рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

Человек - точка пересечения всех планов бытия, основанная лишь на

откровении о Христе. Мировой факт явления Христа - основной факт

антропологии. Через Христа человек делается причастным природе Святой

Троицы, ибо вторая ипостась Святой Троицы - Абсолютный человек. Человек -

посредник между Богом и космосом. Задача религиозного сознания человечества

- раскрытие христологического сознания человека. Ницше - предтеча новой

религиозной антропологии. (и Достоевский). Проблема человеческого конца.

Канун антропологического откровения. Антропологический религиозный поворот

в мире есть поворот в космосе от природной необходимости к человеческой

свободе.

Глава III. ТВОРЧЕСТВО И ИСКУПЛЕНИЕ.

Новозаветная евангельская правда - абсолютная новоспасающая правда. Но

в Евангелии нет ни одно слова о творчестве и пустыми софизмами его оттуда

не вывести. Священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве: если бы

пути были оправданы и указаны в сященном писании, то творчество было бы

послушанием, то есть не было бы творчеством. Бог ждёт от человека

антропологического откровения, творчества, жертв от человека во имя

богоподобной свободы его пути творчества и оправдания творчества. Человек

перерождается в новую тварь через космическую мистерию искупления.

Творчество - дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём творца.

В творчестве миру раскрывается божественное в человеке, сила

свободного почина самого человека, а не сверху. Творчество создаёт иной

мир, продолжает дело творения. В мире ещё не было религиозной эпохи

творчества. Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь

предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но

самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека,

создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную

религиозную эпоху творчества, которое осуществляет иное бытие.

Религиозный смысл жизни и бытия не исчерпывается искуплением греха, но

имеет и положительные задачи. Вечная, творческая полнота бытия, которая по-

видимости не достижима в моменте зачинающегося искупления, когда Бог всё

ещё трансцендентен человеку, достижима в другом моменте религиозной жизни,

по ту сторону искупления, когда Бог уже имманентен человеку.

Творчество не допускается и оправдывается религией, а само есть

религия. Творчеством должна оправдываться жизнь.

Глава IV. ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ.

Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, через него бытие

самораскрывается. Критическая философия лишь рассматривает закон (норму),

по которой должна жить греховная природа. Это закон, а не искупление.

Классическое творчество нормировано - это болезнь возведения в норму.

Творчество болезненно и трагично в существе своём. Цель творческого порыва

- достижение иной жизни.

Искусство - теургия.

Философия - теософия.

Общественность - теократия.

Кризис культуры (против критической гносеологии). Творчество

бытийственно и поэтому оно вне гносеологического суда. Мы стоим перед

проблемой христианского бытия, а не христианской культуры, перед проблемой

претворения культуры в бытие, наук и искусств в новую жизнь, в новое небо и

новую землю.

Глава V. ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ.

Бытие мира - тварное, сотворённое и творимое бытие, носящее печать

творческого акта. Творчество - творчество из ничего. Во всяком творческом

акте есть абсолютная прибыль, прирост (прибыль без убыли). Моменты

творчества: творец, сотворивший тварное бытие; творчество в самом тварном

бытии. Творческий акт абсолютной прибыли бытия, прироста мощи без всякой

убыли и умаления, продолжается в самом тварном бытии, в человеке, подобном

творцу. Творческая прибыль происходит из свободы творящего. В Боге есть

страстное томление, тоска по человеку. Тайна рождения Бога в человеке есть

тайна рождения человека в Боге. Творческий акт имманентно присущ лишь лицу,

личности как свободной и самостоятельной мощи. Божье творение продолжается

в воплощении Христа - Логоса. Мир творится не только в Боге-Отце, но и в

Боге-Сыне. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение

совершает откровение всех тайн Божьих, творения и творчества.

Творческая эпоха должна создать новое творческое учение о человеке, о

мире и его развитии. В мире должно быть открыто творческое развитие, а не

эволюция. Для этого нужно предполагать свободу как основу всякой

необходимости и личность как основу всякого бытия. Новое познание = новое

бытие.

Тварное бытие динамично. Но лишь Бог способен создать лицо.

Онтологически существует лишь один мир - одно божественное бытие. Но падшее

бытие расколото и раздвоено.

Глава VI. ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА. ИНДИВИДУАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ.

