рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире - есть то, что мы

называем экзистенциалистским гуманизмом. Он говорит человеку, что нет иного

законодателя кроме него самого и что он, пребывая в заброшенности, обречен

решать свою судьбу. Реализовать себя по-человечески он может не погружаясь

себя, а реализуя конкретные цели, определяющие его самоосуществление. Э. -

такой атеизм, кот. заявляет, что даже если бы бог существовал, то это

ничего не изменило бы, поскольку суть дела не в боге. В этом смысле Э. -

это оптимизм, учение о действии.

Гегель. Философия истории.

Введение.

Тема - не общие размышления о всемирной истории, а сама всемирная

история. Существуют три вида историографии: а) первоначальная история, б)

рефлективная история с) философская история.

а) Первоначальная история. историки (Геродот, Фукидид, Гвиччардини и

др.) описывали современные им события и были проникнуты тем же духом, что

определил их специфику, перенося в сферу духовных представлений то, что

существовало вовне. Дух автора и тех действий, кот. он описывает были

тождественны. Он не прибегает к рефлексии, т.к. сам духовно сжился с тем,

что описывает и не выходит за его пределы. Искажения, вносимые автором, не

имеют особого значения, т.к. сами определенны общим для него и описываемого

духом и культурой.

б) Рефлективная история. Это история, изложение кот. возвышается над

современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа. Имеет

подвиды.

Всеобщая история (какой-либо страны или мира в целом). Историк

подходит к обрабатываемому им материалу с чуждым для него духом. Здесь

важны вырабатываемые самим историком цели, принципы и способ написания

истории. При этом часто происходит навязывание истории чуждого ей духа.

Будучи связана с продолжительными периодами она вынуждена отказаться от

индивидуального изображения действительности, прибегая к абстракциям,

позволяющим резюмировать богатое содержание.

Прагматическая история. Направленная на раскрытие в истории

действующего в ней духа, с целью вынесение каких-либо “уроков истории”, в

силу чего история наполняется современным содержанием. Но это выведение

уроков невозможно, т.к. каждая эпоха определяется собственными

специфическими обстоятельствами и является настолько индивидуальным

состоянием, что необходимые решения, вытекающие из него действительны

только для него. Эта история зависела от точки зрения автора и поэтому они

плодились как котята, и когда все они приедались возникали проекты

написания истории со всех возможных точек зрения. Но это лишь материал.

Критическая история. Здесь излагается не сама история, а история

истории, дается оценка исторических повествований, определяется степень их

истинности и достоверности (критика источников). Все заключается в

проницательности автора, который выторговывает нечто не у предметов, а у

произведений, и в силу ограниченности его способности к этому возникают

множество неисторических вымыслов.

История частного, кот. представляет переход к всемирной истории

(история религии, права, искусства напр.) Они имеют значение в той мере в

какой направлены на выявление их причастности целому жизни народа, к его

духу, выявление которого приводит к

с) Философской истории. Философия истории означает ее мыслящее

рассмотрение. Однако, философия истории не предполагает ее конструирования

априори, создания некой чистой истории. Она занимается действительной

истории, вводя в нее единственное допущение (кот. для философии допущением

не является), что разум господствует в мире и соотв. всемирно-исторический

процесс совершался разумно. Разум - субстанция, так и бесконечная мощь,

кот. является сам для себя бесконечным содержанием всей природной и

духовной жизни, равно как и бесконечной формой - проявлением этого

содержания. Предметом его деятельности является он сам, а ее формой -

история. Поэтому всемирная история возможна лишь как история всемирного

духа, что и подтвердит ее рассмотрение. Это признание наличия разума в

бытии зафиксировано Анаксагором в идее ума, и религиозной идеи провидения,

кот. однако утверждает непознаваемость плана творения. Но поскольку история

является историей духа, кот. себя осуществляет в истории, постольку ее

возможно понять и это понимание определит укоренение духа в самом себе как

присвоении им своего бытия, отчужденного в его собственной истории. Но для

этого познания не достаточно веры в разум, рассматриваемой абстрактно,

необходимо выявить разум в его определении. Это вопрос определения разума

самого по себе относительно к миру совпадает с вопросом о конечной цели

мира. Это требует определить каково содержание этой конечной цели и как оно

осуществлялось.

