рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

художественная) оказывается многоликой для различных общественных групп.

Так в культуре средневековой Европы различаются 4 культурных слоя:

крестьянский, религиозный, светский, бюргерский. Идеологическое и социально-

психологическое расслоение культуры отражает структуру общества на каждом

этапе его развития. Отношения между обществом и культурой представляют

собой взаимодействие, в котором сила каждой стороны может меняться, но обе

являются активными участницами исторического процесса. Культура необходима

обществу для восполнения отмершей биологической формы регуляции совместной

жизин и деятельности людей, а общество необходимо культуре для обеспечения

её потребности самоосуществления и развития.

Объяснение и понимание.

Проблема объяснения и понимания начинается как проблема понимания

текста, с появлением первой преграды в общении - письменного языка.

Существует 4 подхода к пониманию текста:

1.семантический

2.грамматический

3.логический

4.герменевтический (узнавание истинных намерений пишущего).

Первые три - объяснение, четвёртый - понимание.

Понимание, в отличии от объяснения становится методом изучения наук о

культуре у Дильтея. Естественно-научный метод объяснения не может быть

распространён на изучение культуры, её нужно понимать. Против этого

выступил О.Конт: культура может быть объяснена как и любое другое явление

чел.жизни. Дильтей же различает науки о природе и науки о духе предметно и

по методу. Методологией изучения культуры должен стать метод понимания

(возможность иного мировидения, не игнорирующего индивидуальное при

составлении целостной картины). (Эту линию продолжают Хайдеггер и Гадамер,

иногда к этому напрвлению относят и Фрейда, рассматривая психоанализ как

скрытую герменевтику внутренних текстов нашего подсознания).

Понимание - качественный метод постижения мира, противопоставленный

количественному методу - объяснению. Они имеют одну задачу - открыть целое,

но объяснение стремится к этому логическим путём (мир как целое, но в то же

время дискретное, в каждый момент существующее только в единственном

исполнении; целое осуществляется в дискретном), а понимание движется

переживающим, творческим путём (понимание целого через понимание его

функций. Понимание - это переживание чужих переживаний, осознание, что на

самом деле они не являются чужими. В результате воспоминания о прошлом

осуществляется самопонимание как дублирование собственных переживаний.

Объяснение годится лишь когда речь идёт о ставшем, завершённом, жизнь же

как вечное становление можно только понять. Природа понимается, поскольку в

чувственном опыте она не дана нам непосредственно, а лишь через свои

феномены, социальная же жизнь дана нам непосредственно в единстве нашего

опыта, переживания.

Тейяр де Шарден «Феномен человека». 1938-1940, Пекин.

Пролог. Видеть.

В этой работе выражено стремление увидеть и показать то, чем

становится и чего требует человек, если его целиком и полностью

рассматривать в рамках явлений. Существовать полнее - это всё больше

объединяться - таково резюме и итог данного произведения. Единство

возрастает лишь на основе возрастания сознания, то есть видения. История

живой природы сводится к сознанию. Мы неизбежно -центр перспективы. В силу

наивности наука воображала, что она может наблюдать явления в себе такими,

какими они протекают независимо от нас. Теперь учёные начинают сознавать,

что даже самые объективные их наблюдения целиком пропитаны принятыми

исходными посылками, формами мышления, выработанного в ходе исторического

развития. Человек - центр конструирования универсума, поэтому к нему

следует сводить всю науку.

Стремление разгадать смысл эволюции природы. Жизнь - результат

неизбежного процесса взлёта духа, увенчанного появлением человека. В

эволюции 2 тесно связанные параллельные формы роста: материальная и

психическая. Существуют эволюционные скачки: от неорганики к органике, от

просто орган жизни к человеку. Человек является центром построения

вселенной, к нему следует сводить всю науку.

У человека 7 чувств:

1.чувство пространственной необъятности (разграничение предметов)

2.глубины (отталкивание в бесконечность событий постоянно

пополняющегося прошлого)

3.количества (оценка ужасающего множества материальных и живых

элементов)

4.пропорции (меры, масштаба, отличение крошечного от огромного)

5.качества, новизны (различие в природе абсолютных ступеней

совершенствования и роста)

6.движения (способность воспринимать неодолимое развитие среди

повторения старого)

7.органического (обнаруживать связность и структуру в череде событий).

Название феномен человека выбрано не случайно:

1.Человек в природе есть настоящий факт, к которому приложимы

требования и методы науки.

