рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

же отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей

(индивидуальное и групповое). В основу классификации духовных отношений

кладется структура общественного сознания, его формы; тогда говорят о

моральных, правовых, художественных, религиозных отношениях в обществе.

Классы и социальная стратификация.

Учение об общественных классах возникло еще в домарксовский период.

Заслуга Маркса: он связал существование классов с определенными

историческими фазами развития производства. Получается, что классы связаны

только с теми экономическими способами производства, которые основаны на

частной собственности. Причина возникновения классов обусловлена

определенным уровнем развития производительных сил и характером

соответствующих им производственных отношений. В основе образования

классов: общественное разделение труда, закрепление определенных видов

деятельности за большими социальными группами. Роль института частной

собственности: разделяет людей по отношению к средствам производства и

присвоению результатов труда.

Конкретно-исторически образование классов происходило двояким путем: 1)

выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки,

состоявшей первоначально из лиц, облеченных важными общественными

полномочиями (старейшин, жрецов и т.д.), а потом и из более широкого слоя

богатых людей; 2) обращением в рабство сначала чужеплеменников, а затем и

обнищавших соплеменников.

Марксова концепция классов оказала большое влияние на всю последующую

социально-философскую и социологическую мысль: стремление найти объективные

критерии для выделения больших социальных групп и определения их

общественного статуса привело к тому, что возникшие позднее концепции

(включая учение о стратах М. Вебера) так или иначе учитывали марксову

концепцию.

"Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной

совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее

основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий,

ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных

ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" писал

П. Сорокин. Страты (слой) - феномен горизонтальной и вертикальной

неоднородности. В марксисткой традиции речь шла только о слоях внутри того

или иного класса (мелкая, средняя и крупная буржуазия). Между тем многие

страты не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят

межклассовый характер. Одна из первых (веберовская) попыток подойти к

обществу под углом зрения его стратификационной структуры исходила из

марксова анализа классов, но стремилась расширить веер классовых различий,

рассматривая и такие из них, которые напрямую не связаны с собственностью -

профессиональное мастерство и квалификация, социальный престиж (статус ),

партийная принадлежность.

Социальная стратификация - обязательная черта любого общества,

функционально необходима. Чем организованнее общество, тем оптимальнее

выглядит его стратификационная характеристика. Стратификационная структура

населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых

индивидом ролей и соответственно возможностью его изучения, характеристики

и типологизации страт с почти беспредельного числа сторон.

Социальная философия: предмет и структура.

Можно сказать, что социальная философия обществоведческий срез

философского знания в целом и большинства его структурных элементов в

отдельности. В этом плане можно говорить о социальной онтологии, включающей

в себя проблемы общественного бытия и его модификаций - бытия

экономического, бытия экологического, демографического и т.д.

соответствующим срезом концепций взаимосвязи и развития выступает

социальная динамика, рассматривающая проблемы линейности, цикличности и

спиралевидности в общественном развитии, соотношения революционного и

эволюционного в переходные эпохи, общественного прогресса. Важный

структурный элемент социально-философского знания, представляющий собой

срез гносеологии - социальное познание. В его поле зрения анализ

общественного сознания, специфика применения при изучении социума

общенаучных методов и форм познания.

Основные функции социальной философии: мировоззренческая (мировоззрение -

совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего

нас мира и месте человека в нем; методологическая . философский метод есть

система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию

действительности. В истории философии прослеживаются два основных метода -

диалектика (исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и

процессов в окружающем мире, из принципа развития, качественных изменений

явлений и процессов, из внутренней противоречивости, закономерно присущей

любому явлению или процессу) и метафизика (признает только случайные связи,

возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи, сводит все

изменения только к количественным, считает, что противоречия свойственны

только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности).

Общефилософский метод преломляется в социально-философском пространстве

весьма специфически. Так социальная философия позитивизма (отрицание

объективного характера законов общественного развития) оказывает

существенное методологическое влияние на представителей конкретных

обществоведческих наук. Специфические функции: гуманистическая и

общекультурная.

Предмет социальной философии - общество и человек.

Социальное познание.

Познание социума от познания других объектов отличает: социум - самый

сложный из объектов познания (в силу этого сущность социальных явлений и

процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее,

чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы);

в социальном познании мы имеем дело с исследованием не только материальных

(как в естествознании), но и идеальных, духовных отношений (эти отношения

значительно противоречивее, сложнее и многообразнее, чем связи в природе);

в социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект

познания (с одной стороны такое тождество имеет положительное значение -

поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему

субъекту по его непосредственному и опосредованному жизненному опыту, что

способствует глубокому осмыслению этих процессов; с другой стороны, в

совокупном субъекте познания представлены разные, порой диаметрально

противоположные, вол, интересы, цели: в результате и в сами исторические

процессы и в их познание привносится изрядный элемент субъективизма).

