рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы

диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший

как в идеалист так и мат течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он

противопоставил диал принцип : сущность проявляется, явление существенно.

Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности,

в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное

начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс

идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания

разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее

собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея

раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики);

развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама

природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории

человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея

возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и

самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три

части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность ---

ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности

и полноте. в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме

абстрактных логических категорий. Отправная точка - чистая абстрактная

мысль о бытие. стремится получить свое содержание через нечто, что есть

уже не чистое бытие, а определенное бытие. начинается процесс становления

абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто

определенно сущее или качество. Категория качества развивается в единстве

с категорией количества - мера. Переход количества в качество,

скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности.Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или

снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение

основания и следствия, возможности и действительности, случайности и

необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие

явления. Действительность есть единство сущности и существования.

Сущность же сама основание существования. Отвергает представления о ее

непознаваемости.

Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и

сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в

свободу, которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную

логику и метафизику, развивает диалектику общего, особенного и

единичного. Истина есть процесс совпадения мысли с объектом, что

достигается в идее. Идея есть безусловное единство понятия и предмета.

ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени

развития природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки

об их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление

саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.

ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа

или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права.

Он является свободным волеизъявлением, а система права--- царство

свободы.Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье,

обществе и государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина.

Проходит три степени развития: искусство(непосредственная форма знания

абс истины), религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень

развития, полное раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает

саму себя, возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее

началом).

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до

природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит

обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против

агностицизма Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез.

Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и

психологию, фил права и этику, фил государства и гражданского общ, фил

религиии и эстетику, историю философии и фил истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно

понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии,

что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших

форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность

представлена как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у

него во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно

переходят друг в друга. категории есть чистые мысли, и в силу тождества

бытия и мышления, диалектика категорий всеобща, существует не только для

философского познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений

категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь

есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя для

бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей.

Закон отрицания отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой

отдельной вещи. Природа диалектического отрицания --- не тотальное

отрицание, а сохранение положительного. Тут теория познания, разработка

абсолютной и относительной истины. каждая ступень дает картину

абсолютного, но неполную, незаконченную.

Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за

противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью - самопознание

этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система

познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью -

самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор

методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным.

Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником

дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое -- отражение

пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина,

конечная ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во

времени. так как это просто результат материализации идеи или ее

отчуждения.

Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства,

экономических и социальных отношений, географии. История носит

закономерный характер, в котором проявляется мировой разум. Люди,

преследуя свои цели, осуществляют в тоже время историческую

необходимость, великие люди--- воплощение духа своего времени. смысл

истории--- прогресс в сознании свободы.

Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ ---

сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2)

отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гр общ необходима не

только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и

полиции. Важна также гласность и публичность. Гр общ и государство

соотносятся как рассудок и разум. Гр общ - внешнее государство, а

подлинное гос --- разумно и есть основание гр общ Государство есть

разделение властей как его членов. Обосновывает наследственную

конституционную монархию.

Билет №14

1. Проблема отчуждения. Исторические трансформации отчуждения.

Отчуждение--- процесс превращение деятельности человека и продуктов

этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.

Следствие этого - фетишизация предметного мира. Субъект превращается в

объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных

ценностей. формы отчуждения: 1) опустошение и обеднение труженика в

процессе труда; 2) отч условий деятельности от деятельности -

противостояние условий труда (собственность на средствапроиз, управление,

организация) - субъекту труда; 3) отч результатов деятельности от

субъекта;4) отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и

поведении членов общества; 5) соц структур иинститутов от трудящихся --

бюрократическая машина.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные

для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не

принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм,

не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а

предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ

существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не

удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др

потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о

он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд

– форма деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе

человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов.

жbвет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь –

деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство:

"...производственная жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь

средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и

производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это

изначит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг

другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М

указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел

становится отчужденным?

Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств -

основа экон жизни. На частнособственнической экономике держится вся

история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как

таковой. "Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть

лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь

людей в усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или

неразвитыми, недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько

глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы

обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем -

употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое

отчуждение всех этих чувств - чувство обладания". Устранение отчуждения.

Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел

собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с

освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если

чел начнет производить как человек, т.е. неподневольно. В этом случае труд

станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших

сторон.

Характеристика присвоения челов собственной сущности, или

превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что

и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. по

освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой

сущности 4.гармонизации отношений между людьми. Здесь М создает

грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой,

преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир

осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам

утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также

преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само

природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В

человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у

всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней

природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра

коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно

для присвоения людьми челов сущности.

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного

процесса, в границах которого происходит превращение результатов и

продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих

творцов и подавляющую их. В концепциях немецкой философской классики 19 в.

проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте

таких ее ипостасей, как 'овещнение и опредмечивание". Гегель впервые в

мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная

сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь

объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса,

осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана

попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и

объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил,

средств и результатов деятельности других, т.е. О. трактовалось как продукт

определенных общественных отношений — отношений собственности. По Марксу,

каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше,

чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта

идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, которые сузили

понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного

богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института

частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями

населения. В обществоведении и человековедении 20 в. на первый план в

изучении проблем О. вышел вопрос о "машинизированном", экстенсивном

растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных,

ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии,

социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия

людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления

"самоотчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной

причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой,

то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как

"господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо

тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир,

тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение"

человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных,

сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как

значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным

стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных

изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным

индикатором, философским "термометром" контролируемости и гуманности

развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно,

общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет

Докритический период в творчестве И.Канта.

КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель,

с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая

философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом, где он

родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770),

профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К.

традиционно различают два периода. Первый из них - "докритический" -

охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат "Мысли об

истинной оценке живых сил") - до конца 1770-х. В сочинениях этого периода

еще не выработан характерный для последующего времени философского

творчества К. принцип критики. В центре философских интересов К. этого

времени вопросы философии природы и особенно космологии - происхождение и

развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д.

Сочинения этого периода (главным из них является "Всеобщая естественная

история и теория неба", 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом,

уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось

недоступным познанию. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать

слова самого же К.: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир...".

В первый докритический период (до начала 70-х гг.) пытался решать

филисофскую проблему - бытия, философию природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что философия разработана и обоснована как

умозрительная наука (без обращения к опытным данным).

Развивал последовательную материалистическую концепцию саморазвития

природы. Своими прямыми предшественниками он называл Демокрита и Эпикура.

Рассмотрел новую, немеханическую картину вселенной. Все тела состоят из

частиц (гр. - монад), которые обладают присущим им силами притяжения и

отталкивания. На основе этих сил строится космогоническая теория

происхождения планет и звезд.

Идея постоянного возникновения и уничтожения материи критического отношение

к формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон.

Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате

приливов.

Вершина его докритической ф. - космогопическая гипотеза. Многие

современные астрофизики считают, что она вполне удовл. Объясняет процесс

возникновения миров во Вселенной. Создавая ее он исп. Теорию Космических

Вихрей Декарта.

Основные этапы космогопической гипотезы:

o В первоначальном состоянии В. представляла собой туманность - огромн.

Облако хаотически рассеянных материальных частиц.

o Под влиянием силы притяжения н без к -л. божественною первотолчка частицы

движутся друг к другу. Вследствии чего вокруг элементов с большой

плотностью образуются сгустки материи.

o Под влиянием силы отталкивания элементы элементы стремятся к точкам

притяжения отклоняют друг друга прямолинейного движения. которое

преобразуется в круговое движение около центра притяжения.

o В результате вихревого движения частиц Вселенная образует систему

движущихся в одном направлении космических тел вокруг центрального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.