рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

видах нашего априорного познания. Теперь оказываются разделенными не только

предметы как они есть для чувственности и для рассудка, но и предметы как

познаваемые в возможном опыте, то есть как явления, и как вещи сами по

себе. Именно таков экспериментально-метафизический метод Канта, неуклонно

осуществляемый им на протяжении построения всей "Критики", которая есть

прежде всего "трактат о методе, а не система самой науки".

С целью отчетливой артикуляции противопоставления критической философии

догматической метафизике познание, занимающееся не предметами, но "видами

нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a

priori", получает наименование трансцендентального, тогда как под

метафизикой теперь понимается чистое познание из одного только разума.

Революционный поворот Канта состоит в изменении метода мышления, согласно

которому предметы или, что то же самое, опыт, в котором только они и могут

познаваться, сообразуются с понятиями, так как опыт есть познание,

требующее участия рассудка, правила которого должны выражаться в априорных

понятиях, с которыми все предметы опыта должны необходимо сообразовываться.

Теперь мы начинаем с размышления разума о себе самом, о своих предпосылках

и основоположениях. Размышления же о предметах последует после того, как

будет твердо установлена отправная точка.

Структура

Предисловия (2 шт. оговаривает цели и т. д., см. выше)

Введение (вопрос о возможности априорных синтетических суждений)

Учение о началах

Трансцендентальная эстетика (занимается чувственностью - пространство и

время понимаются как чистые формы внешнего и внутреннего чувства, тем самым

как условия возможности опыта (знания)).

Трансцендентальная логика

Трансцендентальная аналитика (занимается рассудочным познанием)

Категории - чистые рассудочные понятия, как условия возможности опыта. 4

группы: количества, качества, отношения, модальности. Дедукция категорий

осуществляется путем демонстрации категорий как условий возможности опыта -

категории имеют объективную значимость (трансцендентальную истинность).

Продуктивная способность воображения - способность подведения

многообразного содержания созерцаний под категории.

Основоположения рассудка - априорные синтетические суждения как правила

упорядочивания опыта (условия возможности его единства). 4 группы

(соответственно категориям): аксиомы созерцания, антиципации восприятия,

аналогии опыта, постулаты эмпирического мышления вообще.

Вопрос о возможности достоверного знания понимается как вопрос о

возможности опыта, в котором только это знание и возможно. Условиями

возможности опыта понимаются априорные формы чувственности и априорное

рассудочное познание. «Условия возможности опыта суть вместе с тем условия

возможности предметов опыта и потому имеют объективную значимость в

априорном синтетическом суждении» - это и есть дедукция основоположений

рассудка. Разум предписывает законы природы.

Трансцендентальная диалектика.

Если рассудок есть условие возможности единства опыта, то разум есть

условие единства рассудка. Рассудок - способность устанавливать законы,

разум - принципы. Трансцендентальные идеи - чистые понятия разума (понятия

безусловного). Применение трансцендентальных идей может быть регулятивным

(идеи понимаются как условия возможности знания, не будучи сами соотнесены

с объектом) и конститутивным (сами создают объект). Конститутивное

применение идей приводит к трансцендентальной иллюзии как неизбежной

видимости. Три вида диалектических умозаключений (сколько и идей, к которым

приводят их выводы):

(психологическая идея (я мыслю)) от трансцендентального понятия субъекта,

которое не содержит многообразного, к абсолютному единству и постоянству

самого этого субъекта (трансцендентальный паралогизм);

(космологическая идея (мир)) к абсолютному единству условий явления

(антиномия)

(теологическая идея (бог)) к идее полной совокупности возможностей (идеал)

Учение о методе (сфера так называемой «практической логики», возможные

методы и технические термины для систематизации в науках)

Дисциплина чистого разума (в догматическом, полемическом применении, в

гипотезе и доказательстве)

Канон (в отношении конечной цели чистого разума)

Архитектоника (искусство построения системы)

История чистого разума

Кант. Критика 2

Задача и смысл

Критика практического, а не чистого практического разума. Если именно

познание из одного только разума в теоретической сфере приводит к иллюзии,

то в практическом познании, познанием в собственном смысле слова

оказывается познание чистого практического разума. Понятие свободы,

поскольку его реальность доказывается аподиктическим законом практического

разума (категорическим императивом), составляет опору всего здания

последнего. Возможность всех других понятий (бог и бессмертие) доказывается

тем, что свобода действительна, так как идея ее проявляется через моральный

закон.

