рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

фильтры, через которые «просеивается» содержание духовного опыта перед его

допуском в сферу сознания. Содержание последнего формируется в рамках тех

ограничений, которые существуют в конкретной цивилизации и в конкретном

обществе. Мы уже отмечали факт непредставленности в сознании людей вплоть

до XX в. проблем секса и безумия. Такая «непредставленность» явилась

следствием наличия социальных табу, объявляющих идеи и чувства, связанные с

этими сторонами жизни, непристойными, запретными.

Таким образом, тема социального бессознательного, открытая Марксом, была в

последующем существенно расширена и углублена.

Фрейд: открытие бессознательного в душевной жизни человека. Идея

бессознательной мотивации сознания стала предмете), i внимания австрийского

врача 3. Фрейда. Как и Маркс, он исходил из признания детерминированности

со знания объективными по отношению к нему факторами, не

представленными в опыте самого сознания, а потому бессознательными. Но, в

отличие от Маркса, 3. Фрейд относил к этим факторам психологические и

биологические потребности, вызывающие неосознаваемые переживания. Именно

ему принадлежат слова о том, что «я» не «является хозяином в собственном

доме», и что сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими

сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно».

В сжатой и несколько упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к

следующим положениям. В человеке спрятана великая сила— «бессознательное»,

или, как он его называл, «Оно». Этой силой управляет и ее распределяет

либидо (лат. libido — влечение, желание, страсть) —гипотетическая

психическая энергия сексуальных влечений. Сила и содержание

бессознательного проявляется в снах. Кроме «Оно», в структуре человеческого

духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальные установки,

которые ученый назвал «Сверх-Я». «Сверх-Я» образует систему социальных

фильтров, о которых мы говорили выше. То, что не пропускается через фильтры

«Сверх-Я», загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания,

становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств... Одной

из таких причин является «эдипов комплекс»— неосознаваемое желание ребенка—

мальчика— юноши убить отца. Бунт против отца и желание быть рядом с матерью

или даже обладать ею уходит своими истоками в архаику, когда сыновья

сговорились и убили отца— властелина первобытного племени. С тех пор в

человеческом духовном опыте наследуется и воспроизводится структура

«эдипова комплекса». Этот сексуальный «дефект»—причина многих неврозов.

Культура, развитие цивилизации предполагают бесконечную .работу по

отлучению людей от инстинктов. Но когда культура чрезмерно задавливает

инстинкты, они вырываются наружу, как джин из бутылки, и уничтожают ее. .

Как и Маркс, Фрейд считал, что бессознательное— причина н основа

человеческого духовного рабства. Однако если Маркс видел в этом рабстве

истоки социальной несвободы, то Фрейд-врач сводил его к душевным

заболеваниям. Он изучал бессознательное с целью понять причины душевных

расстройств людей. По его мнению, врач-психотерапевт обязан помочь больному

осознать действующее за его спиной бессознательное и тем расширить сферу

свободы человека, избавить его от власти «Оно». В отличие от Маркса, Фрейд

жестко не связывал свободу человека с общественными изменениями. Он исходил

из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и

свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать

осознанным его индивидуальное бессознательное.

Открыв в структуре духовного опыта человека три уровня— «Сверх-Я»

(отеческие догмы, традиции, идеалы, совесть и другие ценностные

представления, доминирующие в культуре), «Оно» (бессознательное,

инстинкты), «Я» (сознание), Фрейд дал точный диагноз своему времени,

вернее, человеку своего времени. Чрезмерное давление «Сверх-Я», не

считающегося с миром человеческих бессознательных инстинктов, создает

неполноценную личность, уводит людей в мир иллюзий по поводу возможности

чисто социальными «уловками» творить природу человека, подправлять и

изменять ее. Фрейд напомнил людям о существовании «Оно», которое по мере

развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Вытесненные

бессознательные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой, готовой взорваться

внезапно в виде психических срывов, а также всякого рода социальных бунтов.

Чрезмерное давление «Сверх-Я» как бы провоцирует усиление мощи «Оно». В

результате человек оказывается заложником сил, не подчиняющихся его «Я».

