рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

Фалес и т.д.). Его полемика столь насмешлива и карикатуристична, что

можно принять версию о создании его филосовских мыслей из пародий на

существующие учения.(например, полное отрицание движения, хотя сам он всю

жизнь провел в дороге)

Утверждал, что чувства обманчивы, критерий истины отсутствует, а истинное

познание не достижимо. Первый разделил понятия "истина по мнению" и

"истина по знанию". Говорил что: "Людям лишь мнения доступны".

Небесные тела движутся по прямой, а видимая кривизна - оптический обман.

Каждый день мы видим новые солнца и звезды. Солнц множество (для каждой

местности). Историю земли представлял себе не в виде катастроф, а в виде

последовательности изменений (основывался на находках раковин и пр.

окаменелостей на Мальте).

Считал что бог един и единственен. Допускал существования прочих

богоподобных существ, но не богов. Все что существует - это Бог. Бог не

имеет границ, но конечен. Бог форму шара, и состоит из воды и земли.

Оригинально обоснование (правда, есть логические провалы).

Бог один. Бог всесилен => если есть два бога, то либо один сильнее

другого (значит второй не Бог), либо они равны, значит они не всесильны

(т.к. не сильнее друг друга), следовательно они не Боги. Доказано. Бог

вечен (не оч. логично). Сущее из несущего возникнуть не может (и

наоборот). Подобное из подобного возникнуть не может, т.к. тогда они

будут не подобны (родитель и потомок). Доказано.

Бог однороден и всевидящ. В противном случае, части Бога были бы в

неравенстве по отношению друг к другу. Следовательно Бог имеет форму шара

(шар представлялся однородным, и т.д., по сути вещь в себе).

Бог не ограничен и не беспределен. Граничить можно с чем-то, а граничить

богу не с кем, он один. Он не безграничен, т.к. безгранично несущее, а он

существует.

Бог ни не движим, ни движим. Во втором случае это было бы отрицанием

движения, в первом Бог должен двигатся по отношению к чему либо, а ни

чего кроме бога нет.

Гераклит (эфесский)

(530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт

учения о мире - представление о преходящем,изменчивом хар. всего

существующего.

Был прозван "темным", отчасти за стиль которым он написал свое учение.

Неясность, а следовательно, многозначность, с которыми написано учение

могли быть вызваны а) желание скрыть свое учение (сделать не понятным)

для простых людей, которых он презерал; б) Не ясность собственных мыслей;

в) отсутствие терминов в языке того времени которыми можно было описывать

абстрактные явления; г) обличение трактата в форму, соответствующую духу

учения. Принято считать, что г) + в).

Имел склонность к игре слов. У пифагорейцев - игра чисел, у Гераклита -

игра слов. Считал, что слова раскрывают сущность вещей, даже для высшего

понятия в своем учении он выбрал термин "ЛОГОС" (слово и разум).

Наивысшее основоположение его философии - многосторонность единого сущего

и единство противоположностей + текучесть и относительность всего сущего.

За первостихию Гераклит принял огонь. Но не огонь-продукт сгорания

материи, а некое вездесущее вещество, материальная первостихия, всегда

равное себе, неизменное во всех проявлениях, и вместе с тем это

непрерывный процесс, в котором нет ни чего постоянного.Огонь-продукт-

сгорания (престр) лишь частное проявление первоогня (чувствуется

склонность Г. к метафорам и двухсмысленностям). Огонь первовещество, но

сначала он при сгущении превращается в воду, а при сгущении воды

появляется землы/суша (и наоборот)

Утверждал, что людям лишь кажется существование множества независимых и

противоположных друг другу веще, на самом деле весе едино. Первоогонь, он

же ЛОГОС, есть причина и разум мира. Индивидуального разума не

существует, впечатление о том, что он существуетошибочно, т.к. разумность

поддерживается вдыханием огня (он же воздух). Когда человек спит -

взаимосвязь с ЛОГОСОМ посредством вдыхания и пр. уменьшается и человек

уже ни чего не помнит. Смерть аналогична (т.е. лишь тяжелый случай сна).