В социальном познании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень: первичный и элементарный познавательный процесс -

наблюдение. Специфика наблюдения: уже в невключенном наблюдении как правило

обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта. Активное

(наблюдатель - инкогнито) и пассивное включенное наблюдение. Недостатки:

невозможность изменить объект в интересующем направлении, регулировать

условия и ход изучаемого процесса.

Социальный эксперимент: вмешательство в естественный ход событий.

Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер: нацелен на

преобразование экономики, национально-государственного устройства и т.д.,

может давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только

разные, но и прямо противоположные результаты. Объект социального

эксперимента обладает меньшей степенью изоляции от остающихся вне

эксперимента подобных объектов (так называемой контрольной группы) и всех

воздействий данного социума в целом. Главной задачей эмпирического уровня

науки является накопление фактов. Факт как фрагмент уже состоявшейся

действительности.

Теоретический уровень социального познания. Классификация и

систематизация накопленных фатов. Среди методов: исторический - отражает

реальную историю объекта в ее конкретном многообразии, выявляет значимые

исторические факты и стадии развития, то позволяет в итоге создать теорию

объекта, раскрыть логику и закономерности его развития. Необходимо

различать исторический метод и принцип историзма: метод показывает пути

изучения, а принципы представляют собой выводы об объективных

характеристиках объекта, следующие из этого изучения. В свою очередь уже

добытые принципы выступают в качестве предпосылок дальнейшего познания.

Одной из таких предпосылок исторического познания и выступает принцип

историзма. Он включает в себя, с одной стороны, понимание развития как

смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно

завершенным, устойчивым и сопоставимым с другими этапами развития. С другой

стороны, сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной

и той же системы, и это сохранение элементов общности и преемственности

позволяет выявить целостность изучаемого явления.

Философские учения о законе: их исторические формы.

Идея о том, что миром управляют универсальные законы родилась в глубокой

древности у китайских и греческих мыслителей. У древнегреческих философов

идея о всеобщем мировом законе первоначально связывается с идеей мирового

порядка. У Гераклита логос выступает и как мировой закон, судьба, которому

подчиняется развитие всех вещей и людей. Анаксагор: мировой разум

упорядочивает хаос геометрий, лежащих в основании всего сущего. Демокрит:

все в мире возникает и совершенствуется в силу необходимости, выступающей у

него в качестве некоторой органически присущей природе силы. Понятия

закона, необходимости и причины совпадают. Это обуславливает то, что

познание необходимости трактуется как познание причин, или "законное"

познание (материалистическое толкование закона как природного порядка

вещей). Платон: идеалистическая концепция закона как идеального

организующего начала в отношении текучего, преходящего мира идей.

Аристотель: идея не может быть законом вещей, потому что она неподвижна, а

вещи находятся в движении. В понятиях материи и формы, возможности и

действительности Аристотель выразил ту мысль, что закон выступает как

тенденция в процессе становления (телеологическое толкование закона).

Эпикур преодолевает фатализм, свойственный демокритовскому пониманию слепой

необходимости закона, путем введения случайности как совершенно объективной

и равноправной с необходимостью характеристики закона движения атомов,

лежащего в основе мира.

Средневековая христианская философия рассматривала закон не как

необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление

божественной воли.

В естествознании Нового Времени понятие закона получило большое

эвристическое значение и оказалось связанным с распространением

количественных методов изучения природы. Для выражения понятия законы

природы все чаще пользуются терминологией, заимствованной из математики и

естественных наук (Коперник, Галилей - "гипотезы", а не законы).

Согласно субъективному идеализму о законах природы самих по себе вообще

говорить нельзя. Юм считал, что при рассмотрении окружающих нас внешних

вещей мы "никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь. Мы

находим только, что одно явление действительно, фактически следует за

другим, а представление о закономерной связи между явлениями - привычка".

Кант: то, что называют законами природы, существует лишь по отношению к

познающему субъекту (рассудок предписывает природе законы).

Социальный детерминизм (принцип субординации исторических фактов).

Детерминизм - учение о всеобщей причинной материальной обусловленности

природных, общественных и психических явлений.

Социальный детерминизм "выдвинут" Монтескье, Гердером, Руссо и др. в

противовес идее божественного управления миром.

Проблема необходимости и свободы (не разрешена даже Гегелем).

С точки зрения марксизма (исторического материализма) общественное

развитие представляет собой естественно-исторический процесс, подчиненный

собственным объективным законам. Каждое следующее поколение людей действует

в условиях, унаследованных ими от прошлого. Это создает преемственность в

истории общества и детерминирует ее общее направление. Общественные идеи,

политические учреждения и движения детерминированы объективными условиями

общественного бытия.

Большинство законов общественного развития - законы-тенденции

(объективный характер + не могут учесть все частные моменты), поэтому ход

истории необязательно предопределен и может не осуществляться в фатальной

неизбежностью.

Собственность: социально-философский анализ.

Собственность - система общественных отношений, возникающих в связи с

присвоением средств производства, рабочей силы, предметов потребления;

исторически определенный социальный институт. Собственность - отношение

людей к вещам.

