второе - "возможность" - положительное. В отличие от

"материи", которая есть бытие "в возможности", "форма" есть

"действительность", т.е. осуществление возможности.

В понятии "материя" ("субстрат") Аристотель различает два значения. Под

"материей" он разумеет, во-первых, субстрат в безусловном смысле (чистая

возможность). И, во-вторых, под "материей он понимает такой субстрат,

который уже не только возможность, но и действительность.

Таким образом, "субстрат" - это, во-первых, "отсутствие" признаков,

входящих в понятие об элементах, и, во-вторых, возможность осуществления

этих признаков.

Различение "первой" и "последней материи". "Последняя материя" - та

"материя", которая не только есть возможность той или иной "формы", но,

кроме того, будучи такой возможностью, есть одновременно и особая

"действительность". "Последняя материя" обладает своими особыми, ей одной

принадлежащими признаками, и относительно ее может быть высказано ее

определение, может быть сформулировано ее понятие (медь, медный шар, -

примеры "последней материи").

В отличие от "последней материи" "первая материя" есть "материя", которая

может стать действительностью, однако не так, как становится ею "последняя

материя". Она есть только "возможность", может стать кокой угодно

"действительностью", но сама по себе не есть никакая "действительность".

Эта "первая материя" нигде и никогда не может восприниматься чувствами; она

только мыслится и есть поэтому "неопределенный субстрат".

Аристотель утверждает, что для понятия о "первой материи" приходится

прибегать к аналогии: подобно тому как "материя" меди ("последняя материя")

относится к "форме" статуи, которая отлита скульптором из меди, так "первая

материя" относится ко всякой "форме":

"материя" меди: к "форме" статуи = x: к любой "форме".

В этой пропорции третий ее член - х есть "первая материя". Хотя он

неизвестен, все же он не совершенно непостижим для мысли: его отношение ко

всякой "форме" аналогично отношению, какое имеется между глыбой меди и

медной статуей.

Коренные свойства мира, кроме формы и материи, - движение и изменение.

Четыре основных начала, или четыре основных причины: 1) "материя" - то, в

чем реализуется понятие; 2) "форма" - понятие, которое принимает "материя",

когда происходит переход от возможности к действительности; 3) причина

движения и 4) цель, ради которой происходит известное действие (глава 2,

книга 5). Пример - строительство дома: материя - кирпичи, форма - план

дома, причина - деятельность строителя, цель - назначение дома.

Две основные причины: форма и материя, а причина и цель - сводятся к ним

(цель и причина - "формальные" начала).

Происходящее в мире движение не только не имеет начала, но не имеет и

конца, т.е. оно вечно. Доказательство вечного существования мира и вечного

существования мирового движения необходимо ведет к предположению вечной

причины мира и вечного двигателя мира. Идея "перводвигателя" мира.

Предметы, рассматриваемые относительно движения, могут быть троякой

природы: 1) неподвижные, 2) самодвижущиеся и 3) движущиеся, но не

спонтанно, а посредством других предметов. "Перводвигатель" - неподвижен

(бестелесность Бога).

Римский стоицизм. (Марк Аврелий “Наедине с собой”).

Стоицизм зародился в к.IV в. до н.э. Основателем античной стои был

Зенон, критянин, его последователями - Клеанф и Хриссипп. Средняя стоя - II

- I вв до н.э. - Панэций и Посидоний. Римская стоя или неостоицизм - I в

н.э. - Луций Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Осн черты неостоицизма:

1.доминирующий интерес к этике;

2.спад интереса к логике и физике, спиритуалистическая теология;

3.индивид ищет реализации в своём внутреннем мире, а не в государстве

и обществе, слабость человеч личности;

4.сильное интимное религиозное чувство: родство всех душ в боге,

необходимость любви к ближним (сходно с христианством);

5.влияние платонизма - моральная жизнь как уподобление всемогущему

богу, бог- космос, универсальное государство.

Сенека.

“Диалоги”, “Нравственные письма к Луциллию” (124 письма в 20 книгах),

трагедии.Осн понятия - совесть, грех, вина, равенство всех людей, их

братство и любовь.

Эпиктет.

“Диатрибы” в 8 книгах - записаны с его слов Флавием Аррианом, сам

ничего не писал. Благо и зло зависят от нашей воли, морального выбора, а не

от внешних обстоятельств.