В качестве премера приводил уголек относимый от огня и подносимый к

нему.При этом бодорствование, сон, смерть - все одно и тоже. При это

утверждал, что чувства обманчивы, а истинно - логическое познание.

Считал, что ученость не полезна, полезно прислушивание к своему

внутреннему я (т.к. это часть ЛОГОСА)

Разум является в трех формах: 1)начало, созидающее мировой порядок,

устраивающее все по закону, числу, мере; 2)как начало мыслящее,

познающее, всеведующей (индивидуальная мысль - частица этой

составляющей); 3)то, что познается, умопостигаемое единство всего. В то

же время разум - это конкретно материальное вещество: Огонь (ЛОГОС)

Мировой процесс состоит из проивоположных движений "Вверх" и "Вниз", эти

движения подобны движению маятника (существ. некий min- и max-чистый

огонь). Соответственно, в зависимости от направления движения мир либо

создается, либо уничтожается. Закон движения заключается в том, что вещь

превращаестся в свою противоположность. Сущ. мнения по которым процесс

создания-уничтожения мира поступателен (т.е. не дискретен) или делится на

периоды. Небесные тела - черпаки в которых скапливаются испарения светлые

или темные. Луна хотя и ближе Солнца но находится на "грязном месте".

Гераклит проводил парралель между строением человека и мира. Центральное

место в человеке - жилудок (аналог моря). Желудок окружен тремя слоями.

Во втором слое находитсясамый жаркий огонь (место прибывания души). Сон-

бодрствование аналог дня и ночи (когда темные испарения берут верх над

светлыми), смерть - уничтожение мира, рождение - сотворение. Человек

гибнет от избытка влажности (плохая смерть) и от недостатка (становится

"богом"). Человек совсем не исчизает после смерти, а доходит до

невидимого минимума. Гераклита можно назвать отцом научной медицины

(псевдонаучно обосновывал строение человека)

В мире нет целей существования лежащих за пределами мира. Т.е. в каждый

момент цель существования лежит внутри мира.

Высшее правило поведения - постич мировой разум и следовать ему. Высшая

цель - отречся отиндивидуальности. Добро, зло, красота, уродство -

индивидуальные понятия, объективно они не существуют. Гераклит

прославляет войну и состязания.

Т.к. Гераклит подчеркивал многосторонность вещей, то можно сказать, что в

его учении существуют зачатки релятивизма.

Гераклит относился к людям как к глупой черни (за редким исключением).

При жизни не имел последователей. После смерти у него были последователи,

однако не имевшие в своих рядах ярких философов. В последствии стоики

заимствовали часть учения Г.

По приданию умер при попытке исцелить себя от "водяной болезни"

посредством обмазываниея себя навозом и лежании на солнце. Его остатки

были съедены собакам (похоже на клевету врагов, коих у него было

много, т.к. быть съеденым собаками воспринималось как наивысшее

издевательство)

2. Н.А.Бердяев. Воля к жизни и воля к культуре (соотношение культуры и

цивилизации).

Вопрос дутый. Преимущество отдать первому вопросу.

H.A. Бердяев (1874-1948) -философ и публицист. Прошел путь от "легальному

марксизму"(позже став активным противником учения К. Маркса (в виду не

принятия идеи диктатуры: истина существует объективно)) до религиозного

миросозерцания, был членом религиозно-философского общества. Родился в

Киеве в 1874 году в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском

корпусе, затем естественный факультет Киевского университета, затем

перешел на юридический. Он включился в социал-демократическую работу,

став пропагандистом марксизма, за что при разгроме киевского "Союза

борьбы за освобождение рабочего класса" в 1898 г. был арестован и

исключен из университета. С 1901 по 1903 г. находился в административной

ссылке, где отошел от социал-демократии и примкнул к либеральному "Союзу

освобождения". В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где принимал

участие в различных сборниках. Бердяев приветствовал народный характер

Февральской революции и вел пропагандистскую работу по предотвращению

"большевизации" революционного процесса. Октябрьскую революцию расценил

как национальную катастрофу. В советский период жизни Бердяев создал в

Москве Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии.

