Шпора к канд. минимуму по философии
Шпора к канд. минимуму по философии
Составители:
Гавриков Михаил Александрович
Киселев Михаил Григорьевич
Составители выражают благодарность всем авторам шпор по философии,
выложивших свои работы в интернет.
b 1---------- 3
1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура. 3
2. Платон. "Апология Сократа". 3
b 2---------- 3
1. Духовно-практическое освоение мира. 3
2. Философия эпохи Возрождения. 4
b 3---------- 5
1. Природа человека и смысл его существования. 5
2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека,
искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский. 5
b 4---------- 6
1. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. 6
2. Основные идеи западноевропейской философии ХVII-ХVIII веков. Новый
менталитет, его влияние на создание высоких технологий. 7
b 5---------- 12
1. Метафизические проблемы познания (Бог, душа, свобода и т.п.) 12
2. П.Я.Чаадаев. Философические письма. Письмо первое (Россия и Запад) 12
b б---------- 1. Диалектика научного прогресса и современный мир. ВОПРОС
ДУТЫЙ!!!!!! 13
2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях, человеке и его душе.
"Идеальное государство", место в нем искусства. 13
b 7---------- 15
1. Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд. 15
2. Ф.Бэкон. "Новый органон" ч. I (сущность эмпирического метода познания)
18
b 8---------- 18
1. Механицизм и математизация науки. Перспективы и трудности. 18
2. Философия Аристотеля. "Первая Философия". Учение о мире и познании.
Социально-политические взгляды. Нормативная эстетика. 19
b 9---------- 20
1. Истина и заблуждения в истории науки. Догматизм, релятивизм и
конвенционализм. 20
2. "Коперниковский переворот" И.Канта в гносеологии. Этика Канта. 21
b 10---------- 23
1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой
философии. 23
2. Н.А.Бердяев. Воля к жизни и воля к культуре (соотношение культуры и
цивилизации). 24
b 11---------- 25
1. Субьект и объект в познании. 25
2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского
материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции). 25
b 12---------- 27
1. Личность. Проблемы свободы и ответственности. 27
2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
27
b 13---------- 29
1. Проблема научных революций в современной философии науки. 29
2. Гегель. Энциклопедия философских наук (общий анализ структуры и
основных проблем). 30
Билет №14 31
1. Проблема отчуждения. Исторические трансформации отчуждения. 31
2. Докритический период в творчестве И.Канта. 32
b 15---------- 33
1. Научные истины и социокультурные ценности. Идеология и социальная
обусловленность знания. 33
2. Основные этапы развития русской философии и их характеристика. 34
b 16---------- 35
1. Формы и методы научного познания. Критерии научности в процессе
развития знаний. 35
2. Корпускулярная философия М.В.Ломоносова. 37
b 17---------- 37
1. Диалектика абстрактного и конкретного в познавательном процессе. 37
2. Сенсуализм в поисках основы познания и поведения человека (Ф.Бэкон,
Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм). 37
b 18---------- 39
1. Догматизм, агностицизм, скептицизм и научное знание. 39
2. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Демокрит о человеке, мудрости, культуре.
41
b 19---------- 42
1. Эстетическая сущность дизайна. 42
2. Древнеиндийская философия. Буддизм и современный мир. 42
Человек, следующий Дхарме, похож 42
b 20---------- 47
1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования. 47
2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании.
Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм. 47
b 21---------- 48
1. Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм. 49
b 22---------- 52
1. Природа и сущность эстетического отношения человека и общества к миру.
52
2. Система и метод философии Гегеля. Проблемы культуры и истории. 52
b 23---------- 53
1. Биологическое и социальное в человеке. 53
2. Возникновение и развитие философии марксизма. 54
b 24---------- 56
1. Рационализм и наука. 56
2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева. 56
b 25---------- 57
1. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед
лицом глобальных проблем. 57
2. Р.Декарт. Рассуждения о методе (основные принципы рационализма) 58
b 26---------- 59
1. Роль науки в развитии техники и высоких технологий. 59
2. Философия русского космизма (Н.Федоров, В.Вернадский, К.Циолковский,
и.Чижевский). 61
b 27---------- 61
1. Проблемы современного информационно-технического общества. см.
Книги. Вопрос болтологический. 61
2. Русский религиозно-философский "ренессанс" (Н.Бердяев, С.Булгаков,
Я.Флоренский, В.Розанов и др.). 63
b 1----------
1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура.