Марк Аврелий. (121 н.э. - 180 н.э., с 161г - император).

“Мемуары” - серия максим, сентенций и наблюдений. Бренность всего

вещного, мирского, никчемность жизни. Смысл жизни даёт этика. Истинное в

человеке - разум, нус.

“Наедине с собой”, 12 книг.

Книга 1.

В ней перечисляются все друзья, родственники и знакомые МА, с

указанием на то, кому и за что он благодарен.

Книга 2.

Люди созданы для совместной деятельности, как отдельные части

человеческого организма, поэтому противодействовать друг другу противно

природе. Человек - лишь немощное тело, жизненная сила и руководящее начало.

Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое

мгновение может оказаться для тебя последним. Боги существуют и проявляют

заботливость к людям, они устроили так, что всецело от человека зависит,

впасть ли не впасть во зло. Смерть же и жизнь, страдание и наслаждение,

богатство и бедность одинаково выпадает на долю и хорошим, и дурным людям,

значит всё это не благо и не зло.

Всё в мире исчезает очень быстро, вещи, люди и сама память о них.

Поэтому самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой.

Всё из века равно самому себе, пребывая в круговороте, поэтому безразлично,

наблюдать ли одно и то же сто лет или двести. Наиболее долговечный и

умерший, только что начав жить, при смерти теряют одно и то же.

Наибольший позор для человеческой души - возмущаться против мира, ибо

это есть возмущение против природы Целого, объемлющей все другие существа.

Вывести нас на путь может только философия как ставящая человека выше

наслаждений и страданий, оберегающая его от безрассудства и обмана, от

чрезмерного любопытства к другим людям, от страха смерти. Смерть согласна с

природой, а согласное с природой не может быть дурным.

Книга 3.

Не расточай остатка жизни на мысли о других, если только дело не идёт

о чём-либо общеполезном. Ведь всё это отвлекает тебя от забот о собственном

руководящем начале. Следует удалять из своих представлений всё бесцельное и

праздное, а в особенности всё внушаемое любопытством и злобой. Не поступай

ни против своей воли, ни вразрез с общим благом, ни как человек

опрометчивый или поддающийся влиянию какой-нибудь страсти, не увлекайся ни

многоречивостью, ни многоделанием. Следует быть правым, а не исправляемым.

Непозволительно рядом с благом разума и гражданственности ставить что-либо

чужеродное: одобрение толпы, власть, богатство, жизнь.

Следует давать определение или описание каждого представляемого

предмета, чтобы в расчленении всех его частей видеть его сущность и

называть его и всё, из чего он состоит, соответствующими именами. Ведь

ничто так не содействует возвышенному настроению, как способность

планомерного и истинного проникновения во всё, встречающееся в жизни.

поэтому в каждом случае следует дать себе отчёт: вот это исходит от бога,

это происходит в силу связи, предопределённного соединения, это обязано

своим существованием моему соплеменнику.

Телу принадлежат ощущения, душе - стремления, духу - основоположения.

Способностью получать впечатления обладают и скоты, но лишь человеку

свойственно пользоваться духом.

Книга 4.

Вещи не касаются души, но пребывают в покое вне её, причины жалоб

коренятся в одном лишь внутреннем убеждении. Всё то, что ты видишь,

подлежит изменению и скоро исчезнет.

Если духовное начало у нас общее, то общим будет и разум. Если так, то

и закон общий для всех граждан. Следовательно, мы причастны какому-нибудь

гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Всё совершается согласно

справедливости, боги распределили всё сообразно достоинству.

Души, нашедшие после смерти прибежище в воздухе, некоторое время

остаются в прежнем виде, а затем начинают претерпевать изменения,

растекаются и возгораются, возвращаясь обратно к семенообразнуму разуму

Целого, таким образом уступая место вновь прибывающим. Мир - стройный

порядок, а не смешение и путаница. Всё возникающее возникает в силу

изменения; ничто так не любит природа Целого, как изменять существующее и

творить новое подобное.

Зло коренится в нашей способности составлять убеждение о зле, пусть

эта способность смолкнет, и всё будет хорошо.

Ты всегда должен мыслить мир как единое существо, с единой сущностью и

душой.