Творчество неотрывно от свободы, ничем не детерминировано, есть

абсолютная прибыль. Тайна свободы - бездна. Свобода - безусловная основа

бытия, она глубже вечного бытия, положительна и содержательна.

Необходимость - результат дурно напрвленнной свободы, свободы отпадения.

Необходимость есть научная свобода, свобода вражды и распада, свобода

зхаоса и анархии. Подлинная свобода есть выражение космического (в

противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической

гармонии, внутренней соединённости всех её частей. Любовь сжигает всякую

необходимость и даёт свободу, любовь есть содержание свободы, свободы

Нового Адама, восьмого дня творения. (Христос - Освободитель).

Индивидуализм - судорога свободы старого Адама. Индивидуализм - враг

индивидуальности. Волю надо утверждать содержательно. Религиозный путь: от

личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и

бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.

Глава VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ.

Аскетизм - метод, но его содержание может быть разным. Сам по себе

путь аскетика - не творческий. Творящий не от мира сего. Подлинное

творчество не может быть демоническим. Но пути покаяния неизбежны. “Мир”

должен быть побеждён творчески.

Гениальность - иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный

пути святости. В путях творчества нет гарантии личного устроения. Следует

различать гения и гениальность, гениальность и талант. Путь святости должен

быть дополнен путём гениальности. Гениальная жизнь - монашеская жизнь в

миру.

Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ.

Пол - источник бытия; половая полярность - основа творения.

Сексуальность разлита по всему телу человека. Пол - пересечение двух миров

в организме человека, точка пересечения человека с космосом, микрокосма и

макрокосма. Половые категории - не только антропологические.

Власть рода над человеком осуществляется через женщину. Если падение и

порабощение старого Адама, ветхого человека, укрепило в мире царство

природно-родового рождения через сексуальный опыт, то Новый Адам, новый

Человек, мог родиться лишь от девы, мог быть зачат лишь от Духа.

Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность: бесконечную силу

рождения и смерти. Пол - источник жизни и источник смерти. Только второе

рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия

искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость.

Религиозное самосознание личности - кризис родовой жизни, начало выхода из

рода.

Глава IX. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ.

Обыденное христианство:

- подзаконные семьи

- аскетизм

- разврат

Но тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь - вне человеческого

рода и выходит из состояний человеческого рода, не подлежит никакому

упорядочиванию. Семья - институт благоустройства. Семья родилась из

необходимости, а не из свободы. Разврат - разединение, любовь к любви

вместо любви к лицу.

Андрогинизм. В любви должна раскрыться не тайна женственности и не

тайна мужественности, а тайна человека. Эротическая энергия - вечный

источник творчества, путь выявления красоты в мире.

Глава X. ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И ТЕУРГИЯ.

Художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого

акта. Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема,

переданная XIX веком веку XX. Языческое искусство - классическое и

имманентное. Христианское искусство - романтическое и трансцендентное.

Возрождение - столкновение языческих и христианских начал в человеческой

природе. Раннее возрождение (треченто) - мистика. Возрождение XV века

(кватроченто) - противоборство языческого и христианского. Тайна

Возрождения в том, что оно не удалось. XVI век (чиквиченто) - высокое

римское Возрождение. Творческий акт задерживается в мире искуплением и

потому становится трагическим. XIX век - реализм и романтизм. Символизм.

Подлинный путь к красоте - религиозно-творческий. Вступление в новую

мировую жизнь. Теургическое творчество - основная проблема нашей эпохи.

Теургия творит не культуру, а новое бытие. Она сверхкультурна. Теургия -

искусство, творящее новый мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее.

Проблема искусства как теургии - по преимуществу русская проблема. В

художнике-теурге осуществляется взлёт человека над природой через красоту.

Ибо красота есть высшая сила, и она мир спасёт.

Глава XI. ТВОРЧЕСТВО И МОРАЛЬ. НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА.

Творческое преображение. Творчество космично, а не хаотично, поэтому

оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу. Различие

между послушанием и творчеством, которое просветлёно искуплением.

Глава XII. ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.

XIX и XX века: две крайности - социологизм и индивидуализм.

Социологизм - всегда позитивизм. Индивидуализму противоположен

универсализм, космизм. Все элементы общественности ветхи. Революция -

только внешнее, механическое разрушение закона. Революционный переход от

религиозного послушания к религиозному творчеству совершается через мировой

кризис серединно-канонической культуры. Творчество нового обучения

предполагает антропологическое откровение богочеловечества - христологию

человека. Последняя антропологическая тайна не в послушании, а в

творчестве. Царство Божие, а не царство кесаря.

