рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит

в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться

толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не

является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение

трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения,

"иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие

при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние

видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой

стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное,

а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и

антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В

соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка

Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу

суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и

4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1)

"Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не

имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во

времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная субстанция в мире состоит из

простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из

простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и

вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть

не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире.

Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет

никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы". 4) "К

миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно

необходимая сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности —

ни в мире, ни вне мира — как его причины". Важно отметить, что антиномиями

Кант считает отнюдь не любые, уже противоречащие друг другу суждения. К их

числу могут быть отнесены только те, истинность которых не может быть

проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над

опытом знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно

доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем

последовательно доказывает тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при

этом так называемой логикой от противного. Лишь после этого он разрешает

антиномии. При этом сама процедура "разрешения космологической диалектики"

понимается им как ее радикальное устранение из "метафизики", прошедшей

через горнило "критического исследования". В отношении первых двух

антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и

антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни

как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое").

Устранение второй антиномии осуществлялось аналогичным образом. Что же

касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта,

и тезисы и антитезисы здесь могут быть одновременно истинными, хотя и в

разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" —

феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о

противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую

роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его

непосредственными последователями, и явившись, таким образом, мощным

импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей

немецкой философии. [См. также "Критика чистого разума" (Кант).]

ПАРАДОКСЫ (греч. paradoxes — неожиданный) — противоречия в рассуждении,

возникающие при соблюдении его логической правильности. Понятие «П.»

родственно понятиям апории и антиномии. Антиномии делятся на два вида:

семантические (подобные сформулированной еще в античной философии антиномии

«Лжец»: «Один критянин сказал: «Все критяне лгут». Что он сказал — истину

или ложь?» Если его высказывание истинно, то оно должно быть ложным, если

же оно ложно, то критянин сказал истину) и П., к к-рым относят формально-

логические противоречия, вскрытые в кон. 19 в. в теории множеств и

математической логике. Напр., открытый Расселом парадокс о множестве всех

нормальных множеств, выраженный в обычном, естественном языке, может быть

описан следующим образом: «Полковой парикмахер бреет тех, и только тех,

солдат и офицеров своего полка, к-рые не бреются сами. Должен ли он брить

самого себя?» И положительный и отрицательный ответы на этот вопрос

оказываются в равной степени доказуемыми. Наличие в рассуждении (теории)

формальнологических противоречий (П.) свидетельствует о научной

непригодности этого рассуждения. Отсюда возникают проблемы выяснения причин

появления П. и нахождения способов их устранения. Главная причина

возникновения в научном рассуждении П. состоит в сложном диалектическом

характере человеческого познания, в противоречивом взаимоотношении его

формы и содержания. Универсального пути устранения П. не существует. В

логике и математике разработаны способы устранения П. определенных видов

(теория типов, различение языков разных уровней и др.).

АПОРИЯ (греч. aporia — затруднение) — трудноразрешимое

положение, возникшее в резуль- тате противоречия в рассуждени- ях.

Классическим примером А. считаются парадоксы Зенона

Элейского. Напр., летящая стрела каждый миг занимает какое-то

определенное место, равное само му себе. Но так как для всякого

перемещения предмета необходи- мо место большее, чем то, какое

занимает этот предмет, то движу- щаяся стрела, по мнению Зенона,

неподвижна. Зенон обнаружил противоречивый характер движе

ния, выразившийся в том, что движущееся тело должно одно-

временно быть там, где оно есть, и там, где его нет. Поскольку это

противоречие, по его мгению, не- возможно, то никакого движения не

существует. Рассуждения Зе- нона оказали большое влияние на многих

позднейших философов (Антиномия), Научное разреше- ние

апорий возможно на основе . материалистической диалектики. Движение

она рассматривает как единство противоположностей — прерывности и

непрерывности, т. к. движущееся тело одновремемно находится и не находится

в данной точке траектории. В основе трактовки апорий как неразрешимых

противоречий лежит свойственное метафизике отрицание противоречивого

характера бытия и сознания.