2.Человек - самый необыкновенный и самый озаряющий факт.

3.Цель труда - увидеть, то есть развернуть однородную и цельную

перспективу нашего всеобщего опыта, показать развётрывающееся целое.

В работе не следует искать конечного объяснения природы вещей, какой-

то метафизики. Я не претендую на описание этого мира реально, но лишь

таким, каким мы его должны представлять, чтобы мир был истинен для нас в

настоящий момент.

Человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции.

Стадии эволюции (они же главы книги):

1.ПРЕДЖИЗНЬ

Ткань универсума.

3 стороны многообразия материи:

множественность или атомичность, беспредельная в нисхождении;

фундаментальное единство;

обладание энергией как способностью к действию и связи.

Материя выступавет перед нами в процессе развития. Завихрение,

поднимающееся вверх - таков облик мира. Впервые Ш натуралистически

обосновывает финализм. Способность к связи обретает прочное конечное

единство в конце своего расчленения. Материя предстаёт ликом исторически

глубокого ствола причины причин. 2 закона энергетики: 1-энергия не

прибывает и не пополняется новым видом энергии; 2-материя не способна

эволюционировать бесконечно, поскольку часть используемой энергии

безвозвратно энтропизируется, то есть теряется в форме теплоты.

Внутреннее вещей.

Сделует открыть в исключительном всеобщее. Сознание представляется Ш

как космическое свойство переменной величины, то есть сознание имеет

космическое распространение и как таковое окружено ореолом, продлевающим

его в пространстве и времени беспредельно. Сознание системно, оно

обнаруживается с очевидность только у человека. Атомистичность - общее

свойство, присущее внешнему и внутреннему вещей. Духовное совершенство и

материальный синтез - это две взаимосвязанные стороны одного и того же

явления. «Чтобы мыслить надо есть!!!»

Фундаментальная энергия делится на две составляющие:

тангенциальную энергию, которая связывает данный элемент со всеми

другими элементами того же порядка (то есть той же материальной сложности и

духовного уровня);

радиальную энергию, влекущую каждый элемент в направлении всё более

сложного состояния.

Молодая земля.

Лоскут, оторвавшийся от солнца, начал свёртываться, скручиваться,

принимать форму - так появилась земля. Существует мир кристаллизации и мир

полимеризации. Возрастание внутреннего происходит лишь благодаря двойному

совместному замыканию - замыканию молекулы в себе и замыканию планеты в

самой себе.

2.ЖИЗНЬ.

Появление жизни.

Ступени появления:

микроорганизмы и мегамолекулы

клетка (клеточная революция)

Наука бесспорно представляет историю жизни на Земле. Жизнь начинается

с клетки, которая через молекулу соединяется с неорган веществом. Клеточная

эволюция имеет высшее значение в истории. Клетка - источник метаморфоз для

всех творений, возможность более гибкой и более центрированной организации

безграничного числа веществ в виде частиц самых разнообразных величин и

одновременно появление внутри нового типа сознательной деятельности. Клетка

- малость по размерам и множество по числу. Радиальная энергия резко

сосредотачивается в клетке, но даёт и побочные ходы от эволюции жизни

(напр. тупиковые ветви человекообразных обезьян).

Экспансия жизни.

Элементарные формы движения жизни:

самовоспроизведение

размножение

обновление

спаривание

ассоциация

направленное прибавление

Способы действия жизни:

изобилие

изобретательность

безразличие к индивидам

Разветвления живой массы:

сцепление роста

распускание зрелости

действие отдалённости

Происходит скачок от предсознания к сознанию (ещё на низшей неразвитой

его стадии). Жизнь распространяется на Земле как одиночная пульсация, как

квант энергии. Схема: клетка -( связная совокупность клеток -( разветвление

жизни (размножение - умножение без раздробления).

Мать -Земля (Деметра).

Среди бесконечного числа форм, в которых развивается усложнение жизни,

дифференциация нервного вещества выделяется как знаменательная

трансформация. Она придаёт эволюции направленность и доказывает, что

эволюция имеет смысл. Так как жизнь представляет собой направленный

процесс, она может идти всё далее, только если в опред.момент испытывает

какую-то глубокую перестройку.

Приматы - форма чистого и непосредственного мозгового развития. Вот

почему в восходящем движении к наибольшему сознанию они оказались впереди.

III.МЫСЛЬ.