Всемирная история свершается в духовной сфере, поскольку именно дух

есть субстанциальный носитель истории. Соотв. необходимо выявить природу

духа, средства реализации им своей цели и рассмотреть государство как

полную форму реализации духа в наличном бытии.

А) природу духа (в противоположность материи) составляет свобода. В то

время как субстанция материи находится вне ее, Дух есть у себя бытие.

Всемирная история соотв. - обнаружение духа в том виде, как он вырабатывает

в себе знание о том, что он есть в себе, т.е. свобода. Восточные народы

знали, что один свободен (деспот), греки и римляне - некоторые свободны, а

не человек как таковой (поэтому у них были рабы), лишь германские народы

дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что

свобода духа составляет основное свойство его природы. В истории т.о.

действует принцип свободы и всемирная история - прогресс в сознании

свободы. Понятия свободы - один (Азия), несколько (Греция, Рим), все

(герм.) указывают на необходимое деление истории в ее рассмотрении. Итак,

определением духовного мира и конечною целью мира было признано сознание

духом его свободы. Но необходимо определится в этом понятии свободы духа и

рассмотреть средства, благодаря которым он реализует ее.

Б) Постановка вопроса о средствах, благодаря которым свобода

осуществляет себя в мире, приводит к собственно историческому явлению. Если

свобода есть внутреннее понятие, то средства есть нечто внешнее, что

непосредственно обнаруживается в истории. Ближайшее рассмотрение выявляет

незначительную роль в истории общей цели и преобладание частных интересов,

страстей, характеров. Когда мы смотрим на историю как на такую бойню, где

казалось бы без всякой цели приносятся в жертву все ее достойное

содержание, встает вопрос: ради какой конечной цели все это происходит. Но

этот вопрос разрешим лишь исходя из рассмотрения всех частных моментов как

средств, рефлективный путь восхождения от частного к всеобщему был

отвергнут с самого начала. Первый момент рассмотрения - принцип свободы,

пока что является чем-то всеобщим, кот. как бы оно не было истинно в себе,

еще не совсем действительно. Для того, чтобы он стал действительным, должен

присоединится второй момент - обнаружение в действии, принципом кот.

является воля, деятельность человека вообще. Благодаря этой деятельности,

кот. есть потребность, стремление, склонность и страсть человека, только и

могут реализоваться это понятие и сущие в нем определения, т.к. они имеют

силу не непосредственно благодаря им самим. Поэтому в истории ничего не

происходит без того, чтобы действующие индивиды не получали удовлетворения.

Это частные лица с частными интересами, потребностями, мнениями, в силу

чего можно сказать, что ничто великое не свершалось без страсти. Т.о. в наш

предмет входят два момента - идея и человеческие страсти, где первый

основа, а второй уток великого ковра истории. Страсть есть субъективная,

формальная сторона энергии, воли и деятельности, определяющая следование

человека одним целям в ущерб другим. Эта неизмеримая масса частных желаний,

интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа, для

того чтобы достигнуть его цели, сделать ее сознательной и осуществить ее.

Истории принадлежит т.о. то, что подчинено разуму как в себе и для себя

всеобщего и субстанциального. Этот разум имманентен в историческом

конкретном бытии и осуществляется в нем и благодаря ему. Чистая цель

истории поэтому не является содержанием частного интереса, хотя и

осуществляется посредством него. Таким образом встает вопрос о соединении

свободы (как частной деятельности) и необходимости (как внутренний, в себе

и для себя сущий духовный) процесс, т.е. вопрос о совпадении единичного и

всеобщего. Это соединение происходит в государстве как объективации

свободы, которое процветает тогда, когда частный интерес достигает

тождества с общим. Деятельность есть средний термин заключения, где один из

крайних - идея, пребывающая неузнанной в глубине духа, а другой - внешность

вообще, предметная материя. Посредством деятельности совершается переход

общего и внутреннего к объективности. Но всемирная история не является

ареной счастья, т.к. они моменты гармонии подобным пустым листам в силу

отсутствия противоположности как исток развития.