Философия (дословно "любовь к мудрости") - это наука (т.к. есть изучаемый
предмет и методы изучения). Сейчас у философии выделяют следующие
функции: мировоззренческая, обобщающе-научная, методологическая,
тренировка "культуры мышления", альтернатива религии (в философии
отсутствуют обряды, ритуалы, в суе упомянуть про Фен Ю Лань). Задачи и
функции философии со временем менялись (античность - объяснить мир, ср.
века - обосновать главенство церкви, СССР- ... ну и т.д.), но предмет
оставался один, мир (в широком смысле). Роль философии в прошлом
(колыбель науки), сейчас (гимнастика для ума, заменитель религии).
В свете нынешних тенденций философия -"воспитатель"
культуры. Культура (личная) - более широкое понятие (мировоззрение, вкус,
и т.п.). Путь через философию к культуре один из наиболее простых.
философии - первооснова (необходимая, но не достаточная) социальной
культуры, хотя вместо философии может. применены мифология или религия.
2. Платон. "Апология Сократа".
Про жизнь и учение Платона и Сократа см. билет 6. "Апология Сократа" -
литературное произведение Платона. По сути это монолог Сократа на своем
последнем суде. Сократ здесь представляется мудрым праведным человеком,
который пострадал за свою праведность. Рассказ имеет следующую
эмоциональную окраску: праведного человека за его праведность приговорили
к смерти (что, в общем, так и есть, т.к. Сократа судили за его "учение",
а не за прочее "Мирское деяние"), хотя он и доказал свою не виновность,
но его, все равно приговорили к смерти.
Краткий пересказ произведения (по логическим пунктам):
- После обвинительных речей Сократ признает, что обвинитель говорили с
мастерством "чуть было он сам в эти речи не поверил", но все это ложь и я
это докажу.
- Сократ извиняется за свой стиль речи, мол к другому на базарах не
привык, а переучиваться поздно.
- По сути есть два сорта обвинителей, те что клеветали раньше, и те, что
клевещут теперь. Сначала, защищусь от прошлых.
- По сути вся мудрость Сократа - это называть незнанием то что не знает.
И беды его от того, что он начиная говорить с "мудрыми" людьми доказывал
в результате споров, что этот чел. не мудр.
- В подтверждение приводит притчу, в которой Сократа назвали самым
мудрым, и он начал выяснять а не мудры ли другие, так он говорил с
политиками, затем с представителями искусства, и с ремесленниками. В
результате пришел к выводу, что все они что-то знают лучше других и от
того думают, что они самые умные, но это не так и он им это доказал. За
это его и не любят.
- Молодые люди, которые слушают его, слушают по собственной воли, денег
не платят. Подражают Сократу в спорах, ставя себя мудрыми, хотя на деле у
них нет фил. учений, и чтоб прикрыть самих себя клевещут на Сократа.
- Защита с прошлыми обвинителями закончена, начинается защита от нынешних
(от Мелита). Текст обвинения "Сократ преступает законы тем, что портит
молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает другие,
новые божества."
- Сначала Сократ доказывает, что он не портит молодежь, по крайней мере
сознательно, => на суд его позвать не могут, он может портить молодежь
бессознательно (с чем он, тоже не согласен),по не знанию, но за это
увещевают, а не приговаривают к смерти.
- Далее доказывает, что он не может верить в другие божества, не веря в
богов.
- Считает не приемлемым для себя принимать свою жизнь в расчет, т. к.
благородный человек этого не делает (например, на поле брани). Приводит
пример из своей жизни, как он с риском для своей жизни (когда пребывал на
выборных должностях), отстаивал правду.
- Сократ для Афин, как овод для отъевшегося коня: подгоняет, жалит,
исправляет.
- Умолять судей он не будет, т.к. не должно это и оскорбляет как
просителя, так и просимого.
- Сократа признали виновным. Он рассуждает, что так и должно быть, коль
скоро на слушенее отведен всего один день, и рассеять сложившиеся домыслы
за такое время не возможно. В наказание он себе выбирает почести, ну а
если серьезно то заплатить он ни чего не может т.к. живет в бедности, но
его поручители (в том числе и Платон) советуют предложить 30 мин.
- Сократа приговорили к смерти. Он не огорчился, т.к. гибнет правда, а не
он. Пообщался со своими единомышленниками на несколько отвлеченные темы.
На прощание, перед смертью он сказал: "Но уже пора идти отсюда, мне -
чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это никому
не ведомо, кроме бога"
b 2----------
1. Духовно-практическое освоение мира.
