рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

перед теми мыслителями, которые признавали метафизику в качестве науки

чистого разума, но и перед теми, кто был настроен антиметафизически, кто

отрицал возможность внеопытного познания. Происходило это в силу

господства, по меньшей мере со времен средневековья, убеждения, что от

ответов на эти вопросы зависит как наше поведение, так и философское

обоснование морального долга.

Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о

существовании Бога, души, свободы— вопросы теоретического разума— от

вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать,

что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума

теоретического и независим от него.

Второй период своего творчества, так называемый критический, Кант

начинает с исследования вопроса о том, возможна ли метафизика как наука.

Все наше знание относится к пространственно-временному миру. Если признать,

что пространство и время идеальны, т. е. не формы бытия вещей, а только

формы их созерцания нами (таким признанием мы, по Канту, преодолеем

коллизии, возникшие между ньютонианцами и лейбницианцами, решим вопрос о

природе математики, заложим основы для понимания человеческой свободы), то

мир расколется на мир пространственно-временных явлений н мир вещей в себе,

на мир,' чувственно воспринимаемый и познаваемый наукой, и мир

сверхчувственный, научно непознаваемый, а лишь мыслимый. Вот этот только

мыслимый мир, который недоступен созерцанию, и пытается познать метафизика,

что невозможно, ибо вопросы о существовании Бога, души, свободы для

теоретического познания неразрешимы.

Способность человека поступать морально, т. е. без всякого принуждения

исполнять свой долг, говорит о реальности свободы. Если найти закон,

выражающий эту свободу,— закон морального поведения, то он может быть

положен в основу метафизики нового типа. Кант находит такой закон,

категорический императив, который гласит: поступай так, чтобы максима твоей

воли могла стать основой всеобщего законодательства. В такой формулировке

данный закон пригоден для всех разумных существ, что и говорит о широте

практического разума. Однако мы нуждаемся в формулировке, соответствующей

нашему месту в мире. Для этого Кант применяет телеологический подход. С

точки зрения телеологии, человек есть последняя цель земной природы.

Подобным утверждением мы, по Канту, не расширяем наши теоретические знания

о человеке, а лишь рефлективно оцениваем его. Поэтому категорический

императив будет звучать так: поступай так, чтобы человек и человечество

всегда были только целью, но не средством.

Получив такую формулировку категорического императива, Кант извлекает

из нее все метафизически значимые следствия. Идеи Бога и бессмертия души,

теоретически не доказуемые, имеют практическую значимость, поскольку

человек, хотя и является носителем всеобщего разума, одновременно и земное

ограниченное существо, нуждающееся в поддержке своего выбора в пользу

морального поведения. Кант смело меняет местами божественное и

человеческое; мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в

Бога, что моральны. Хотя идея Бога практически реальна, это только идея.

Потому нелепо говорить об обязанностях человека перед Богом, равно как и о

религиозных принципах построения государства.

По мнению Канта, государство должно обеспечивать та кое положение, когда

свободное проявление произвола од ного совместимо со свободой каждого. Оно

достижимо лишь в правовом государстве, где действует принцип разделения

властей. Тем самым-в этом вопросе он стоит на позициях идеологии

Посвещения. Согласно Канту, поведение будет добродетельным, если целью его

является собственное нравственное совершенство и счастье других.

Таким образом, Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям

старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе

с тем он подтвердил познаваемость природы— многообразия явлений в

пространстве и времени. Критическим исследованием разума он обосновал и

попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания

морального поведения, закон свободы.

b 5----------

1. Метафизические проблемы познания (Бог, душа, свобода и т.п.)

Сначала о понятии "метафизика". С точки зрения лингвистики здесь все

просто: мета (греч.) ~ "сверх", "над". Таким образом, все, что сверх

физической реальности, относится к реальности метафизической. Однако,

смысл самого слова претерпевал изменения: сверхчувственная реальность,

пребывающая за пределами опыта (например электрон, по этому определению в

17 веке принадлежал метафизике); метод познания противоположный

диалектике. В рассмотрении вопроса, под метафизикой будем понимать нечто

среднее между первым и вторым определением (т.к. душа, сейчас не имеет

физического объяснения, а в будущем, принципиально, может получить).

Хочется выразить несогласие с рядом: "Бог, душа, свобода". Разные

философские школы понимают под "душой" и "богом" разные вещи, но они

могут быть при некоторой интерпретации, персонифицированы , и

представлены в виде некой (не доказано) сущей материи, а свобода - нет.

Корень проблемы заключается в недоказуемости (на текущий момент)

познаваемости или не познаваемости души (в частности). Например, до

открытия электрона, нельзя было утверждать, что он существует, с другой

стороны предпосылки того, что он существует были. Аналогичен случай с

эфиром, только с противоположным знаком. На не доказуемом (или не

доказанном) можно как спекулировать, так и строит новые теории. Теория -

попытка перескочить через рубеж знания => она необходима, но количество

ложных теорий велико.

Различные философские школы решали эти проблемы по разному, в плоть до

полного отрицания проблем, как материалисты. Ведь если нет предмета

проблемы, то нет и самой проблемы.