В 1922 году Бердяев был насильственно выдворен за пределы страны. В 1922

- 1924 годах жил в Берлине. Выход в свет его эссе "Новое средневековье.

Размышление о судьбе России и Европы" (1924) принес Бердяеву европейскую

известность. До конца жизни считал себя русским философом, хотя жил и

печатался за границей.

Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и с

связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может

быть только антропоцентрическим - философия "познает бытие из человека и

через человека". Четыре понятия, взаимно связанных, в сущности разные

аспекты одной идеи, определяют религиозную тему Бердяева: Личность, Дух,

Свобода и Творчество. Философия Бердяева носит персоналистический

характер; он сторонник ценностей индивидуализма Считал, что: "личность

не часть общества, напротив, общество - только часть или аспект личности.

Личность - не часть космоса, напротив, космос - часть человеческой

личности.", "Свобода для меня первичнее бытия", "Свобода не создана

Богом, но он сам рождается... из свободы и из этой же свободы, из Ничто,

которое потенциально содержит в себе Все, от творит мир." Такая

концепция свободы трудно примирима с пониманием Бога как существа

Абсолютного. Так как свобода не создана Богом, он не обладает властью над

свободой. Свобода первична по отношению к добру и злу, она обусловливает

возможность как добра, так и зла. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием,

но не обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой.

Эта бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является

источником зла. Бердяев не мог, подобно Соловьеву, возложить

ответственность за зло в мире на Бога

Объективированный мир не есть подлинный реальный мир... Объект есть

порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте

познается реальность.". В результате человек оказывается в двойственном

положении: как личность он остается в своей глубине носителем

экзистенциального "я", образа и подобия Бога, как индивид он становится

причастен миру природной и социальной необходимости. Писатель видит

природное зло не только в жестокости борьбы за существование, в страдании

и смерти, а в самом факте необходимости, несвободы, которая составляет

сущность материи. "Человек с его возможностями духовной свободы брошен в

слепой механический мир, который порабощает и губит его".

Таким образом, взгляд Бердяева на проблему свободы человеческой личности

мне представляется следующим. Личность - это ноуменальный центр

мироздания, обнаруживаемый через выявление бесконечности и

всеобъемлимости духа конкретного человека. Даже трансцендентное

открывается в духе и через дух личности. Однако присущая ей свобода

двойственна: она дана человеку и от Бога как просветленная свобода к

добру, истине, красоте, вечности и от Божественного "ничто", которое

заключает в себе возможность зла и отпадение от Бога.

Бердяев ставит вопрос об отношении творчества и греха, творчества и

искупления, об оправдании человека в творчестве и через творчество.

"Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал

его. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через

творчество, а не только через аскетическое очищение от греха". Бердяев

говорит о трагедии человеческого творчества. Он видит ее в несоответствии

его результатов первоначальному замыслу, в том, что "творческий акт в

своей первоначальной чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие... на

преображение мира. Но в условиях падшего мира он отяжелевает,

притягивается вниз... создает не новую жизнь, а культурные продукты

большего или меньшего совершенства". Культура, по мысли писателя,

является одной из форм объективации и лишь символически указывает на

духовный мир.

Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшее

проявление свободы, создающей из "ничто" подлинное и ценностное, с другой

- процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории.

"Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть

переживание силы. ...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть

побеждены творчеством. по существу есть выход, исход, победа." (1(

Творчество - это откровение "я" Богу и миру, в нем оправдание человека,

как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному

Склонности к систематической работе не имел.

b 11----------

1. Субьект и объект в познании.

Гносиология - наука о познании.

Субъект - тот, кто изучает. (ей могут выступать: цивилизация - гос-во -

*** - личность, в зависимости от ситуации). Объект - то что изучают. Одна

и таже сущность может выступать и объектом и субъектом, в том числе и

одновременно). С точки зрен. познания - до начала изучения какого-нибудь

свойства, это свойство не существует(подтвердить и опровергнуть мысль).

Субъект созидает объект. Объект влияет на субъекта (нарушает его нач.

состояние).

Предмет познания - часть объекта познания, которая на тек. момент

иследуется. (Ранее "предметов" не было, были объекты, теперь один и тот

же объект, исследуемый с разных точек зрения имеет несколько предметов)

2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского

материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции).

