рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

основании Мелисс признаёт лишь устанавливаемое разумом.

Идея цивилизации.

В наше время четко вырисовывается тенденция заменить формационный подход

к крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный.

Сторонники этой позиции настаивают на том, чтобы превратить понятие

цивилизации, которым историография до сих пор оперировала только как

инструментом описательным, в ведущую парадигму исторического познания.

Сам термин "цивилизация" (от лат. сivilis - гражданский, государственный)

до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и

философской литературе он употребляется в четырех смыслах: 1) как синоним

культуры - например, у Тойнби и других представителей англо-саксонской школ

в историографии и философии; 2) как определенная стадия в развитии

локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер); 3)

как ступени исторического развития человечества, следующая за варварством

(Л. Морган, Ф. Энгельс, сегодня у А. Тоффлера); 4) как (уровень) ступень

развития того или иного региона либо отдельного этноса - в этом смысле

говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т.д.

Наиболее существенные черты цивилизации: 1) цивилизация - собственно

социальная организация общества (это означает, что скачок от животного

царства к социуму завершен, биологические законы отошли на второй план,

подчинившись в своем действии законам социологическим, организация общества

по кровно-родственному принципу сменилась организацией по соседско-

территориальному, макроэтническому принципу. 2) цивилизация - социальная

организация с всеобщей связью индивидов и первичных общностей (развитие

информационно-транспортной инфраструктуры). 3) цель цивилизации -

воспроизводство и приумножение общественного богатства (в состав

социального богатства входит и культура общественных отношений).

В свете всего вышесказанного, можно сказать, что цивилизация есть

собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей

связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и

приумножения общественного богатства.

В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-

технологический (материальный) базис, в связи с чем можно выделить три

ступени в развитии цивилизации - земледельческая, индустриальная и

информационно-компьютерная. В основе же формаций - базис экономический,

т.е. совокупность производственных отношений.

В фундаменте социума наряду с материальным базисом присутствуют также

природные (включая демографические) условия жизни общества и этнические,

исторические, культурные особенности развития и жизни данного общества.

Сущность цивилизационного подхода.

Смысл цивилизационного подхода - построить типологию общественных систем,

исходя из определенных технико-технологических базисов.

Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и

тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не

связаны напрямую с формационным членением общества.

Экологическая проблема (социально-философский анализ).

Проблема отношения человека, общества к природе была и остается одной из

важнейших проблем философии. Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности

истории людей и истории природы, точно взвешенный учет экологического

компонента исторического процесса - существенная сторона научного понимания

истории.

Экологическая деятельность представляет собой специфическое проявление

активности общества в отношениях с природой. Специфика любого отношения

обусловлена, как обществом, так и природой. И хотя ведущая роль принадлежит

социальной стороне, игнорировать активность природной стороны в этом

взаимодействии, ее влияние на исторический процесс было бы ошибочным.

Активность эта выступает следствием одной из двух причин: либо как

результат развития внутренних противоречий природы, либо как ответная

реакция на активность общества.

Экологическая деятельность - это деятельность, направленная на сохранение

динамического равновесия между обществом и природой или на его

восстановление, если оно нарушено. Объективной основой экологической

деятельности является потребность общества во взаимодействии с

благоприятной или неблагоприятной для его существования и развития

природной средой. Осознание этой потребности рождает соответствующую цель и

деятельность по ее реализации.

В экологической деятельности различают две стороны: материальную, т.е.

производственную деятельность по улучшению и сохранению природной среды, и

духовную - выработку и проведение экологической политики, совершенствование

природоохранного права (например, "Красная книга"), воспитание в членах

общества экологического сознания, в том числе формирование разумных с

экологической точки зрения потребности.

Особое внимание исследователей среди возможных видов экологических

ситуаций привлекают кризисные ситуации. Экологический кризис - тип

экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического

равновесия системы "общество - природа", крайним обострением ее основного

противоречия (любое взаимодействие есть противоречивое отношение -

противоположность направлений действия), делающим необходимым изменения

связей внутри системы посредством экологической деятельности.

Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным

моментам: 1) чрезмерно быстрое истощение природных ресурсов общества -

сырьевых, энергетических; 2) чрезмерно быстрое загрязнение природной среды;

3) чрезмерно быстрое увеличение численности человечества. Чтобы понять

реальные пути преодоления этого кризиса, необходимо предварительно

разобраться в его глубинных корнях. Объяснения современной экологической

ситуации, в конечном счете, тяготеют к одной из двух парадигм: формационной

или цивилизационной. Формационная концепция связывает напрямую современную

экологическую ситуацию с той или иной общественно-экономической системой. С

другой стороны экологическая ситуация носит прежде всего цивилизационный

характер, порожденный всем ходом цивилизационного развития человечества.

Истоки современного кризиса обнаруживаются в логике развития

фундаментальных основ цивилизации - ее технико-технологического базиса.

Идея отчуждения в социальной философии.

Идея отчуждения была заложена в концепции "общественного договора",

исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству.

Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в

одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Следует

отметить, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается

только в плане духовном, идеалистически - как отчуждение духа.

Возможной причиной возникновения отчуждения может выступать сфера

экономическая (общественное разделение труда).

Практика и познание.

Практика и познание тесно переплетены друг с другом. Практика в этом

отношении - приложение сформулированных, исходя из познанного, идей к

внешнему миру, тогда как познание есть средство для осуществления той или

иной практической деятельности, с одной стороны, и средство для проверки

истинности этого познания, с другой. Человеческое мышление = способность

строить и активно преобразовывать свои структуры и структуры внешнего мира

в виду: а) ценностных ориентаций и b) практического взаимодействия с

вещами. Познающему человеку предшествует совокупный социо-культурный опыт.

Человеческое познания всегда имеет свое "ради чего". Познание организует

действия человека = сопротивление обстоятельствам.

образ средства

идеальный образ будущего: желание, стремление = найти средства.

реальный результат: никогда не совпадает с предполагаемым - средства не

адекватны, требуется новое познание, чтобы сделать новые средства таковыми.

Степень отклонения - намек на степень отклонения от истины. Практика

оборачивается к теории.

Наши представления о предмете представляют этот предмет в способах нашей

деятельности с ним.

Смысл и цель познания - за пределами познания. Истина = достаточное

основание для перехода к действию. Наше знание - уже изменение предмета (=

изменение действия). Познание - открытие бытия. Модус существования

человека по отношению к бытию. Объединяющий момент - дейстие От способа

организации нашей деятельности зависит способ бытия объекта в мире. Теория

и практика - две стороны единого процесса освоения действительности

человеком. Истина - граница меры, достигая которой, теоретическое знание

становится практическим действием.

Проблема субъекта в теории познания.

Субъект - активно действующий, познающий, оюладающий сознанием и волей

индивид или социальная группа. Субъект как одно из основных понятий теории

познания появляется в XVII веке. Значение этого термина было всего трудно

фиксируемым и определялось прежде всего тем, в какой именно философской

системе он использовался. Единственное общее свойство, которое могло его

характеризовать как субъект это “предположенность”, на исходя из которой он

мог служить основанием для теории познания. Однако эта его черта в качестве

первой и несомненной очевидности в ходе историко-философского процесса была

подвергнута сомнению, что соответственно ставило под сомнение возможность

субъекта служить принципом и основанием теории познания, либо же в

адекватности тех теорий познания, которые принимают субъективность

познающего за что-то само собой очевидное. Это повлекло за собой пересмотр

понятий субъекта и субъективности и даже требование отказаться от этого

понятия. В общих чертах сложившиеся значения этого понятия можно свести к

следующим.

1) Трансцендентальный субъект - внеисторический, внеопытный, чистое

сознание. Идея человека, человек как таковой. Очищенный человек

субстанциализирован как таковой в виде трансцендентального субъекта.

Внеисторический и безличностный характер познания - воспроизводимость и

реставрируемость познания от одного человека к другому. Полная

рационализация всякого рассуждения. Всякий человек познает мир по одной и

той же схеме.

