рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

вместе с тем в высшей степени спекулятивный мыслитель, ищет истину предмета

в её цели, энергия мыслится выше мыслимого.

Письмо 4. Последняя эпоха древней науки.

Аристотель - гений, до которого не смогли подняться его ученики. Наука

греков в последней фазе ищет очевидного, только очевидное принимает за

истину. Целью своих исканий она ставит внешний критерий истины, ищет его в

личном мышлении. Стоицизм - противодействие общественной безнравственности,

проникновение резкого и холодного римского духа. Нравоучения стоиков имели

целью образовать мудрого (только добродетель частного лица). Эпикурейцы -

последняя попытка исторически примирить мысль с жизнью. Критериум Эпикура -

блаженство. Против догматизма стоиков и эпикурейства - скептицизм с его

сомнением как попыткой наукообразного мышления. Скептицизм совершил то,

чего домогался догматизм: отрешил личность от всего сущего, освободит её от

всего положительного, отрицательно признал бесконечное её достоинство,

освободил разум от древней науки. Скептицизм раскрывал бесполезную

субъективность без всякой объективности. Рим - гражданско-политический

центр. Александрия - последние представители древней мысли. Неоплатонизм -

взял момент восточного, мировое развитие - фазы безусловного духа.

Письмо 5. Схоластика.

Противоположность христианского мира с древним требовала не

переоценки, а пересоздания. Евангелие торжественно огласило права человека,

и люди впервые услышали, что они такое. Древний мир видел в природе

духовное, новый же мир не верил в материальное, в явление. Схоластика -

сухой амфибий, замещающий истинную науку. Она не вполне религиозна и не

вполне наукообразна. Это боязнь самобытности мысли. О естствоведении не

могло быть и речи. Схоластики не уразумели настолько христианства, чтобы

понять, что искупление не отрицает конечного, а спасает его. Мысль прошла

между сердцем и умом. Средина всего - лишь раздвоение. Рассудочный сухой

спиритуализм. XV век - пробуждаются новые требования, внимание обращается

на реальные предметы. Пьер Ранце - протестант в схоластике. Бруно, Ванини,

Кардан, Кампанелла, Тилезий, Парацельс. Классическое образование разделило

массы и аристократию.

Письмо 6. Декарт и Бэкон.

Ничего нового с основания не воздвигнуто, лишь новые постройки из

старого кирпича (судьба всего реформационного). Чистое мышление -

схоластика новой науки, протестантизм - возрождённый католицизм. Сохранился

схоластический дуализм, но без мистико-каббалистического наряда. Со времени

Декарта наука не теряет своей почвы. Философия древняя и новая философия

составляют два великие основания будущей науки. Отношение мышления к бытию

- вопрос новой науки. Декарт - совершенная свобода в среде мышления.

Сознание неразрывно с бытием. Nosce te ipsum - лозунг древней науки. Cogito

ergo sum - лозунг новой науки. Мышление - действиетльное определение моего

Я. Но Декарт разобщил мышление и бытие как мышление и протяжение. Дуализм и

схоластика возведены в логическую форму. Декарт - математический ум,

качество уступило место количеству. Материя Декарта - виртуальная пустота.

Противоположность Декарта и Бэкона: у Декарта была метода, но не было

действиетльного содержания, у Бэкона было эмпирическое содержание, но не

было науки. Начало Бэкона - опыт, апостериорная истина. Декарт - вера в

мысль, Бэкон - вера в факт (наблюдение). Бэконовская эмпирия - кладовая

истины.

Письмо 7. Бэкон и его школа в Англии.

Главный приём Бэкона: идти от частного, от опыта, от наблюдаемого

события к обобщению. Опыт у Бэкона - не страдательное восприятие, а

взаимодействие внешнего и мысли. Последователи Бэкона односторонни. Гоббс -

биологизм, мысль без божественного. Гассенди, Ньютон - деятели науки, а не

философы.

Письмо 8. Реализм.

Последователи Бэкона хотели сделать опыт не только источником, но и

венцом всякого знания. Эмпиризм захотел иметь свою метафизику, Локк ответил

на эту потребность. Он начал с разбора орудий мышления. Но эта задача

представляет логический круг. Юм - чем человек делает разбор своего разума?

- разумом (понял это только Кант). Локк на каждом шагу бьёт самого себя.