Возникновение мысли.

Мысль появилась вдруг, сразу! Её появление произошло между двумя

индивидами, один из которых находился ещё по ту сторону мысли, другой же -

уже по эту. Но у своих истоков разум ещё мог быть мало заметен внешне. С

появлением рефлективности выявляется постоянное стремление к

индивидуализации, начинается процесс тсановления личности.

«Человек входит в эволюцию бесшумно». История жизни - это история

развития сознания. Парадокс человека: почти никаких изменений в физ

строении, но великая сознательная эволюция. Сознание обрело способность

замечать себя.

Развёртывание ноосферы.

Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие

пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль

завоёвывает всё обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни,

развёртывает покров ноосферы.

Далее долго и подробно разбирается эволюция человекообразных обезьян с

их побочными ветвями, привеншая к homo sapiens. Далее описывается переход к

земледелию и скотоводству эпохи неолита. Причина - скудость территориальных

и пищевых ресурсов побуждает человека искать более продуктивный способ

добычи средств к существованию. Также человек пробует новые формы

социального: собственность, мораль, брак и.т.п.

Современная земля.

Через современное существование человека развёртывается новый, более

глубокий вираж мира. Начался он с Возрождения и особенно ярко обозначился в

XVIII в. Это экономические, социальные и технические изменения прежде

всего. Лишь в середине XIX в. начал проливаться свет, выявляя необратимую

взаимосвязь всего существующего (теория эволюции). Эволюция - основное

условие, которому должны подчиняться все теории, если они хотят быть

разумными и истинными. Социальный феномен - кульминация, а не ослабление

биологического феномена. Проблема - каково будет дальнейшее развитие, какой

путь мы выберем, опитимизм или пессимизм?

IV.СВЕРХЖИЗНЬ

Коллективный выход.

Обособление - тупик, которого необходимо избежать. Сосредоточение

путём рассредоточения с остальным далее уже невозможно. Эволюция -

возрастание сознания. Сознание - действие к единению. В настоящее время все

части человечества проникают друг в друга и сплачиваются на наших глазах.

Нужен мегасинтез: вход в сверхчеловечество открывается не для избранных лиц

и не для избранного народа, но лишь под напором всех вместе в том

направлении, в котором все вместе могут соединиться и завершить себя в

духовном обновлении Земли.

За пределами коллектива.

Триединое свойство, которым обладает каждое сознание:

1.всё частично сосредоточивать вокруг себя

2.всё больше сосредотачиваться в себе

3.путём сосредоточения присоединяться ко всем другим центрам,

окружающим его.

По структуре ноосфера представляет собой совокупность, имеющую центр.

Она должна сомкнуться где-то впереди в одном пункте, назовём его омегой,

который поглотит все части в себе.

Точка ОМЕГА. Сознание постепенно освобождается от Земли. В т. ОМЕГА

придут через науку. Научное развитие мысли есть продолжение эволюции

человечества и представляет собой гуманизацию человечества. Человечество

есть единый организм, коллективное человеческое сознание. В Омеге

суммируется и собирается в своём совершенстве и в своей целостности большое

количество сознание, постепенно выделяемое на Земле ноогенезом. Это

сохранение и возвеличивание элементов посредством конвергенции. Омега

собирает в себе все отдельные сознания, при этом каждое сознание продолжает

осознавать себя в качестве отдельного и даже тем больше отличается от

других, чем больше приближается к Омеге. Это дифференцированное единство. К

точке Омега мы придём по причине любви и вечности жизни.

Завершающий этап Земли.

Человек неминуемо должен достигнуть конца, конечной цели, но это

оптимизм, а не пессимизм, не глобальная мировая катастрофа, а высшая

стадия. Средства: организация научных исследований, возведение человека в

предмет познания, соединение науки и религии. Конец света - внутренний

возврат к себе целиком всей ноосферы, достигшей крайней степени своей

сложности и сосредоточенности, это отделение сознания, достигшего

совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы иметь возможность

покоиться в боге-омеге.

Знак. Смысл. Значение. Гносеологические проблемы семиотики.