Для эпохи просвещения характерен девиз: "все должно предстать перед

судом разума". Идет техническая революция, этап первоначального

накопления капитала => огромна потребность в технических

усовершенствованиях, развиваются естественные науки. Среди естественных

наук выделяется физика, а в ней механика, отсюда берутся механические

модели мира (вплоть до крайнего механического материализма).

У французских просветителей имелись значительные расхождения во

взглядах, вплоть до противоположных позиций, но целом все они были

полярно противоположны миру официальной практики и идеологии. Все они

исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от

окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой

среды. Чтобы переделать человека, необходимо преобразовать окружающую и

прежде всего общественную среду. Центром, вокруг которого сгруппировались

философы и их единомышленники, была знаменитая "Энциклопедия, или

Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Д. Дидро (его соратник -

математик, механик, философ-просветитель Ж.Л. Д'Аламбер) Энциклопедия за

25 лет достигла 28 томов, причем статьи по конкретным разделам писали

мастера своего дела.

ВОЛЬТЕР (1694--1778) - философ, литератор, один из идейных вождей

франц. просвещения. Безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь 18

век. Отличался острым умом и огромной работоспособностью. Родился в семье

нотариуса. При жизни был признан, в том числе и власть имущими, однако в

силу остроты шуток часто конфликтовал, а по сему часто менял место

жительства.

Сторонник учения Ньютона. Признавал веру в Бога, как перводвигателя

Вселенной, не допускал возможность существования общества вне веры в

Бога. За человеком признавал свободу воли, однако, к этому убеждению

пришел не сразу. Говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим

свойством наделил ее Бог. Выдвинул принцип научного исследования природы,

источник знаний - наблюдения и опыт. Был против феодализма и

злоупотребления церковью властью. В начале жизни за идеальное устройство

общества принимал конституционную монархию, в конце - республику.

РУССО (1721-78) - родился в семье зажиточных граждан (часовщика). В

жизни отличался отсутствием целеустремленности (на мой взгляд) пробовал

себя в качестве музыканта, гравера, постановщик театральных

представлений, был лакеем, секретарем, но ни где не преуспел, получив,

однако, широкий кругозор знаний. Благодаря случаю свел знакомства с

высшим кругом.

Верил в существование Бога и был сторонником дуализма (материя + дух),

говорил, что материя и дух два самостоятельных вещества. Подвергал

критике феодализм, был противником частной собственности, и ее культуры.

Критиковал не равенство, различал его две ипостаси: физическая (возраст,

сила, ум и т.п.) и политическая (выраженная в привилегиях). Его идеалом

было глубокое прошлое, когда не было частной собственности, было

равенство (не прав в части равенства: вожак-ведомый). На этой почве были

частые споры с Руссо. Последний говорил: "Когда читаешь Вашу книгу так и

хочется встать на четвереньки и бежать в лес"

ЖУЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ.(1709 - 1751) - врач, зачинатель франц.

материализма. Вобщей форме высказал почти все идеи, которые были затем

развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.

Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с

движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир.

которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная

спос к чувствительности или к ощущению.

Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все

наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с

материальным в-вом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек

есть такое же животное, только отличается развитием ума. При этом изучал

человека как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его

мыслительной и чувственной деятельности. Представитель механицизма с

элементами эволюционизма. Ход исторического процесса - просвещение и роль

выдающихся личностей. Он лишь наметил ряд основных идей, но не дал их

обстоятельной системы.

ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ ГОЛЬБАХ (1723 - !789) - Барон, французский философ-

материалист. Наиболее систематически выразил французское учение

материализма. Самое крупное его произведение - "Система природы", в

написании которой приняли так же некот. участие Дидро, Нэжон. Свои мысли

высказывал столь прямолинейно, что вызвал бурные возражения

представителей других фил. школ.

Основная мысль: сводимость всех явлений природы к различным формам

движения материальных частиц, в своей совокупности образующих вечную

несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с

присущим ей св-вом движения. Случайность и целесообразность исключается,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.