Идея, направляющая развитие истории, определяет то, что действия людей

имеют следствием часто иные результаты, чем те к которым они

непосредственно стремились, достигали и желали. Удовлетворяя свои

стремления, они дают реализоваться тому, что скрыто содержится в них, но не

осознается и не входит в их намерения. Личности, реализующие подобные

скрытые возможности, являются всемирно-историческими личностями, поскольку

далее подвинувшийся в своем развитии дух является внутренней, но

бессознательной душой всех индивидов, которая становится у них сознательной

благодаря великим людям. Именно отношение этих личностей к тем

возможностям, которым они дали реализоваться, определяет их статус, что

исключает возможность их психологического рассмотрения, сводящего все их

действия к каким-либо пошловатым мотивам, выявление которых позволило бы

какому-либо морализатору почувствовать, что он лучше их. Частный интерес

страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, т.к. всеобщее является

результатом частных и определенных интересов и их отрицания,

осуществляемого тем, что частные интересы вступают в противоборство между

собой. Сама же идея пребывает невредимой на заднем плане, что можно было бы

назвать хитростью разума, как то, что заставляет действовать для себя

страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве терпит ущерб.

Часть таких явлений ничтожна, но другая положительна. Индивидуумы зачастую

приносятся в жертву. Идея уплачивает долг наличного бытия и бренности не из

себя, а из страстей индивидуумов.

Но в индивидуумах есть часть не относящаяся лишь к случайностям

страсти и счастья - это моральность, нравственность, религиозность.

Благодаря им люди выступают не только как средства, т.к. реализуя свои

частные цели, они приобщаются к целям разума, а как самоцели, не только

формально, но и по содержанию цели. Поэтому моральность, нравственность и

религиозность не принадлежат категории средства. Человек является целью в

себе самом лишь благодаря тому божественному началу, кот. имеется в нем и

кот. сперва было названо разумом, а после в силу того сто оно проявляется в

деятельности и само себя определяет - свободой. Эти свобода, разум, добро в

его конкретнейшим представлении есть бог, кот. правит миром, и содержанием

его правления является всемирная история. Эта идея, кот. не является только

идеалом, разрушает иллюзию, будто мир - безумный, нелепый процесс.

Философия хочет понять эту историю и этом план, поскольку только то, что

реализовалось из него - действительно; то, что не соответствует ему - лишь

гнилое существование, т.к. право мирового духа выше всех частных прав.

С) необходимо выяснить какова та форма, кот. цель, достигаемая такими

средствами, принимает в действительности.

Для достижения какой-либо субъективно конечной цели помимо средств

требуется еще материал. Т.о. каков тот материал, в кот. осуществляется

разумная конечная цель? Этот материал - сам субъект, потребности человека,

субъективность вообще. Разумное осуществляется в человеческом знании и

хотении как в материале. Субъективная воля т.о. рассматривается в той мере

в какой у нее есть цель, являющаяся истинностью действительности, т.е. в

той мере, в какой она оказывается великую всемирно-историческую страстью.

Субъективная воля с одной стороны ограничена в своих страстях и достигает

своих целей лишь в рамках этой зависимости, но, с другой, ей присуща

субстанциальная жизнь, где она движется в существенном, кот. и оказывается

целью ее наличного бытия. Это существенное есть соединение субъективной и

разумной воли: оно есть нравственное целое - государство, кот. есть та

действительность, где индивидуум только и обладает своей свободой и

пользуется ей, причем она оказывается знанием всеобщего, верою в него и

желанием его. Тем не менее, право, нравственность и государство являются не

средствами осуществления субъективной воли как свободы, ограничивающие ее

сферу для каждого конкретного индивида, но непосредственной положительной

действительностью и обеспечением свободы. Та свобода, что ограничивается

есть всего лишь произвол, относящийся к частностям потребностей.

Субъективная воля - осуществляющее начало, идея - внутреннее начало,

государство - наличная, действительно нравственная жизнь. Истинное -

единство всеобщей и субъективной воли, а всеобщее существует в государстве,

в законах, в общих и разумных определениях. Государство - божественная идея

как она существует на земле. Так как государство означает общность

наличного бытия, т.к. субъективная воля человек подчиняется законам, то

противоположность свободы и необходимости исчезает. Государство не является

механизмом подавления, а способом осуществления свободы. Разумное

необходимо как субстанциальное, и мы свободны когда признаем его за закон и

следуем ему как субстанции нашего собственного существа. Тогда объективная

и субъективная воли примеряются и образуют единое невозмутимое целое

(случай Сократа).