Всякая нравственная оценка предполагает наличие априорного нравственного

закона. Если содержание нравственных принципов в эмпирическом смысле

является условным, то априорность нравственного закона может быть лишь в

формальном определении. Поступок, согласный с нравственным законом,

заслуживает предиката «добрый», поскольку вытекает из одного лишь

нравственного намерения. Разделение легальности и моральности. Нравственный

характер поступков можно усматривать не во внешней легальности, но в

намерении. Обязанность - сознание требования нравственного закона.

Намерение бывает добрым если его максима - сознание обязанности и мотив

поступка - уважение к нравственному закону. Нравственные законы - законы

долженствования. Нравственный закон - правило, согласно которому что-либо

должно происходить при любых обстоятельствах, это - императив.

Основоположения практического разума

субъективные (максимы), это принципы воли.

объективные (законы и предписания), это императивы, соответственно

категорические (имеют условия себя сами), и гипотетические (содержат

предписания умения, определяют волю только в отношении желаемого

результата).

Область практической деятельности - область целей. Цели - условия, в

зависимости от которых находятся гипотетические императивы, предписывающие

действия для достижения этих целей. Причинно-следственная цепь, в конце

которой - последняя цель, которая не есть больше средство для другой цели,

а есть основание всего телеологического ряда.

Стремление к счастью не может быть понято как практическая цель, это -

закон природы, он соответствует низшей способности желания. Способность

желания - эмпирическое условие принципов. Всякий гипотетический императив

апеллирует к уже существующему желанию, которому указывает средства для

удовлетворения, а нравственная обязанность есть категорическое требование,

лишенное отношения к желанию. Чистый разум должен быть практическим без

представления о приятном и неприятном как материи способности желания. В

практическом законе разум определяет волю непосредственно, а не через

привходящее чувство удовольствия или неудовольствия. Практический разум -

законодательствующий. Моральный закон - категорический (безусловный)

императив. Отношение воли к этому закону есть зависимость, а именно

обязанность - принуждение к поступкам и называется долгом.

Категорический императив требует того, чтобы максима, из которой вытекает

поступок была таковой, чтобы она могла служить общезначимым и необходимым

законом для всех разумных существ.

Наиболее строгими требованиями будут те, противоположные максимы которых не

могут быть мыслимы в качестве закона природы. Категорический императив

требует от воли соблюдения законов которая она сама себе поставила.

Ф. В. Й. Шеллинг. “Система трансцендентального идеализма”.

Работа 1800 г.

Предисловие.

Цель настоящего труда - расширить трансцендентальный идеализм до тех

пределов, которые позволяют ему стать тем, чем он действительно должен

быть, а именно системой всего знания. Поставленную задачу - дать идеализм

во всей его полноте - автор пытается разрешить посредством изложения всех

частей философии в их единой последовательности, а всю философию

представить тем, чем она действительно является, а именно непрерывной

историей самосознания, для которой все известное из опыта служит лишь

памятником и документом. Основа идеализма не носит чисто теоретический

характер. Все доказательства, которые идеалист приводит для того, чтобы

доказать существование определенных внешних вещей, должны быть выведены из

изначального механизма самого созерцания, т. е. посредством действительной

конструкции объектов.

Введение.

Пар. 1. Понятие трансцендентальной философии.

Всякое знание - совпадение субъективного и объективного. Совокупность всего

чисто объективного в нашем знании - природа; всего чисто субъективного - Я

(интеллегенция). Безразлично из чего исходить. Либо мы принимаем в качестве

первичного объективное и спрашиваем: как к нему присоединяется

субъективное, которое с ним совпадает? (Натурфилософия - одна из двух

необходимых основных наук философии). Либо в качестве первичного берется

субъективное, и тогда задача заключается в том, чтобы объяснить, как к нему

присоединяется объективное, которое с ним совпадает (трансцендентальный

идеализм вторая необходимая основная философская наука) исходит из

субъективного в качестве первичного и абсолютного и выводит из него

объективное).

Пар. 2. Выводы.