Книга 5.

Подобно тому, как из всех тел слагается мир - совершенное тело, так и

из всех причин слагается судьба - совершенная причина. Поэтому прими с

радостью всё совершающееся, даже если оно кажется тебе тягостным, ибо оно

ведёт к здравию мира, способствует благу Целого.

Я состою из начала причинного и материального Ни то ни другое не

перейдёт в небытие, как и не возникло оно из небытия. Каждая часть моего

существа по изменении сделается какой-нибудь частью мира и так бесконечно.

Сами вещи не соприкасаются с душой, им нет доступа в душу, они не могут ни

изменить её, ни привести её в движение. Изменение и движение в ней лишь от

неё самой.

Дух Целого требует общения. Поэтому менее совершенные существа он

создал ради более совершенных, а более совершенные приноровил друг к другу.

Книга 6.

Всё совершается согласно природе Целого, а не какой-нибудь другой,

объемлющей ли её извне, или таящейся внутри, или же обособленной.

Постоянно возвращайся к философии и ищи в ней успокоения. Единственно

ценна не животная жизнь, не питание, на одобрение людей, но деятельность,

согласная с присущим тебе строем и верность ему. Я исполняю свой долг.

Ничто другое не отвлекает моего внимания; это или нечто неодушевлённое, или

неразумное, или заблудшее, или же не знающее пути. Кто видел настоящее, тот

уже видел всё, бывшее в течении вечности, и всё, что ещё будет в течении

беспредельного времени. Ибо всё однородно и единообразно. Все мы

содействуем единой общей цели, одни со знанием и пониманием, другие

бессознательно.

Книга 7.

Всё сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва ли

найдётся что-нибудь чуждое всему остальному. Ибо всё объединено общим

порядком и служит к украшению одного и того же мира. Для разумного существа

одно и то же действие согласно с природой и с разумом.

Кто бы что ни делал или ни говорил, я должен оставаться хорошим

человеком. Руководящее начало само по себе ни в чём не нуждается, если

только само не возбудит в себе нужды. Поэтому оно не знает ни волнений, ни

препятствий, если не создаст их для самого себя.

Все тела несутся в мировой материи как в стремительном потоке, они

тесно связаны с Целым, действуя заодно с ним, подобно нашим членам в их

отношении друг к другу. Сколько Хрисиппов, Сколько Сократов, сколько

Эпиктетов поглотила уже вечность! Пусть эта мысль приходит к тебе в голову

по поводу каждого человека и каждой вещи. Меня занимает только одно: как бы

не сделать чего-нибудь такого, что не согласуется со строем человека, или

так, как не согласуется.

Человеку свойственно любить и заблуждающихся. Ты достигнешь этого,

если проникнешься мыслью, что они сродни тебе, что прегрешают они по

неведению и против своей воли, что никто из них не причинил тебе вреда, ибо

не сделал твоё руководящее начало худшим, нежели было оно до того.

Для природы Целого вся мировая сущность подобна воску, из которого она

лепит то одно, то другое, всё это существует лишь самое краткое время.

Разумное и руководящее начало по природе таково, что довольствуется

самим собой в своей праведной деятельности и проистекающем из неё

спокойствии. О страдании: если оно невыносимо, то смерть не преминет скоро

положить ему конец, если же оно длительно, то его можно стерпеть. Наблюдай

движение светил как принимающий участие в ёнм и постоянно размышляй о

переходе элементов друг в друга. Ибо подобные представления очищают от

грязи земной жизни. Не оглядывайся на руководящее начало других людей, а

вперяй свой взор туда, куда ведёт тебя природа - природа Целого тем, что

случается с тобой, и твоя природа тем, что надлежит тебе делать. Люби

только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы

более соотвествовать тебе. Смотри внутрь себя. Внутри источник добра,

который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть.

Книга 8.

Природа каждого существа удовлетворена, если находится на правильном

пути. Природа же разумного существа на правильном пути, если не соглашается

ни с ложью, ни с неясностью в представлениях, если направляет стремления

исключительно на общее благо и без ропота приемлет всё ниспосылаемое ей

общей природой.