Функции философии (для этого вопроса важна мировозренческая). Существует
Религозное, философское, мифологическое мировозрение. Исхолдя из этих
мировозрений человек имеет специфику духовно-практического освоения мира.
Ну и далее в книги.
2. Философия эпохи Возрождения.
Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего
буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией
в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма,
значительные достижения в области естествознания привели к тому, что
философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее
развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи
географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в
математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм
Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1)
отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой
природы ; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь
с естествознанием; 4) исследование проблем человека.
Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений
стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против
христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к
избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть
ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение --- высшее
благо. На лично благе с троятся отношения людей в обществе. Добродетель
есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно
пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из
самой природы человека.
Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное
целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический
- Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами,
растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога
над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная
диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к
познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
Мистический - Кузанский - растворение природы в боге. ог стоит выше
противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в
боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс,
единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую
направленность, предвосхитил появление бесконечно малях, проблема
бесконечности, методология математических понятий для познания природы.
ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские
концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении
схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами
этого естественно- научного направления в философии были:
1) методы экспериментально - математического исследования природы; по
Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине
приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на
элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в
целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится
количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ
исследования природы.
2) детерминистское истолкование действительности, противоположное
теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что
говорит о том, что существует естественная необходимость.
3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма
(наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни,
человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).
Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были:
метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как
абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на
природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм-
предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в
дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в
бесконечном мире.
Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во многих
социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы
изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необходимости светского
государства. Движущая сила --- человеческий эгоизм, что и надо обуздывать
государством. В трактате "Государь" дает советы парвителям,
предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических
целях.При этом утверждение независимости государственных форм
общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли
(еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о разумной
деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры
возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.
Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и
цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый
антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом
ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием
творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью.
Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом
себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и
цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и
социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает
определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса
проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную
"божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности,
в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм
определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и
распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.
Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,
филологический.
b 3----------
1. Природа человека и смысл его существования.
Отсутствует общепризнанное определение "человека". Нет общепризнанного
критерия (не видового), по которому человек отличался бы от прочих
животных, выделяют умственную деятельность и труд.
Выделяют 3 составляющую человека: биологическая (гены, нервная
деятельность и т.п.), психическая (чувства, воображение и т.п.) и
социальная (мировоззрение, ценностные установки). Это не механическая
смесь, а тонкое, взаимовлияющее сообщество. При исключении одной из
составляющих личности ЧЕЛОВЕК не будет. (обосновать существование каждой
составляющей и показать их взаимосвязь)
Также Спиркин, выделяют 4ю составляющую: космическую, мотивируя тем, что
все мы часть космоса и ноосфера (биосфера) может быть и общекосмической
(показать, что определение не ложно, но спорно).
Смысл существования, скорее всего, не дан извне, однако, в разные этапы
истории существовали разные ценности. (привести пример смысла жизни:
средние века - "служение Богу"; возрождение и просвещение - "активные
поиски"; СССР - "служение родине", однако, общепризнанного не было;
фантасты - "высшекосмическое", привести пример - Эрик Ф. Рассел "Звездный
страж" , ). Смысл жизни каждый
человек выбирает себе сам. Обобщая: смысл жизни - реализовать себя (что
именно реализовать - каждый решает сам).
2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека,
искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Традиционно под фразой "средневековье" понимается Европа 10-14 веков,
хотя с точки зрения лингвистики в средние века существ. китайская
философия, однако, судя по окончанию вопроса речь идет именно о
средневековой Европе (всуе, упомянуть про смену династий в это время в
Китае)
Философия средних веков носит название "схоластика". Ее содержание
составляла совокупность религиозно-философских учений, которые в
противоположность мистике видели путь постижения бога в логике и
рассуждении, а не в сверхразумном созерцании.
В тяжелых социально - экономических условиях средневековья наука и
философия могли существовать только в стенах церкви (все остальное
уничтожалось, а церковь давала защиту) => в итоге наука и философия были
подчинены церкви и выживали только те учения, которые были посвящены
конкретным теософским проблемам. Хотя свобода мысли отсутствовала, но
эпохой застоя фил. мысли средневековье назвать нельзя, например:
1)существенной проблемой средневековья была проблема размежевания функций
веры и знания, точного отграничения области каждого из них, то есть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|