Логически всё воззрение Локка - ошибка. Последовательнее его, но из тех же

начал - Кондильяк. Материалисты вообще никак не могли понять объективность

разума. У них бытие и мышление или распадаются или действуют друг на друга

внешним образом.

Природа помимо мышления - часть, а не целое. Мышление - только высшая

степень развития природы. Этого-то и не могли понять материалисты. Юм -

самые последовательные выводы о достоверности, истине, предрассудках.

Франция XVIII в. - развитие и опрощение Бэкона и Локка. Примирение -

Шеллинг, Гегель.

Н.Чернышевский. “Антропологический принцип в философии”.

(по поводу работы П.Л.Лаврова “Очерки вопросов практической

философии”) 1860

Всякие вообще философские учения создавались всегда под сильным

влиянием того общественного положения, к которому принадлежал философ, а не

являлись лишь независимым поиском истины. В философии нет самодостаточного

момента. Ни одно решающее положение не может быть проведено без эмоции и

страстей. Каждый философ - представитель какой-либо из общественно-

политических партий. Гегель - умеренный либерал, но консервативный в своих

выводах. Шеллинг - желал восстановить феодальное государство. Руссо -

революционный демократ.

Философское сочинение должно иметь логику (выступает против Ж.Симона).

Лавров - прогрессивный мыслитель, несмотря на то, что многое он заимствовал

у Милля и Прудона. Милль - представитель благородного богатого сословия.

Прудон - возвысившийся умственно простолюдин.

Естественными нуками давно выработана идея о единстве человеческого

организма. Иная натура человека непременно обнаруживалась бы в чём-либо, а

раз не обнаруживается, значит - её нет. След., человека можно изучать лишь

на основе естественных наук. (Критика идеи дуализма природы человека,

полемика с Юркевичем). При единстве всей натуры мы замечаем в человеке два

различных ряда явлений: материального порядка (ест, ходит и.т.п.),

нравственного порядка (думает, чувствует, желает и.т.п.). Естественные

науки видят в существовании органического тела химический процесс, а

разницу между неорганической природой и животным и растительным миром

представляют себе количественной, а не качественной, постулируя тем самым

единство законов природы. Но наши научные гипотезы ещё не имеют полной

достоверности, зато мы можем достоверно отмести заведемо ложные гипотезы.

Выводы естественной науки непреложны, нравственной же - спорны.

Естественные науки уже развились настолько, что дают много материала для

точного решения нравственных вопросов. Теперь передовые люди разрабатывают

нравственные науки с помощью точных приёмов, подобно естественным наукам.

Первым следствием вступления нравственных наук в область точных знаний было

строгое различение того, что мы знаем, от того, что не знаем. На этом

основании и должны строиться психология и нравственная философия.

Зол или добр человек? Человек стремится к приятному и избегает

неприятного. Человек добр, когда для получения приятного себе он делает

приятное другим, и зол, когда для приятного себе он делает другим

неприятное. Человеческую натуру здесь нельзя ни бранить, ни хвались, всё

зависит от обстоятельств, отношений. Если известные отношения имеют

характер постоянства, то вырабатывается в человеке привычка к сообразному с

ними способу действий. Суждения о добре и зле приложимы лишь к отдельным

людям, а не к человеку вообще.

Таким образом, у нравственных наук готов теоретический ответ почти на

все вопросы, но нет практических средств их исполнения, например,

неизвествно как сделать человека добрым?

Условия человеческой доброты состоят во впечатлениях самого человека,

это нравственные условия и материальные условия. Естественные науки уже

предлагают сильные средства для управления внешней природой, теперь нужно

научиться управлять природой внутренней.

Наука психология считает, что самой изобильной причиной злых качеств

служит неудовлетворение человеческих потребностей, нехватка средств. Это

верно, но задача обеспечения человечества пищей состоит не во внешней

природе, а восознании людьми надобности этой цели.

Человек как отдельная личность изучается физиологией и медициной.

Человеческий организм признаётся многосложной химической комбинацией,

находящейся в многосложном химическом процессе, называемом жизнью. Таким

образом, физиология так же является частью химии, как отечественная история

является частью истории вообще. Медицина же исследует уклонения химического

процесса от нормального вида.

Только деятельность какой-либо части организма даёт явление жизни. Для

приятного ощущения также нужна какая-либо деятельность организма. В

деятельности всегда участвуют два предмета: действующий и подвергающийся

действию. Приятное ощущение должно сотоять в том, что силой человеческого

организма переделывается какой-либо внешний предмет. Праздность не может

производить приятные ощущения, так как она - отсутствие деятельности. Хотя

праздность обычно приятна, а труд неприятен, без деятельности благо

невозможно.

