рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

или приобретения в собственность. Особое значение геомантические координаты

имели для определения места гадания. Дело в том, что каждая сторона света

была обозначена особой триграммой-гуа. Вот что говорится по этому поводу в

"Числах превращений дикой сливы мэйхуа" (автор книги знаменитый китайский

ученый Шао Юн, живший в 12 веке) : " На юге Ли-гуа, на севере - Кань-гуа,

на востоке - Чжэнь-гуа, и на западе - Дуй-гуа. Человек же находится

посредине." (Показательно, что компас, одно из величайших изобретений

китайцев, появился именно в недрах геомантии и для ее нужд, т.е. для

ориентировки на местности.) В названном памятнике пространственная

локализацция триграмм приводится в соответствии с системой Вэн-Ваня,

которую еще называют системой дракона (чертеж из Хэ-реки). Существует также

и другая система пространственных корреляций так называемый порядок Фу Си,

или система черепахи (письмена из Ло-реки).

С точки зрения даосов существует неразрывное единство человека и различных

сил природы. В китайской традиции эти силы тройственны: небо, человек,

земля. Символом, выражающем взаимосвязь "небо - человек - земля" и

подчеркивающим единство трех, является следующий знак Содержание этого

символа в том, что человек - это центр взаимосвязи между силами неба и

земли. Он обозначен не как часть, но как сочетание и среднее между этими

космическими энергиями. Как проводник небесного, божественного человек

способен преобразовать силы земли. Эта способность налагает на него

огромную ответственность, которой теперь в наше время, увы почти никто не

понимает, за исключением разве что организации Гринпис. Человек по природе

своей должен находится в гармонии с тем что над ним - с небом, - и с тем,

что под ним - землей. Человек - это чуткий проводник, созданный самой

природой, преобразующий высшие энергии - духа и разума - в низшие (

чувства, инстинкты, желания ) и наоборот. И тут человек становится местом

встречи и инструментом настройки активной и пассивной энергий. Он как бы

является центром, в котором небо и земля соприкасаясь через человека,

вступают в творческое космическое развитие.

Этот тройной символ - небо - человек - земля - используется как основной

элемент в символической системе "И-цзин" или Книги Перемен. B Книге Перемен

простой принцип противопоставления полярных сил инь и ян - развит до

уникальной и законченной космогонии, философии, психологии, священного

текста и т.д. Для описания разнообразных процессов, входящих в эту

универсальную систему, восемь основных символов - ба гуа (триграммы) -

удваиваются и располагаются друг над другом в виде шестилинейной структуры,

гуа или люшисы гуа ( гексаграммы). Все возможные комбинации этих структур

образуют 64 гуа (гексаграмм), которые символизируют различные стадии

перемен, общие для всех явлений происходящих в Универсуме. Понимание

системы этих изменений, перемен основывается на ба гуа (триграммах),

происходящих от изначальной пустоты - ву ши - и развитие их внутренней

взаимосвязи. С глубокой древности передавались два способа соединения ба

гуа, выполненных в форме 2-х мандал: Мандала ранних небес или Изначальный

порядок, и Мандала поздних небес, или Порядок внутреннего мира, порядок Фу

Си, или система Черепахи, и система Вэн-Ваня или система дракона.

Даосизм уже в гораздо большей мере учение для эзотериков. Текст книги Дао

Дэ Цзин обращен именно к тем, кто хотел бы войти в немногочисленную элиту

"знающих" и "умеющих". Прямо об этом, конечно, не говорится: автор (Лао

Цзы) просто высказывает сожаление, что лишь очень немногие дают себе труд

понять его слова, хотя смысл их прост.

Религиозные ритуалы даосов, моделирующие зачатие и зарождение души, были

открыты для многих, но лишь немногим удавалось проникнуть в их истинный

смысл - "внутреннюю алхимию" (Нэй Дань), о которой очень подробно и толково

пишет, например, Лу Куань Юй - рус. пер. Е.А. Торчинова: Даосская алхимия и

бессмертие. СПб., "ОРИС", 1993. Собственная же книга Торчинова о даосизме -

СПб., 1993 - посвящена скорее религиозным, чем философским вопросам.