Некоторые философы, начиная с Аристотеля, пытались вывести напрямую форму

политической власти из того или иного типа экономической системы, а точнее

- из лежащей в ее основе типа собственности. Однако в истории на базе на

базе частной собственности возникали и существовали различные и даже

диаметрально противоположные формы политического правления и политические

режимы - конституционно-монархические, республиканско-демократические,

фашистские с формальным сохранением конституционности или без оной и т.д.

Интересна в этой связи полемика по поводу взаимосвязи частной

собственности и демократии, которая не раз возникала в прошлом. В этом

отношении большой интерес представляет статья М. Вебера "О буржуазной

демократии в России", относящаяся к началу 20 века. Он считает, что

демократия и частная собственность, в том числе капиталистическая, не

связаны напрямую, хотя капитализм и имел своей предпосылкой правовое

освобождение личности. Связь между ними опосредована целым рядом

политических феноменов - наличием необходимых для реализации

демократической формы правления политических институтов, наличием давних и

прочных демократических традиций, уровнем политической культуры властей

придержащих и народных масс.

Понятие субстанции, субстрата, атрибута и акциденции.

Субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) -

объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства;

это - материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и

исчезающих в этом движении различий и противоположностей.

Античность: субстанция - "вещество" - тот тождественный материал, из

которого состоят различные единичные вещи (Аристотель: "форма" и

"материя").

Схоластика: активная роль "формы", поэтому субстанция - один из титулов

бога (форма всех форм). Поэтому возникает дуализм субстанции: духовная и

телесная субстанции ("душа" и "тело").

Фома Аквинский: "телесная субстанция" - несамостоятельное начало. Дунс

Скот: материя - всеобщая субстанция всех вещей.

Декарт: "Разумея субстанции, мы можем разуметь лишь вещь, которая

существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме

самой себя" (легче осознать субстанцию протяженную и субстанцию мыслящую,

чем собственно субстанцию). Спиноза: "мышление" и "протяженность" -

"атрибуты субстанции".

Локк: субстанция - "подпорка" тех качеств, которые мы находим

существующими (для субстанции не может быть дано точное определение).

Беркли: "…нет иной субстанции, кроме Духа или того, что воспринимает".

Кант: субстанция - априорная форма мышления, осуществляющего синтез

явлений, данных в "опыте". "…то постоянное, лишь в отношении с которым

можно определить все временные отношения явлений…", "…условие возможности

всякого синтетического единства восприятий, т.е. опыта".

Гегель: субстанция - "…целостность акциденций, в которых она открывается

как их абсолютная отрицательность, т.е. как абсолютная мощь и вместе с тем

как богатство всякого содержания".

Субстрат. Аристотель: "материя".

Атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - необходимое, существенное,

неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать,

ни множиться.

Аристотель: отличает необходимые свойства вещей, без которых вещи

невозможны и которые неотделимы от них (атрибутов), от случайных свойств

акциденций, не принадлежащих вещам "ни по необходимости, ни в преобладающем

большинстве случаев".

По Декарту, признававшему две субстанции - материальную и духовную,

существует два вида атрибутов: у материальной - протяжение, у духовной -

мышление. Спиноза под атрибутом понимал то, что "ум представляет в

субстанции, как составляющее его сущность". Он считал, что протяженность и

мышление суть атрибуты единой материальной субстанции.

Акциденция - философский термин, обозначающий случайное, несущественное,

изменяющееся, преходящее. Противопоставляется субстанциональному

(существенному). В этом смысле термин впервые встречается "Метафизике"

Аристотеля, а в дальнейшем у Порфирия, который разделил акциденции на

отделимые (сон для человека) и неотделимые (черный цвет для негра).

Фома Аквинский: атрибут - "вещь, природа которой должна быть в другом".

Схоластики обычно выделяли некоторые свойства вещей как "реальные

атрибуты", объективно существующие вне тех субстанций, которым они обычно

присущи.

Некоторые философы в 17 веке (Гоббс, Декарт) отрицали существование

реальных акциденций, поскольку они отрицали объективное бытие каких бы то

ни было чувственных признаков. В связи с этим Спиноза заменил термин

"атрибут" термином "модус", обозначающим единичное проявление субстанции.

В марксизме такого термина нет.

Проблема человека в философии.

Философы античности длительное время рассматривали человека как образ

Космоса, как "малый мир", микрокосм. Человеческое и природное, знание о

которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись.

Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа причастна

бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа.

Аристотель настаивает на единстве души и тела (душа принадлежит телу).

Таким образом, античность пришла к дуализму души и тела.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть

дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца

(три составляющие внутреннего мира человека - разум, сердце и воля). Но

главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом

и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".

Ренессанс: человек - автономное существо, живая целостность. Единство

души и тела - преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть

чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими

достоинствами.

Новое время (Декарт): мышление - единственное, достоверное свидетельство

человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.