Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ
же отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей
(индивидуальное и групповое). В основу классификации духовных отношений
кладется структура общественного сознания, его формы; тогда говорят о
моральных, правовых, художественных, религиозных отношениях в обществе.
Классы и социальная стратификация.
Учение об общественных классах возникло еще в домарксовский период.
Заслуга Маркса: он связал существование классов с определенными
историческими фазами развития производства. Получается, что классы связаны
только с теми экономическими способами производства, которые основаны на
частной собственности. Причина возникновения классов обусловлена
определенным уровнем развития производительных сил и характером
соответствующих им производственных отношений. В основе образования
классов: общественное разделение труда, закрепление определенных видов
деятельности за большими социальными группами. Роль института частной
собственности: разделяет людей по отношению к средствам производства и
присвоению результатов труда.
Конкретно-исторически образование классов происходило двояким путем: 1)
выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки,
состоявшей первоначально из лиц, облеченных важными общественными
полномочиями (старейшин, жрецов и т.д.), а потом и из более широкого слоя
богатых людей; 2) обращением в рабство сначала чужеплеменников, а затем и
обнищавших соплеменников.
Марксова концепция классов оказала большое влияние на всю последующую
социально-философскую и социологическую мысль: стремление найти объективные
критерии для выделения больших социальных групп и определения их
общественного статуса привело к тому, что возникшие позднее концепции
(включая учение о стратах М. Вебера) так или иначе учитывали марксову
концепцию.
"Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной
совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее
основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий,
ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных
ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" писал
П. Сорокин. Страты (слой) - феномен горизонтальной и вертикальной
неоднородности. В марксисткой традиции речь шла только о слоях внутри того
или иного класса (мелкая, средняя и крупная буржуазия). Между тем многие
страты не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят
межклассовый характер. Одна из первых (веберовская) попыток подойти к
обществу под углом зрения его стратификационной структуры исходила из
марксова анализа классов, но стремилась расширить веер классовых различий,
рассматривая и такие из них, которые напрямую не связаны с собственностью -
профессиональное мастерство и квалификация, социальный престиж (статус ),
партийная принадлежность.
Социальная стратификация - обязательная черта любого общества,
функционально необходима. Чем организованнее общество, тем оптимальнее
выглядит его стратификационная характеристика. Стратификационная структура
населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых
индивидом ролей и соответственно возможностью его изучения, характеристики
и типологизации страт с почти беспредельного числа сторон.
Социальная философия: предмет и структура.
Можно сказать, что социальная философия обществоведческий срез
философского знания в целом и большинства его структурных элементов в
отдельности. В этом плане можно говорить о социальной онтологии, включающей
в себя проблемы общественного бытия и его модификаций - бытия
экономического, бытия экологического, демографического и т.д.
соответствующим срезом концепций взаимосвязи и развития выступает
социальная динамика, рассматривающая проблемы линейности, цикличности и
спиралевидности в общественном развитии, соотношения революционного и
эволюционного в переходные эпохи, общественного прогресса. Важный
структурный элемент социально-философского знания, представляющий собой
срез гносеологии - социальное познание. В его поле зрения анализ
общественного сознания, специфика применения при изучении социума
общенаучных методов и форм познания.
Основные функции социальной философии: мировоззренческая (мировоззрение -
совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего
нас мира и месте человека в нем; методологическая . философский метод есть
система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию
действительности. В истории философии прослеживаются два основных метода -
диалектика (исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и
процессов в окружающем мире, из принципа развития, качественных изменений
явлений и процессов, из внутренней противоречивости, закономерно присущей
любому явлению или процессу) и метафизика (признает только случайные связи,
возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи, сводит все
изменения только к количественным, считает, что противоречия свойственны
только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности).
Общефилософский метод преломляется в социально-философском пространстве
весьма специфически. Так социальная философия позитивизма (отрицание
объективного характера законов общественного развития) оказывает
существенное методологическое влияние на представителей конкретных
обществоведческих наук. Специфические функции: гуманистическая и
общекультурная.
Предмет социальной философии - общество и человек.
Социальное познание.
Познание социума от познания других объектов отличает: социум - самый
сложный из объектов познания (в силу этого сущность социальных явлений и
процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее,
чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы);
в социальном познании мы имеем дело с исследованием не только материальных
(как в естествознании), но и идеальных, духовных отношений (эти отношения
значительно противоречивее, сложнее и многообразнее, чем связи в природе);
в социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект
познания (с одной стороны такое тождество имеет положительное значение -
поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему
субъекту по его непосредственному и опосредованному жизненному опыту, что
способствует глубокому осмыслению этих процессов; с другой стороны, в
совокупном субъекте познания представлены разные, порой диаметрально
противоположные, вол, интересы, цели: в результате и в сами исторические
процессы и в их познание привносится изрядный элемент субъективизма).
