рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

космического тела.

o Спиральная форма солнечн. системы подтверждает теорию К.

На этом этапе завершается восхождение космической эволюции, которая через

некоторое время становится нисходящей:

o В результате замедления, с течением времени, вращение миров вокруг

центрального тела замедляется все они попадают на него.

o Увеличение горючей массы вызывает такой жар, что вся материя испаряется,

и Вселенная снова превращается в туманность. После чего зарождение миров

возобновляется.

Природу К. сравнивал с птицей Феникс, которая лишь затем сжигает себя,

чтобы вновь вернуться новой из своего пепла.

центром Вселенной К. ошибочно считал - звезду Сириус.

Существуют противоречивые мнения относительно того был ли К. атеистом? У

него встречается предположение - что бог создал первичную материю; из

которой естественным путем возникают миры. Ряд исследователей считает, что

со стороны К. это была цензурная хитрость чтобы избежать обвинения в

безбожии и не быть уволенным из университета.

b 15----------

1. Научные истины и социокультурные ценности. Идеология и социальная

обусловленность знания.

Наука как социальный институт, система воспроизводства

знаний, система знаний и особая область культуры.

Истина - знание, содерж. которого не зависит ни от субъекта, ни от

человечества. Истины объективны по содержанию и субъективны по форме

(пример костра-света, при этом упоминуть о относительности вещей-МАТРИЦА).

Идеалисты как признают постигаемость истины, так и не признают,

материалисты признают.

Наука (опред. не точно) - система знаний, форма деятельности,

выявляющая св-ва и хар-ки материи (и духа, но пока до этого не дошли). =>Н.

истина - объективно существующие св-ва материи.

Социокультурные ценности - человечество придумало себе само (правда,

исходя из социальных, предпосылок, напр. долг, самопожертвование). Это

красота, искуство и пр. (поразмышлять)

Идеология знаний, на мой взгляд, отсутствует. Вся идеология науч.

школы исходит от людей, а не от науки. Наука констатирует факты бытия, а не

трактует отношение к ним. (развить)

Социальная обусл. знаний, в перв. очередь, связана с облегчением

труда ("все от ленности человека"), что в св. очередь выводит социум на

новый уровень. В свою очередь новый уровент социума требует должного уровня

науки (развить)

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и

соответствующие научные рекомендации. Наука зародилась в древности.

Предпосылки появились на Др Востоке: Египет, Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь

накапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и общ,

возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние

воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Др Греции,

где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от

мифологических и религиозных традиций. С тех пор до самой инд рев главной

функцией науки было объяснение, а ее основной задачей --- познание с целью

раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью

которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное

знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки

требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности,

последовательной рационализации, доминирования соответствующего

менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье,

когда вообще все содержание науки было сохранено только благодаря

монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в

Новое время формы мышления] и в целом менталитет человека, бывшие ранее

исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала

важным фактором жизни. Без этого становление индустриального общ вообще не

могло состояться. Естественно, что многие науки появились значительно

позже, например, генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет

разветвленную структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала

важнейшим фактором формирования дух жизни общ, культуры и практики общения.

Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его

по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В

то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. ОНа имеет

взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией,

этикой,искусством и др. Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет

без нижних. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей

обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить

естественный язык. Хоть наука и выраб свой язык, в тоже врем я не может

обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью

неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным,

добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической

деятельности, искусстве.

Современную науку можно определить как сферу

исследовательскойдеятельности, направленную на производство новых знаний о

природе,обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого

производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом,

с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения,

экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-

исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему

научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в

качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований.

Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.

Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как сч

позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая

исторически подвижное соотношение частей, природоведение и

обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические

и прикладные исследования.

Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает

за отделением умственного труда от физического, с превращением

познавательной деятельности в особый род занятий --- сперва очень

малочисленной--- группы людей. С появлением крупного машинного

производства создаются условия для превращения науки в активный фактор

самого производства. В качестве основной выдвигается новая задача -

познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой

технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико-

химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования. В условиях

НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука

могла удовлетворять потребностям совр производства, он превращается в соц

институт, для того, чтобы научн знания стали достоянием большой армии

специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. в самом процессе труда

от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение

основами научных знаний. Наука превращается в непосредственную

производительную силу, а практическая реализация результатов науки

происходит через ее личностное воплощение.

Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на

технику, а на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих

способностей и культуры мышления, на создание предпосылок для его

творческого развития. В связи с этим совр наука уже не слепо следует за

развитием техники, а обгоняет ее , становится ведущейсилой прогресса

материального производства. Она формируется как целостный интегральный

организм. Весь фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает

стимулир воздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась

как отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает

пронизывать все сферы жизни.Научные знания и научный поход необходимы в

материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в

системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому

наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли.

Наука влияет даже на искусство и ее формы, о результатах научн

исследований теперь быстро узнает каждый житель Земли и интересуется ими,

Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит

формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно

доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами

науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное

ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит

логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы,

стремление к истине, достоинства теории и эксперимента.

Рано или поздно приходится решать вопрос о правильном применении

достижений науки. Оно не является нейтральным ни в политическом, ни в

социальном, ни в экологическом, ни в моральном плане. НЕдаром теперь рядом

с каждым значимым научным открытием разгораются общ дискуссии --- применять

или запретить? Ответственность за применение несут в первую очередь сами

творцы науки, ученые, так как никто лучше них не может представить

последствия, слабые и сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не

могут это сделать и они. Вопрос об ответственности. Прогресс --- не

самоцель человечества, а средство развития человека, улучшения его

материальных условий, и никто не отменял ценность таких понятий, как

свобода, справедливость, счастье.

2. Основные этапы развития русской философии и их характеристика.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако

специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных

процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Русская фил. имеет тысячелетную историю и охватывает период с середины

Х по середину ХХ века.

Ф. Киевской Руси (Х-Х11). Первый известный документ древнерусской

фил. средневековья - это «Слово о Покое и Благодати» митрополита киевского

Иллариона (1037- 1050). До этого момента основные сочинения фил. Мысли на

Руси были переводные тексты византийских, болгарских и сербских авторов.

Ярким мыслителем этого времени был Кирилл Туровский: «Притча о душе и теле

человека», «Слово премудрости»; Владимир Мономах учение посвящено вопросам

светской этики и нравственного самосовершенствования на основе

христианского смирения Поучение было адресовано ею сыновьям; Даниил

Заточник (.конец XII- начало XIII века). «Слово».

Крупнейшим мыслителем. применившим возникшее в Византии православно-

монашеское учение «Исихазма» к практике социальной действительности был Нил

Сорский (1433-1508). Самое крупное сочинение «Большой устав». В нем

рассмотрены вопросы фил., этики и психологии. Борьбу со злом, с точки

зрения Н.С., человеку следует начать с очищения своего сознания путем

особой практики дыхания, медитации и внутренней крестовой молитвы,

сопровождаемой мысленной концентрацией на внутрисердечном пространстве.

Н.С, стал духовным вождем нестяжателей, которые требовали, чтобы церковь,

отказалась от земельной собственности, а все монахи жили своим трудом и

занимались духовным самосовершенствованием вдали от общества. Нестяжателям

противостояли иосифяне. Их главой был Иосиф Болотский (1440 - 1515). Их

базовое сочинение называлось «Просвятитель». И.Б. считал, что церковь

должна жить трудом монастырских крестьян, а монахи должны активно вести

культурно-просвятительскую деятельность (переписывать книги,

совершенствоваться в иконописи, направлять духовную жизнь страны, не

отвлекаясь на хоз. Заботы о своем существовании).

Выдающийся мыслитель 15 века Максим Грек (1470-1556). Ему принадлежат более

300 переводных и оригинальных произведений: «Платон-философ», «Беседы души

и ума», «Слово противления». Он видел главное предназначение человека в

духовной деятельности. В послании к Ивану Грозному он утверждал, что только

тот, кто научится управлять собой может повеливать другими. Для этого

необходимо обуздать 3 великих греха: сластолюбие, сребролюбие, сластолюбие.