Философская же суть дела заключается вот в чем. Даосизму человечество

обязано формулировкой двух фундаментальных принципов: Единого пути познания

и Недеяния. Что такое путь познания (Дао), мы с вами себе уже более или

менее представляем: это признание видимого и невидимого, описуемого и

неописуемого. Если об описуемом можно и нужно говорить, то о неописуемом

лучше промолчать: так будет понятнее. Недеяние же (У-вэй) есть все тот же

принцип ненарушения космического равновесия, гласящий: не делай лишнего!

Эти важнейшие эзотерические принципы, как мы еще убедимся, в той или иной

форме присутствуют во всех религиях и философиях, но лишь даосизм выявил их

во всей четкости и простоте. Правда, осознать эту простоту очень трудно;

отсюда - непонимание или не-до-конца-понимание этих принципов "даосами"

Запада во-первых и непонимание даосов не-даосами во-вторых...

Книга Дао Дэ Цзин выходила на русском языке неоднократно. Из имеющихся пяти

или шести переводов внимания заслуживают два: научный перевод Ян Хин-шуна

(М., АН СССР, 1950) и поэтический перевод В. Перелешина (М., "КОНЕК",

1994). Первый хорош скрупулезной точностью в передаче всех вариантов

значений и мощным справочным аппаратом, но совершенно неудобочитаем, второй

же, как и оригинал, представляет собой подлинно литературное произведение,

а также "достигает цели коммуникации" как священная книга.

b 22----------

Природа и сущность эстетического отношения человека и общества к миру.

Система и метод философии Гегеля. Проблемы культуры и истории.

Система и метод философии Гегеля.

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм

Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника.

Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время

работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского ун.

Первым выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818 г Г

был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно

идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в

систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг

критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалист так и мат

течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он противопоставил диал

принцип : сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что

категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит

мировой разум, абс идея или мир дух. Это – деятельное начало, давшее

импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается

в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит

3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии

чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе

категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде

явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в

мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе

абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания

и самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три

части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность -

ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и

полноте. в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных

логических категорий. Отправная точка – чистая абстрактная мысль о бытие.

стремится получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое

бытие, а определенное бытие.начинается процесс становления абсолютной идеи.

Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее

или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией

количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность

процесса развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.

Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и

следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,

причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.

Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама

основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и

сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу,

которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и

метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина

есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть

безусловное единство понятия и предмета.

ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени

развития природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки об

их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление

саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.

ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа

или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права. Он

является свободным волеизъявлением, а система права--- царство свободы.

Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и

государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина. Проходит три

степени развития: искусство(непосредственная форма знания абс истины),

религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень развития, полное

раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает саму себя,

возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее началом).

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до

природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит

обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма

Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система

вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил права и

этику, фил государства и гражданского общ, фил религиии и эстетику, историю

философии и фил истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что

невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем

развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от

низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич

изменений в качественные, что источником развития являются противоречия:

противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности,

составляет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность

представлена как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него

во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг

в друга. категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления,

диалектика категорий всеобща, существует не только для философского

познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество.

Вещь есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя

для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение

положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной

истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,

незаконченную. Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же

это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью – самопознание

этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система

познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью -

самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор

методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным.

Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником

дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое - отражение

пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная

ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во времени.

так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства,

экономических и социальных отношений, географии. История носит закономерный

характер, в котором проявляется мировой разум. Люди, преследуя свои цели,

осуществляют в тоже время историческую необходимость, великие люди---

воплощение духа своего времени. смысл истории--- прогресс в сознании

свободы.

Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ ---

сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2)

отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гр общ необходима не

только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и

полиции. Важна также гласность и публичность. Гр общ и государство

соотносятся как рассудок и разум. Гр общ – внешнее государство, а подлинное

гос --- разумно и есть основание гр общ Государство есть разделение властей

как его членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

b 23----------

1. Биологическое и социальное в человеке.