Аристократия - властвование внутреннего человека, избранных и великих.

Христианство породило иерархию и аристократию. Следует создать аристократию

жертвенного служения. Свобода должна быть содержательной. Воинственный дух

наименее буржуазен. XIX и XX века - торжество ложной механической

цивилизации. Человек стал рабом технических сил. Проблема творчества

космической общественности. Отечественная революция не ведёт к Новому

Граду. Новая общественность сотворится из элементов “мира”, она сотворится

в мирском смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой

эволюции, из Духа, а не из мира.

Глава XIII. ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И МАГИЯ.

Мистика раскрывает внутренний мир человека. Христианство петра

бытовое, христианство Иоанна творческое. Индийская мистика, неоплатонизм,

М.Эрнхард - растворение человека. Семиотическая Каббала, Я.Бёме,

Вл.Соловьёв - сам человек. Мистика духовна, магия же почти материальна.

Глава XIV. ТРИ ЭПОХИ. ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА. ТВОРЧЕСТВО И ЦЕРКОВЬ.

ТВОРЧЕСТВО И ОРИГИНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Божество глубже Бога (Отца, Сына, Святого Духа). Мир проходит три

эпохи божественного откровения:

1.Откровение закона (Отец);

2.Откровение искупления (Сын);

3.Откровение творчества (Святой Дух).

Все три эпохи сосуществуют. Творчество антагонистично: совершенство

человека и совершенство культуры. Культура по глубочайшей своей сущности и

религиозному смыслу - вечная неудача.

Миссия России - быть Востоко-Западом. Славянская истина апокалиптична.

У нас родство с латинской расой, а не с германской. В последней тайне своей

сущности творчество церковно. В религиозном творчестве творится мировое

человеческое тело.

Гены всей мировой жизни и мировой культуры - постановка проблемы

творчества, проблемы антропологического откровения. Это вертикальное

движение в “розе мировой жизни”.

Г. В. Плеханов. “Materialismus militans”. (Ответ господину

Богданову).”

3 письма. 1-ое, 2-ое - 1908 г. “Голос социал-демократа”, 3-е - 1910 г. все

три письма в сборнике “От обороны к наступлению”.

Письмо первое: Вы мне не товарищ. Мы представители двух

прямопротивоположных миросозерцаний. Богданов (далее в тексте конспекта -

Б.) - эмпириомонист. Б. - вне пределов марксизма, т. к. все здание этого

учения покоится на диалектическом материализме. Отвергая точку зрения

Энгельса, Б. отвергает точку зрения Маркса. Плеханов (далее в тексте

конспекта - П.) не против свободы теоретического исследования, но и за

свободу группировки людей согласно их взглядам. Тактика Б. после 2-ой книги

“Эмпириомонизма” (далее в тексте конспекта - Э.) - валить с больной головы

на здоровую. Б. - монах, который в постный день съел курицу, окрестив ее

рыбой. Б. идеалистический Э. окрестил философским учением Маркса-Энгельса,

а П. показал как критика марксизма (3-я книга “Э”.). Б. может назвать свой

идеализм марксизмом, но от этого он не сделается материалистом-диалектиком.

Б. начал с отражения диалектического материализма, а кончил очевидными и

даже неумеренными симпатиями к “умеренно-социалистическим симпатиям”.

Вывод: Б. не заметил необходимой связи между материализмом и социализмом.

(Буржуазия боится материализма).

Нравственный солипсизм - вот те два слова. которыми лучше всего

характеризуется настроение наиболее типичных представителей современной

буржуазии. На почве подобного настроения возникают системы, которые не

признают ничего, кроме субъективных “переживаний” и котрые непременно

приходили бы к теоретическому солипсизму, если бы их не спасала от него

нелогичность их основателей.

Б. в своем качестве защитника философии Маха не должен выдавать себя за

последователя Маркса & Энгельса. Мах опирается на Юма, по Энгельсу, Юм -

шаг назад, попятное движение. Б. нападая на П., по сути дела критикует

Маркса & Энгельса.

Письмо второе: распадается на две части.

1) Ответ на критические возражения Б. в адрес П.

2) Рассмотрение основ философии Маха.

I.