Дикари и высокоцивилизованные народы имеют в своём зародыше одно и то

же, единую человеческую натуру.

Животные обладают следующими способностями: память, воображение,

мышление. Мышление - это умение из разных комбинаций ощущений и

представлений выбирать такие, котороые соответствуют потребности мыслящего

организма в данную минуту, это выбор средств для действия. Животные имеют

сознание, так как нет неосознаваемых ощущений, (напр., невозможно осознать

“синий звук”). Ощущение предполагает основание двух элементов мысли:

внешнего предмета, производящего ощущение; существа, чувствующего ощущение.

Также у животных имеются и возвышенные чувства.

Всякое мышление эгоистично. Человек - эгоист, он любит прежде всего

сам себя. Даже в “бескорыстных” поступках есть мысль о собственной личной

пользе. Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей,

которые полезны для него; в мнении общества добром признаётся польза

общества; все люди называют добром то, что полезно для человека вообще. Но

часто интересы людей не совпадают. Общечеловеческий интерес стоит выше

интереса отдельной нации. Геометрические аксиомы применяются к общественным

вопросам.

Добро есть польза! Это прочный источник долговременного наслаждения.

Разница между добром и пользой чисто количественная - добро есть большая

польза. Польза измеряется соответствием добра интересам большинства.

Человек должен делать над собой усилие, чтобы напрвлять свои интересы в

сторону общих интересов. Для этого следует изменять обстоятельства жизни

человека, окружающую среду, тогда изменятся ощущения и мышление. Человек

целиком зависит от обстоятельств, от среды обитания.

Н.Бердяев. “Смысл творчества”.

(Опыт оправдания человека) 1916 (14?)

ВВЕДЕНИЕ.

Дух человека в плену. Плен - “мир”.

Человечество находится в состоянии разобщённости и вражды. Изначальный

грех человека - рабство. Творческий акт - это освобождение и преодоление.

Творчество - это выход, победа, переживание силы. Наступает время жизни

человечества, когда оно должно помочь само себе. Это время свободы в духе,

жизни в божественной любви. Религиозное сознание по существу антиномично:

мир божественен и не божественен. Эта антиномичность снимается в глубине

религиозной жизни. Бог имманентем человеческому духу, а мир трансценедентен

ему. Следовательно, необходимо имманентное изживание зла. Необходимо

изживание антиномий, а не их ложное устранение. Через дуализм следует

прийти к монизму.

Динамическая интроспекция религиозного опыта. Это рождени человека в

Боге и Бога в человеке. Царственное чувствование человека - это религиозное

сознание Антропоса как божественного лика. Оправдание человека -

антроподицея. Нужно постигнуть всё как мистерию духа.

Глава I. ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ АКТ.

Место новой философии - наука или наукообразность. Но и схоластика

была научной для своего времени. Апологетический принцип - принцип

господства школьности.

Философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть наукой.

Научность - критерий и свойство только самой науки. Наука и научность -

разные вещи. Научность - перенесение критериев науки на другие области

духовной жизни, ей чуждые. Научность (не наука) - рабство духа у низших

сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти, необходимости,

зависимости от мировой тяжести. Наука - реакция самосохранения человека,

потерянного в тёмном лесу мировой жизни. Наука есть познание необходимости

через приспособление к мировой данности. Наука есть послушание

необходимости (по сути ветхозаветное, связанное с грехом мышление). Наука

открывает не Истину, а истины.

Философия - общая ориентировка к совокупности бытия. Это познание

свободы и познание из свободы. Подчинение философии науке есть подчинение

свободы необходимости. Философия есть творчество, а не приспособление,

послушание. Философия есть искусство познания в свободе через творчество

идей, противящихся мировой данности и необходимости, проникающих в

запредельную сущность мира. Философия - расточительность, а не философия

мышления, это постижение смысла мира. Основное предположение всякой

подлинной философии - предположение о существовании смысла и постижимости

смысла. История философии двойственна и полна глубокого драматизма

познавательной жажды. История философии - история самосознания чел.духа на

совокупность бытия. В субъективности всегда есть своя общеобязательность.

Философия как искусство соборнее, чем философия как наука.