Отсюда и пафос учения Фрейда-врача: найти осмысленный баланс «Сверх-Я» и

«Оно» и тем самым дать возможность «Я» свободно и разумно конституировать

самое себя, быть жизнеспособным. Пока человек живет в обществе, ему не

избавиться от влияния «Сверх-Я»; аналогично, пока он жив и живо его тело,

ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов. Выход— в

осмыслении существования этих сил и их влияний и установления между ними

какого-то компромисса. Только в этом случае расширяется пространство

человеческой свободы, а следовательно, пространство сознания.

Заявляя, что «человек не хозяин в своем собственном доме», что «интеллект

человека бессилен в сравнении с человеческими влечениями», Фрейд не обрекал

человека на безнадежность: он требовал от человека и человечества

постоянной работы по превращению «Оно* в «Я». «Там, где было «Оно», должно

стать «Я»,—таков лейтмотив его учения. Он утверждал, что в конечном итоге

разум и сознательный опыт окажутся сильнее «Оно». Фрейд был уверен, что

единственно возможный и нормальный путь для человечества в будущем— жить,

постоянно укрепляя в себе само-сознателыюе «Я», освобождаясь от давления

стихии бессознательного.

Однако своим учением Фрейд спровоцировал некоторые эффекты в культуре,

которых не желал и не ожидал. Когда его учение стало известно деятелям

искусства: писателям, художникам, эстетам, философам,— они восторженно

приняли магию бессознательного, восхитились его тайной силой,

демонизировали «Оно». Так идея бессознательного стала центральной в

творчестве экспрессионистов, сюрреалистов, «театра абсурда» и т. д.

Фрейдовскую идею о необходимости скоррелировать воздействие «Сверх-Я» на

структуры бессознательного вульгаризовали, довели до опошления: «Сверх-

Я»'сбросили со счетов, с ним перестали считаться вообще, от учета его

влияния отказались. Если в Новое время люди «освободились» от Бога, то в

новейшее время последователи Фрейда в искусстве предложили людям

освободиться от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Он

был объявлен ложным и мешающим жить чувством. Мир искусства занялся

бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и

желаний, забыв о главной теме в учении Фрейда: победить «Оно».

Крестовый поход бессознательного, «Оно», на сознание, «Я», был обусловлен

не только вульгаризацией деятелями искусства учения Фрейда. В обществе XX

в. произошли реальные изменения, связанные с отказом от традиций,

ценностных норм и представлений идеалов и т. п. Репрессивный и

воспитательный аспекты влияния общества на индивида реально ослабли.

Бессознательное, «Оно», одержало верх над «Сверх-Я». Началась опасная для

общества и человечества в целом анархия разнузданного «Оно», инстинктов.

«Я» погрузилось в темный хаос «Оно». Идеальные требования «Сверх-Я»

оказались бессильны.

Если следовать логике учения Фрейда, то укротить буйство бессознательного,

«Оно», можно только одним способом: усилить «Сверх-Я», увеличить

репрессивную функцию культуры и тем поставить на пути разрастания

непредсказуемого «Оно» сдерживающие преграды. Иными словами, чтобы «Я»,

сознание укрепили свое положение, нужно создать осмысленный баланс между

двумя стихиями, воздействующими на человека и его «Я»: стихией

надындивидуальных общественных норм и установок и стихией бессознательного.

В противном случае человечеству грозит опасность опрокинуться в варварство.

2. Ф.Бэкон. "Новый органон" ч. I (сущность эмпирического метода познания)

см. билет 17, вопрос 2.

b 8----------

1. Механицизм и математизация науки. Перспективы и трудности.

В ХVII-ХVIII развились идеи механицизма. Обусловлено бурным развитием

механики, которая начала развиватся как прикладная наука (требование

рынка). Среди прочих наук раздел Механика в науки Физика, был самым

изученным, считалось, что если что-то еще не объяснено с помощью

механики, то в будущем будет объяснено. В тот период времени философия

начала строить картину мира основываясь на механическом принципе.

Основоположник механицизма в философии - Декарт. Ньютон со своими

уравнениями физики, интегральной и дифференциальной системой исчисления

заложил крепкий фундамент механицизму. Со временем, появились новые

физические теории, т.к. механического принципа не хватало для объяснения

явлений, и философские картины мира были пересмотрены.

Математизация восходит корнями к тому же времени и к тем же явлениям,

но в виду того, что математический язык вполне подходит для описания

почти всех явлений, причем соответственная интерпретация выходных данных

дает целую картину происходящего.