Плехановское определение материи: В противоположность “духу”, “материей”

называется то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или

другие ощущения.

Что же именно действует на наши органы чувств? На этот вопрос П. вместе с

Кантом отвечает - вещи в себе. Стало быть, материя есть не что иное, как

совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи являются источником наших

ощущуений.

Вещи в себе:

1) Материальны.

2) Способны воздействовать на наши чувства (= вызывать те или иные

ощущения).

Из кантовского идеализма два выхода:

а) Субъективный идеализм.

b) Материализм.

Субъективный идеализм отрицает материальность вещей, признаваемых

материализмом.

Материальные предметы (тела) - такие предметы, которые существуют

независимо от нашего сознания и, действуя на наши чувства, вызывают в нас

чувственные ощущения, в свою очередь ложащиеся в основу наших представлений

о внешнем мире, т. е. о тех же материальных предметах, а равно и об их

взаимоотношениях.

Мах всецело стоит на позициях субъективного идеалиста Берклэя (Berkley):

“Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (ощущуений) образуют

тела.” Тела = логические символы комплексов элементов (комплексов

ощущений).

Б. не прав, считая, что, определяя материю как источник ощущений, П.

характеризует ее как неопыт. Опыт предполагает взаимодействие субъекта и

существующего вне его объекта. Т. о., материя - одно из условий опыта. Опыт

= результат взаимодействия между субъектом и объектом. Никакого другого

знания, кроме знания объекта через посредства тех впечатлений, каие он

производит на нас, нет и быть не может. (Форма = закон, строение). Б.

провозглашает “вид” синонимом “формы” (“вид” и “свойства”). П.: свойства

имеют объективное значение, хотя и представляются различно организмам,

стоящим на разных ступенях развития. Нет дуализма: существование субъекта

есть известная стадия развития объекта. Субъект сам является одной из

составных частей объективного мира.

II.

Мах хочет бороться с метафизикой, но внем слишком живучи остатки

идеалистической метафизики. Весь мир у Маха - комплекс ощущений, “я” -

часть этого комплекса. Но дихотомия ”я” и “не-я” не преодолевается, т. к.

“я” - ничтожная часть этого комплекса. Мах пытается разрешить ее тем. что

объявляет весь мир комплексом ощущений.

Мах: ценны только функциональные зависимости между нашими переживаниями.

В качестве натуралиста Мах, хотя и бессознательно, постоянно вынужден

переходить на материалистическую точку зрения. Естествоиспытатель в Махе -

натуралист. Философ в Махе - идеалист, т. к. общественное мнение

консервативной буржуазии, борющейся с современным революционным

пролетариатом, враждебно материализму.

Махизм есть берклиизм чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под

цвет “естествознания XX века”. Философии маха нет. Субъективный идеализм

ведет или к солипсизму или к ряду неразрешимых логических противоречий.

Письмо третье: Б. - несомненный ученик Маха, нескромный ученик, скрывающий

свое истинное отношение к своему учителю. Б. считает, что Мах и Авенариус

устранили дуализм, но не достигли монизма.

Задача Б.:

1) Выяснить, в чем состоит различие двух рядов опыта.

2) Выяснить генезис этих различий.

1-ая задача решается Б.: постоянной характеристикой всего физического

является его объективность. Объективный характер физического мира

заключается в том. что он существует не для меня лично, а для всех.

Оюъективность физического мира - это его общезначимость. Субъективное в

опыте - то, что не обладает общезначимостью.

2-ая задача решается Б.: Это различие - результат развития, а не

предустановлнной гармонии. Объективный мир - социально согласованный.

Философия, выдающая физический мир за создание людей, есть самя

чистокровная, хотя и очень запутанная идеалистическая философия.

Б.: философия, провозглашающая физический мир результатом сорциально

организованного опыта, более всякой другой способна к выводам в духе

марксизма. Б. различает физиологическое и абстрактное пространство ивремя.

Он выводит физический мир из высказываний людей. Но откуда люди? У Б. нет

права отказываться от солипсизма. Б. не держится “гносеологического

демократизма”. Мах и Б. оказываются метафизиками чистой воды. У Б. не ясно

как совершается процесс “непосредственного переживания” одним “комплексом

непосредственных переживаний” другим “комплексом непосредственных

переживаний”.

Вопрсы П. к Б.:

1) К числу каких “преживаний” относится та катастрофа, в результате которой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.