Шпора к канд. минимуму по философии
усваивается путем применения сложившихся схем мышления --- ассимиляция.
Если задача не решается, то приходится строить новую схему --- аккомодация.
11-15 лет – формирование формально-абстрактного мышления, логика и тд.
Теория Павлова. Агенты внешней среды могут играть роль сигналов, рег
повеление жив. Они составляют первую сигнальную систему. Слова и речь есть
специфическая для человека система сигналов, составляет вторую сигнальную
систему, надстроенную над первой. Это и есть особенность человека.
2. Возникновение и развитие философии марксизма.
Философия классического марксизма.
В ранних работах Маркс развивал гегелевское учение об отчуждении.
Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах. 1) Рабочий использует
материалы, взятые у природы, и получает продукты труда. 2) Процесс труда
для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен. 3) Труд
подневольный отнимает у человека его "родовую" жизнь. 4) Подневольный
труд порождает отчужденность между людьми.
Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех
его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод
познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют
исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг
отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы
(сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма - "ранний" и
"поздний". Для "ранего" - характерны попытки разработки целостного
мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний"
- здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил
сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и
социальной структуры общества. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения
кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы
современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с
интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится
принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а
выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования
общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф.
исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных
человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об
общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что
мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6)
наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало
рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной
исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн.
принцип: антогонизм между производственными силами и производственными
отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк.
формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую
ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается
объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ -
материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в
процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между
собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а
и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.
Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-
экономические формации. Все культурные формации определяются общественным
бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. Система
категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства,
предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена
трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия -
производственные отношения. Социально-политические формации: 1.
первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4.
капиталистический, 5. Социалистический. Производственные отношения:
производственно-экономические и производственно-технологические.
Производственно-экономические отношения в марксизме называются базисом
(отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со
сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство
меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется
общественно-экономической формацией (ее структура). Три закона развития
общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие
производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3)
Развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание
отрицания.
5. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-
экономические формации.
Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения
материализма доверху. Объяснение хода развития истории.
Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные
формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет
общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.
Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и
средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то,
на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории
общественного бытия - производственные отношения.
Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2.
рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5.
социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом
плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому
принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм,
капитализм - хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая
стадия коммунизма - общественная собственность) и производственно-
технологические (ноу-хау - традиционное общество, мануфактура, машинизм,
автоматизация, кибернетизация, роботизация).
Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические
отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми).
Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются
все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно
медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической
формацией (ее структура).
Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В
обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в
чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон
развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник
антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий
исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка
бесклассового общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом
происходит развитие? Развитие производительных сил происходит
эволюционным образом (количественное изменение), тогда как
производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок
происходит именно через революции (насилие). Маркс: развитие
производительных сил общества происходит в интересах всех людей (за
исключением буддистов в Англии, которые выступали против сокращения
количества людей, занятых в сфере производства). 3. Третье: в каком
направлении происходит развитие? Гегель: отрицание отрицания, развитие по
спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие происходит по спирали и
носит открытый характер, отрицание отрицания. Социализм - отрицание
частной собственности.
Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо
характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги,
армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм
победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает
самую убедительную критику всех этих теорий. "Открытое общество и его
враги". Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм -
попытка рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая
методология изначально неверна. В истории нет таких законов.
История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в
истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению
ко всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс,
гегемон. Постулирование того, что эволюция государственных структур
возможна только революционным путем. В марксизме исключается возможность
компромисса. Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое
сотрудничество общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу.
Маркс-гуманист жил во время, когда положение рабочего класса было очень
тяжелым. Но так было до определенного момента. В конце 19 века появились
принципиальные изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение
рабочего дня и пр.), но повел себя не как ученый, не внес изменения в
теорию.
b 24----------
1. Рационализм и наука.