2) Субъект как сознающий агент, который может выступать как деятельная

причина событий.

3) Антропологический субъект (Фейербах, Мерло-Понти) - субъект познания

есть человек, познание не единственное свойство человека.

4) Естественноисторическая концепция субъекта - виды психической активности

суть продукт длительной психической эволюции. Познавательные способности,

вырастающие из рецепции животных (Бергсон).

5) Социальный субъект: субъективный мир не является исходной данностью,

одновременно не является результатом естественного накопления.

Способность познания возникает по мере накопления культуры (ребенок не

осознает своей противопоставленности). Форма деятельности задана субъекту

культурным окружением. Человек как сущее характеризуется культурно-

исторически. Субъект познания - нечто большее, чем каждый отдельный

индивид. (Маркс: содержание сознания - код, нуждающийся в расшифровке.

6) Быть субъектом = быть иначе, чем вещью.

Платон: "Федон".

Действующие лица: Эхекрат, Федон.

1. Вступление. Пифагореец Эхекрат из Флиунта, встретившись с учеником

Сократа Федоном из Элиды, присутствовавшем при смерти Сократа, просит его

рассказать о последних часах жизни учителя. (-флиунтцы удивлялись, что

приговор вынесли давно, а умер Сократ столько времени спустя: афиняне

снарядили посольство на Делос, и закон требует, чтобы, чтобы все время,

пока корабль не прибудет на место назначения и не возвратиться назад, город

хранил чистоту и ни один смертный приговор в исполнение не приводился).

Федон рассказывает, что рядом с Сократом перед смертью было много друзей

(Аполлодор, Антисфен, Менексе, Кебе, Симмий и др.); Сократ выглядел и

говорил как счастливый человек, а не вызывал жалость к себе, вел

философские беседы. Собравшиеся испытывали небывалое чувство: смешение

удовольствия и скорби - то смеялись, то плакали (Аполлодор плакал больше

всех). Платона не было (или был? - не ясно), Федон говорит, что первый,

вроде бы, был нездоров. - Сократ попросил увести Ксантиппу с ребенком

домой. - Сократ рассуждал о высшем единстве удовольствия и страдания по

поводу снятия с него оков перед казнью. - Его объяснение Кебету, почему он

стал перелагать в стихи басни Эзопа: этого настойчиво требовали его

последние сновидения (один и тот же сон, в котором слова были всегда

одинаковы: "Сократ, твори и трудись на поприще муз". - Далее Сократ

объясняет, почему человек, который действительно посвятил себя философии,

занят на самом деле только одним - умиранием и смертью и перед смерть полон

бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага.

2. Душа и тело с точки зрения познания. Смерть есть нечто - отделение

души от тела; философу не свойственно пристрастие к так называемым

удовольствиям, которые относятся к уходу за телом, его заботы

обращены почти целиком на душу, тем самым философ освобождает душу

от общения с телом, в этом как раз и состоят философские занятия;

тело препятствует в философских разысканиях - зрение и слух

обманчивы, душа презирает тело, бежит от него, стараясь остаться

наедине с собой; сущность таких вещей как прекрасное, справедливое,

здоровье, сила и т.д. познается средствами одной лишь мысли, без

привлечения слуха, зрения и т.д., тело мешает улавливать бытие: "у

нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть чистого знания

чего бы то ни было мы можем только отрешившись от тела и созерцая

вещи сам по себе самою душой", тогда у нас будет разум, но только

после смерти - отделении души от тела. Истинное - это очищение от

всех страстей, а рассудительность, справедливость, мужество и само

разумение - средства такого очищения. Но Кебет сомневается

относительно того, обладает ли душа после смерти тела способностью

мыслить. Сократ приводит свои знаменитые четыре доказательства

бессмертия души.