Проблема общеобязательности - не логическая проблема, это проблема

духовного общения, проблема соборности, соборного духа. В философском

познании рвётся к свободе творческая интуиция (которая не есть произвол).

Дискурсивное мышление - серединность, дурная бесконечность. Интуиция -

симпатическое вживание, вникновение в мир. Философия не верит, что мир

таков, каким нам по необходимости навязан.

Наша эпоха - обстрение и кризис сознания во всех сферах. Кризис

объективированной философии. Философия не трубует и не допускает никакого

научного, логического основания и оправдания. Прагматизм - симптом кризиса

научной философии. Бергсон - прорыв в творческую философию, но его

останавливает биологизм. Философия будущего: творческая, преображающая и

преодолевающая природа познания.

Познание - рассвет и расцвет самого бытия. Философское познание - в

самом бытии. Истина есть осмысливание и освобождение бытия, она

предполагает творческий акт познающего в бытии. Истина есть смысл и не

может отрицать смысла. Отрицать смысл в мире, значит отрицать истину,

признавать лишь тьму. Истина делает нас свободными. Отрицать свободу знаний

- отрицать истину. Истина предполагает Логос.

Философия расслаблена болезнью рефлексии и раздвоения (гамлетизм).

Творческая философия - догматическая, цельная, рискнувшая сделать выбор.

Подлинное философское познание есть приращение сомнения над тем, кого

избрал и полюбил. Пафос философии - эротический пафос, брачная тайна

познания. Философское познание как творческий акт есть брак по любви.

Требование доказательства исходит из необходимости. Доказательство

стоит на пути познания истины как препятствие. В философии самое истинное,

наиболее творчески прорывающееся через необходимость к свободе, через

бессмыслицу к смыслу, - наименее доказанное. Истина показывается и

формируется, а не доказывается и обосновывается. Дорога философии - найти

наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции и

синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул,

их острота и ясность, исходящий от них свет, а не доказательства и выводы.

Философия предполагает высшую степень духовного общения на почве

начальных интуиций, а не серединных доказательств дискурсивной мысли.

Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь

вселенский соборный дух. Философское познание проистекает в

антропологической среде. Человек предшествует философии, он - предпосылка

всякого философского познания. Гегель - предельная точка философии. Дальше

- крах. Человек восстаёт против философии. Только тот Логос не истребляет

человека, который есть Абсолютный человек. Только в христологическом

(Христос - Логос) сознании Человек спасён и утверждён. Путь освобождения от

релятивизма - путь абсолютизации человека. Тогда философия будет понята

как творческая познавательная мощь человека, возвышающаяся над миром.

Творческая философия - антропологическая философия, предполагающая

творящего и его цель. Сознательный и абсолютный антропологизм. Философия

есть самосознание человеком его царственной и творческой роли в космосе.

Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в

мире. Философия автономна, мир постижим лишь мифологически, философия - это

согласие подвергнуть себя опасности в познании.

Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ.

Само сознание человека ка цкнтра мира, в себе таящее загадку мира и

возвышающееся над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без

которой нельзя дерзать философствовать. Человек космичен по своей проде,

центр бытия. Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина

познания человека и основная истина, предполагающая саму возможность

познания. В человеке есть весь состав вселенной. Человек в мире и над

миром, философия есть внутреннее познание мира через человека. В человеке

открывается абсолютное бытие, человек - точка пересечения двух миров.

Внешнее самосознание человека необъяснимо из внешнего мира и остаётся

тайной для этого мира. Человек глубже и первичнее своего психологического и

биологического. Человек по существу своему есть уже разрыв в природном

мире, он не вмещается в нём. Наука познаёт человека лишь как часть

природного мира. Философская антропология не зависит от антропологии

научной.

Христос - абсолютный человек. Человек - микрокосм, ответственен за

весь строй природы. Омертвление природы - следствие грехопадения человека.

Человек растворён в царстве природной необходимости, но должен отречься от

соблазна мира сего, чтобы вернуть себе царственное положение в мире,

расколдовать и оживить природу. Всечеловек неотделим от космоса и его

судьбы. Это возможно лишь через явление в мир Абсолютного человека.

ПервоАдам (( Новый Адам (( возрождение через Христа (( Творец.

Бесконечный дух человека претендует на абсолютный сверхприродный

антропоцентризм, он осознаёт себя замкнутым центром не замкнутой планетной

системы, а всего бытия, всех типов бытия, всех миров. Природность и

сверхприродность человека в мире сём, но не от мира сего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.