2. П.Я.Чаадаев. Философические письма. Письмо первое (Россия и Запад)

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) родился в семье отставного

подполковника. В три года осиротел и воспитывался дядей и тетей. Чаадаев

учился в Московском университете (вместе с А.С.Грибоедовым), по окончании

которого участвовал в Отечественной войне 1812 года и в составе лейб-

гвардии участвовал в заграничном походе русской армии, В 1819 г. получил

звание ротмистра. большое положительное влияние. В сентябре 1820 г.,

будучи адъютантом командира гвардейского корпуса, Чаадаев был послан в

Троппау для доклада императору Александру I о волнениях в Семеновском

полку. В феврале 1821 г. Чаадаев вышел в отставку, пренебрегши

открывающейся перед ним блестящей карьерой, и летом того же года был

принят И.Д.Якушкиным в общество декабристов. перед ним блестящей

карьерой, и летом того же года был принят И.Д.Якушкиным в общество

декабристов. В 1823-1826 гг. Чаадаев путешествовал за границей (Англия,

Франция, Швейцария, Италия, Германия), где познакомился со многими

выдающимися учеными. Летом 1826 г. вернулся в Россию; на границе он был

задержан и допрошен (на предмет участия в тайных обществах), после чего

ему разрешили въезд в Москву, установив, однако, за ним негласный

полицейский надзор (политически не благонадежен).

1828-1831 - годы "затворничества" Чаадаева, в течение которых он

работал над главным своим произведением - "Философическими письмами". С

1831 г. Чаадаев начинает появляться в московском обществе и в последующие

годы предпринимает неоднократные попытки опубликовать свое произведение.

В 1833 г. Чаадаев поселился во флигеле усадьбы Левашовых на Новой

Басманной улице в Москве, где жил до самой смерти.

В сентябре 1836 г. в журнале "Телескоп" было напечатано (анонимно)

первое "Философическое письмо". Письмо вызвало бурную общественную

реакцию (в основном негативную); публикация сделалась известной

императору Николаю I, по распоряжению которого издание журнала было

прекращено, цензор А.В.Бодырев и издатель Н.И.Надеждин вызваны в

Петербург для дачи показаний, а в доме Чаадаева был произведен обыск с

изъятием всех бумаг, Дело кончилось тем, что по "высочайшему повелению"

Бодырев был уволен с должности цензора и ректора Московского

университета, Надеждин сослан на год в Усть-Сысольск (совр. Сыктывкар), а

Чаадаев объявлен сумасшедшим. Кроме того, над ним был назначен медико-

полицейский надзор, продолжавшийся до ноября 1837 г. Вопреки

распространенному мнению, что Чаадаев дал подписку ничего не печатать, но

отказался дать подписку ничего не писать, - Чаадаев дал таковую.

Остальные двадцать лет жизни Чаадаев безвыездно провел в Москве, Его

писания приобрели характер частных записок и "замечаний" на то или иное

произведение. Тем не менее многие из них могут расцениваться в качестве

небольших трактатов на заданную тему.

Чаадаев был западником, вел активную полемику со славянофилами, вернее

начал вести ее с 30х годов, когда идея славянофильства еще не созрела, но

уже приобретала очертания. По праву, Ч. можно назвать знатоком

славянофильства, т.к. зарождение этого движения происходило на его

глазах, он был лично знаком (и в был в хороших отношениях) с лидерами

этого движения. Вместе с последними видел одинаковые проблемы (в

частности, развитие России, ее цель и пр.), но давал диаметрально

противоположное решение.

Ему была близка идея революции, хотя преимущественно, и бескровной. С

возрастом, его взгляды претерпеваои изменения, но не координальные.

Историческая заслуга Чаадаева состоит в том, что он первым в России начал

мыслить систематически. ). Чаадаев создал собственную философскую

систему. Эта система в отдельных своих пунктах подлежит критике, с ее

частностями можно спорить и не соглашаться, но чтобы опровергнуть ее

нужно построить другую систему. А это означает, что только после Чаадаева

русская философия стала философией в подлинном смысле слова.

Сильного влияния на современников не оказал, т.к. при жизни активно не

публиковался, и его идеи не стали достоянием масс. Стержень его философии

- идеальная модель государства, Россия, ее место в мире, ее недостатки.

В "Философских письмах" в литературизированной форме изложены его

философская система. При жизни было опубликовано лишь первое письмо. В

первом письме рассматривается модель Запада, описывается положение и

состояние (в форме критики) России. права и порядка". Философские взгляды

Чаадаева, изложенные им во II-V "Философических письмах" интересны

гораздо меньше. В области гносеологии он пытался синтезировать идеи

платонизма, картезианства и кантианства, поэтому здесь его взгляды можно

охарактеризовать как эклектику (механическое соединение различных учений,

ни имеющих под собой единую почву). Наибольший интерес представляет

историософия Чаадаева, которую он развивает в VI-VII "Философических

письмах". Здесь находим прообраз идеи "осевого времени", сформулированной

в XX.