О биологичности человека даже не имеет смысла говорить, все едят,

пьют, спят, болеют и т.д. С этим, даже, ни кто ни когда не спорил.

Социальное: Если придерживатся традициям дарвина, тьо человек вышел из

обезьян, они социальные животные, живут сообщевом. Всуе упомянуть о При

этом человек - личность. (порассуждати на эту тему)

Происхождение человека. Проблема антропосоциогенеза.

Человек в ряду других живых существ. Труд, общение и речь как

основные факторы антропосоциогенеза.

Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение чел-ка от высших

приматов третичного периода. При этом движущ силой стала общественно-

трудовая деятельность людей, создавшая специфические общ связи, культуру и

сформировавшая телесную организацию человека. Процесс возникн чел от

австралопитеков к наземному сущ, всеядному питанию и естеств предметов в

качестве орудий труда. Далее их подправка и совместные действия как охота,

дележ добычи привели к появлению грубых орудий труда, отсюда питекантропы и

синантропы. Их потомки --- неандертальцы (непонятно, откуда взявшиеся и

куда пропавшие кроманьонцы) создали первые искусств сооружения, умели

добывать огонь.

Труд есть целесообразная деятельность челов, направленная на

создание матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд

отличает чел от животного, так как он есть единственная присущая всем

форма общ жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений.

1. Отношение чел к природе. Преобразуя внешнюю сторону, чел тем

самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внеш стороны есть

приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает 1)

целесообразную деятельность или собственно труд; 2) предмет труда; 3)

средства труда; 4) результат труда.

2. Общественный характер отношения людей в процессе труда. Эта

сторона развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней.

Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем

речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению. Тем

не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка появилось

сознание, что и отличает чел от животного. Сознание есть особое

онтологическое понятие, свойственное исключительно человеку, и появившееся

из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема

соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг

жив существ.

Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене

веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос,

сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические

признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность. Исследования

близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что определяется очень

многое. При этом задатки есть только возможность и предпосылка, но не

действительность. Единство 3 факторов ----биологического, социального и

психического.

Две крайние точки : пансоциологизм (против генетики, человек

формируется только в резте общ жизни и социальной среды. перевоспитание

коммунизмом и прочие штучки) и панбиологизма(расистские учения , фашизм.

Все определяется биологией, одна раса изначально превосходит другую на

уровне генотипа. ) Теория о совместной геннокультурной эволюции --- задача

современной социобиологии. Она пытается перенести этологию на анализ

человека. У человека не может быть трансцендентальных целей, возникших вне

его биологической природы. Социальная деятельность определяется целиком

биологией. Но контрпример --- маугли. Дети не становятся людьми вне

общества, а звери в основном сохраняют все свои качества (хотя высшие

животные уже не все), что говорит о качественном отличии.

Для анализа и координации возникла нервная система, и развитие

способности отражения действительности пошло в направлении

совершенствования воспринимающих рецепторов и развития средств анализа

агентов среды. человек как завершение эволюции второго пути. Это

информационное отражение достигло у высших животных высокого уровня, а

поведение стало сложным, что говорят о психике вж. Способность оперировать

образами, и появляется опережающее отображение. Особенно этот процесс виден

на эволюции домашних животных, приспособившихся к человеку. Но животные

пошли по первому пути в основном.

Сознание отдельного индивида есть не только продукт его собственного

развития, но и развития культуры и среды, в которой он воспитывается.

Процесс развития мозга у ребенка проходит разные фазы, и если в это время

не вложить нужные знания, то он не станет человеком даже при нормальной

психике. Стадии развития по Пиаже 0-2 года - сенсомоторная стадия, ребенок

учится координировать себя в пространстве и восприятие. Вторая стадия 2-7

лет -- овладение речью и интериоризация (процесс заимствования из внешнего

мира понятий, ценностей, взглядов внутрь себя). 8-11 лет - системный подход

к интеллекту, мыслительные операции становятся обратимыми. Материал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.