1. Поскольку для трансцендентальной философии субъективное есть первичное

единственное основание всякой реальности, единственный принцип объяснения

всего остального, то она необходимо должна начинаться с общего сомнения в

реальности объективного. (Абсолютный (не частный) скептицизм.)

2. Доказать тождественность положений “вне нас существуют вещи” и “я

существую”. Первое будет для трансцендентального философа достоверным

только в силу своей тождествеености второму.

3. Непосредственный объект - только субъективное в знании.

Трансцендентальное знание есть знание о знании в той мере, в какой оно

чисто субъективно. Обыденное сознание - господствуют понятия неразличимые

как понятия. Трансцендентальное мышление - прерывание действия этого

механизма и, сосознавая понятие как акт, возвышение его до понятия понятия.

Философствование деятельность = постоянное самосозерцание себя в этой

деятельности. Итог: все то, что в любом другом знании или деятельности вне

сознания и абсолютно необъективно, здесь доводится до сознания и становится

объективным, т. е. в постоянной самообъективации субъективного.

Пар. 3. Предварительное деление трансцендентальной философии.

Принципы деления могут быть выведены лишь в самой науке. Объект науки -

само знание, знание вообще. Первый принцип трансцендентальной философии =

те убеждения, из значимости которых она исходит.

А: Первое убеждение: не только существует независимый от нас мир вещей, но

и наши представления настолько с этими вещами совпадают, что в вещах нет

ничего сверх того, что существует в наших представлениях о них. 1-ая задача

философии: объяснить, каким образом представления могут абсолютно совпадать

с совершенно них существующими вещами. = задача теоретической философии.

В: Второе убеждение: представления, возникающие в нас без необходимости,

посредством свободы, могут переходить из мира мысли в мир действительный и

обретать объективную реальность. 2-ая задача философии: каким образом

объекивное может быть изменено посредством того, что только мыслится,

причем неизменно так, что оно полностью совпадает с мыслимым. = задача

практической философии.

C: Эти две проблемы вовлекают нас в противоречие. Как можно одновременно

мыслить представления сообразующиеся с предметами, а предметы -

сообразующимися с представлениями? - высшая задача трансцендентальной

философии. => предустановленная гармония => телеология: природа как целое и

в своих отдельных продуктах - сознательное творение и продукт самого

слепого механизма. Она целесообразна, не будучи объяснима в своей

целесообразности. Телеология (=философия, занимающаяся целями природы) -

область, где теоретическая и практическая философии объединяются.

D. Систему знания можно считать законченной, только если она возвращается к

своему принципу. Одновременно сознательная и бессознательная деятельность

обнаруживается в самом сознании - эстетическая деятельность. Общий органон

философии - философия искусства.

Пар. 4. Орган трансцендентальной философии. Объекты трансцендентальной

философии существуют лишь поскольку они свободно продуцируются. -

эстетический акт воображения. Тр. философия выводит реализм из идеализма,

материализуя законы интеллигенции и превращая их в законы природы.

Первый главный раздел. О принципе трансцендентального идеализма.

Первый раздел. О необходимости и свойствах высшего принципа знания.

Этот принцип может находится только внутри самого знания и он может быть

только единым. В нем содержание обуславливается формой, а форма -

содержанием.

Второй раздел. Дедукция самого принципа.

Безусловно я знаю, что мое знание обусловлено только субъективным, но не

объективным. Это знание выражено в положении тождества А = А. Но здесь

содержание - условно, безусловно оно только в положении тождеста Я = Я. Я -

самобъективирующееся продуцирование.

Общие замечания.

Второй главный раздел. Общая дедукция трансцендентального идеализма.

Предварительные замечания.

Вопрос положено ли Я не возможен. Я ограничено, лишь поскольку оно

неограничено, и Я неограничено лишь поскольку оно ограничено.

Третий главный раздел. Система теоретической философии согласно

основоположениям трансцендентального идеализма.

Предварительные замечания.

Самосознание, из которого мы исходим, есть единый абсолютный акт и этим

актом положено не только Я с его определениями, но также и все остальное,

что вообще положено для Я.

I. Дедукция абсолютного синтеза, содержащегося в акте самосознания.

Изначальный акт самосознания идеален и реален одновременно. Само Я есть

деятельность, составленная из двух других (ограничиваемой и

ограничивающей), а само самосознание - абсолютный акт. Тождество субъекта и

объекта возможно только через опосредование.