Однако, вернемся к первому письму: интересен стиль писма, вступления -

а-ля сентементальное литературное произведение, плавный переход к

философии, резкая грань, после которой начинается собственно философская

модель, в самом конце вспоминается, барышня, к которой обращено письмо, и

резкое окончание письма. Чаадаев, хотя и был патриотом России, оценивал

все ее прошлые и текущие достоинства и достижения с негативной точки

зрения. Единственное упомянутое + свойство России - это воля народа к

победе, однако в качестве двигателя, благодаря которому не создается

связь с прошлым (кстати, время он считал чем-то субъективным), все

остальные качества негативные. Запад Чаадаева - это идеальная модель

государства, построенная на основе христианской (а именно католической)

церкви. Будущее идальное государство - христианское (католическое),

власть принадлежит церкви, но она объемлет собой ВСЕ сферы человеческого

бытия (утопия). Восток, хотя и цивилизация, но она ушла от правильного

пути (а именно христианства), по этому это тупиковая ветвь. Запад - долго

развивался и прошел пору становления, у него богатая история, которую он

помнит, ценит, и на основе которой создалась собственная культура,

идеология западной цивилизации. Россия же долгой истории не имеет,

становления не прошла, историю не ценит, и даже забывает, на основании

этого нет и единой культуры (вернее собственной). С одной стороны Восток,

с другой Запад, а Россия ни где. Россия, как ребенок которого не

потрудились обучить думать: взрослый человек, а своих мыслей не имеет. У

России нет самобытности, христианство - взяли из Византии (как он

говорил, "всеми презираемой"), пытаемся принять образ мысли Запада, но

при этом не проходя все его этапы развития. В письме далеко, не

утверждается, что запад не имеет недостатков, однако ни одного недостатка

не приведено, а лишь + качества. Причем, утверждается, что запад идет по

правильному пути развития. Россия признается страной, которая существует

только для увещевания потомков, о том, что так жить нельзя. Единственный

шанс России - встать на западный путь развития, ускоренно пройти все

этапы развития Запада, и активно вмешиваться (не силовым методом) в жизнь

запада, при этом миссия на Востоке сводится к европеизации востока. Росия

выпала из времени. И вообще, Россия, до сих пор открывает истины,

известные везде, в том числе и в более отсталых нрордах.

При прочтении сего произведения создается впечатления чего-то темного,

безрадостно-безысходного.

b б----------

1. Диалектика научного прогресса и современный мир.

ВОПРОС ДУТЫЙ!!!!!!

Современный мир - (в ключе данного вопроса), мир, который переживает НТР,

т.к. существуют области знания, в которых недавно были совершены научные

перевороты, или они прогнозируются. Новые горизонты науки, открывают

человеку новые горизонты, или расширяют границы уже существующих. В связи

с этим меняется мировозрение человека как такого (от воспринятия как само

собой разумеещегося до понимания глубинных процессов). Идут бурные

изменения в сфере понимания психологии, а следовательно и политики.

Нынешний тип общества - потребительский => почти все открытия, прямо или

косвенно приводят к созданию новых технических и потребительских единиц

(в широком смысле). Короче, раскрыть и поговорить в заданном направлении.

НАУЧНЫЙ ПРОГРЕСС. На наст. момент наше общество имеет тенденцию

становится информационным (инф-я - основной продукт и товар), а сфера

услуг превосходит сферу производства. Однако, есть области познания,

которые до сих пор метафизичны, нет объяснения души, и т.п. (развить,

поговорить). Для чего идет научный прогресс? Кроме законов экономики,

смысла не вижу (развить). Диалектика - учение о наиболее общих законах

развития природы ( в данном случае науги). Закономерность многогранна, и

сложно описуема (т.к. зависит от психологии, политики и пр. всуе

вспомнить про составляющие человека: биолог, психические, социальные).

Например диалектика развития научного знания строится не только на

преодолении ранее существовавших запретов, она одновременно связана с

появлением, новых, еще не встречающихся запретов, и иной системой

ценностей в человеческом обществе. ИГРАТЬ СЛОВАМИ.

2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях, человеке и его душе.

"Идеальное государство", место в нем искусства.

В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах

Греции пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных

учреждений -народные собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе

партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке

людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.

Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились

учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего

знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти

новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но

связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть

"софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали

называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз

заведомо ложной, точки

зрения.

Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до

крайности мысль об относительности всякого знания.

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл

учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а

также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ.

Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять

государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и

лучшие.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям

учеников: Ксилофонт, Платон (о котором он при жизни сказал, что он сильно

приувеличивает), Аристофан, а так же Аристотеля. Для С. характерна

логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих

собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет

обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против

натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав

знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя.

(самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно

познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть

понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна

сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот.

есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию.

Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо

поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда

устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски

подлинной истины. Искусство спора - метод вопросов, "ирония".

В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот.

зная , что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать

худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.

счастье человека - когда его душа полна добродетелями.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая,

киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель

жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в

наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы,

считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.