ЭВРИСТИКА (греч. heurisko — нахожу) — наука о возникновении нового

(суждений, идей, способов действия) в знании и деятельности человека. Э,

представляет собой комплексную отрасль знания, объединяющую ряд разделов

философии, психологии, математики, научной организации труда. Центральное

место в ней занимает психология продуктивного (творческого) мышления,

предметом к-рой являются психологические механизмы решения различных задач,

проблемных ситуации, В поле зрения Э. находятся также условия формирования

способностей к творческой •интеллектуальной деятельности (эвристическое

обучение) и методы ее организации. Значение Э. возрастает в связи с

ускорением технического прогресса, с расширением круга проблем, подлежащих

разрешению. Развитие кибернетики привело к появлению эвристического

программирования — специального направления в моделировании мыслительной

деятельности средствами электронной техники. В основе разрабатываемых

эвристических программ лежит понимание процесса решения задач как

прохождения лабиринта (когда один за другим перебираются всевозможные вари-

анты решения). В связи с этим в программу для электронной машины

закладываются специальные приемы, ограничивающие число перебираемых

вариантов решения и облегчающие тем самым поиски нужного варианта. Такие

приемы были названы «эвристиками». В настоящее время проводятся

исследования, имеющие своей целью совершенствование эвристического

программирования. Это открывает большие перспективы для программирования

интеллектуальной деятельности человека, для создания машин, моделирующих и

облегчающих эту деятельность.

Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм.

Основы КОНФУЦИАНСТВА были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием Выражая

интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть

правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на

высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом

справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило

нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2

в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 конфуцианство являлось

официальной государственной идеологией.

КОНФУЦИЙ - (Кун-цзы) - (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель,

основатель конфуцианства. КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-

цзы - учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551, Цзоу в царстве

Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же],

древнекитайский мыслитель.

Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было

три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось

быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он

получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной

кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе,

однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же,

уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского

Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения.

Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить

себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным

учителем в Китае. Его известность как знатока книг "Ши цзин" и "Шу цзин",

ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание

его суждений и диалогов - "Лунь юй" (один из основных источников по этико-

религиозному учению конфуцианства).Учение Подчеркивая свою приверженность

традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и

люблю ее" (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые

годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев

для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном,

их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же

ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-

гуна" (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством

хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели

Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая

опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом

человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в

добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них

(жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью

и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась

важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность").

Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства

благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к

насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем

должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть

правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй,

12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство

сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы

входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы)

Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых

злоупотреблений.Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем

религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил:

"Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?"

(Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты

храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как

первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус

официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные

должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское

учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы -

"жу", т. е. просто как "ученые", "образованные").Уже первый император

ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в

Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь.

В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине

Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось

сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь

Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он

существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит

наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать

себя уходу за могилой и храмом.

Конфуцианство - это главным образом учение для экзотериков, то есть для

"внешних": для простых людей, не ученых. Конфуций сам подчеркивает, что

обращается именно ко всем без различия возраста, социального положения и

уровня образования.

Для обеспечения мировой гармонии предписывалось просто соблюдать ритуалы

(ли), разработанные на все случаи жизни. Несоблюдение ритуалов

приравнивалось к нарушению космического равновесия и действительно было

таковым. Правда, объяснять смысл ритуалов своим "внешним" последователям

Конфуций и его ученики не считали возможным, ибо для того, чтобы понять их,

требовалась ученость. К ученым в Китае всегда было особое отношение, и они

как бы естественно образовывали элиту, обладавшую знанием, недоступным для

непосвященных. Элите же, то есть ученым, предписывалось изучать наследие

древних, ибо те "знали смысл всех вещей", и задача ученого состояла только

в том, чтобы в него проникнуть. Однако им и самим далеко не всегда

удавалось обнаружить этот тайный смысл в древних книгах, прежде всего

потому, что нередко его там просто не было (вспомним слова Ю.К. Щуцкого об

И Цзин). И тогда они - и в этом их заслуга - садились писать очередной

комментарий, вкладывая туда свой смысл... Тексты Конфуция недавно были

впервые изданы на русском языке. И, хотя язык перевода местами хромает,

желающие могут обратиться к альманаху "Рубеж" N 1/92, cc. 259-310. О

Конфуции есть книга Владимира Малявина, вышедшая в серии "ЖЗЛ" (М.,

"Молодая Гвардия", 1992). Ритуал помогает направить усилие сознания и

подсознания в нужное русло. Он нужен неспособным, нежелающим и начинающим.