В социальном познании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень: первичный и элементарный познавательный процесс -
наблюдение. Специфика наблюдения: уже в невключенном наблюдении как правило
обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта. Активное
(наблюдатель - инкогнито) и пассивное включенное наблюдение. Недостатки:
невозможность изменить объект в интересующем направлении, регулировать
условия и ход изучаемого процесса.
Социальный эксперимент: вмешательство в естественный ход событий.
Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер: нацелен на
преобразование экономики, национально-государственного устройства и т.д.,
может давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только
разные, но и прямо противоположные результаты. Объект социального
эксперимента обладает меньшей степенью изоляции от остающихся вне
эксперимента подобных объектов (так называемой контрольной группы) и всех
воздействий данного социума в целом. Главной задачей эмпирического уровня
науки является накопление фактов. Факт как фрагмент уже состоявшейся
действительности.
Теоретический уровень социального познания. Классификация и
систематизация накопленных фатов. Среди методов: исторический - отражает
реальную историю объекта в ее конкретном многообразии, выявляет значимые
исторические факты и стадии развития, то позволяет в итоге создать теорию
объекта, раскрыть логику и закономерности его развития. Необходимо
различать исторический метод и принцип историзма: метод показывает пути
изучения, а принципы представляют собой выводы об объективных
характеристиках объекта, следующие из этого изучения. В свою очередь уже
добытые принципы выступают в качестве предпосылок дальнейшего познания.
Одной из таких предпосылок исторического познания и выступает принцип
историзма. Он включает в себя, с одной стороны, понимание развития как
смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно
завершенным, устойчивым и сопоставимым с другими этапами развития. С другой
стороны, сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной
и той же системы, и это сохранение элементов общности и преемственности
позволяет выявить целостность изучаемого явления.
Философские учения о законе: их исторические формы.
Идея о том, что миром управляют универсальные законы родилась в глубокой
древности у китайских и греческих мыслителей. У древнегреческих философов
идея о всеобщем мировом законе первоначально связывается с идеей мирового
порядка. У Гераклита логос выступает и как мировой закон, судьба, которому
подчиняется развитие всех вещей и людей. Анаксагор: мировой разум
упорядочивает хаос геометрий, лежащих в основании всего сущего. Демокрит:
все в мире возникает и совершенствуется в силу необходимости, выступающей у
него в качестве некоторой органически присущей природе силы. Понятия
закона, необходимости и причины совпадают. Это обуславливает то, что
познание необходимости трактуется как познание причин, или "законное"
познание (материалистическое толкование закона как природного порядка
вещей). Платон: идеалистическая концепция закона как идеального
организующего начала в отношении текучего, преходящего мира идей.
Аристотель: идея не может быть законом вещей, потому что она неподвижна, а
вещи находятся в движении. В понятиях материи и формы, возможности и
действительности Аристотель выразил ту мысль, что закон выступает как
тенденция в процессе становления (телеологическое толкование закона).
Эпикур преодолевает фатализм, свойственный демокритовскому пониманию слепой
необходимости закона, путем введения случайности как совершенно объективной
и равноправной с необходимостью характеристики закона движения атомов,
лежащего в основе мира.
Средневековая христианская философия рассматривала закон не как
необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление
божественной воли.
В естествознании Нового Времени понятие закона получило большое
эвристическое значение и оказалось связанным с распространением
количественных методов изучения природы. Для выражения понятия законы
природы все чаще пользуются терминологией, заимствованной из математики и
естественных наук (Коперник, Галилей - "гипотезы", а не законы).
Согласно субъективному идеализму о законах природы самих по себе вообще
говорить нельзя. Юм считал, что при рассмотрении окружающих нас внешних
вещей мы "никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь. Мы
находим только, что одно явление действительно, фактически следует за
другим, а представление о закономерной связи между явлениями - привычка".
Кант: то, что называют законами природы, существует лишь по отношению к
познающему субъекту (рассудок предписывает природе законы).
Социальный детерминизм (принцип субординации исторических фактов).
Детерминизм - учение о всеобщей причинной материальной обусловленности
природных, общественных и психических явлений.
Социальный детерминизм "выдвинут" Монтескье, Гердером, Руссо и др. в
противовес идее божественного управления миром.
Проблема необходимости и свободы (не разрешена даже Гегелем).
С точки зрения марксизма (исторического материализма) общественное
развитие представляет собой естественно-исторический процесс, подчиненный
собственным объективным законам. Каждое следующее поколение людей действует
в условиях, унаследованных ими от прошлого. Это создает преемственность в
истории общества и детерминирует ее общее направление. Общественные идеи,
политические учреждения и движения детерминированы объективными условиями
общественного бытия.
Большинство законов общественного развития - законы-тенденции
(объективный характер + не могут учесть все частные моменты), поэтому ход
истории необязательно предопределен и может не осуществляться в фатальной
неизбежностью.
Собственность: социально-философский анализ.
Собственность - система общественных отношений, возникающих в связи с
присвоением средств производства, рабочей силы, предметов потребления;
исторически определенный социальный институт. Собственность - отношение
людей к вещам.