Семиотика, или учение о знаках (природа и типы) и знаковом процессе

(семиозисе), своим местом в современных философских и околофилософских

дискуссиях обязана во многом пресловутому "«повороту к языку". Первые же

семиотические идеи были сформулированы стоиками и Августином (в рамках

логической и отчасти риторической проблематики: импликация и гипотетическое

суждение, проблема «несобственного» смысла слова.) Впервые гносеологические

вопросы были чётко поставлены Локком (ему же принадлежит заслуга введения

термина «семиотика» в философский обиход) – наряду с «идеями» (изучаемыми

логикой в узком смысле, основная роль которых заключается в приобретении

знаний), есть ещё и «слова» (вид «меток»), функция которых состоит в

трансляции уже приобретённого знания, изучаемые «учением о знаках».

Семиотика делится на синтактику (изучение отнашений знаков между собой в

системе), семантику (изучение отношений знака к обозначаемому, денотату),

прагматика (отношение знака к его интерпретации.) Эти три уровня

исследования не исключают др. друга, но напротив, тесно переплетены. (Ч.

Моррис)

Классическое определение знака звучит так: aliquid stat pro aliquo

(приблиз., «нечто, замещающее другое нечто.») Основное содержание можно

раскрыть след. образом: природа знака реляционна, предмет (вещь, объект) не

может быть знаком самого себя (зеркальное отражение не явл. знаком), его

характеризует отношение неполной эквиваленции (даже в случае с импликацией,

дым есть знак огня только до тех пор – временная последовательность ,- пока

отсутствует огонь.)

В современной семиотике знак есть функция от отношения в системе, т.е

знаком может быть объект любой природы, чем снимается основная его

характеристика в советской традиции (Резников, Степанов, Хабаров) как

метериального предмета: это не явл. его видовым отличием. Согласно Ч. Пирсу

знаки делятся на иконические, индексальные и символы. Первые имеет некое

общее качество или свойство со своим объектом, независимо от существования/

несуществования объекта (изображение кентавра, нр). Вторые основаны на

наличие физической связи, воздействии объекта на знак (флюгер, след от

пули.) Третьи суть условные (слова.) Дополнительно выделяют ещё сигналы и

симптомы, однако их включение в классификации зависит от того, проводится

ли классификация в рамках антропосемиотики (изучающей знаковые явления в

культуре), либо в рамках общей семиотики (стремящейся разработать единый

подход к любым знаковым феноменам.)

Наиболее ясное определение знаковой ситуации (семиозиса в терминах Ч.

Пирса) дал Г. Фреге («Смысл и значение», 1892):

сам знак, его значение, смысл и представление.

Знак – событие, объект особой формы (см. выше); значение – сам предмет (для

имен собственных, иначе – обозначаемое, объем понятия); смысл – объективное

содержание, способ данности значения; представление – субъективное

постижение смысла (мысли для предложения) конкретным человеком. Этим

различением значения и смысла, с одной стороны, и представления, с другой,

Фреге обосновывал несводимость логики к психологии, чем оказал заметное

влияние и на Гуссерля.

Всё же дальнейшее развитие логической проблематики в рамках аналитической

традиции проходило под знаком перехода от «трёхуровневой» к «двухуровневой»

семантике, совершённое Расселом и ранним Витгенштейном. (например, теория

коореспондентной истины у Тарского, который использеут только знаки для

обозначения реальности и обозначения для знаков.)

Собственно, с т. зрения гносеологии можно условно выделить два подхода к

знаковым процессам:

1) умеренный: анализ языка науки, выяснение роли искусственных знаковых

систем в познании, различение знака и образа (соответсвенно, отказ от

понятия иконического знака) и постановка проблемы идеального (образ –

явление сознания, представляющее идеальное воспроизведение предметов, их

связей и отношений), которая трактует сходство образов и отображаемых

материальных предметов как имеющее основание в материальном единстве мира.

2) универсальный: всякий процесс познания имеет знаковую природу, мы

познаём только в знаках и то, что мы познаём тоже есть знак. Реальность

объектов не предпосылается, но конституируется в процессе исследования

сообществом учёных, чем не отвергается существование внешнего мира, просто

с т. зрения науки, понятие предмета и значение знака не совпадают, познание

движется по асимптотической траектории по отношению к миру. Логика есть

семиотика. (Пирс)

В последнее время наблюдается своеобразное возрождение локковского учения

об идеях в рамках когнитивной науки (Холенштайн), которая пользуется

понятийным аппаратом семиотики.

Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

Следует отметить, что уже в предисловии, посвященном Рихарду Вагнеру,

Ницше заявляет важнейшую посылку своей работы - серьезное отношение к

эстетической проблематике, к искусству, говоря о том, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.