Умеющему управлять усилиями своего сознания и подсознания ритуал не нужен.

Помните притчу о белом медведе? К больному пришел шаман и сказал: я тебя

вылечу, только не думай о белом медведе. С тех пор больной не мог думать ни

о чем кроме белого медведя - классический случай неумения управлять ни

сознанием, ни подсознанием. Для неумеющих самый простой способ "не думать о

белом медведе" - ритуал: немедленно начать читать мантры, или молитвы, или

стихи, тоже всегда имеющие магические свойства. Умеющему достаточно

пожелать забыть о белом медведе.

Даосизм возник в чжоуском Китае практически одновременно с учением

Конфуция. Основателем философии даосов считается Лао-цзы. Хотя концепции

Инь-Ян, тоже часто связывают с именем Лао-цзы, но на самом же деле она была

создана и активно использовалась по крайней мере 4800 лет назад, т.е. за

несколько тысячелетий до Лао-цзы и его знаменитой работы "Дао Дэ Дзин",

излагающей принципы даосизма.

Противоположность Инь и Ян существует и существовала всегда и везде. И в

философии "И-Цзин" и в даосской доктрине Небеса отвечают Ян, а Земля - Инь,

Солнце есть Ян, а Луна Инь, мужчина - Ян, женщина - Инь, твердое есть Ян, а

мягкое - Инь и т.д. В теле человека голова соответствует Ян, а живот - Инь.

Разумеется, поскольку эта двойственность буквально пронизывает все сущее,

мы сможем найти много других образцов в окружающем мире.

Хотя Лао-цзы и не был создателем этой концепции, изложил он ее превосходно.

Сам он жил где-то между 4-тым и 5-ым веками до н.э., хотя легенда

приписывает ему жизнь в течении нескольких веков. Предполагают, что в

молодости он был библиотекарем, хранившим документы во времена династии

Чжоу. Однако он оставил свою работу и стал вести жизнь отшельника в

Западном Китае. Говорят также, что он был бессмертным, передавшим Будде

секрет своего искусства. Опять же, согласно легенде, он встретился с

Конфуцием, и намного превосходя последнего в мудрости, привел его в

состояние благоговейного трепета. Как бы то ни было, ясно одно: Лао-цзы был

блестящим интерпретатором философии Дао.

Жизненной сверхзадачей древнекитайских даосов-философов было уйти от

страстей и суетности бытия, к простоте и естественности, именно среди

даосов были первые в древнем Китае отшельники-аскеты, о чьем подвижничестве

с уважением отзывался и сам Конфуций. Основной дух даосизма прекрасно

выражен в легенде связанной с именем Чжуан-цзы, произведения которого,

согласно мнению некоторых, гораздо более и точно излагали доктрину

даосизма, нежели труды самого Лао-цзы.

Особое значение даосы предавали оккультному знанию, составлявший единый

комплекс взаимосвязанных дисциплин. Концептуальной базой этого комплекса

была Книга Перемен, которая служила отправной точкой для всех других

эзотерических наук. Не последнее место среди них занимала и китайская

астрология, которой усердно предавалилсь изучению как конфуцианцы, так и

даосы. Хорошо зная небосвод, расположения звезд и планет, даосы составили

немало астрологических карт, атласов и календарей, с помощью которых делали

выводы о том, под какой звездой (планетой) человек родился, какова его

судьба и т.п. Став в средневековом Китае монополистами в области оккультных

наук, даосы составляли гороскопы и делали предсказания; причем без совета

даосского гадателя никто обычно не начинал серьезного дела, а женитьба в

Китае всегда начиналась с обмена гороскопами, точнее, с присылки гороскопа

невесты в дом жениха. При интерпретации гороскопа особое значение имели

данные Книги Перемен, с помощью которых предсказания приобретали большую

значимость.

Важную роль в единой системе магического знания занимала и геомантика (Фэн-

Шуй). Связывая небесные явления, звезды, планеты, страны света, с

космическими силами и символами (Небо, Земля, Инь, Ян, пять первоэлементов

и т.п..) геоманты разработали сложную систему взаимодействия между всеми

этими силами и земным рельефом. Только при благоприятном сочетании небесных

сил участок земли считался подходящим для строительства, устройства могилы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.