Механицизм как явление науки - на тек. момент отсутствует, в связи с

чем у него нет ни перспектив ни трудностей, математезация существует. Ее

трудность - не возможность корректного описания сложных систем

(социальное мнение, разум и пр. эмирических вещей), т.к. критерии на

которых можно строить модель не очивидны и слабо формализуемы. Для

построения модели должны быть формализованы критерии. Перспективы, все

формализуемые процессы могут быть рассчитаны с известной долей точности,

были бы только вычислительные возможности.

2. Философия Аристотеля. "Первая Философия". Учение о мире и познании.

Социально-политические взгляды. Нормативная эстетика.

Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской

академии.(384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров

Лесбос), а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве

воспитателя его сына - Александра. В 335 году возвратился в Афины, где

основал школу.

До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших не являются текстами

самого А.. Например "Метафизика" представляет составленные слушателями

своды различных по времени курсов А. Очень важны для поним. А. его

сочин.: "О душе", "Физика", "Категории". Ф. А. охватывает вопросы логики,

психологии теории познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии,

полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он

обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев,

ранних материалистов.

Критика П. теории "идей", Логика. Учение А. - объективный идеализм.

Оно сложилось в рез. критики учен. П. об идеях. Эта теор.(об идеях)

несостоят. по ряду причин:

1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не

отличаются от них по своему содержанию.

2. Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут

дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к

идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить

отношение идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей

быть непоср. сущностями вещей.

3 Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П.

впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно

и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и

несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею

более общей идее, кот. и будет ее сущностью.

4. П. учение о сущ. идей, независимых по отнош к вещам чувств мира,

приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и

так как по П., для всего сходного должна сущ идея, то кроме идеи ,

наприм. чел. и кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного , что

сущ между ними. Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первой

идеи и ее вещей должна сущ еще одна - третья - идея...

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств.

мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.

Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют

и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается

непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея

вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как

единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей

вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в

каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит,

что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является

целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи

гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда

вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её

частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи,

когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность

присутствует субстанционально.

В философии различал 1) теоретическую часть - учение о бытие, его

частях, причинах и началах; 2) практическую - о человеческой

деятельности; 3) поэтическую - о творчестве. Предмет науки - общее, но

оно существует в единичном и познается через него, то есть условие

познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие. Признавал 4

причины

1) материя, или пассивная возможность становления;

2) форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как

возможность;

3) начало движения;

4) цель.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос

(идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и

без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи

есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта -

бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи

не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса.

3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь

определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать

некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же

себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или

иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения

другой вещи. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без

того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель

движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни

её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры-

вещь есть материя,форма, действующая причина и определенная

целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с

причинно-целевым назначением.

Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи -

материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая

возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных

и временных форм. 2. Природа как произведение искусства - природные вещи

и вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной.

3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в

качестве эйдоса физического тела, в потенцииобладающего жизнью.

Художественно-творческий принцип в его завершении: 1. Подобно тому, как

всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным

эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то

есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или

другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, называемый Умом,

так что душа есть энергия Ума. 2. Ум есть эйдос всех эйдосов. 3.

Ум,несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою

собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы

художественным произведением.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма

нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар

есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди

мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по

отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам,

соединением кот., по А. является медь. Медь лишена формы, т.к. еще не

явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть

действительность того, возможностью чего явл. материя. Согласно А в

пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к

соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти т.о. становятся

текучими.

Каждая форма может рассм. и как материя, для кот. должна сущ соотв. ей

высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как

материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до

формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл.

перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн

вещи есть единство материи и формы. Материя - пассивность, вся активность

принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. источник

движения - бог, неподвижный перводвигатель.

Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл. растения.

Способна к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная -

живая- обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3)разумная - присщ. ч-

ку, познает и думает.

Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта

объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями

предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ.

предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание

достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. они связаны. Опыт

не есть последняя инстанция в проверке мнения, и высшие посылки науки

усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от

рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность

мысли.

Логика по А. - наука о доказательстве, а также о формах мышления,

необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ

связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об

определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих

иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания,

огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.