II. Дедукция промежуточных звеньев абсолютного синтеза.

1. Самосознание - абсолютный акт, которым для Я положено все.

2. Самосознание есть борьба абсолютно противоположных деятельностей.

3. Изначально обе деятельности полагаются одинаково бесконечными.

4. Но философия может остановиться только на тех действиях, которые

составляют эпоху в истории самосознания. Филосоия = история самосознания,

проходящего различные эпохи. Последовательность их создает упомянутый

абсолютный синтез.

5. Задача теоретической философии - объяснить идеальность предела.

Первая эпоха. От изначального ощущения до продуктивного созерцания.

1) Я созерцает себя ограниченным.

Акт, которым Я ограничивает само себя есть не что иное как акт

самосознания.

2) Я созерцает само себя ощущающим.

3) Продуктивное созерцание.

а) дедукция продуктивного созерцания.

b) дедукция материи.

Вторая эпоха От продуктивного созерцания до рефлексии.

1) Я созерцает само себя продуктивным.

Третья эпоха. От рефлексии до абсолютного акта воли.

Четвретый раздел. Ситсема практической философии согласно принципам тр.

идеализма.

Абсолютная абстракция, то есть начало сознания, объяснима только из

самоопределения, или действования интеллигенции, направленного само на

себя.

1) Воление вновь становится объективным для Я.

2) Я может осознавать изначальную гармонию между субъективным и

объективным.

Пятый главный раздел. Основные положения телеологии согласно принципам тр.

идеализма.

Природа должна являться в качестве целесообразного продукта. , природа

не целесообразна по своему продуцированию . Своеобразие природы основано

именно на том, что в своем механизме она тем не менее целесообразна. Полное

объединение свободы и необходимости во внешнем мире дает мне только

органическая природа.

Шестой главный раздел. Дедукция всеобщего органона философии, или основные

положения философии искусства согласно принципам трансцендентального

идеализма.

Пар. 1. дедукция произведения искусства вообще.

Тождество сознательного и бессознательного и сознание этого тождества. Я

сознательно в продуцировании и бессознательно по отношению к продукту.

Гений - то, что привности в сознание объективность Продукт - произведение

искусства. Бесконечное умиротворение. Интеллигенция пришла к полному

признанию выраженного в продукте тождества как такового, принцип которого

заключен в ней самой: совершенное самосозерцание.

Пар 2. Особенности произведения искусства.

a) бессознательная бесконечность = синтез природы и свободы. Художник как

бы инстинктивно привности в свое произведение помимо того, что выражено

им с явным намерением, некую бесконечность, которую полностью раскрыть не

способен ни один конечный рассудок.

a) Чувство умиротворения переходит в само произведение.

a) Произведение искусства выражает бесконечное в конечном - красота.

Пар 3. Выводы.

Общие замечания ко всей системе в целом.

Краткий пересказ книги.

Учение о материи в философии: основные подходы и воззрения.

Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от

человеческого сознания и отражаемая им. Материя охватывает бесконечное

множество реально существующих объектов и систем мира, является

субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя

несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве,

неразрывно связана с движением, способна к бесконечному саморазвитию,

которое на определенных этапах при благоприятных условиях приводит к

возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание - отражение, присущее

материи. Субстанциальность, всеобщность и абсолютность характеризуют

материальное единство мира.

Существенные признаки материального мира:

a) сохранение и зменение = движение, дискретность и непрерывность,

пространство и время.

a) Материя сохраняется как субстанция всех изменений. Движение - форма

бытия любого материального объекта.

a) Структура материи: Неделимые элементы (относительный характер) и

устойчивые законы, связи.

a) Структура материи реализуется в пространстве-времени, в закономерном

расположении различных элементов материи, в закономерном следовании

являений.

Пространство: порядок сосуществования элементов структуры материи.

Вопрос № 38. Постмодерн в философии: истоки, представители, принципы.

Начинается с Ницше. Влияние Фрейда, Витгеншейна, Хайдеггера, которые

переструктурализировали человеческое мышление. Постмодерн - общее в

западном самосознании. Общекультурная тенденция. Неопределенная, но

устойчивая характеристика общеметодологических изменений в искусстве,

литературе, философии. Но дискуссии еще не закончились. Есть заявления о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.