Постоянно и по возможности при каждом представлении применяй учения

физики, этики и диалектики. Изменение своего мнения и согласие с тем, кто

указывает правильный путь, отнюдь не умаляют свободы. Ведь это твоя же

деятельность, отправляемая согласно твоему же разуму. Важны три отношения:

к облегающему тебя телу, к божественной причине как источнику всего

случающегося со всеми, и, наконец, к живущим с тобой людям. Препятствие для

ощущения - зло животной природы. Препятствие для стремлений - также зло

животной природы. Препятствие для духа есть зло духовной природы.

Книга 9.

Утрата чего-либо есть не что иное как изменение. Но изменение есть

излюбленный приём природы Целого, согласно которой всё созидается

наилучшим. Неужели ты скажешь, что всё созидается дурным, и что у стольких

богов не нашлось силы, способной всё привести в надлежащий вид?

Не лучше ли пользоваться тем, что в твоей власти, нежели стремиться к

тому, что не зависит от тебя. Вместо молитв: “Хорошо бы добиться обладания

этой женщиной”, “Хорошо бы избавиться от этого человека”, “Хорошо бы

сохранить ребёнка в живых”, ты молись: “Хорошо бы не желать обладать ею”,

“Хорошо бы не нуждаться в этом избавлении”, “Хорошо бы не бояться потерять

его”.

Книга 10.

Если кто-нибудь заблуждается, то вразуми его, сохраняя

благожелательность, и укажи на его ошибку. Если же не можешь сделать этого,

то вини себя, или же не вини никого.

Приучай себя при всяком, по возможности, действии другого человека

задаваться вопросом о цели, которую он думает достичь им. Начни с самого

себя и исследуй прежде всего самого себя.

Всё, руководящее тобою, таится внутри тебя самого. Никогда не

отождествляй с ним облекающую его оболочку и те органы, которые на ней

образовались. Будь эти части лишены движущей и сдерживающей их причины, от

них было бы мало пользы.

Книга 11.

Свойства разумной души: она созерцает самое себя, расчленяет себя,

делает себя такой, какой желает, сама пользуется приносимым ею плодом,

достигает свойственной ей цели, когда бы ни был положен предел жизни.

Разумная душа облетает весь мир и окружающую его пустоту, исследует его

форму, проникает в беспредельную вечность, постигает периодическое

возрождение Целого. Разумной душе свойственны также и любовь к ближним,

истина, скромность, она ничего не ставит выше себя.

Меня кто-нибудь станет презирать? Это его дело. Моё же дело - не

оказаться достойным презрения вследствие какого-то поступка или слова. Душа

обладает способностью устроить жизнь наиболее совершенным образом, если

только человек будет безразлично относиться к вещам безразличным.

Безразлично же будет относиться тот, кто каждую из этих вещей рассматривает

в расчленении, а не в целостном виде, и помнит, что ни одна из них не

навязывает нам убеждения о себе, суждения о них составляем мы сами. Ты

должен знать, где берёт начало каждая вещь, из чего она состоит, во что

изменяется, какой она будет по изменении и почему она не претерпит при этом

никакого зла.

Книга 12.

Следует отдать себе отчёт:

во-первых в том, каково твоё отношение к людям и в том, что люди

рождены друг для друга;

во-вторых в том, каковы люди за столом, на ложе и.т.д., с каким

самомнением они делают своё дело;

в-третьих в том, что если люди поступают правильно, то не следует

сердиться на них, если неправильно, то против воли и по неведению;

в-четвёртых в том, что и ты сам во многом заблуждаешься и подобен им;

в-пятых в том, что ты даже не уверен, заблуждаются ли они, ведь чужая

душа - потёмки;

в-шестых в том, что предаваться чрезмерной досаде и негодованию -

значит забыть о мимолётности человеческой жизни;

в-седьмых в том, что не поступки людей в тягость нам, а наши

убеждения;

в-восьмых в том, что последствия гнева и огорчения более тягостны,

нежели то, что вызывает гнев и огорчение;

в-девятых в том, что благожелательность есть нечто неодолимое.

Джон Локк. "Опыт о человеческом разумении".

1690 г.

Посвящение. (графу Пемброку).

Письмо к читателю. Определенной идеей можно справедливо назвать такую,

которая, находясь в данное время объективно в уме и тем самым определенная

тас, соединена и неизменно связывается с некоторым названием или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.