Но государство не тождественно совокупности наличных государственных

учреждений, хотя последние и необходимы, но образует единую субстанцию,

единый дух с его религией, искусством, философией и культурой вообще (не

говоря о внешних факторах). Государство есть индивидуальное целое, из

которого нельзя изъять и отдельно рассматривать такую часть как гос.

устройство само по себе. Государство - разумная, объективно себя сознающая

и для себя сущая свобода: духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой

воли и ее свободы. Поэтому из государственных устройств народов с чуждым

духом нельзя извлечь никаких уроков для своего, т.к. их функционирование

определяется тем целым, что дало им существование. Поэтому исторический

процесс изменения вообще совершается при посредстве государства, и моменты

идеи являются в нем как различные принципы. Правда в философии (искусстве и

науке) преемственность сохраняется, т.к. там дух себя сознает, и новая

философия содержит в себя в снятом виде философии древних, кот. явилась ей

необходимой основой.

Т.о. истории есть три момента - идея свободы как абсолютная конечная

цель; средство ведущее к достижению этой цели, субъективная сторона знания

и хотения со свойственными ей жизненностью и деятельностью; государство как

нравственное целое, реальность свободы, объективное единство этих двух

моментов. Т.о. история предполагает соединение объективной стороны, т.е.

понятия, и субъективной стороны, кот. объективно существует как

государство, являющееся основой других конкретных сторон народной жизни:

искусства, права, нравов, религии, науки. Главной из этих форм

сознательного соединения является религия, в кот. мирской дух сознает

абсолютный дух и выражается в качестве представления и чувства в культе.

Потом искусство, изображающее и созерцающее духовное в образе. Далее

философия, укореняющая это соединение в мыслящем духе. Т.о. философия

является высшей, свободнейшей и т.д. формой, т.к. дух там знает себя так,

как он есть - мысль. Эти три момента составляют объективацию одного

содержания - образования нации.

Представление о боге составляет общую основу народа. Поэтому

государство основано на религии и его природа и конституции те же, что у

религии. Так греческая и римская государственность связанна со спецификой

их язычества, а католическому государству свойственны иной дух и иная

конституция, чем протестантскому. Жизненность государства в индивидуумах -

нравственность. Объективная нравственность поэтому предшествует

субъективной моральности.

Государственность есть духовная сущность индивидуума, кот. есть

таковой поскольку причастен духу народа. Этот дух народа всегда есть

определенный дух, коя определенность соотносится с исторической ступенью

его развития. Поэтому рассмотрение тех или иных сторон существования того

или иного народа должно рассматриваться при соотнесении их с его

целостностью. Данное гос. устройство может существовать лишь при данной

религии, так же как в данном государстве могут существовать данная

философия и искусство.

Далее, определенный дух народа сам является лишь отдельным

индивидуумом в ходе всемирной истории. Всемирная история - выражение

абсолютного процесса духа, выражение того ряда ступеней, благодаря кот. он

осуществляет свою истину, доходит до самосознания. Эти ступени реализуются

во всемирно-исторических (индивидуальных) духах, в определенности их

нравственной жизни, конституции, науки, искусства и религии. Реализация

этих ступеней - необходимое развертывание духа (тожд. Логического и

исторического).

Осталось рассмотреть ход всемирной истории.

Абстрактное изменение вообще, которое совершается в истории, издавна

понимается как переход к лучшему. Но это изменение совершается не в

природе, где ничто не ново под луной, а в духовной сфере. Эти изменения в

человеке позволяют обнаружить иное определение, чем в чисто естественных

вещах, а именно стремление к усовершенствованию, действительную способность

к изменению. В принципе развития т.о. содержится дух, для кот. всемирная

история - арена, где проходит его реализация. Этот процесс отличен от

развития организма, кот. спокойно производит самого себя под действием

внутреннего принципа (как зерно становится растением). Переход в духе

совершается при участии сознания и воли, где дух имеет предметом самого

себя, т.о. самому себе противопоставляясь. Поэтому развитие духа является

не спокойным процессом, а тяжелой недобровольной работой, направленной

против самого себя, и оно является не чисто формальным процессом развития

вообще, а осуществлением цели, имеющей определенное содержание. Эта цель

есть сам дух, содержанием кот. является он по своему существу, т.е. понятию

свободы.

Всемирная история представляет собой ход развития принципа,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.