Наука - еще одна форма общественного познания, отражающая природный,
социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. На
протяжении многих столетий наука служила примером рациональности, но
ситуация сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социального
общества обострила рпоблему рациональности науки. Как показали в развитии
науки, начиная с 17 в, возникли последовательно три типа научной
рациональности:
1. Классический тип научной рациональности (XVII-XVIII вв)- при
теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от
всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам
и совершаемым операциям. Это необходимое условие получения объективно-
истинного знания о мире;
2. Неклассический тип научной рациональности (конец 19- середина 20 вв)
который уже учитывает зависимость результатов исследований от характера
тех средств, к которым прибегает ученый (особенно при эксперименте) и от
специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект;
3. Постклассический тип научной рациональности, рассматривающий
деятельность ученого в более широком поле; теперь уже учитывает
соотнесенность знаний об объекте не только с исследовательскими
средствами и операциями, но и с ценностно-целевой ориентацией ученого.
Выход из сегодняшней экономической и социальной ситуации состоит не в
отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического
измерения.
2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева.
Религиозная философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные
понятия).
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое
влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии,
средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти
славянофилов.
Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей
западноевропейской и восточной мысли. Общественно-историческая задача
философии - спасение человека и человечества. Исходит из философии
нравственности, я стыжусь, следовательно, я существую Основа нравственности
- нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божия.
Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как
высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть
самопожертвование. Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на
этот путь - Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное
второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом
- всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских
ценностей.
Центральная идея учения - идея положительного всеединства или
"всеединого сущего". Это всеединство являет собой совершенный синтез
истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного
- обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный
мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель
исторического прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так
как реальность раздроблена, и ее всеединство заключается не в
вещественности, а в идее.
Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,
посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ
всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через
божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии.
Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль
освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и
божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель
мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого
человечеством.
Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между
божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому
человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность,
единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою
волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи
провиденционализма.
В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз
людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая
установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является
объединение католической и православной церквей. Русская идея -
исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)
- единение церкви, государства и общества.
В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через
концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь
трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального
(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве
основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование
абсолютного начала - Бога. Эмпир. знание раскрывает внешнюю сторону
явлений, рациональное - особенности мышления. Однако истина постигается
через непосредственное созерцание, интуицию.
Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-
государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии
под эгидой католического Рима.
Русская философия "всеединства" начала ХХ века. Знание и вера.
В истории русской философии идеализма Соловьев, основоположник русской идеи
"всеединства" (см. выше), оказал большое влияние на целую плеяду религиозно-
философских мыслителей: Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Евгений
Николаевич (1863-1920) и Сергей Николаевич (1862-1905) Трубецкие, Павел
Александрович Флоренский (1882-1937, расстрелян), Семен Людвигович Франк
(1877-1950), Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944).
Евгений Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, друг В.С. Соловьева.
Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал, через введение понятия
"абсолютное знание". Если по Соловьеву абсолют - сущность всего в мире, то,
по Трубецкому, он объект мир как всеведение, как действительное и
возможное. В отличие от Соловьева олицетворяет Софию с идеальным замыслом о
мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять.
Сергей Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, брат Е.Н. Трубецкого. В
центр философии ставил отношение познающего разума к сущему,
отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью.
Пространство и время - формы чувственности некой мировой души, коренящейся
в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт,
разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности -
объединения людей в "церковном богочеловеческом организме".
Флоренский Павел Александрович - продолжатель идей Соловьева, стремился
создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и
искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование
православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.
Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с
исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике,
физике. Он пытался совместить истины нуки с религиозной верой. Откровение
как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера
определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.
Франк Семен Людвигович. Религиозный философ, психолог. Вместе с Бердяевым в
1922 году был выслан из СССР. В своих философских взглядах поддерживал и
развивал идею всеединства в духе Соловьева, пытался примирить рациональное
мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости
божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения
христианской теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса
в осуществлении "идеала духовного единства и органического духовного
творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-
исторической обоснованности общественной и политической культуры". Всю
жизнь Франк утверждал как высшую ценность "всеобъемлющую любовь в качестве
восприятия и признания ценности всего конкретно-живого".
b 25----------
1. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом
глобальных проблем.
Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого
диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество
держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается
понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями
неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как
человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали
носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые
изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что
индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо,
навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов. особенно
стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе
дает большой на выходе, и повышение темпоральности --- чувствительности к
ходу времени.
Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с
внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия
системы "общество-природа".
Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл
ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-
прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу
она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те
последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем
другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|