рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности

и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к

частному (дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания. Так как нет

понятия, которое могло бы стать предикатом всех других понятий, то

различные вещи не могут быть объединены в едином общем роде, и А указал

высшие категории, к которым сводятся все остальные роды истинно сущего.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.

Источник движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в

природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта

целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры

целесообр. видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть,

наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради

себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной

свойственное наслаждение. Идеал - мыслящее себя мышление. Наилучший из

всех классов - земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и

территор. распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления,

Этим делом должны заним среднезажиточнуе классы общества.

А различает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он

считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования

власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия,

аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении

олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания,

олигархия и крайняя демократия.

Аристотель строил материю из "четырех элементов" - земли, воды,

воздуха и огня, но не из настоящих земли, воды, воздуха и огня, а из

четырех сущностей, наделенных теми качествами, которые мы воспринимаем

посредством наших органов чувств в четырех реальных аналогах этих

"элементов

b 9----------

1. Истина и заблуждения в истории науки. Догматизм, релятивизм и

конвенционализм.

Для того чтобы рассуждать о истине и заблуждении необходимо выбрать

точку отсчета. Истина не находится в вещах и не создается человеком.

Истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути

объекта субъектом. Опыт показывает, что истина человечеством редко

достигается не через заблуждения. Чтобы один открыл, надо, чтобы 100

заблуждались. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее

реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждение не может не отражать

предмет, другой вопрос насколько искаженно оно отражает. Заблуждения

исторически обусловлены: "Кто ищет, вынужден блуждать". Ложь - это

искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в

обман.

Критерии даны, теперь о точках зрения. Истина исторична: истина - это

дитя эпохи, понятие конечной и неизменной истины - призрак. Относительная

истина есть ограниченно верное знание о чем-либо (в принципе можно

назвать заблуждением). Под углом эпохи и задач относительная истина может

относится в разряд абсолютных. Абсолютная истина - это такое содержание

знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а

обогащается и постоянно подтверждается жизнью (вот только кто

гарантирует, что в будущем абсолютная истина не станет заблуждением, это

к вопросу относительности, пример - матрица: "Я мыслю - значит я

существую", а там отнюдь нет).

О критериях истинноси: Общей точки зрения нет, есть варианты, которые

применительны далеко не во всех случаях. Итак:

1) Декарт и Ко: "Ясность и отчетливость мыслимого".

2)Общезначимость, т.е. подчинено мнению большинства.

3) уверенность в его достоверности.

4)Эстетическая изящность.

На самом деле, сейчас приминимы следующие концепции истины:

корреспондентную (соответствие теории эксперементу), когерентную(все

научные утверждения образуют единое гармоническое целое) и прагматическую

(что выгодно и полезно в данный момент, то и истина)

Конвенционализм - субъективно - идеалистическая философско-

методологическая концепция, рассматривающая выбор тех или иных

теоретических конструкций для описания объекта, фундаментальных научных

понятий как результат соглашения между учеными, и на этом основании

отвергающая возможность объективной истинности научной теории.

Релятивизм - направление в теории познания, отрицающая возможность

познания объективного мира в силу субъективности, относительности

человеческого знания.

Догматизм - неизменный, игнорирующий конкретные условия места и

времени подход к тем или иным проблемам.

2. "Коперниковский переворот" И.Канта в гносеологии. Этика Канта.

Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал

ректором университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только

фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. докритический период (до

нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии,

этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована

как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным). Рассмотрел новую,

немеханическую картину вселенной.Все тела состоят из атомов, которые

обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. На основе этих

сил строится космогоническая теория происхождения планет и звезд. Идея

постоянного возникновения и уничтожения материи. критического отношение к

формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон.

Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате

приливов. Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и

реальным,ввел понятие об отрицательных величинах. Роль формально--

дедуктивных методов ограничивается в пользу опыта.

Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в

себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн.

лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это

учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение

ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности

вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного

вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается

достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного

мышления... При исследовании вопроса о границах и формах человеческого

познания заявляет, что мир сущностей должен быть предметом веры. вещи в

себе трансцендентны, потусторонни, вне времени и пространства. Отсюда его

учение - трансцендентальный идеализм.

Учение "Крит фил" сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в

тракт. "Критика чистого разума" - 81, "Критика практического разума" - 88

и "Критика способности суждения" - 90. (теор познания, этика и эстетика

(учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы

чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. -

идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей

чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не

могут дать нам теорет. знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание

сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и

необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к

кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально

непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное

(априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В

нем возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда

не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое

всеобщее знание есть априорное, внеопытное по своему принципу.

Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в

кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами

суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает

нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в

субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения

(предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это

синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт

суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в

опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на

опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -

априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.

придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след

форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет

естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он

связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,

рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К

рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания -

не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с

предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.

Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время -

внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и

необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием

возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это

независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот

рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не

формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок

подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К

ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а

понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает

вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством

априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве

самосознания. категории 1) количество: единство, множество, совокупность;

2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения:

присущность, самостоятельность, существование; 4) модальность:

возможность-невозможность, необходимость -случайность, существование-

несуществование.

Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе

законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения

субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.

принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само

строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие,

а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и

может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы

нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами

ума. Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы

чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл

определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх

знания строится самим сознанием.

Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое

созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в

эмпирическом смысле --- ка мир явлений, феноменов.Ноумен - это не объект

чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом

совсем не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию,

истекающее из высших этических законов. Под давлением этого чел рассудок

стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в

пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и

случайности, о существовании бога как необходимого существа. предмет

метафизики есть предмет разума. Однако при попытке дать научное

содержание сущности этих вопросов, разум впадает в противоречия. выход -

в ограничении знания в пользу веры, в разделении сущностей и вещей в

себе. Антиномии

1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или

бесконечен)

2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не

существует ничего простого, все сложно);

3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из

которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную

причинность (все детерминированно, свободы нет).

4) к миру принадлежит (или часть мира).

Антиномии сыграли важную роль для развития диалектики.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел

поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо,

так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен

необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного

сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в

этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное

предписание или "категорический императив."

З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если

он соверш из уважения к нравст з-ну.

Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и

законы(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для

каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые

выполняются при определенных условиях, и категорические, выполняемые при

любых условиях. Совокупность добродетелей 1) забота о сохранении жизни и

здоровья; 2) правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д.

Важнейшее значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные

обязанности - любовь и уважение.

Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя

приносить ее в жертву даже ради блага общества.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир

жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует

справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание

вынуждено верить, будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий

как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их

бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или

требование "практического разума". Практический разум --- человек если не

приучается быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим

гражданином. Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то

есть нельзя быть аморальным политиком. Средство борьбы против этого ---

гласность. Ход исторического процесса --- антагонизм.

b 10----------

1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой

философии.

Акцент делать на этом вопросе. Общественное сознание - духовная,

идеологическая жизнь общества, его мировозрение. Общественное сознание

формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия,

так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и

общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его

основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его

неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает

простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком

и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на

эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между

явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые

понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания

невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до

глубоких теоретических обобщений.

По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких

обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для

удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое

сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание

людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более

глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание

связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей

более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного

сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных

и духовных процессов.

Проблема в том, что физически, понятия общественное сознание не

существует: механическая смесь сознаний - не подходит, общ. сознание,

развивается, живет по своим законам, влияет на свои составляющие и они

влияют на него, но такого объекта на самом деле нет. Этот термин является

овеществлением сложного процесса.

Про сознания для частного чел-ка вывести из общего.

В древней Греции преобладали либо явные приверженцы знания, т.е.

человек постигает истину, и приверженцы мнения, "человеку лишь мнения

доступны. Вообще, до Ксенофана этот вопрос не поднимался, он первый

сказал, что человеку доступны мнения. И уже после него появились

приверженцы одного или другого. В обще, очень интересное сочетание, даже

те, кто говорил, про то, что лишь мнения доступны формировали картины

мира. РАЗВИТЬ МЫСЛЬ, ДАЛЕЕ ПЕРЕЙТИ НА ЛИЧНОСТИ ФИЛОСОФОВ.

Ксенофан

VI-5 вднэ. Точное время жизни не известно, но после платона и до

Гераклита. Поэт, философ, сатирик. Очень много путешествовал (в 25 лет

покинул родину). В конце жизни поселился в городе Элее. Умер в глубокой

старости. Считается, что он глава элинской философии (с таким же правом,

как Пифагор - пифагорейской, а Фалес - милетской.)

Прежде всего он поэт-сатирик, нападавший на политеизм, национализм богов,

на новшества в нравах (в негативном смысле), на новые учения (Пифагор,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.