Начиная с 18 в на Руси складывается отечественная система фил.образования.

в 1687 г в Москве основана Славяно-Греко-Латинская академия. (первый

российский ВУЗ). Возглавляли греческие монахи братья Лихуды, положившие

начало профессионального преподавания философии в России.

Русская Фил. Эпохи империи. Первым русским философом был Григорий

Сковорода. Выделяют следующие этапы:

Фил. Русского просвящения: Феофан Прокопович, Татищев, Ломоносов,

Щербатов, Радищев

Фил. Декабристов Бестужев-Рюмин, Муравьев, Якушкин, Пестель и др.

В сер 19 в происходит становление русской самостоятельной научно-

ориентированной фил. Школы; занявшей резкокритическую позицию по

отношению к западной фил. Первые славянофилы были: Хомяков(основатель),

братья Киреевские, Данилевский («Россия и Европа»), Леонтьев. Западники:

Чаадаев, Белинский, Герцен. Фил. Народничества: Ткачев, Бакунин,

Чернышевский, Крапоткин, Лавров. Консерватизм: Уваров, Катков,

Победоносцев. Естественнонаучный материализм: Сеченов, Мечников,

Менделеев. С конца 19 в возникают первые всеобъемлющие фил. Системы: фил.

Всеединства Соловьева, русский интуитивизм, персонализм (Лопатин,

Козлов), позитивизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм

(Бердяев, Шестов), русский марксизм (Плеханов, Ленин Богданов), русский

космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).

b 16----------

Формы и методы научного познания. Критерии научности в процессе

развития знаний.

Уровни научного знания. Основные методы и формы

эмпирического и теоретического знания.

Б 9 №1 (критерий истинности)

Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией

структурных уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание,

которое в любой научной области соотносится с теорией; знание, составляющее

целую научную область; знания, представляющие всю науку. о структуре лок

чуть позже. 2 уровень. в науке всегда осуществляется интегративная фукц, то

есть любая научн дисц интегрирует охватываемыеею знания. Она состоит из

таких научн областей, специфика которых отображается относительно

замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории. Именно они

объединяют вокруг себя соответствующий данной предметной области

эмпирический материал. 3уровень. Наука сущ не толко для того, чтобы

отображать действительность,но и для того, чтобы рез-ты этого отражения

моли быть использованы людьми. На науку оказывает влияние определенная

форма культуры, в которой она формируется. Стиль научного мышления

вырабатывается на базе не только соц -научных, но и философских

представлений, обобщающих развитие как науки, так и всей челов практики.

НЕобходимо отметить, что различные области науки выполняют различные

функции.

1 уровень. Выделяют эмпирические и теоретические знания. В науке

разл эмпир и теорет уровни исследования. Это различение имеет своим

основанием 1. - методов познавактивности;2. - характер достигаемых

результатов. Эмпир исследование предполагает выработку программы

исследований, организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение

экспер данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир

познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание - это

сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически

эмпир познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть

полного и истинного знания.

Эмпир исследование, выявляет все новые данные наблюд и эксперим,

ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему

совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед

наблюдением и эксперим все более сложные задачи.

Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения

какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение,

догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследов программа. Люди стремятся познать

то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой

природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее

трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере

направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый

ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и

исследов программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из

предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в

виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное,

направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений

объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованным приборами.

Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов

программой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть

многократно повторено при варьировании условий.

Но чел не может ограничиться ролью только наблюдателя:

наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует

эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно,

или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям

исследования. В ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед

процесс. В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент,

когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред

условия.

Экспер двусторонен. С одной стор он способен подтвердить или

опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных

новых данных.

Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет

основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы;

непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдение; колич и кач анализ рез

эксперим, их теорет обобщение. Эксперимент одновременно принадлежит и к

познавательной, и к практической деятельности людей, использует теоретич

знания, являясь частью эмпирики.Виды экс : исследовательский или поисковый,

проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или

количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий.Мысленный ---

особый вид между теор и эмпирич.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.