Некоторые философы, начиная с Аристотеля, пытались вывести напрямую форму
политической власти из того или иного типа экономической системы, а точнее
- из лежащей в ее основе типа собственности. Однако в истории на базе на
базе частной собственности возникали и существовали различные и даже
диаметрально противоположные формы политического правления и политические
режимы - конституционно-монархические, республиканско-демократические,
фашистские с формальным сохранением конституционности или без оной и т.д.
Интересна в этой связи полемика по поводу взаимосвязи частной
собственности и демократии, которая не раз возникала в прошлом. В этом
отношении большой интерес представляет статья М. Вебера "О буржуазной
демократии в России", относящаяся к началу 20 века. Он считает, что
демократия и частная собственность, в том числе капиталистическая, не
связаны напрямую, хотя капитализм и имел своей предпосылкой правовое
освобождение личности. Связь между ними опосредована целым рядом
политических феноменов - наличием необходимых для реализации
демократической формы правления политических институтов, наличием давних и
прочных демократических традиций, уровнем политической культуры властей
придержащих и народных масс.
Понятие субстанции, субстрата, атрибута и акциденции.
Субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) -
объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства;
это - материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и
исчезающих в этом движении различий и противоположностей.
Античность: субстанция - "вещество" - тот тождественный материал, из
которого состоят различные единичные вещи (Аристотель: "форма" и
"материя").
Схоластика: активная роль "формы", поэтому субстанция - один из титулов
бога (форма всех форм). Поэтому возникает дуализм субстанции: духовная и
телесная субстанции ("душа" и "тело").
Фома Аквинский: "телесная субстанция" - несамостоятельное начало. Дунс
Скот: материя - всеобщая субстанция всех вещей.
Декарт: "Разумея субстанции, мы можем разуметь лишь вещь, которая
существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме
самой себя" (легче осознать субстанцию протяженную и субстанцию мыслящую,
чем собственно субстанцию). Спиноза: "мышление" и "протяженность" -
"атрибуты субстанции".
Локк: субстанция - "подпорка" тех качеств, которые мы находим
существующими (для субстанции не может быть дано точное определение).
Беркли: "…нет иной субстанции, кроме Духа или того, что воспринимает".
Кант: субстанция - априорная форма мышления, осуществляющего синтез
явлений, данных в "опыте". "…то постоянное, лишь в отношении с которым
можно определить все временные отношения явлений…", "…условие возможности
всякого синтетического единства восприятий, т.е. опыта".
Гегель: субстанция - "…целостность акциденций, в которых она открывается
как их абсолютная отрицательность, т.е. как абсолютная мощь и вместе с тем
как богатство всякого содержания".
Субстрат. Аристотель: "материя".
Атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - необходимое, существенное,
неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать,
ни множиться.
Аристотель: отличает необходимые свойства вещей, без которых вещи
невозможны и которые неотделимы от них (атрибутов), от случайных свойств
акциденций, не принадлежащих вещам "ни по необходимости, ни в преобладающем
большинстве случаев".
По Декарту, признававшему две субстанции - материальную и духовную,
существует два вида атрибутов: у материальной - протяжение, у духовной -
мышление. Спиноза под атрибутом понимал то, что "ум представляет в
субстанции, как составляющее его сущность". Он считал, что протяженность и
мышление суть атрибуты единой материальной субстанции.
Акциденция - философский термин, обозначающий случайное, несущественное,
изменяющееся, преходящее. Противопоставляется субстанциональному
(существенному). В этом смысле термин впервые встречается "Метафизике"
Аристотеля, а в дальнейшем у Порфирия, который разделил акциденции на
отделимые (сон для человека) и неотделимые (черный цвет для негра).
Фома Аквинский: атрибут - "вещь, природа которой должна быть в другом".
Схоластики обычно выделяли некоторые свойства вещей как "реальные
атрибуты", объективно существующие вне тех субстанций, которым они обычно
присущи.
Некоторые философы в 17 веке (Гоббс, Декарт) отрицали существование
реальных акциденций, поскольку они отрицали объективное бытие каких бы то
ни было чувственных признаков. В связи с этим Спиноза заменил термин
"атрибут" термином "модус", обозначающим единичное проявление субстанции.
В марксизме такого термина нет.
Проблема человека в философии.
Философы античности длительное время рассматривали человека как образ
Космоса, как "малый мир", микрокосм. Человеческое и природное, знание о
которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись.
Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа причастна
бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа.
Аристотель настаивает на единстве души и тела (душа принадлежит телу).
Таким образом, античность пришла к дуализму души и тела.
В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть
дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца
(три составляющие внутреннего мира человека - разум, сердце и воля). Но
главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом
и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".
Ренессанс: человек - автономное существо, живая целостность. Единство
души и тела - преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть
чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими
достоинствами.
Новое время (Декарт): мышление - единственное, достоверное свидетельство
человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|