3. Аргумент первый: взаимопереход противоположностей. Вначале

излагается миф о душепереселении: души, пришедшие отсюда, находятся

в Аиде и снова возвращаются сюда, возникая из умерших. - Далее

Сократ обращается и к логической аргументации, которая основана на

понятии становления или постоянного перехода одного в другое: если

есть меньшее, то, значит, есть и большее, в сравнении с которым

только и могло возникнуть меньшее, то же относится и к жизни и

смерти (это противоположности), оживанию и умиранию (это переходы

между противоположностями) души при жизни тела и после смерти тела;

если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно

друг друга, словно описывая круг, если бы возникновение шло по

прямой линии, только в одном направлении и никогда не поворачивало

вспять, в противоположную сторону, то все, в конце концов, приняло

бы один и тот же образ, приобрело одни и те же свойства, и

возникновение прекратилось бы (если бы не было все причастное к

жизни умирало, а умерев, оставалось бы мертвым и вновь не оживало, -

совершенно ясно, что, в конечном счете, все стало бы мертво и жизнь

бы исчезла. Итак, души умерших существуют, и добрым между ними

выпадает лучшая доля, а дурным - худшая.

4. Аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения

человека. Если человеку предстоит что-либо припомнить, он должен уже

знать это заранее. Припоминание вещей, забытых с течением времени

или давно не виденных; мы всегда при помощи одного вспоминаем что-

нибудь другое, более или менее существенное; иногда припоминание

вызывается сходством, и мы задаемся вопросом насколько полно или,

напротив, неполно это сходство с припоминаемым; мы признаем, что

существует нечто, называемое равным (равенство само по себе) и мы

знаем, что это такое, - равные вещи и равенство само по себе не

одно и то же (чтобы различные предметы признать в каком-нибудь

отношении равными, необходимо раньше того уже иметь понятие

равенства, каковое понятие при сопоставлении равных предметов только

вспоминается, на самом же деле, оно существует раньше их самих).

Следовательно, мы уже до рождения имели понятие равенства, как и

всего другого - прекрасного, доброго, справедливого и вообще всего

того, что отмечено печатью бытия самого по себе. Чувственные

предметы не способны сами по себе создавать чистое понятие о своей

сущности (они изменчивы и текучи), а только вызывают о себе

воспоминания. Наши души существовали раньше нашего рождения, а если

к этому присоединить еще и первый аргумент о взаимопереходе

противоположностей, то это значит и то, что они будут существовать

также и после нашей смерти. Тут, однако, возникает новое сомнение

(Симмий и Кебет страшатся, что после смерти ветер разнесет и развеет

их души).

5. Аргумент третий: самотождество идеи (эйдоса) и души. Чему

свойственно испытывать состояние рассеивания, и каким вещам оно

грозит? Куда отнести душу? Рассеивается все сложное, составное по

природе. Избегают этого лишь несоставные вещи - те, которые всегда

постоянны и неизменны. Равное само по себе не может претерпеть какую-

либо перемену, эта вещь неизменна, единообразна, существует сама по

себе. Чувственные предметы (вещи, доступные органам чувств)

буквально ни на миг не остаются неизменными ни по отношению к самим

себе, ни по отношению к другим. Сократ устанавливает два вида сущего

- зримое и безвидное. Тело человека ближе к зримому; душа - к

безвидному. Тело влечет душу к вещам, которые непрерывно изменяются

и от соприкосновения с ними она сбивается с пути, теряет равновесие,

будто пьяная. Когда же душа ведет исследование сама по себе, она

отправляется туда, где все чисто и вечно, бессмертно и неизменно,

она сама близка и сродни всему этому; здесь наступает конец ее

блужданиям, и, в непрерывном соприкосновении с постоянным и

неизменным, она и сама обнаруживает эти свойства. Это ее состояние

называется разумением. - Душа схожа с божественным, а тело со

смертным (природа велит телу подчиняться и быть рабом).

Соответственно, телу подобает быстро разрушаться, рассеиваться;

тогда как душа, которая безвидна, удаляющаяся в места чистые и

славные - поистине в Аид - разлучается с телом чистою и не влачит за

собой ничего телесного, умышленно избегая в течение жизни любой

связи с телом, уходит в подобное ей самой безвидное место,

божественное, бессмертное, разумное, и, достигши его, обретает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.